Всероссийский Общественный Форум медицинских работников Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении РОССИЯ 2012 18 мая 2012 г. Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершенствование медицинского образования и кадрового обеспечения здравоохранения Директор Департамента образования и развития кадровых ресурсов В.А.Егоров.
Advertisements

Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРИТЕРИЕВ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ Л.К. МОШЕТОВА Ректор, академик РАН Российская медицинская академия последипломного.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Всероссийский учебно - научно - методический центр.
Роль социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании Смирнова Нина Александровна Старший методист учебно-методического центра по.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГБОУ СПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» С ЛЕЧЕБНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СООТВЕТСТВИИ С Федеральным законом РФ 273-ФЗ.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Пермский муниципальный район МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Обзор региональных нормативных документов, регламентирующих процедуру сертификации квалификаций Заместитель начальника отдела профессионально общественной.
Проблемы введения эффективного контракта в деятельность образовательных организаций.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Профессиональное образование по Федеральному Закону от 21 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Расширенное заседание коллегии министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области совместно с Ученым Советом СГМУ, 22 марта 2012.
Воспитать детского врача Казанский государственный медицинский университет XVII съезд педиатров России Подготовка врача-педиатра – прошлое, настоящее,
Транксрипт:

Всероссийский Общественный Форум медицинских работников Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении РОССИЯ мая 2012 г. Москва

Роль модернизации для пациента Доступность любой необходимой медицинской помощи Государственные гарантии бесплатного оказания медицинской помощи необходимых структуры и объема Доступ к современным эффективным медицинским технологиям Возможность получать медицинскую помощь у высоко- квалифицированных медицинских работников

«Разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей» УКАЗ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Единая кадровая политика

1.Повышение профессионального уровня врачей и среднего медицинского персонала; 2.Повышение мотивации к качественной работе - оказанию качественной медицинской помощи – при устранении нелегитимных платежей населения; 3.Развитие профессионального менеджмента на соответствующих уровнях управления отраслью; 4.Устранение кадровых дисбалансов в отрасли: – изменение соотношения числа врачей к числу медсестер до 1 к 3 и более (по ряду направлений); – обеспечение баланса рабочих мест в соответствии с реальными потребностями трех-уровневой системы оказания медицинской помощи (прежде всего, устранение острого кадрового дефицита в первичном звене, особенно в удаленных районах страны и в сельской местности); – оптимизация пропорций среди представителей отдельных медицинских специальностей. Задачи:

КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (врачи) Год Численность, тыс. человек Соотношение к предыдущему году % физ. лиц, тыс.чел , ,7-0,8-4, ,4-0,7-4, ,60,74, ,10, , ,70,10, ,21,16, ,40,53, ,20,73, ,70,64, ,1-0, ,4-0,9-5,6

КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (средний медицинский персонал) Год Численность, тыс. человек Соотношение к предыдущему году % физ. лиц, тыс.чел , ,4-3,5-50, ,8-1,5-20, ,30,811, ,7-10, ,6-0,8-10, ,2-1,2-16, ,30,45, ,3-0, ,2-13, ,4-0,1-0, ,8-0,56-7, ,0-0,59-7,8

СТРУКТУРА ПРИЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Общее количество медицинских и фармацевтических вузов абитуриентов по программам высшего профессионального образования по специальностям укрупненной группы «Здравоохранение» человек по программам послевузовского профессионального образования, в том числе интернатура - 16 тыс., ординатура - 6 тыс.) (до 2010 года – до мест) врачей и провизоров по программам дополнительного профессионального образования

ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Общее количество медицинских и фармацевтических вузов студентов по программам среднего профессионального образования студентов по программам высшего профессионального образования, в том числе – на «дневных» факультетах врачей и провизоров по программам послевузовского профессионального образования

ОЧЕВИДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ сниженный по сравнению с предыдущими годами целенаправленный интерес в получении профессии, в том числе вследствие введения единого государственного экзамена отток (отчисление) еще получающих образование студентов (собственное желание, академическая неуспеваемость) снижение количества трудоустроенных выпускников отсутствие должного интереса к выпускникам со стороны органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации

Повышение качества образования в медицинских ВУЗах и СУЗах: Подготовка и внедрение государственных образовательных стандартов 3-го поколения (сентябрь 2011 г.): = увеличение доли практической подготовки, начиная с младших курсов обучения; = создание симуляционных тренинговых центров; = развитие и дооснащение клинических баз и клиник; = смысловое обновление программ по медицинским специальностям на основе сравнительного анализа с программами ведущих университетов мира (в текущем режиме до 2014 г.); = приведение в соответствие перечня знаний и умений выпускника с профессиональными стандартами и стандартами медицинской помощи в амбулаторных условиях (для врачей первичного звена здравоохранения) (до 2014 г.).

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Проблемно-ориентированное обучение на основе моделирования клинических ситуаций и формулирования тактики диагностики и лечения Объективно-структурированный клинический экзамен на тренажерах симуляционных обучающих классов, Центров Практические занятия со стандартизованными пациентами Использование симуляционных компьютерных обучающих программ Клинический экзамен у постели больного ВНЕДРЕНИЕ И ШИРОКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Подготовка и внедрение государственных образовательных стандартов 3-го поколения (сентябрь 2011 г.): = увеличение доли практической подготовки, начиная с младших курсов обучения; = создание симуляционных тренинговых центров; = развитие и дооснащение клинических баз и клиник; = смысловое обновление программ по медицинским специальностям на основе сравнительного анализа с программами ведущих университетов мира (в текущем режиме до 2014 г.); = приведение в соответствие перечня знаний и умений выпускника с профессиональными стандартами и стандартами медицинской помощи в амбулаторных условиях (для врачей первичного звена здравоохранения) (до 2014 г.). Повышение качества образования в медицинских ВУЗах и СУЗах:

Единая кадровая политика «Утвердить до 1 декабря 2012 года план разработки профессиональных стандартов» «Разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов» УКАЗ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Повышение квалификации и мотивирование преподавателей: = определение базовых кафедр и обновление программ повышения квалификации преподавателей по каждой медицинской специальности (2012 г.), = переподготовка преподавательского состава медицинских ВУЗов и СУЗов (сентябрь 2012 – сентябрь 2014 гг.), = повышение средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (УКАЗ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») Повышение качества образования в медицинских ВУЗах и СУЗах:

Повышение качества образования в медицинских ВУЗах и СУЗах: Восстановление морального облика врача, повышение значимости этического кодекса и клятвы Гиппократа, повышение приверженности профессии и профессиональному сообществу: = комплексная воспитательная работа в образовательном учреждении: - формирование здорового образа жизни, - развитие студенческого спорта, - трудовые практики, - привлечение к студенческому научному обществу, = разработка механизмов «вступления в профессиональное медицинское сообщество» и профессионального воспитания: - внедрение системы наставничества, - приобщение к профессиональной и корпоративной этике, - корпоративная ответственность, - профессиональные конкурсы и награды и др.

Укрепление научных школ ВУЗ Институты развития Бизнес Научный центр Клиника Малые предприятия Стартап проекты Экселенс центр для студентов и аспирантов Экселенс центр для студентов и аспирантов Экселенс центр для преподавателей Standart Operation Procedures Standart Operation Procedures Молекулярная генетика Постгеномика Протеомика Молекулярная физиология Биоинженерия Биоинформатика Трансляционная медицина Точные науки, Естественные науки, Философия/Этика Фармацевтика Фармакология Медицинская промышленность Биомедицина

Реализация Федерального закона 323-ФЗ Утвержден порядок допуска лиц, не завершивших освоения основных образовательных программ высшего медицинского или фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или фармацевтического персонала (проходит государственную регистрацию)

Стандарт II поколения Стандарт III поколения ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНТЕРНАТУРА 1 ГОД ОРДИНАТУРА 2 ГОДА ПРАВО НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА СПЕЦИАЛИСТА ОРДИНАТУРА 1-5 ЛЕТ (МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП) АККРЕДИТАЦИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККРЕДИТАЦИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛУЧЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Реализация Федеральных законов 144-ФЗ и 323-ФЗ Утверждены федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования в интернатуре и ординатуре Разработан проект приказа об утверждении формы документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании (интернатура и ординатура)

ОБУЧЕНИЕ В ИНТЕРАНТУРЕ И ОРДИНАТУРЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ обязательные дисциплины (ОД.И.00); факультативные дисциплины (ФД.И.00); обучающий симуляционный курс (ОСК.И.00); практика (П.И.00); итоговая государственная аттестация (ИГА.И.00). ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ДО 2016 ГОДА)

Обновление программ послевузовского 1–5-летнего образования в ординатуре по разным медицинским специальностям, а также программ дополнительного профессионального образования – с учетом максимально гибких механизмов их реализации, включая внедрение компьютерных систем обучения и образовательных программ. Переход к системе непрерывного медицинского образования (2013 – 2014 гг.) Повышение качества послевузовского и дополнительного профессионального образования:

Реализация Федеральных законов 144-ФЗ и 323-ФЗ Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка и условий передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, порядка использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, научных и учебных целях, включая установление максимального срока их использования » Утверждена форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам (проходит государственную регистрацию) Утвержден порядок организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского или фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам (проходит государственную регистрацию)

ПОРЯДОК ДОПУСКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ст.100 Федерального закона от ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан») До 1 января 2016 года: - право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста В настоящее время приказом Минздравсоцразвития России утверждена форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам (проходит государственную регистрацию) - выдается по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей, - выдается образовательными или научными организациями, имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующей специальности и государственную аккредитацию, - наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, - положительный результат сдачи сертификационного экзамена.

ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОРЯДОК ДОПУСКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ст.69 Федерального закона от ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан») После 1 января 2016 года: право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности.

АТТЕСТАЦИЯ АККРЕДИТАЦИЯ процедура определения соответствия готовности специалиста к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности проверка соответствия профессиональных знаний и профессиональных навыков специалиста Будет проводиться: Аккредитационными комиссиями профессионального сообщества Возможность совмещения процедур: ЕДИНАЯ КОМИССИЯ Проводится: Аттестационными комиссиями из числа специалистов отрасли СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА

Медицинские ВУЗы Аккредитация (список допусков) Первичная медицинская помощь -Врач-терапевт участковый -Врач-педиатр участковый -Врач стоматолог Ординатура (1-5 лет) Аккредитация на каждом уровне (расширение списка допусков) Профиль врача-специалиста Специализированная медицинская помощь Дополнительное профессиональное образование Аккредитация ( расширение списка допусков ) Непрерывное медицинское образование Неограниченное расширение списка допусков

Создание единого «образовательно-кадрового континуума»: закрепление ответственности федеральных ВУЗов за конкретными регионами, разделение ответственности за кадровое обеспечение регионов между руководством ВУЗов и субъектов Российской Федерации (2012–2013 гг.), Единая кадровая политика Обеспечение отрасли здравоохранения достаточным количеством подготовленных кадров, в том числе в отдаленных районах страны и сельской местности:

Формирование новой системы целевого контрактного приема (2012 г.) на основе: = профориентационной работы среди сельских школьников, = отбора перспективных абитуриентов, = создания программ дополнительной социальной поддержки студентов из сельской местности и выпускников ВУЗов и СУЗов, = организации медицинских практик на планируемом рабочем месте, = обязательной отработки в течение не менее 3 лет после окончания ВУЗа на подготовленном регионом рабочем месте. Единая кадровая политика Обеспечение отрасли здравоохранения достаточным количеством подготовленных кадров, в том числе в отдаленных районах страны и сельской местности:

Разработка аналитически-прогнозной электронной программы на основе созданного в 2010 г. Национального Регистра медицинских работников и учащихся (до января 2013 года): = мониторирование кадрового профиля каждого региона страны, = автоматический просчет и анализ имеющихся кадровых дисбалансов, = прогнозирование кадровых рисков в среднесрочной перспективе (на 3–5 лет вперед), = определение возможных путей оптимизации кадрового наполнения отрасли, в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи (перспективное планирование) Единая кадровая политика

Формирование кадрового профиля субъекта Выявление трудонедостаточных регионов Определение дефицита и профицита специалистов отрасли Определение потребности в дополнительной подготовке кадров Установление государственного задания подведомственным образовательных учреждениям КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТРАСЛИ

Медицинские СУЗы Медицинские ВУЗы 3-х уровневая система оказания медицинской помощи ваканси и прогнозирование потребности в медицинском персонале Федеральны й регистр медицинских работников и студентов государственное задание планирование рабочих мест в здравоохранении в соответствии с порядками оказания мед. помощи

Единая кадровая политика «Повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе» УКАЗ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Последовательная передача им полномочий по: = аккредитации и аттестации на квалификационную категорию медицинских работников, = разработке образовательных программ, = разработке клинических протоколов, = участии в создании и обновлении порядков и стандартов медицинской помощи, = профессиональных стандартов, а также выработке тарифной политики Единая кадровая политика Развитие медицинских профессиональных общественных организаций, профессионального медицинского самоуправления.