Образ Санкт-Петербурга в произведениях Достоевского Работа ученицы 11 «А» класса гимназии 144 Никольской Виктории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гапочко Елена Константиновна Учитель русского языка и литературы © Гимназия 56, 2007 © Гапочко Е.К., 2007.
Advertisements

Образ Санкт- Петербурга в русской литературе (на примере произведений А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского); Подготовил: Морозова Анастасия 10 «А» Руководитель:
Знал – знаю – хочу узнать ЗналЗнаюХочу узнать. Знал – знаю – хочу узнать ЗналЗнаюХочу узнать Красивый город Река Нева Белые ночи Мосты Город рек и каналов.
Образ Петербурга в литературе XIX века. «Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит». А. С.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Петербург Достоевского Униженные и оскорбленные в романе.
Якумайте Кристины 10 «Б». В романе « Преступление и наказание » Ф. М. Достоевского изображен Петербург грязных улиц и переулков, где темные дворы обнесены.
Выполнил Тарасов Николай ученик 11 Б класса МОУСОШ 3 с. Дивное Руководитель Гаврилко Елена Викторовна Учитель русского языка и литературы МОУСОШ 3 с.
Часть I Достоевский «Преступление и наказание» Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 села Мамонтова Алтайского края.
БЛЕСК И НИЩЕТА ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Образ Петербурга в русской литературе. На примере Преступления и наказания.
«Лик мира сего» или в Петербурге Достоевского. показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; помочь учащимся не только увидеть.
- Чей это адрес?-Кто этот человек? «С замиранием сердца и нервною дрожью подошёл он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою…»
Тема: Петербург Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Петербург Достоевского «..Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Сказка, холод и гранит…» А.С.Пушкин Автор работы:
Автор проекта Учитель русского языка и литературы Л. Г. Тарасова. МОУ СОШ с УИОП д. Стулово.
Часть II «Улика» 1: Петербург –город «пышный» «Улика» 1: Петербург –город «пышный «Улика « 2: Петербург – город «желтый» «Улика « 3: Петербург –город «переступивший»
Впервые на страницах романа Соня предстает перед нами в рассказе Мармеладова, затем в сцене его гибели и, наконец, в каморке Раскольникова. Что подчеркивает.
Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание ». « Вечная Сонечка, пока мир стоит !»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва 2 (техникум)»
Петербург Достоевского. Сенная площадь Литография. Середина 19 века.
Транксрипт:

Образ Санкт-Петербурга в произведениях Достоевского Работа ученицы 11 «А» класса гимназии 144 Никольской Виктории

Да, я люблю его, громадный гордый град, Но не за то, за что другие, Не здания его, не пышный блеск палат И не граниты вековые Я в нём люблю, о нет! Скорбящею душой Я прозреваю в нём иное. Его страдание под ледяной корой, Его страдание больное. (Апполон Григорьев, «Город»)

Цель работы – определение специфики изображения Санкт-Петербурга в творчестве Ф. М. Достоевского. Для ее реализации необходимо было решить следующие задачи: анализ образа Санкт-Петербурга в русской литературе XVIII – первой половины XIX веков; изучение роли Санкт-Петербурга в творческом пути писателя; анализ художественных произведений Ф. М. Достоевского, связанных с образом Санкт- Петербурга.

Структура работы В соответствии с поставленными задачами моя работа структурирована следующим образом: Глава I - основные особенности восприятия образа Санкт-Петербурга в произведениях писателей XVIII – первой половины XIX века. Глава II - роль Санкт-Петербурга в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского. Глава III - рассмотрены специфические черты изображения Петербурга в художественном мире Ф. М. Достоевского.

Метод работы Анализ художественных текстов и изучение различных научных концепций

Материалы исследования Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», повести «Хозяйка» и «Двойник», романы «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот».

В произведениях Ф. М. Достоевского образ Петербурга дан ярко, в динамике, город олицетворяет растерзанные трагизмом души героев. Город - это не просто фон, на котором происходит действие, это тоже своеобразное действующее лицо.

Достоевский подчёркивает бесхарактерность внешнего облика города: «В архитектурном смысле он – отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод; всё постепенно заимствовано и по-своему перековеркано».

Такой предстаёт перед читателем панорама Невы в романе «Преступление и наказание»: «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, чем как смотря на него отсюда, с моста, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо разглядеть даже каждое его украшение…но необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

Описание дома, где жила мать Нелли: «Дом был небольшой, но каменный, старый, двухэтажный, окрашенный грязно-жёлтой краской. Окна верхнего этажа были чрезвычайно малые и совершенно квадратные, с тусклыми зелёными и надтреснутыми стёклами, сквозь которые просвечивали розовые коленкоровые занавески».

Для Достоевского Петербург – «самый угрюмый город», который может быть на свете. Достоевский подходит к описанию его души согласно приёмам художественного творчества его времени: через мастерски написанные бытовые сцены.

«Я взял первого попавшегося Ваньку на скверной гитаре...»

«Посетители этой кондитерской большею частию немцы…»

Адреса, связанные с героями произведений Ф. М. Достоевского

На Екатерининском канале сосредоточено действие романа «Преступление и наказание». На него выходит фасад дома, где жила Соня Мармеладова, а также окна дома старухи- процентщицы.

В глубине мастерски написанного пейзажа Петербурга, изображённого в романе «Униженные и оскорблённые», мы встречаемся с «тёмной, огромной массой Исаакия».

На Исаакиевскую площадь выходит Конногвардейский бульвар, где разыгрывается сцена встречи Раскольникова с опозоренной девочкой…

В «Униженных и оскорблённых» значительное место занимает Васильевский остров. На 6-й линии у Малого проспекта жила несчастная мать Нелли. Этот адрес шепчет холодеющими губами умирающий старик. На 13-й линии жили Ихменевы и умерла Нелли. «В третьей линии, на Малом проспекте» жила невеста Свидригайлова, а у самого Тучкова в четырёхэтажном доме жил друг Раскольникова, Разумихин.

Тяга к изучению «физиологии города» столь велика в Достоевском потому, что через неё проникают его взоры в таинственные недра души города. Этим Достоевский «открыл новую страницу восприятия Петербурга».