Общая характеристика Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания Разработал: Учитель биологии МОУ «Первомайская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по естествознанию (7 класс) на тему: Презентация по теме "Внешнее строение рыб"
Advertisements

7
Проверка домашнего задания ЗАДАНИЕ 1: 1. К хордовым относят: а) теплокровных животных; б) бесчерепных /ланцетников/; в) многоклеточных животных; г) животных.
ТЕМА: «Класс рыб» Автор Самойленко Э.А., учитель биологии. МОУ СОШ 14 п г т. Ильский Северского р-на.
«Внешнее строение рыбы». Тип Хордовые Подтип Бесчерепные Подтип Черепные Класс Ланцетники Надкласс Рыбы Класс Хрящевые Класс Костные рыбы рыбы.
Программированный опрос 1.Группа животных, главным признаком которых является наличие хорды на какой-либо стадии развития Подтип Позвоночные 2. Представители.
1 Тема урока: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб»
Лабораторная работа. «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»
Надкласс Рыбы Общая характеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания.
Тыквенко Наталья Вениаминовна Учитель географии и биологии Гляденской ООШ 11 Красноярский край.
Презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме: Внешнее строение и передвижение рыбы
Выявление особенностей внешнего строения рыб. В связи их образом жизни. Лабораторная работа 3 Ткаченко Леры 7 а.
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.
Выберите из списка общие признаки хордовых животных. А) скелет наружный, хитиновый или известковый; Б) скелет внутренний, хрящевой или костный; В) животные.
Рыбы Подготовил ученик 7Д класса Каганцев Никита. Учитель Смирнова Ольга Антоновна.
Тема урока «Классы рыб» Класс Хрящевые Хрящевыерыбы КлассКостные рыбы рыбы.
Автор: учитель первой квалификационной категории МБОУ Рыльская СОШ 5 Курской области Баранова Антонина Петровна.
Царство Животные Простейшиеживотные Многоклеточные Многоклеточныеживотные.
Путешествие в страну Рыб Тип Хордовые Подтип Позвоночные Надкласс Рыбы.
Основные систематические группы рыб. Можно смело сказать, что любой человек, если он проведет хотя бы только один день на реке или озере, если он надышится.
Транксрипт:

Общая характеристика Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания Разработал: Учитель биологии МОУ «Первомайская СОШ» Истринского района, МО Лесонен Петр Петрович

Рыбы – самый многочисленный надкласс позвоночных животных. Он включает более 20 тыс. современных видов. ПредставителиКлассНадкласс Рыбы Хрящевые Скаты Акулы Костные Осетр Лосось Сельдь Карась Классификация рыб

Среда обитания рыб – различные водоемы нашей планеты: океаны, моря, реки, озера, пруды. Она очень обширна: площадь, занятая океанами, превышает 70 % поверхности Земли, а наиболее глубокие впадины уходят в глубь океанов на 11 тыс. м. Среда обитания рыб

Самая распространенная форма тела у рыб обтекаемая Но, приспосабливая форму тела к какому-либо особому образу жизни, естественный отбор создал много рыб причудливой формы. Внешнее строение рыб

Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм их тела: появлению множества приспособлений к условиям обитания как в строении, так и в биологических особенностях. Эти три вида рыб гоняются за добычей в океане. Они всю жизнь стремительно мчатся в воде. Тело у них веретеновидное, обтекаемое. Эти рыбы питаются медленно плавая. Тело их укорочено и сплющено с боков. Оно не позволяет плавать быстро. Эти рыбы питаются тоже медленно плавая, но тело у них вытянуто и сплющено с боков. Оно тоже не позволяет плавать быстро. Тело этих рыб приспособлено для жизни на дне, плавают они медленно. Внешнее строение рыб

В теле можно различить голову, туловище и хвост. Внешнее строение рыб

Снаружи тело покрыто кожей. В коже располагаются мелкие (как у окуня) или крупные (как у карпа) чешуи. Они черепицеобразно налегают друг на друга и плотно прикрывают туловище и хвост. На чешуе образуются годовые кольца, по ним можно определить возраст рыбы. Есть рыбы и голокожие, без чешуи (например, сом). Тело рыб скользкое, так как покрыто выделениями слизистых желез, расположенных в коже. Определение возраста рыбы по чешуе Внешнее строение рыб

Чешуя бывает окрашена в серебристо-серые, черные тона. Многие рыбы имеют яркую окраску – это особенно свойственно рыбам, обитающим среди коралловых рифов. Внешнее строение рыб

Большинство рыб плавает с помощью плавников. Одни из них проталкивают тело вперед, а другие удерживают его в равновесии и помогают изменять направление движения. Вдоль средней линии тела расположены непарные плавники (спинной, хвостовой и анальный), а по бокам тела парные (грудной и брюшной). Внешнее строение рыб

По бокам тела рыбы расположены органы боковой линии – каналы, лежащие в коже под чешуей, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Эти органы позволяют рыбе чувствовать потоки воды, обтекающей тело, и различать в воде предметы благодаря волнам, которые отходят от этих предметов. Органы чувств рыб Боковая линия

1.Поле зрения левым и правым глазами. В области, попадающей в поле зрения обоих глаз, рыба может точно оценивать расстояние до предмета. 2.Глаза у рыбы могут поворачиваться независимо: одним глазом она может смотреть вперед, а другим в сторону. Органы равновесия расположены справа и слева в черепе. Органы чувств рыб 1. 2.

Пара отверстий ноздрей открывается в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния. Органы слуха снаружи не видны, они расположены в костях черепа. Органы чувств рыб

Вкусовые и осязательные клетки разбросаны по всему телу рыбы. Особенно их много на усиках выростах на губах и подбородке, имеющихся у некоторых рыб, например у сомов. Органы чувств рыб

Лабораторная работа.

Тема: Внешнее строение и особенности передвижения рыбы. Цель: Изучить (на примере костистой рыбы) особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы. Оборудование: Банка с рыбой в воде, лупа, предметное стекло.

Ход работы

Рассмотрите рыбу в банке с водой. Объясните, какое значение имеет форма ее тела.

1.Как расположена чешуя на теле рыбы? Какое значение это имеет для жизни рыбы в воде? С помощью лупы рассмотрите строение отдельной чешуйки. 2.Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие. 3.Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде. 4.Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз. 5.Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие – непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде. 6.Зарисуйте рассматриваемую рыбу. Обозначьте на рисунке части тела. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Сделайте рисунок чешуйки рыбы, отметив светлые и темные полосы.