14 апреля 2005 г.
Технология создания системы взаимодействия учителя и родителей в обеспечении мотивации познавательной деятельности. Из опыта работы учителя Лицея информационных технологий Пономарёвой Елены Григорьевны
Подготовительный этап Поиск единомышленников Организация содержательной деятельности детей Организация творческого взаимодействия Педагогическая поддержка Фиксация и анализ результатов и определение путей дальнейшего совершенствования работы
Подготовительный этап Сбор первичной информации Об ожиданиях родителей О возможностях родителей Диагностика интересов детей и родителей Психологические особенности детей, личностных качеств родителей Установление личностных контактов с родителями Возможность школы, микрорайона Изучение возможностей каждой семьи Ознакомление с индивидуальными возможностями личности родителей (опросы, анкеты и др.) Анкета1Анкета3Анкета2
Поиск единомышленников Создание установки на сотрудничество Направить внимание родителей на совместную творческую деятельность в целях создания благополучия для каждого ребёнка (раскрыть роль взрослых в формировании положительного отношения к школе) Создание инициативной группы (родительский комитет)- объединение родителей по желанию Выдвижение задач: 1.Раскрытие творческого потенциала ребёнка 2.Создание благоприятного психологического климата в различных системах отношений Ученик-ученик, Учитель-ученик, Ребёнок- родитель, Учитель-родитель, Родитель-родитель Формирование положительного отношения учащегося к школе вообще к учебе в частности. Формирование взаимосогласуемой педагогической позиции учителя и родителей
Создание творческих групп родителейСоздание творческих групп родителей Разнообразные дела
В творческие группы входят родители, которые имеют творческие задатки, способности, либо их профессиональная деятельность включает в себя ценное для воспитательной работы содержание. Из их состава формируем: Руководители мастерских, кружков, оформители, видеооператоры Финансовая группа Хозяйственная группа Оформительская группа
Разнообразные дела Выполнение домашних заданий. (изготовление костюмов, игровых атрибутов, выполнение творческих поручений). Проведение совместных праздников, игр, организации чаепития, экскурсий. Взаимодействие с социумом (выход в дом детского и юношеского творчества, в клуб по месту жительства, библиотеку). Организация соревнования по подвижным играм, «Спортляндия», бегу и пр. Участие в общественных акциях (День знаний, День учителя и тд.) Спорт
Включение всех и каждого в целостную систему творческого взаимодействия Инициаторы Зрители Сотрудники Жюри и судьи Диспетчеры и ассистенты, их помощники Тренеры Репетиторы. Д.Рож. Нов.год.
люди, по инициативе которых рождаются интересные проекты, программы Подготовка сценария; Формулировка идей; Они мозговой творческий центр
поддержка аплодисментами, активное участие в программе (общая песня, шумовой оркестр, хоровод, танцы с детьми, соревнования типа «дети - родители», отгадчики и др.) Шум.ор.
Совместное выполнение домашних творческих заданий (изготовление костюмов, экспонатов на выставку, игровых атрибутов, подбор загадок, пословиц, поговорок, игр)
Формирование команд для оценки конкурсов, игр, состязаний Основные принципы формирования: Наличия времени для участия Профессиональные знания в определённой области, независимость, объективность (включение в состав жюри тех родителей дети которых в данном соревновании не участвуют)
Помощь в подсчете очков, Оформление программ, Наблюдение за ходом программы Оглашение хода программы (поощрения или штрафы)
Готовят команду к соревнованиям по шахматам, подвижным играм, лыжам и др.
Проводят: Репетиции танцевальных и музыкальных групп Тренировка чтецов Репетиции спектаклей Репетиции сценариев праздников
Индивидуализация- дифференциация Учет личных качеств, временных возможностей, а на основе этой информации включать родителей в организацию деятельности класса, вариантно используя различные виды участия Планировать и заранее информировать родителей о предстоящей работе (для корректировки личных планов) Стимулирование Выражать благодарность лично или через администрацию, детей на классных т родительских собраниях, праздниках и др. Использовать записи в дневник ребёнка, телефонные звонки, благодарственные записки. Анализ деятельности Периодически совместно с родителями и детьми анализировать проделанную работу Прослеживать и отмечать личный рост ребёнка
Произошла гармонизация межличностных отношений с системе «дети-родители- учителя» Творческий перенос приобретенных навыков Распространение опыта коллективной деятельности на другие ситуации Выпуск. Таблица