Метод проектов Теория и практика Алексеева Е.В.. Проект Слово" проект ", (в буквальном переводе с латинского-"брошенный вперёд") толкуется в словарях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ» ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА 1. Вабищевич Е.Г. МОУ СОШ 39 Город Тверь.
Advertisements

Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
Типология проектов Е.С. Полат. Типологический признак: 1. доминирующий метод или вид деятельности; 2. предметно-содержательная область; 3. характер координации;
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания устаревают весьма быстро, тогда как способы деятельности – значительно медленнее. Т.И.Шамова.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Типология проектов Презентация к уроку «Метод проектов» Учитель технологии МОУ « СОШ 13 с УИОП» Забегина Елена Леонидовна.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
МЕТОД ПРОЕКТА Егорова Л.И., учитель информатики учитель информатики Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления Джон Дьюи.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Составитель: Силиванова Н.П., Составитель: Силиванова Н.П., Учитель английского языка МБОУ СОШ 32 г. Белово.
Проектная методика в начальных классах Старчикова О.В. учитель МОУ «СОШ с. Питерка»
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Метод проекта как личностно- ориентированная технология.
МЕТОД ПРОЕКТА АВТОР: Учитель истории МОУ гимназии 3 Винник Оксана Николаевна.
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
Транксрипт:

Метод проектов Теория и практика Алексеева Е.В.

Проект Слово" проект ", (в буквальном переводе с латинского-"брошенный вперёд") толкуется в словарях как "план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание". "Проект-прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности" (Чечель И. Д.) "Проект-любая самостоятелно выполненная творческая работа" (Лернер Г. И.)

"образовательный проект рассматривается как совместная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата" (Ястребцева Е. Н.) Проект

"Учебный проект-это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта" ( Греханкина Л. Ф. ) Проект

"Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых качеств личности" ( Чечель И. Д.) Проект

–"Учебный проект с точки зрения учащегося-это возможность делать что- то интересное самостоятельно, используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя. попробовать свои силы, приложить свои знания. – Это деятельность направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы. Проект

С точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации» (Пахомова Н.Ю.) Проект

«Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретениеновых знаний (порой путем самообразования) для активного включения в освоении новых способов человеческой деятельности» (И.Д.Чечель) Проект

Проект «Метод учебных проектов – одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной денятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые и прочие методики» (Пахомова Н.Ю.)

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Что такое метод проектов? СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Цель - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний.

«Метод проектов - система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов». Педагогическая энциклопедия

Актуальность организации проектной деятельности учащихся необходимость не столько передавать ученикам знания, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач; актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений; значимость знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему; необходимость развития умения работать с информацией: собирать, анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения и т.п.

История возникновения и развития метода учебных проектов. Метод проектов зародился в начале XX века в США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики философ - идеалист Джона Дьюи ( ) Джон ДЬЮИ Джон ДЬЮИ ( ) ( ) Американский философ, психолог и педагог. Профессор Мичиганского ( ), Чикагского ( ) и Колумбийского ( ) университетов. Сторонник философии прагматизма (от греч. «прагма» дело, действие), а в педагогике «прагматической педагогики» (обучение по­средством делания). Цель обучения и воспитания формирование личности, умеющей «приспосабливаться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства». Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путем делания», т.е. такую систему обучения, при которой все знания извлекаются из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Дьюи придерживался так называемой педоцентрической теории и методики обучения. В 20-е годы Дж.Дьюи посещал с лекциями Советскую Россию. В 1897 г. в эссе «Мое педагогическое кредо» сформулировал целое направление философия об­разования. История возникновения и развития метода учебных проектов.

Уильям Херд КИЛПАТРИК ( ) Американский педагог, ученик и последователь Дж.Дьюи. В 1890-х гг. работал в школах штата Джорджия; преподавал в Мерсеровском университете. В гг. преподаватель, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета (Нью- Йорк). Сторонник прагматической педагогики. Разработал педагогическую систему «экспериментализма», опиравшуюся на философию прагматизма и психологию бихевиоризма. (Бихевиоризм направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятного как совокупность ре­ акций организма на стимулы внешней среды.) Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. Развил метод проектов. Виктор Николаевич Шульгин ( ( ) Педагог, деятель образования. С 1918 г. в Наркомпросе РСФСР, в гг. директор мето­дов школьной работы (в 1931 г. Институт марксистко-ленинской педагогики). В гг. член научно-педагогической секции ГУСа. Разра­батывал (совместно с М.В.Крупениной) проблемы воспитания нового человека социалистического общества, а также взаимодействия школы и среды. Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы жизни общества, а также процесс социализации личности. Коллективом института под его руководством бы­ли разработаны методики изучения среды и ее педагогизации. Однако эти исследования не соответствовали официальной тенденции 30-х гг. к унификации средней школы. Большую полемику вызвала выдвинутая Шульгиным и Крупениной теория отмирания школы. Фактически Шульгин предпринял попытку соединить концепцию Дж.Дьюи с марк­сизмом и создать модель нового образовательного учреждения (школы- производства, школы-колхоза), противостоящую «школе- учебы». В теории Шульгина воспитание коммунистической морали преобладало над обучением, идеология над об­ разованием, социальное воспитание над школьным, политехническое над общим, что привело к недооценке образования в развитии личности. В качестве ведущей организационной формы предлагался метод проектов. В начале 30-х Шульгин и Крупенина отстранены от руководства институтом. Их взгляды резко раскритиковали. С 1932 г. Шульгин отошел от педагогической деятельности; сотрудничал в ряде музеев.

Проектная технология (проектный метод) Проектный метод (проектная технология) Проблемно-исследовательская технология Исследовать проблемы и проблемные ситуации Имитационного моделирования технология – Рефлексивная технология Уметь осуществлять анализ уже совершенной деятельности Деятельностная технология Быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять цели деятельности, проектировать как, и с помощью чего можно их достичь Самоопределеческая технология Уметь самостоятельно и обоснованно делать выбор, самоопределяться в деятельности, способах, средствах, путях решения… Коммуникативная технология Уметь общаться, вести диалог, осуществлять конструктивную критику и поиск решения Приобретать опыт решения жизненно важных проблем

Педагогический потенциал проектной деятельности. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: создания у учащихся образа цельного знания. повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний. изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации). Воспитательный потенциал заключается в формировании: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность). чувства ответственности и самодисциплины. способности к методической работе и самоорганизации. желания делать свою работу качественно. Развивающий потенциал проектной деятельности состоит: в выявлении исследовательских и творческих способностей лично­ сти, способностей к самоопределению и целеполаганию. в формировании умений самостоятельно конструировать знания. в развитии коммуникативных умений и навыков. в развитии способностей ориентироваться в информационном про­ странстве. в умении работать с текстами. в формировании навыков анализа и рефлексии. в умении представить результат своей работы.

I. По содержанию: Экологические. Социально- экономические. Комплексные. Краеведческие. Историко-географические. II.По уровню интеграции: Монопредметные (на материале географии) Межпредметные. Непредметные. III.По продолжительности выполнения: Минипроект (несколько недель) Средней продолжительности ( несколько месяцев) Долгосрочные (в течение года) VI.По использованию средств обучения: Классический ( использует традиционные средства- наглядные, печатные, технические.) Информационные (коммуникативные, с использованием компьютера) Классификация дана по Никольской. IV.По количеству участников: Индивидуальный. Групповой. Коллективный. V.По способу преобладающей деятельности: Познавательный. Творческий Игровой. Практико-ориентированный. Исследовательский. VII. По включаемости в тематический план: 1.Текущие. 2 Итоговые. Классификация проектов

Типология проектов. Доминирующая деятельность Предметно- содержательная область Характер координации Характер контактов Количество участников Продолжительность выполнения исследовательская творческая ролевые игры информационная прикладная монопроект межпредметный проект непосредственный скрытый региональные международные личностные парные групповые краткосрочные средней продолжительности долгосрочный

Классификация проектов По характеру результата По форме По характеру доминирующей в проекте деятельности По профилю знаний По характеру координации По уровню контактов По количеству участников По продолжительности По типу объекта проектирования

видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера и т. д. Разнообразие проектов Информационный и исследовательский проект Обзорный проект Продукционный проект Проекты-инсценировки, или организационные проекты по характеру результата по форме

Разнообразие проектов исследовательские творческие ролево игровые информационные проекты практикоориентированн ые По Е.С.Полат, проекты подразделяются на: требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

В соответствии с доминирующим видом деятельности кандидат исторических наук А.В. Клименко выделяет следующие типы: Практико-ориентированные (прикладные). Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятель­ности его участников, направленный на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов про­ектной деятельности. Исследовательские. Подразумевают деятельность, результат которой заранее неизвес­тен. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и име­ют структуру совпадающего с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности темы, формулировка проблемы исследо­вания, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, оп­ределение методов исследования, источников информации, выбор ме­тодологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей решения, обсуждение результатов, вы­воды, оформление результатов). Творческие. Такие проекты не имеют детально проработанной структуры со­вместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объ­екте и явлении, анализе и обобщении. Так же как исследовательские обладают хорошо продуманной структурой деятельности, требуют систематической коррекции по ходу работы. Особенно значимым в такого рода проектах является этап презентации.

Разнообразие проектов Кроме того, по профилю знаний проекты ( тематическому признаку или предметно-содержательной области) подразделяются на: проекты, затрагивающие 2- 3 предмета, или общешкольные, планирующие решить достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Требуют четкой слаженной работы разных творческих групп, имеющих определенные исследовательские и проективные задания, хорошо продуманные формы презентаций. проводятся в рамках одного предмета, при этом выбираются сложные разделы и темы. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики должны будут приобрести. Разновидности проектов литературно- творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культуроведческие, спортивные и т.д.. монопроектымежпредметные проекты Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель и др.

Разнообразие проектов По характеру координации проекты могут быть: с открытой, или явной, координацией В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. со скрытой координацией В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

Разнообразие проектов Что касается уровня контактов, то проекты подразделяются на: Внутришкольные или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.

Долгосрочными (до года) Долгосрочными (до года) групповые парные личностные Разнообразие проектов По количеству участников можно выделить проекты: Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Средней продолжительности (один-два месяца) Средней продолжительности (один-два месяца) По продолжительнос ти проекты могут быть:

Классификация проектов А.Г. Раппопорт, анализируя проблему "границ" в проектировании, дифференцировал проекты по типу объекта проектирования: морфологическое (проектирование вещей); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы). морфологическое (проектирование вещей); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы).

С чего начинается освоение метода проектов? Начинать следует с «ликбеза», т.е. простого обучения всех участников деятельности методу и алгоритму проектирования. Далее нужно сформулировать как индивидуальных, так и групповых проблемных вопросов для обсуждения Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы участники научились: - намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; - искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы; - осуществлять и аргументировать выбор; - предусматривать последствия выбора; - действовать самостоятельно (без подсказки); - сравнивать полученное с требуемым; - корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; - объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Характеристика метода учебных проектов Личностно-ориентированный Деятельностный Построенный на принципах проблемного обучения Формирующий навыки самостоятельной работы Развивающий умения самопроявления, самопрезентации, рефлексии Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности Воспитывающий ответственность, целеустремлённость, инициативность и творческое отношение к делу, толерантность Здоровьесберегающий

Требования к использованию методов проектов Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов: 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения; 2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);

Требования к использованию методов проектов Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов: 1.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта. 2.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей). 3.Использование исследовательских методов, что предполагает: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

Этапы проектной деятельности 1.Подготовительный, погружение в проект. мотивация деятельности учащихся; определение темы, проблемы, целей. 2.Планирование и организация деятельности определение групп по направлениям деятельности; выделение целей и задач каждой группой; определение ролей каждого участника; определение источников информации, способов её сбора и анализа; определение способов представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации). 3.Исследование (осуществление деятельности). сбор информации; решение промежуточных задач; анализ результатов и ход исследования; формулировка выводов. 4.Представление результатов исследования (отчёт) презентация проекта для анализа, самооценке и оценки со стороны; демонстрация результатов исследования. На этом этапе важно уметь: а)кратко излагать свои мысли б)логически связанно выстраивать сообщения в)изготавливать наглядность г)вырабатывать стройную манеру изложения

Этапы проектной деятельности (по Л.Л. Розанову) 1.Организационно-подготовительный выбор темы исследования; определение задач проекта; определение объектов и явлений, охваченных исследованием; поиск реальной проблемы подлежащей решению; составление предварительного плана; определение участников, методов, приемов исследования; овладение терминологией; анализ проведенных исследований по решению этой же проблемы. 2.Поисково-исследовательский разработка программы исследования; подготовка материально-технического обеспечения; сбор и изучение необходимой информации; непосредственное исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза. 3.Отчетно-оформительский составление названия исследовательского проекта; изложение проекта, в котором должны быть четко сформулированы проблемы исследования, условия её постановки, цель, общий метод исследования, новизна полученных результатов. 4.Информационно-презентативный защита проекта, включающая актуальность и наличие исследовательской части в решении проблемы; самооценка и оценка проектов

Этапы проектной деятельности Выбор проблемы, обосновывание практической значимости ее результата: разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обосновывание актуализации, формулирование гипотезы Определение цели и поэтапных задач, разработка содержания этапов, определение форм и методов контроля Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы Формирование гипотезы проекта Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников Информационное обеспечение проекта

Этапы работы методом проектов Погружение в проект Организация деятельности Осуществление деятельности Презентация результатов

1 этап - погружение Первый этап осуществления проекта - самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе учитель побуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляет акценты значимости, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих (проблематизация). В результате проблемотизации определяется цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.

2 этап организация деятельности На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Хотя эта работа и контролируется учителем, но все же, это самостоятельное дело детей. На этом этапе происходит планирование работы по решению задачи проекта. Но, планируя, надо иметь в виду, что может возникнуть нетривиальная ситуация. Планирование может быть параллельным (в каждой группе свое) или последовательным. Степень включенности педагога в этот этап зависит от степени сформированности у учащихся умения планировать деятельность.

3 этап - осуществление деятельности После того, как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель - больше наблюдатель. Ребята все делают, в основном, сами. Если дети должны провести какое-то исследование в рамках проекта, они должны владеть методами и технологиями данного исследования. Учить этому необходимо заранее. Если у детей возникают трудности, учитель обязан прийти им на помощь. Когда им не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно «держит руку на пульсе», нормально ли идет ход деятельности. Пускать все на самотек нельзя.

4 этап - презентация Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Для учителя этот этап важен потому, что его интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент презентации - предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. В ходе подготовки к презентации дети готовят, так называемый продукт проектной деятельности - рисунки, плакаты, схемы, газеты, макеты, сценарии и пр. Для успешной работы на этом этапе нужно научить детей кратко излагать свои мысли, логически связанно выстраивать сообщения и т.д.

5 этап - подведение итогов Данный этап позволяет учащимся произвести оценку своей деятельности. Результат - это то, что предполагалось достичь воплотив проект. При описании результатов следует руководствоваться следующими требованиями: конкретность, реальность, значимость. Проектирование начинается с осмысления результата. Выделение самостоятельного этапа рефлексии способствует целенаправленному самоанализу и самооценки. Этап важен потому, что каждый из участников проектирования как бы "пропускает через себя" полученную всей группой информацию. Учащиеся оценивают: что удалось, а что не получилось.

Этапы проектной деятельности учителя 1.Подготовительный Выявление и анализ проблемы. Определение цели и задачи проекта. 2. Деятельно-обучающий Определение и создание условий для решения проблемы, включает: а)закрепление и систематизацию изученного ранее; б)познавательную деятельность, в том числе самостоятельное приобретение знаний; в)использование знаний для решения учебных задач, мировоззренческих и реальных жизненных проблем; г)формирование интеллектуальных и специальных умений для решения конкретных задач ; д)сотрудничество в системе («учитель-ученик-родители»). З.Аналитико-рефлекторный Анализ и оценка собственной деятельности. Контроль и оценка деятельности учащихся. 4.Трансляция педагогического опыта Обобщение опыта работы над проектом. Разработка форм представления обобщения педагогического опыта.

Деятельность участников проектной работы на разных этапах. Этап проектир ования УчительУчащиеся 1 этап - Погружен ие в проект Формулирует: 1.проблему 2. сюжетную ситуацию 3. цели и задачи. Осуществляют: 1. личностное присвоение проблемы 2. вживание в ситуацию 3. принятие, уточнение и конкретизация цели и задачи. 2 этап - Организац ия деятельно сти Организует деятельность - предлагает: 4.организовать группы 5.распределить роли в группах 6.спланировать деятельность по решению задач проекта 7.возможные формы презентации результатов. Осуществляют: 4.разбивку на группы 5.распределение ролей в группах 6.планирование работы 7. выбор формы и способа презентации результатов.

3 этап - Осуществ ление деятельн ости Не участвует в проектной деятельности,Работают активно и самостоятельно: но:8. Консультируются при необходимости При необходимости9. каждый в соответствии со своей 9. ненавязчиво контролируетролью и сообща 10. сообщает новые сведения, когда у учащихся есть к этому необходимость 10. «добывают» недостающие знания 11. контролирует подготовку с учени-11.подготавливают презентацию ками презентации результатоврезультатов. 4 этап – Презента ция Принимает отчет:Демонстрируют: 11. обобщает и резюмирует полученные ре зультаты 12. понимание проблемы, целей и 12. подводит итоги обучения13. умение планировать и осуществлять работу 13. оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерант ность найденный способ решения и др.проблемы 14. акцентирует внимание на умении работать в группе на общий результат и дру гих воспитательных моментах. 15. рефлексию деятельности и результата 16. дают оценку деятельности и ее результативности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЕГО ЭТАПАХ. (И.Д.Чечель) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЕГО ЭТАПАХ. (И.Д.Чечель) ЭТАПЗАДАЧИДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА 1. НачинаниеОпределение темы,1Уточняют1Мотивирует уточнение целей,информацию.учащихся; исходного положения.2Обсуждают2Объясняет Выбор рабочей группызадание.цели проекта; 3Наблюдает. 2. Планирование Анализ проблемы.1Формируют1Помогает в Определениезадачи;анализе и источников2Уточняютсинтезе (по информации.информациюпросьбе). Постановка задач и(источники);2Наблюдает. выбор критериев3Выбирают и оценки результатов.обосновывают Ролевое распределениесвои критерии в команде.успеха;

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЕГО ЭТАПАХ. (И.Д.Чечель) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЕГО ЭТАПАХ. (И.Д.Чечель) 3. Принятие решения Сбор и уточнение1Работают с1Наблюдает. информации.информацией;2Консультирует. Обсуждение2Проводят синтез альтернативи анализ идей; («мозговой штурм»).3Выполняют Выбор оптимальногоисследование; варианта. Уточнение планов деятельности. 4. Выполнение. Выполнение проекта.1Выполняют1Наблюдает. исследование и2Советует (по работают надпросьбе). проектом; 2.Оформляют проект;

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЕГО ЭТАПАХ. (И.Д.Чечель) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЕГО ЭТАПАХ. (И.Д.Чечель) 5. Оценка Анализ выполнения1. Участвуют в1Наблюдает. проекта, достигнутыхколлективном2Направляет результатов (успехов исамоанализе проекта и процесс неудач) и причинсамооценке.анализа (если этого. Анализнеобходимо). достижения поставленной цели. 6. Защита проекта Подготовка доклада;1.ЗащищаютУчаствует в обоснование процессапроект;коллективном анализе проектирования,2.Участвуют ви оценке результатов объяснениеколлективнойпроекта. полученныхоценке результатов.результатов Коллективная защитапроекта. проекта. Оценка.

Этапы работы над проектом (по В.В. Николиной) 1. Ценностно-ориентированный Алгоритм деятельности учащегося: Осознание мотива и цели деятельности. Выделение приоритетных ценностей. Определение замысла проекта. Важно организовывать деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения, записать на доске все идеи, объединить их, определить источники информации, спланировать будущую деятельность, направить учащихся на успех предстоящего дела.

Этапы работы над проектом (по В.В. Николиной) 2.Конструктивный Собственно проектирование. Учащиеся учатся поиску лучшего варианта решения задачи. Учитель старается организовать деятельность таким образом, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание других. Роль учителя -помочь школьникам выразить свои мысли, стимулировать их поисковую деятельность.

Этапы работы над проектом (по В.В. Николиной) 3.Оценочно-рефлексивный На этом этапе проект оформляется, компонуется, готовится к презентации. Этот этап важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученную всей группой информацию. Производится корректировка проекта. Учащиеся продумывают, как можно улучшить работу, что удалось, что не получилось.

Этапы работы над проектом (по В.В. Николиной) 4.Презентативный Защита проекта происходит как в игровой форме («круглый стол», пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой. Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы получения информации, рассказывают о проблемах, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал. Во время презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения.

Условия успешности проектной деятельности Чёткость и конкретность постановки цели проекта Определение планируемых результатов Констатация исходных данных

по Полат Е.С., Чечель И.Д., Шамовой Т.И. Правила и принципы успешности проектной деятельности В команде нет лидеров. Все члены команды равны Команды не соревнуются Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров» Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

Трудности, с которыми учащиеся сталкиваются в процессе проектирования Постановка ведущих и промежуточных целей и задач. Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы. Осуществление \ аргументация выбора. Осознание последствий выбора. Совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого). Сравнение полученного с требуемым. Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов. Оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.

Личностные качества, которые позволяет формировать метод групповых проектов Умение работать в коллективе Умение брать на себя ответственность за выбор, решение и т. д. Умение разделять ответственность Умение анализировать результаты деятельности Способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела)

Главные условия работы над проектом: Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности. Овладение учащимся технологией проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, планировать деятельность), способность чётко выполнять спланированную работу. Стремление учащихся к работе над проектом, определённый уровень владения знаниями по предмету. Доступность для учащихся информации о ходе проекта.

Алгоритм деятельности учителя в проекте: Создание положительной мотивации к работе через постановку интересной и близкой ученикам проблемы, создание проблемной ситуации. Совместное участие учителя и учеников в анализе проблемы. Выдвижение гипотез, подвергающихся проверке и отсев бесполезных гипотез. Ознакомление с методами исследования проблемы и данными науки. Составление плана работы. Выявление связей темы исследования с другими (близкими) темами. Поиск противоречий. Выдвижение новых гипотез и их обсуждение. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы. Предзащита работы. Окончательное оформление и защита работы.

Структура проекта Название. Автор, научный руководитель. Помощники в работе. Цель проекта. Основная гипотеза проекта. Содержание работ по проекту. Рисунки, схемы, иллюстрирующие работу. Описание основных результатов. Таблицы, диаграммы. Итог, вывод, практический результат.

1.Название проекта. Должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, можно дать расшифровку названия. 2. Организация - исполнитель. Название, адрес, реквизиты. 3. Руководители проекта. Ф.И.О., должность, звание. 4. География. Территория, на которой будет проходит реализация проекта. 5. Сроки выполнения.

6. Постановка проблемы. Проблема определяется значимостью проекта. При этом проблемой можно назвать противоречие между существующим и желаемым состоянием. В этом разделе разъясняется актуальность и новизна проекта, масштабы и что может произойти, если проблема не будет решена. Требуется также аналитическое осмысление проблемы, если возможно, в количественных и качественных показателях. При этом качественно прописанным можно считать проект, если он: описывает, почему возникла необходимость написания проекта; какие обстоятельства побудили написать проект; почему проблема значима для территории и для общества; масштабы проекта разумны, не делается попытки решить все мировые проблемы сразу; проект опирается на некоторые статистические данные; четко определен способ решения проблемы.

7.Цель проекта. Это осознанное представление результата деятельности по проекту, формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой. Основные требования к формулировки цели: -достижимость в рамках проекта; -предусматривание итогового результата проекта. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, что именно хочешь добиться.

8.Задачи проекта. Задача - это частная цель или мини-цель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Задача в проекте - это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать или это действие, которое предпринимается, чтобы достичь цели проекта.

Раздел «цели и задачи» можно считать приписанным, если он соответствует следующим условиям: описывает предполагаемые итоги выполнения проектов; цель является общим итогом проекта, а задачи промежуточными результатами; из раздела ясно, какие произойдут изменения в описываемой ситуации; цели в принципе достижимы, а результаты поддаются изменению; язык постановки целей и задач ясен и четок, нет ненужных пояснений.

9.Содержание и механизм реализации. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач. Необходимо прописать в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов. Содержание проекта, как главы в книге, должно строится из больших и малых элементов - частей. В качестве элементов используются блоки, ступени, модули конкретными характеристиками к этому могут служить: полная ясность в каких направлениях будет работать проект; четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей; доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы; из раздела понятно как, когда и где будет реализоваться проект; естественность логической цепочки: проблема - цель - задача - метод.

10. Предполагаемые результаты. Результаты проекта - это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь. При описание результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, значимость, эффективность проекта оценивается по его результативности. А значит, проектирование начинается с осмысления результата.

Педагогическое управление проектами Функция педагогическо го управления Деятельность учителя 1 Информационно- аналитическая На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности гимназистов формирует банк данных о познавательных интересах учащихся, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей класса 2 Мотивационно- целевая Совместно с учащимися определяет цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; побуждает школьников к работе по его созданию 3 Планово- прогностическая Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляется план-график работы над проектом 4 Организационно- исполнительская Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к поисковой деятельности 5 Контрольно- диагностическая Осуществляет текущий контроль деятельности школьников и анализ результатов их поисковой работы 6 Регулятивно- коррекционная Корректирует деятельность учащихся, регламентирует их работу, обучает школьников приемам самоуправления, проводит рефлексию

Этапы работы над проектом Функции самоуправле ния Содержание работы учащихся Результат деятельности учащихся 1. Запуск проекта Информационн о- аналитическая, мотивационно- целевая Определяют свою готовность к проектной деятельности, знакомятся с проблематикой возможных исследований, определяют партнеров по проекту 1.Сделаны выводы о готовности к исследовательской деятельности. 2. Выявлено направление проектной деятельности. 3. Определены партнеры по проекту 2. Определе ние цели проекта Мотивационно- целевая Выявляют актуальность проблемы проектной деятельности, определяют цель, задачи, продолжительность работы над проектом и форму его защиты Определены актуальность, цель и задачи проекта 3. Планиров а­ние работы Планово- прогностическа я Анализируют проблему проекта, обсуждают его главную идею, определяют пути достижения цели, изучают правила оформления творческой работы. Определяют этапы проектной деятельности и планируют последующую работу 1.План творческой работы. 2. График работы над проектом ;

4. Сбор информац ии Организационн о- исполнительск ая Отбирают необходимые источники информации, знакомятся с ними, выбирают необходимую информацию 1.Список литературы, используемой при подготовке проекта Конспекты различных источников информации 5. Структури рование информац ии и проведени е исследова ния Организационн о- исполнительск ая Структурируют информационные блоки, систематизируют их в соответствии с планом проекта. На основе отобранной информации проводят исследование. Анализируют первичные результаты исследовательской деятельности Первый вариант проекта 6. Обмен информац ией Организационн о- исполнительск ая Обсуждают с партнерами полученные результаты, при необходимости проводят дополнительные исследования, уточняют правила оформления проекта Откорректированное содержание проекта

7. Оформл е­ние проекта Организацио нно - исполнитель ская Оформляют проект и готовят его к экспертизе Полностью готовый проект 8. Эксперти за проекта Контрольно- диагностичес кая Рецензируют работу партнеров, обмениваются вопросами и ответами. Учитывая полученные на проект рецензии, готовят выступление. Выступают на конференции, участвуют в дискуссии 1.Письменная рецензия на работу партнера. 2. Выступление на конференции 9. Рефлекс ия Регулятивно- коррекционн ая Оценивают уровень личных достижений и достижений класса. Анализируют эффективность путей достижения цели. Выявляют проблемы, над которыми необходимо работать на следующем этапе обучения Самооценка результата работы над проектом

Методические приемы создания проблемных ситуаций Учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим его разрешить. Учитель сталкивает противоречия в практической деятельности. Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Учитель предлагает рассматривать явление с различных позиций. Учитель побуждает детей к сравнению, обобщению, выводам, постановке проблемных задач и вопросов.

О ТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПРОЕКТНОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) социализацию, наработку социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Критерии оценки. соблюдены требования к содержанию работы и её оформлению; проделанная работа соответствует заявленным целям; текст корректен и логичен; аргументация убедительна; тема актуальна; работа имеет практическую ценность; приложены все рабочие материалы; работа выполнена самостоятельно. проявлен интерес не только к результату, но и к процессу работы; имеется высокий уровень достаточно систематизированных знаний.

Советы проектанту. Определись с темой исследования. Реально оцени свои возможности. Совместно с руководителем определи цель работы и сформулируй задачи. Узнай, что уже сделано по данной проблеме. Совместно с руководителем сформулируй нулевую гипотезу, то есть ожидаемый результат. Приступай к исследованию, изучению проблемы. Полученные результаты нужно обработать, обсудить с руководителем и членами авторского коллектива. Начни написание работы с формулирования выводов. Результаты исследования при защите представь наглядно и интересно.

Оценка деятельности проектанта Ф.И. Критерий выполнения и защиты проекта Оценка Проектант а учителяУчащихсярейтинг 1 Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы 2.0бьём и полнота разработок, самостоятельность, законченность 3.Уровень творчества, оригинальность подходов и решений 4 Аргументированность предлагаемых решений, выводов, полнота библиографии 5.Качество оформления: рубрицирования, схемы, рисунки.

Что такое защита проекта? Защита проекта – это публичная презентация результатов Вашей деятельности.

Примерная структура защиты Краткое представление Название проекта, его цель и концепция Структура проекта и его основное содержание Преимущества вашего проекта Заключение

Правило Гомера Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: –сильные –средние –самый сильный

Как добиться уверенности при публичном выступлении? Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! Сделайте «успокаивающие» записки (структуру, план выступления и т.п.). Выработайте правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: аудитория редко бывает враждебно настроена. Самые профессиональные ораторы, актеры испытывают волнение, когда появляются перед аудиторией. Представьте свой успех: внимательную аудиторию, уверенную улыбку на своем лице, себя, уверенно и убежденно говорящего. Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь. Будьте уверенны в своем вступлении и заключении. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху. Установите «контакт глаз» с несколькими дружелюбными лицами. Постарайтесь избегать ошибок. Но не извиняйтесь, если их допустите. Говорите громко. Ведите себя естественно и непринужденно!

Каждый слайд может содержать: текстовые окна (простые, списки, комбинированные); таблицы; диаграммы обычные и организационные; рисунки (в том числе анимированные); анимацию; звуки (музыку); гиперссылки (на другие слайды и документы). Презентация - это совокупность пронумерованных слайдов и порядок их смены.

Макет презентации Макет презентации Титульный слайд Содержание презентации (план) Место материала в учебном процессе Основное содержание по теме: Проблемные вопросы Цитаты Графики и диаграммы Рисунки и видеоряды Анимационные эффекты Контрольные материалы по проекту (тесты или вопросы) Список использованной литературы и материалов.