Министерство Российской Федерации, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Тема: Социально-экономические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Advertisements

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
Чрезвычайные ситуации.. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
«Нормативно-методическое обеспечение функционирования систем поддержки принятия решений по вопросам реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
Немного истории: Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992 г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения и.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных.
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
РСЧС. Составила Расчетова Анна ученица 10 б класса.
О проекте концепции федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» Министр Российской Федерации по.
Основные положения по созданию системы приёма и обработки вызовов оперативных экстренных служб по телефонному номеру 112 Начальник управления ФГУ ВНИИ.
Гражданская оборона. Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения.
РСЧС ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ.
Учебная дисциплина: «Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» «Государственный надзор в области защиты.
Тема 2. Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени МЧС РФ – федеральный орган управления в области.
Несчастные случаи с людьми происходят в различных сферах их деятельности, и для спасения людей одних только сил и полномочий МЧС России явно недостаточно.
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области Тема: Организация создания, использования и пополнения запасов.
«Разработка программно-методического аппарата оценки безопасности проживания населения на загрязненных территориях на основе анализа и комплексной оценки.
Транксрипт:

Министерство Российской Федерации, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Тема: Социально-экономические последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - Авдотьин Владимир Петрович

Размеры ущерба от ЧС в субъектах Российской Федерации в 2003г.(тыс. руб.)

Стратегические показатели состояния России 0-1 Наименование показателяКритиче- ское значение Реа- льное значение Возможные последствия 1.Уровень падения производства30%47%Деиндустриализация страны 2.Доля высокотехнологической продукции 15%1%Технологическое отставание 3.Доля ВВП ассигнований на науку 2%0,4%Разрушение научного потенциала 4.Соотношение доходов граждан10:120:1Социальный кризис 5.Доля населения за чертой бедности 10%30%Люмпенизация населения 6.Условный коэффициент депопуляции 1,01,65Вымирание нации 7.Средняя продолжительность жизни 7565,9Снижение жизнеспособности страны 8.Экономические потери, % к ВВП5%15%Жизнеопасность окружающей среды 9.Уровень потребления алкоголя, литров на человека 815,5Деградация населения 10.Уровень доверия населения к органам власти 25%15%Кризис власти

Социальные риски России Риски смерти (количество смертей/год) Риски преждевременной смерти (количество смертей/год) - смертность по старости (2,3010Е-3) Общий риск смерти – 15,3510Е-3 смертей/год (2000 год в России) - социально-экономические причины (6,6010Е-3) - экологические причины (2,7010Е-3) - смертность по старости (2,3010Е-3) - природно-техногенные причины (0,7710Е-3) - самоубийства (0,3010Е-3) - преступления (0,2010Е-3) -преждевременная смертность - (13,0510Е-3) 15% 85% 56,5% 20% 15% 5% 2,5% 1,5% 0-2

1-2 Классификация ЧС в зависимости от масштаба Параметр Класс ЧС Локаль- ная МестнаяТеррито- риальная Региона- льная Федера- льная Трансгра- ничная Количество пострадавших, чел не бо- лее 10 свыше 10, но не более 50 свыше 50, но не бо- лее 500 свыше 500ЧС, пора- жающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, кото- рая про- изошла за рубежом и затраги- вает территорию РФ Кол-во людей с нарушением условий жизне- деятельности не бо- лее 100 свыше 100, но не более 300 свыше 300, но не бо- лее 500 свыше 500, но не бо- лее 1000 свыше 1000 Ущерб, МРОТ (тыс.) не более 1 свыше 1, но не более 5 свыше 5, но не бо- лее 500 свыше 500, но не бо- лее 5000 свыше 5000 Размер зоныобъектн.п., город, район субъект РФ2 субъекта РФ более 2-х субъектов РФ

Всего Территориальные Локальные Региональные Местные Федеральные Масштабность ЧС (2004 г.) (100%) (16%) (54,4%) (29,5%)

Руководящие органы управления Региональные и более масштабные ЧС ЦУКС МЧС России Территориальные и более масштабные ЧС КЧС субъекта РФ ГУ ГОЧС субъекта РФ Местные и более масштабные ЧС КЧС города УГОЧС города ЕДДС города Локальные ЧС, требующие координации городских служб Основные информационные потоки Вспомогательные информационные потоки Региональный центр ОСОДУ субъекта РФ ОДС регионального центра Предприятия города Масштабы чрезвычайных ситуаций и уровни реагирования на них Масштабы ЧССпециально уполномоченные органы по делам ГО и ЧС Органы повседневного управления Федеральные и более масштабные ЧС МВК по предупреждению и ликвидации ЧС МЧС России ЦУКС (ЕДДС) субъектаРФ 1-4

ТЕХНОГЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ПРИРОДНАЯ ОПАСНОСТЬ Общие данные об опасностях и численности населения, проживающего в зонах их действия 2-1 ХарактеристикаОпасности РадиационнаяХимическаяПромышл. и транспортная Кол-во объектов, ед Численность населения в зоне объекта, млн. чел. 4,14412,1 Износ основного оборудования, % ХарактеристикаОпасности ЗемлетрясенияВысокие уровни воды Природные пожары Площадь территории20% территории400 тыс. км тыс. га Численность населения в зоне, млн. чел. 2040,111,1 Численность населения в зонах ЧС в сравнении с 1999 г. сократилась на 1,7 млн. чел.

Количество погибших, не менее N человек Частота аварий, раз в год Россия США Великобритания Нидерланды Сравнительная оценка уровней риска для России и других стран 2-2

Эффективность мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (на примере стран Западной Европы) Страхование возможных потерь (с учетом страховых выплат) Проведение инженерно-технических мероприятий (ИТМ), организация спасательных работ: рациональное размещение потенциально-опасных объектов и планировка населенных пунктов; конструктивно-планировочные решения зданий, сооружений и инженерных сетей; строительство специальных защитных сооружений (плотин, дамб и т.д.) и проведение инженерных работ. % Проведение инженерно-технических мероприятий Организация спасательных работ Ущерб Потери населения Без проведения ИТМ При проведении ИТМ Неорганизованные действия при ЧС Эффективная организация действий % % 80 % 45 %

2-3 Диаграмма составляющих чрезвычайных ситуаций 2004 г. Доля погибших в результате ЧС, % Биолого-социальные ЧС 4,1% Природные ЧС 25,9% Террористические акции 1,5% Техногенные ЧС 68,5% Биолого-cоциальные ЧС 0,5% Природные ЧС 3,0% Террористическиеакции 3,7% Техногенные ЧС 92,8%

Доля пострадавших в результате ЧС, % (2004 г.) Распределение заявленного ущерба от ЧС, % 2-4 Природные ЧС 44% Техногенные ЧС 29% Террористические акции 4% Биолого-социальные ЧС23% Природные ЧС46,5% Техногенные ЧС53% Биолого-социальные ЧС - 0,5%

2-5 Диаграмма составляющих чрезвычайных ситуаций, происшедших в РФ в первом полугодии 2005 года Диаграмма составляющих чрезвычайных ситуаций, происшедших в РФ в первом полугодии 2005 года Техногенные ЧС - 72,58% Биолого-социальные ЧС - 3,84% Террористические акты0,73% ПриродныеЧС - 22,85%

Доля погибших в результате ЧС, происшедших в Российской Федерации в первом полугодии 2005г. Доля погибших в результате ЧС, происшедших в Российской Федерации в первом полугодии 2005г ,8% 10,62% 8,52% 15,06% От терактов От биолого- социальных ЧС От техногенных ЧС От природных ЧС

Динамика численности погибшего и пострадавшего населения в ЧС за период с 1996 по 2001 гг. Динамика численности погибшего и пострадавшего населения в ЧС за период с 1996 по 2001 гг. 2-8

Основные перспективные направления формирования государственной политики предупреждения ЧС Основные перспективные направления формирования государственной политики предупреждения ЧС Перспективные направления (проблемные задачи) Основные результаты 2Окончательное формирование целей, направлений и задач государственной политики, путей и способов их реализации. Окончательная редакция основ государственной политики (цели, направления, пути и способы их реализации) 3Развитие организационных основ управления стратегическими рисками Предложения по созданию более совершенных организационных основ управления стратегическими рисками: например, Федеральное агентство под эгидой Совета безопасности и т.п. 4Международная интеграция на основе принципов устойчивого развития Согласования национального и международного нормотворчества с целью снижения рисков, имеющих трансграничный характер. 3-1б

Основная цель государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера: «Обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска» «Обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска» Под приемлемым риском понимается тот риск, который гражданин, общество и государство, принимая решения о своей жизнедеятельности, считают допустимым в определенный период времени. Под приемлемым риском понимается тот риск, который гражданин, общество и государство, принимая решения о своей жизнедеятельности, считают допустимым в определенный период времени.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Элементы государственной политики Основные направления государственной политики Нормативная правовая база Концентрация ресурсов Адаптация органов управления Внесение изменений и дополнений в действующую законодательную базу, разработка законопроектов и подзаконных актов Разработка и реализация федеральных целевых программ Создание и использование методологии управления рисками ЧС Учет ЧС в планированииСоздание методических основ и механизмов учета последствий ЧС при разработке программ и планов социально-экономического развития страны Целенаправленные научные исследования Разработка основ теории безопасности населения, создание научных основ предупреждения ЧС, совершенствование технического оснащения идр.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (продолжение) ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (продолжение) Элементы государственной политики Основные направления государственной политики Социально- политические факторы Международное сотрудничество и взаимодействие Обучение всех категорий населения, пропаганда значимости ЧС с точки зрения безопасности и устойчивого развития, а также деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС Создание нормативной правовой базы и международных структур, обеспечивающих сотрудничество и взаимодействие в области предупреждения и ликвидации ЧС Контроль за соблюдением положений, норм и требований нормативных правовых актов Развитие и совершенствование системы надзора и контроля по соблюдению норм и требований нормативных правовых актов и за выполнением соответствующих программ и текущих планов по предупреждению и ликвидации ЧС

Элементы государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС Элементы государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС Основные элементы государственной политики Нормативно-правовая база Целенаправленные научные исследования Концентрация ресурсов Адаптация органов управления и межведомственного взаимодействия Планирование социально- экономического развития Контроль и надзор Международное сотрудничество Социально-политические меры (обучение, пропаганда и т.д.) Мониторинг экономики, социальной сферы, состояния безопасности. Социологические исследования Системы мониторинга и прогноза Оценка эффективности государственной политики Мониторинг и анализ тенденций ЧС, состояния сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС Обратная связь

1.Организация деятельности РСЧС. Ведение гражданской обороны РФ. 2.Целевое комплексное планирование мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Повышение устойчивости функционирования объектов хозяйственного назначения. Мобилизационная подготовка народного хозяйства. 3.Органы управления, силы и средства РСЧС. Обеспечение их готовности к действиям. 4.Связь, оповещение и информация в области защиты от ЧС. 5.Подготовка населения к действиям в ЧС. 6.Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности РСЧС.Резервы материально-технических средств. 7.Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты от ЧС. 8.Социальная защита населения, пострадавшего в ЧС и лиц, участвовавших в ликвидации их последствий. 9.Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС. 10.Организация ликвидации ЧС. 11.Международное сотрудничество. Гуманитарные акции. 1.Организация деятельности РСЧС. Ведение гражданской обороны РФ. 2.Целевое комплексное планирование мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Повышение устойчивости функционирования объектов хозяйственного назначения. Мобилизационная подготовка народного хозяйства. 3.Органы управления, силы и средства РСЧС. Обеспечение их готовности к действиям. 4.Связь, оповещение и информация в области защиты от ЧС. 5.Подготовка населения к действиям в ЧС. 6.Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности РСЧС.Резервы материально-технических средств. 7.Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты от ЧС. 8.Социальная защита населения, пострадавшего в ЧС и лиц, участвовавших в ликвидации их последствий. 9.Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС. 10.Организация ликвидации ЧС. 11.Международное сотрудничество. Гуманитарные акции. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННЫХ И РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ В МЧС РОССИИ ЗАКОНОПРОЕКТОВ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданской обороне» О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» «О международной гуманитарной деятельности» «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданской обороне» О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» «О международной гуманитарной деятельности» «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта»

ФЦП Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года Цель ФЦП - комплексное решение проблемы снижения природных и техногенных рисков и смягчения последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф в Российской Федерации в интересах повышения уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в условиях возможных ЧС и создания необходимых предпосылок для устойчивого развития Российской Федерации О с н о в н ы е з а д а ч и Создание и развитие федеральной, региональных и ведомственных систем мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, включая модернизацию существующей сети наблюдений и лабораторного контроля Формирование необходимой нормативной, правовой и методической базы для обеспечения государственных процедур контроля и нормирования природных и техногенных рисков Создание и развитие научно- методических основ управления природными и техногенными рисками ЧС в Российской Федерации Разработка и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств ликвидации ЧС Совершенствование системы подготовки кадров, специалистов по управлению риском, а также населения к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС

Сроки и основное содержание этапов реализации ФЦП 1 этап Разработка научных, организационных и экономических основ для реализации программных мероприятий: идентификация и оценка природной и техногенной опасности территорий Российской Федерации; районирование территорий РФ по степени комплексного риска от ЧС природного и техногенного характера; разработка теоретических и практических основ управления комплексным риском от ЧС природного и техногенного характера, обоснование и внедрение механизмов государственного регулирования рисков аварий, катастроф и стихийных бедствий; развитие федеральных, региональных и ведомственных систем мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера; разработка и реализация комплекса неотложных наиболее эффективных мер по предупреждению ЧС в регионах Российской Федерации, имеющих высокие показатели комплексного риска; развитие и внедрение на федеральном и территориальном уровнях системы страховых фондов аварийных комплектов документации объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения для документального обеспечения РСЧС 2 этап Реализация программы в полном объеме: внедрение результатов НИОКР в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС; реализация комплекса долго- срочных мероприятий по предупреждению ЧС, управле-нию природными и техноген- ными рисками, смягчению пос- ледствий катастроф на терри- ториях субъектов РФ; внедрение и обеспечение эксплуатации на федеральном и территориальном уровнях системы страховых фондов аварийных комплектов документации объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения

ФЦП Ядерная и радиационная безопасность России» на годы Цель ФЦП - комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения Подпрограммы, в которых участвует МЧС России: Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение. Защита населения и территорий от последствий возможных радиационных аварий. Разработка федеральных норм и правил по ядерной безопасности и радиационной безопасности Стратегия обеспечения ядерной и радиационной безопасности России Методы анализа и обоснования безопасностиядерно- ирадиационно-опасных объектов Создание ЕГАСКРО Организация единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан и состояния здоровья групп риска населения, подверженным повышенным уровням радиационного воздействия. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Разработка федеральных норм и правил по радиационной безопасности. Методическое обеспечение деятельности по защите населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению. -

Структура системы программных мероприятий Система мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска Система мер по снижению риска, смягчению последствий ЧС и защите населения и территорий Государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС Система мер по информационному обеспечению управления риском ЧС Подготовка населения и специалистов РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС, развитие методической и материально-технической базы подготовки Р Е А Л И З А Ц И Я Р А З Р А Б О Т К А II III IV I V Система мер по прогнозированию и мониторингу ЧС VI

ФЦП Преодоление последствий аварий и катастроф на период до 2010 года» Цель ФЦП - завершение в основном к 2011 г. мероприятий, связанных с обеспечением радиационной защиты граждан РФ, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий на ПО «Маяк», ЧАЭС и испытаний на Семипалатинском полигоне, и социально- экономической реабилитации пострадавших территорий, возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным условиям проживания и хозяйственной деятельности, снижение риска радиоактивного загрязнения природных сред от ПО «Маяк»

Задачи ФЦП «Преодоление последствий аварий и катастроф на период до 2010 года» обеспечение необходимой специализированной медицинской, а также психологической помощью населения получение объективной информации для определения льготных контингентов населения обеспечение производства нормативно чистой сельскохозяйственной продукции обеспечение устойчивого ведения лесного хозяйства снижение доз облучения населения и возврат территорий к нормальным условиям жизни и хозяйственной деятельности предотвращение дальнейшего загрязнения от ПО «Маяк» завершение строительства и ввод в эксплуатацию ранее начатых объектов соцкультбыта и ЖКХ

Методология исследования и основные этапы проведения комплексной оценки природных и техногенных рисков для населения построение множества сценариев возникновения и развития аварии; оценка частот реализации каждого из сценариев возникновения ЧС; построение полей поражающих факторов; оценка последствий; определение показателей социального риска; построение интегральных показателей риска для населения, территорий; определение нормативов гарантированного государством риска.

Районирование по уровню риска территории Камчатской области Допустимый менее 1х10 -5 Незначительный от 1,1х10 -5 до 5х10 -5 Умеренный от 5,1х10 -5 до 20х10 -5 Высокий от 20,1х10 -5 до 100х10 -5 Весьма высокий от 100,1х10 -5 до 120х10 -5 Чрезвычайно высокий 120,1х10 -5 Индивидуальный комплексный риск КритерииКритерии

4-1 Наименование органа Все опрошенные Попадали ли в ЧС? данет Федеральные власти14,11613 Региональные власти999 Местные власти29 28 Аварийно-спасательные службы Руководители предприятий6,4104 Общественные организации111 Правоохранительные органы11,4168 Сами люди Другие2,131,5 Органы, оказывающие наибольшую помощь в ЧС

ХарактеристикаОценка СнижаетсяНе меняетсяВозрастаетТрудно сказать Доверие к власти6216,69,112,6 Сплоченность людей9, Социальная напряженность 7,211,674,47 Кол-во правонарушений Оценка последствий ЧС

Катастрофы, в которые бояться попасть люди в ближайшие 5 лет, в зависимости от того – побывали они в ЧС или нет Попадали ли в ЧС Виды катастроф ПриродныеТехноге- нные Экологи- ческие Социа- льно- полити- ческие Военные да нет

Ожидаемый вклад ФЦП в реализацию Государственной стратегии устойчивого развития РФ Повышение стабильности экономики: - сокращение количества аварий и катастроф на объектах экономики; - сокращение возможного максимального ущерба от ЧС и материаль- ных ресурсов на их ликвидацию до 2-3% ВВП; - вывод из эксплуатации или перепрофилирование предприятий, не от- вечающих действующим нормам промышленной безопасности. Оздоровление экологической обстановки в стране: - управление комплексным риском в рамках строгих ограничений воз- действия на экосистемы; - переход на экологически чистые технологии; - повышение безопасности функционирования потенциально опасных объектов. Улучшение социально-психологического климата в стране: - уменьшение на 30-40% социальных потерь от ЧС; - сохранение здоровья и увеличение средней ожидаемой продолжи- тельности предстоящей жизни человека; - ограничение и запрет на деятельность, при которой уровень риска превышает допустимое значение. Направления и цели устойчивого развития Вклад ФЦП в устойчивость развития РФ Основные направления Стратегические цели 1. Экономическое развитие 2. Экологическая безопасность 3. Социальное развитие Создание стабильной социально и экологически ориентированной экономики. Обеспечение устойчивых темпов роста ВВП. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды. Сохранение и восстановление экосистем. Научно обоснованное повышение качества жизни людей. Увеличение средней продолжительности жизни населения.

Социальные последствия Политические последствия Гибель людей Медицинские и психологические последствия Увеличение числа бездомных и безработных Национальные, религиозные и военные конфликты Изменения в социальной структуре общества Миграция населения, беженцы Социальные и политические последствия ЧС

Ценовая и налоговая политика Государственное регулирование снижения риска Механизмы политики в области управления риском Формирование конкурентной среды Система стимулов и условий для снижения риска Инвестиционная политика Система нормативно- законодательных актов Структурная политика в области управления риском Научно-техническая и политика управления риском Региональная политика в области управления риском Внешнеэкономическое сотрудничество и дипломатия Прогнозирование развития отраслей и сфер экономики с учетом природно-техногенных рисков Прогнозирование социально-экономических последствий ЧС

МЧС России Зарубежные правительственные и иные организации по проблемам предупреждения и ликвидации ЧС ЦУКС МЧС России РИУЦОИУЦАП Агентство МЧС России по мониторингу и прогнозированию ЧС ВЦМП РЦМПТЦМП Министерство (ведомство) РФ ФИАЦОтИАЦ Субъект РФ Система мониторинга и прогнозирования ЧС Администрация КЧС ГУ ГОЧС Федеральные, ведомственные и территориальные системы наблюдения и контроля Окружающей среды Росгидромет Рослесхоз МПР России РАН ССК (Минобороны России) Госстрой России Ведомственные учреждения контроля Техногенной и биосферы Росгидромет Минобороны России Минсельхоз России РАН, РАМН МПС, Минтранс России Минздрав России МПР России Промышленные министерства и ведомства, консорциумы и ассоциации РФ

Комплексная оценка уровня социально_ экономического развития регионов РФ Типовая имитационная модель социально-экономического развития регионов Российской Федерации Прогноз основных показателей социально- экономического развития регионов РФ С Ц Е Н А Р Н Ы Е У С Л О В И Я Укрупненная схема формирования прогнозов социально-экономического развития регионов с использование комплексной имитационной модели Рекомендации по корректировке сценарных условий Аналитическая база данных Производство Население Финансы и бюджетЗанятость Информация о социально-экономическом развитии Российской Федерации в региональном и отраслевом разрезе: ретроспективная и прогнозная информация * Управляющие параметры государственной экономической политики * Прогнозирумые макроэкономически параметры *Прогнозируемые управляющие параметры регионов

Оценка социально- экономи- ческих последс- твий ЧС Итоги социально- экономиче- ского развития страны с учетом ликвидации ЧС Прогнозы Долгосроч ные 10 лет Среднесро ч-ные 3-5 лет Краткосро ч-ные 1 год Социальная политика Макроэкономичес кая политика Региональная экономическая политика Экологическая политика Внешне- экологическая политика Инвестиционная и структурная политика Программа развития РФ на перспективу Проект сводного финансового баланса на территории РФ с учетом предлага- емых затрат на предупреж- дение и ликвидацию ЧС Проект бюджета РФ Послание Президента РФ Федеральному Собранию: Специальный раздел «О социально- экономическом развитии РФ» Обоснование мероприятий по снижению рисков ЧС и смягчению последствий аварий и катастроф Прогноз социально- экономи- ческих последс- твий ЧС СХЕМА УЧЕТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС В ФОРМИРОВАНИИ ПРОГНОЗА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РОССИИ Минэкономики России Минфин России Минсоцтруда России Минприроды России Минсельхоз России Минтранс России МПС России Минздрав России Минприроды России Другие мин-ва и ведомства Минфин России Минэкономики России МЧС РоссииМЧС России

Оценка социально- экономи- ческих последствий ЧС Социальная политика Макроэкономи- ческая политика Региональная экономическая политика Экологическая политика Внешне- экономическая политика Инвестиционна я и структурная политика Предложения в Программу развития РФ на перспективу Итоги социально- экономического развития страны с учетом социально- экономических последствий ЧС Обоснование мероприятий по снижению рисков ЧС и смягчению последствий аварий и катастроф Предложения в проект бюджета РФ Предложения в в специальный раздел «О социально- экономическом развитии РФ » послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Мониторинг и прогнозирование ЧС Анализ авиационно- космической информации Ущерб от ЧС Прогноз социально- экономи- ческих последствий ЧС

Расчет ущерба от лесного пожара: - в натуральных показателях (куб.м.) - в денежном выражении (руб.) ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ ПО ДАННЫМ КОСМИЧЕСКИХ СНИМКОВ Определение таксационных характеристик сгоревщего древостоя Определение площади гари Исходные данные: Космический снимок с действующим очагом пожара Космический снимок гари от лесного пожара Карта материалов лесоустройства (таксационные характеристики леса) Определение координат очага пожара Наложение контура гари на участок карты лесоустройства. Определение характеристик сгоревшего древостоя: тип леса, полнота, возраст, густота и др. Расчет ущерба:

Русло реки, озера, пруды Затоплено 40% территории с открытыми почвами Незатопленные открытые от растительности почвы Затоплено 80% территории с растительностью в удовлетво- рительном состоянии Затоплено 50% территории с рас- тительностью в плохом состоянии Подтопленные открытые почвы Затоплено 50% территории с расти- тельностью в хорошем состоянии Затоплено 30% территории с расти- тельностью в удовлетворительном состоянии Подтопленные территории с расти- тельностью в удовлетворительном состоянии Затоплено 10% территории, на ко- торой была растительность в очень хорошем состоянии ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ПАВОДКОВ (НАВОДНЕНИЙ) ПО ДАННЫМ КОСМИЧЕСКИХ СНИМКОВ Исходный снимок с КА Ресурс района затопления Исходный снимок с КА Ресурс района до затопления Наложение двух исходных снимков, обработка совмещенных снимков с использованием методов классификации изображений, главных компонент и анализа временных рядов

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНОГЕННОЙ ОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ОПАСНЫХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ Основные этапы работ 1.Анализ статистических данных о происшедших техногенных ЧС. 2.Моделирование состояния элементов техногенных систем при воздействии нагрузок от стихийных бедствий и опасных гидрометеорологических явлений. 3.Прогнозирование ожидаемой техногенной опасности на территории страны. Решаемые задачи 1.1.Выявление основных закономерностей изменения количества техногенных ЧС за период наблюдения 1.2.Выявление основных закономерностей сезонных изменений количества техногенных ЧС 2.1.Сбор и обновление исходных данных об источниках техногенной опасности и элементах техногенных систем 2.2.Разработка моделей и методов прогнозирования показателей техногенной опасности в зависимости от параметров внешних нагрузок 3.1.Прогнозирование общего количества техногенных ЧС 3.2.Прогнозирование удельного веса техногенных ЧС различных видов в формировании данных техногенной опасности 3.3.Мониторинг стихийных бедствий и опасных гидрометеорологических явлений 3.4.Зонирование территории страны по степени техногенной опасности Практические результаты Среднее количество ЧС в месяц НОВОСИБИРСК Показатели роста количества техногенных ЧС по годам Показатели сезонного изменения количества техногенных ЧС Базы данных по источникам техногенной опасности Базы данных по элементам техногенных систем Нагрузки Элементы техногенных систем Показатели техногенного риска