Практика Международного Московского Банка в области управления Операционными рисками (ОР) Москва, 2005 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контроль операций с ценными бумагами. Вопросы и проблемы. А.В. Макаров ОАО Внешторгбанк Управление внутреннего контроля.
Advertisements

1 Управление правовым риском в кредитной организации Александр Мосягин, Член Правления ЗАО «Коммерцбанк (Евразия)»
Операционные риски – практика внедрения Проект Базель II в ММБ.
Опыт организации комплаенс-контроля в рамках СВК: основные принципы и стандарты комплаенс контроля Начальник управления комплаенс-контроля И.Ю.Катышева.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ: ЗАДАЧИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БАНКА РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ.
Аssociation of Bаnks of North- West Ассоциация Банков Северо-Запада Докладчик: Артур Н. Хуснутдинов, начальник отдела консолидации рисков Дирекции банковских.
О перспективах стандартизации качества деятельности банков и использования процессных подходов в Банке России Р.Х.Марданов, Председатель Национального.
Система корпоративного управления Высшим органом управления банка ВТБ является Общее собрание акционеров. Наблюдательный совет Банка, избираемый акционерами.
Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан Банка России СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ –
Понятие Системы управления безопасностью полетов Характеристиками СУБП являются… »Приверженность высшего руководства принципам управления безопасностью.
Банковские риски Лекция 8.. Риск Под риском мы будем понимать вероятность потери банком части своих средств, недополучения доходов или произведения дополнительных.
Организационная структура банка Лекция 3.. Основные элементы эффективной организационной структуры: число и функции управленческих служб; механизм их.
Характеристика направления «Менеджмент» (бакалавриат)
Автоматизация системы управления операционными рисками в банке Ноябрь 2007 г.
Внедрение системы управления рисками в ОАО «Сибирьтелеком» С.А. Гроза – директор департамента внутреннего аудита ОАО «Сибирьтелеком»
Повышение эффективн ости системы корпоративного управления в банке ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Магистрант : М.А. Богуш Научный руководитель: О.В. Тарасова.
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов.
Вера Кравченко Ведущий специалист корпоративного управления Практика взаимодействия с заинтересованными сторонами при подготовке отчетов в области.
Реализация мероприятий и требований согласно Инструкции Банка России от И в «Сетелем Банк» ООО
О ПРОЕКТЕ СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА.
Транксрипт:

Практика Международного Московского Банка в области управления Операционными рисками (ОР) Москва, 2005 г.

2 О нем говорят много… Банк России: « ОР - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик), применяемых кредитной организацией информационных технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.» Базельский комитет: «ОР – риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий. Включает юридический риск, но исключает стратегический и репутационный риски.» Наши акционеры говорят об ОР языком Базеля, но не рекомендуют слепо его придерживаться!

3 Но суть сводится к одному… ОР - это последствия бесконтрольных или не скоординированных действий как людей, так и систем, которые могут повлечь за собой прямые и косвенные убытки, ухудшенную репутацию и, наконец, просто КРАХ всего, что нажито непосильным трудом…………

4 Операционный риск Операционный риск Повседневная деятельность Банка Источники ОР: Сотрудники; Подразделения; Контрольные механизмы; Процессы; Технологии; Внешние события; Партнеры, т.е. ВСЯ ИНФРАСТРУКТУРА БАНКА!!! Происшествия, потеря качества… Прямые убыткиКосвенные убытки Ухудшение репутации

5 Механизм контроля ОР в ММБ Служба внутреннего аудита; Комплаенс-контроль; Система внутреннего контроля в структурных подразделениях Банка; Аудиторский комитет акционеров. С 2003 г. - создан Отдел операционных рисков в Управлении по контролю за рисками

6 Мы руководствуемся... В первую очередь, Действующим законодательством РФ; Рекомендациями Банка России; Положениями Базельского комитета; Рекомендациями и опытом акционеров; Собственным накопленным опытом, практикой и сложившимися обычаями, а также Здравым смыслом!

7 Опыт наших стратегических акционеров HVB Group Девиз: Анализ мирового опыта +Проект Базель II с учетом национальной специфики... Большая команда в рамках Группы; Идентификация и анализ ОР; Выявление ОР у источников рисков; Оценка ОР; Управление ОР; План мероприятий по минимизации ОР; Риск-менеджмент; Регулярный мониторинг и отчетность коллегиальному органу. Nordea Group Девиз: Всеобъемлющее знание и понимание бизнеса и основных процессов в организации, и… Большая команда (включая Отдел безопасности); Проведение регулярной самооценки; Регулярный мониторинг и отчетность коллегиальному органу; Знают все о своих организациях; Никогда не навязывают свои знания, а предупреждают и рекомендуют; Помогают понять себя изнутри; Не забывают про мировой опыт!

8 Что должно входить в функции ООР На чем мы акцентируем наше внимание… Ежедневный анализ действий сотрудников в операционной системе Банка (исправительные записи, ошибки); Выявление предпосылок для реализации ОР по любым видам продуктов и услуг Банка, всем видам деятельности подразделений; Выявление нестандартных ситуаций или отклонений от действующих порядков, правил, процедур; Участие в работе по изменению, совершенствованию бизнес- процессов; Взаимодействие со всеми подразделениями Банка, филиалами, представительствами; Участие во внедрении Новых продуктов и услуг; Формирование стандартов для Новой операционной банковской системы; On-line консультации всех подразделений Банка; Регулярные отчеты Правлению и Аудиторскому комитету Банка.

9 Нам удалось достичь за 2 года Плюсы: 1. Появление риск-менеджеров на местах (в филиалах, отделениях, структурных подразделениях); 2. Об ОР стали говорить; 3. Налажена «обратная связь» с подразделениями Банка; 4. Отделом ОР создана и ведется база данных по операционным ошибкам/убыткам (Loss database); 5. Виза Отдела операционных рисков является обязательной для многих внутрибанковских документов; 6. Отдел ОР обладает информацией обо всех продуктах и услугах Банка (Product Guide), участвует в разработке и внедрении Новых продуктов Банка, что позволяет создавать операционную карту Банка; 7. Отдел ОР участвует в разработке стандартов для Новой операционной системы Банка. Минусы: 1. Не удалось достичь полного методологического единообразия. 2. Перегруженность Отдела операционных рисков не относящейся к его компетенции информацией. 3. Разочарование в перфекционистском подходе.

10 Концептуальные вопросы, ответы на которые не однозначны для нас Как рассчитать подверженность ОР, особенно, в части человеческого фактора; Что предпочесть: язык формул или экспертное мнение? Ухудшенная репутация – категория риска или последствие? Отчисление капитала на покрытие ОР – дань моде или реальный механизм защиты? Автоматизация бизнес-процессов – благо или дополнительный фактор риска?

11 Факторы, с которыми приходится считаться: Стремительный рост Банка; Особенности корпоративной культуры; Автоматизация.

12 Наши рекомендации тем, кто хочет научиться управлять ОР Знать все о своем Банке! Центр компетенции и представители на местах! Независимость (в т.ч. организационная) Отдела ОР в суждениях и действиях. Экспертное мнение + статистика. Как привлечь персонал к сотрудничеству? - Ответ в вашей корпоративной культуре! Контроль бизнес-процессов – ключ к успеху. «Продвинутые методы»(Advanced measurement approach) без знаний о своей организации – наука не применимая на практике!