Тема занятия 1: «Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема занятия 1: «Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания»
Advertisements

Морфологические нормы Нормы употребления форм различных частей речи.
Образование частей речи Образование форм различных степеней сравнения прилагательных. НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней.
Задание А 3 Морфологические нормы - нормы употребления форм различных частей речи.
Культура речи Морфологические нормы Составила – учитель русского языка и литературы Сторожева Т.Ю.
Морфологические нормы (задание А3). Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ИМЁН.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Ошибки в образовании формы слова. Нормативное образование и употребление падежный форм имен числительных Склонение имен числительных, обозначающих целые.
ПАМЯТКА ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый»,
Грамматические ошибки – задание ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Синтаксические нормы- правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из.
Морфологические нормы русского языка ЕГЭ А3. О нормах Главным понятием культуры речи является норма Нормы бывают орфоэпические, акцентологические, словообразовательные,
Подготовка к ЕГЭ Часть 1. А 3. (Морфологические нормы) Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 2 г.о. Звенигород Кузьмина.
Для начала склонения числительного необходимо определить его разряд.
Имя числительное Выполнила ученица 10 класса «А» Кустова Дарья.
Обобщение и повторение по теме «Имя числительное». Цель: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное»; 2) способствовать.
Содержание: 1. Что такое культура речи? 2. Что такое морфологические нормы? 3. Упражнения на усвоение морфологических норм 4. Что такое синтаксические.
Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ «Культура речи. Грамматические нормы». Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Окончания существительных и прилагательных множественного числа в именительном, родительном, творительном падежах.
Транксрипт:

Тема занятия 1: «Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания»

Цель занятия:

Что такое грамматика? Грамматика (от греч. gramma – буква, запись) – формальный строй языка, включающий такие разделы, как морфемика, морфология, синтаксис. Морфемика – это раздел науки о языке, изучающий состав слова. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Таким образом, грамматика связана с составом слова, с формами слова, со словосочетанием и предложением.

Запомните! Грамматическая ошибка – это ошибка, связанная с неправильным образованием 1) формы слова (н-р, ложить вместо класть), 2) неправильным построением словосочетания (н-р, поехать до бабушки), 3) неправильным построением предложения(н-р, Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей)

И еще! Грамматическая ошибка «режет слух». Так говорить нельзя!

А теперь познакомимся с основными ошибками в образовании формы слова: Н-р, пять апельсин (вместо апельсинов) Или полотенцев (вместо полотенец) Ошибки в формообразовании имени существительного Н-р, красивше (вместо красивее) Более светлее (вместо более светлый) Ошибки в формообразовании имени прилагательного Ехайте (вместо поезжайте) исчезнул (вместо исчез) Ошибки в формообразовании глаголов Ошибки в формообразовании имени числительного

Остановимся на трудных случаях в формообразовании имени существительного. 1) Именительный падеж мн.ч. Ниже приведены наиболее употребительные им.сущ. с разными формами Им.п. мн.ч. -а, -я -ы, -и Директор –директораБухгалтер – бухгалтеры Инспектор – инспектораВозраст – возрасты Профессор – профессораДиспетчер – диспетчеры Сторож – сторожаДоговор – договоры Тенор – тенораДрайвер – драйверы Фельдшер – фельдшераИнженер – инженеры Флюгер – флюгераЛектор – лекторы Хутор – хутораПорт – порты Прожектор – прожекторы Ректор – ректоры Свитер – свитеры Тренер – тренеры

Родительный падеж мн.ч. Названия национальностей. Обратите внимание на то, что у сущ с нулевым окончанием основа заканчивается в основном на –н, -р -ов нулевое Киргизы – киргизовАрмяне – армян Монголы – монголовБашкиры – башкир Таджики – таджиковБолгары – болгар Узбеки – узбековБуряты – бурят Якуты – якутовГрузины – грузин Лезгины – лезгин Осетины – осетин Румыны – румын Татары – татар Турки – турок Туркмены – туркмен Цыгане – цыган

Растительный мир Обратите внимание: нулевое окончание только у существительного яблоки -ов нулевое Абрикосы - абрикосовЯблоки – яблок Ананасы - ананасов Апельсины – апельсинов Баклажаны - баклажанов Бананы – бананов Георгины – георгинов Гранаты – гранатов Мандарины – мандаринов Помидоры – помидоров Томаты – томатов

А теперь разберем трудные случаи в формообразовании имен прилагательных. Самой распространенной ошибкой является образование степеней сравнения имен прилагательных. Давайте вспомним, как образуются степени сравнения. Степени сравнения Сравнительнаяпростая Основа прил. + суффиксы –ее, - ей, -е, -ше Милее, светлей, глубже составная Прил. + более, менее Более умный Превосходнаяпростая Основа прил. + суффиксы -ейш, -айш Умнейший, глубочайший составная Прил. + самый, наиболее Самый умный

Трудные случаи образования форм имени числительного. Вспомним теорию. Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? Н-р, сто, пятьдесят четыре Порядковые числительные отвечают на вопрос какой? Н-р, пятый, двухсотый Сложные числительные имеют два и более корня. Н-р, двести, пятьсот. Составные числительные состоят из двух и более слов. Н-р, триста пять У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части. От 50 до 80От 500 до , 300, 400 И.п. пятьдесятПятьсотДвести Р.п. пятидесятиПятисотдвухсот Д.п. пятидесятиПятистамДвумстам В.п. пятьдесятПятьсотДвести Т.п.пятьюдесятьюПятьюстамиДвумястами П.п. о пятидесятиО пятистахО двухстах

Склонение составных количественных и составных порядковых числительных У составных количественных изменяются все слова У составных порядковых изменяется только последнее слово И.п. триста сорок четыре Р.п. трехсот сорока четырех Д.п. тремстам сорока четырем В.п.триста сорок четыре Т.п. тремястами сорока четырьмя П.п. о трехстах сорока четырех И.п. триста сорок четвертый (вагон) Р.п. триста сорок четвертого (вагона) Д.п. триста сорок четвертому (вагону) В.п. триста сорок четвертый (вагон) Т.п. триста сорок четвертым (вагоном) П.п. о триста сорок четвертом (вагоне)

Трудные случаи образования форм глагола. Основная часть ошибок связана с образованием видовой пары и форм повелительного наклонения. Как запомнить видовую пару класть – положить. (Что делать? ) Класть – без приставки, (что сделать ?) – положить – только с приставкой. Глагола Ложить в русском языке НЕТ! От глагола ехать образуется форма повелительного наклонения поезжайте.

Перейдем к заданию А4. Это задание основано на умении строить предложение с деепричастным оборотом. Правило звучит так: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к одному и тому же лицу или предмету. Рассмотрим пример 1. Обдумав план сочинения, я стал подбирать эпиграф. Находим подлежащее и смотрим, относится ли деепричастие к этому подлежащему. Я обдумал план сочинения (можно деепричастие заменить глаголом). Предложение построено правильно. Рассмотрим пример 2. Возвращаясь домой, шел дождь. Рассуждаем так же. Находим подлежащее и смотрим, относится ли к нему деепричастие. Дождь возвращался домой. Дождь не может возвращаться домой. Предложение построено неверно.

Грамматические ошибки в структуре словосочетания Как вы помните, существует три типа связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основная часть ошибок допускается при управлении. Ошибки связаны с неправильным употреблением падежа или предлога. Н-р, Я соскучился за семьей вместо Я скучаю по семье. Уроки проводятся согласно расписания вместо согласно расписанию. Запомните! В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: надеть (что-либо на себя), одеть (кого-либо), оплатить проезд, уплатить за проезд, заплатить за проезд, скучать (тосковать) по сестре, уделять внимание работе, обращать внимание на работу, отзыв о статье, рецензия на статью, вопреки прогнозу (Д.п.), согласно графику (Д.п.), по окончании, по прибытии, по возвращении, по приезде, в Ростов – из Ростова (предлоги-антонимы в – из, на – с)

Домашнее задание. Решите задания теста. Прокомментируйте свой ответ. 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а)смотрев вперёд б) лучшие парикмахеры в) о трёхстах участниках г) около двух килограммов 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а) о полутора часахв) четырьмястами студентами б) более позднеег) две пары ботинок 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) повеселее В) не пророняя слов Б) ряд критериев г) обоих студентов 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) на триста пятьдесят седьмой страницев) несколько мандаринов Б) эта работа более лучше г) хорошие доктора

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Готовясь к экзамену, а) была проведена серьёзная работа. б) ученики провели серьёзную работу. в) выпускникам пришлось нелегко. г) ожидали большие трудности. 6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Увидев красный сигнал светофора, а) водитель затормозил. б) автомобиль остановился. в) машина была остановлена. г) движение на дороге прекратилось. 7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изменив свой облик, А) у Марины появится возможность обрести интересную жизнь. Б) ваши возможности станут безграничными. В) подчёркивается индивидуальность стиля. Г) можно открыть в себе новые способности.