Дистанционный курс по «Защите Материнства » Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3 Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Advertisements

Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Конфликты и продуктивные методы их разрешения Гулькевичский район Трикоз Алёна.
Письмо - обращение к близким самым дорогим людям, моим родителям Письмо - обращение к близким самым дорогим людям, моим родителям !
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА. « ОДИНОЧЕСТВО – САМОЕ СТРАШНОЕ НАКАЗАНИЕ », – ГОВОРИЛ ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ XIX В. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Одно из самых важных правил при решении любого рода конфликтов - это хорошее владение собой. Не поддаваться эмоциям, а, в первую очередь, сохраняя спокойствие,
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Коучинг – это партнерское взаимодействие коуча и клиента, способствующее клиенту в достижении его цели.
Психологическа я поддержка Безопасное общение с детьми.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
1. Доверительный стиль общения. 2. Правило «здесь и теперь». 3. Отказ от обезличенной речи. 4. Искренность общения. 5. Конфиденциальность происходящего.
Ролевая игра «Конфликт с подростком и способы его преодоления» Подготовила: Дубинина Л.А.,классный Подготовила: Дубинина Л.А.,классный руководитель8 «а»кл.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
Дорогие ребята! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью, поддержкой.
От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ Зехра Тосун. Цели консультирования 1. Наладить доверительные отношения 2. Помощь в осознании 3. Помощь осознать свои чувства.
Дорогие ребята, эта информация для Вас! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Транксрипт:

Дистанционный курс по «Защите Материнства » Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3 Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 2

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Ведущая вебинара Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

АНОНС тем цикла вебинаров: 1. Приёмы и методы консультирования (4 шага) 2. Модель проведения консультации 3. Процедуры и техники консультирования 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования 5. Организационные аспекты консультирования 6. Профессиональное "выгорание" консультантов 7. Анализ причин абортов В ходе цикла вебинаров Вы подробно узнаете: - на сколько важно профессионально подойти к подготовке проведения предабортного консультирования беременных, - как не растеряться в процессе консультирования, - какие для этого существуют приёмы и модели беседы, - что необходимо для успешного окончания беседы и принятия правильного решения подопечной с помощью консультанта 3 Часть данного цикла вебинаров посвящена темам - Процедуры и техники консультирования Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 3. Процедуры и техники консультирования консультирования Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 3. Процедуры и техники консультирования Далее будет представлен материал, раскрывающий основные техники консультирования. Этот раздел будет полезен начинающим или не имеющим специального психологического образования консультантам. 1. Слушание подопечной Правильное выслушивание это активный процесс. Он охватывает все виды ощущений плюс интуиция, отражение и эмпатия. Имеется ввиду огромное внимание к деталям, какими бы незначительными они ни были. Правильное выслушивание это активный процесс. Он охватывает все виды ощущений плюс интуиция, отражение и эмпатия. Имеется ввиду огромное внимание к деталям, какими бы незначительными они ни были. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 3. Процедуры и техники консультирования 1. Слушание подопечной О главном терапевтическом смысле правильного выслушивания и значении выслушивания для клиента красиво пишет Карл Роджерс: О главном терапевтическом смысле правильного выслушивания и значении выслушивания для клиента красиво пишет Карл Роджерс: "В жизни я много раз неожиданно сталкивался с неразрешимыми проблемами, чувствовал себя идущим по кругу, наконец, проникнутый неполноценностью и безнадежностью, полагал, что нахожусь в психозе. В такие моменты я думал, что был бы счастлив, если бы удалось найти людей, которые выслушали бы меня и проявили глубину понимания. Чтобы они выслушивали без оценок и осуждения, не ставя диагноз. Я смог убедиться, что, если при психологическом дискомфорте кто-то выслушивает подобным образом, не принимая на себя ответственности и не стремясь сформировать отношение, чувствуешь себя безумно хорошо. Напряжение сразу спадает. Ранее пугавшие виновность, безнадежность, сумятица становятся приемлемой частью внутреннего мира. Когда меня выслушивали и слышали, я по- новому воспринимал свои переживания и мог продвигаться дальше. Вызывает удивление, что чувства, которые казались ужасными, становятся вполне терпимыми, когда кто-нибудь выслушает, неразрешимые проблемы представляются посильными. Я глубоко ценю чуткое, эмпатическое, внимательное выслушивание". "В жизни я много раз неожиданно сталкивался с неразрешимыми проблемами, чувствовал себя идущим по кругу, наконец, проникнутый неполноценностью и безнадежностью, полагал, что нахожусь в психозе. В такие моменты я думал, что был бы счастлив, если бы удалось найти людей, которые выслушали бы меня и проявили глубину понимания. Чтобы они выслушивали без оценок и осуждения, не ставя диагноз. Я смог убедиться, что, если при психологическом дискомфорте кто-то выслушивает подобным образом, не принимая на себя ответственности и не стремясь сформировать отношение, чувствуешь себя безумно хорошо. Напряжение сразу спадает. Ранее пугавшие виновность, безнадежность, сумятица становятся приемлемой частью внутреннего мира. Когда меня выслушивали и слышали, я по- новому воспринимал свои переживания и мог продвигаться дальше. Вызывает удивление, что чувства, которые казались ужасными, становятся вполне терпимыми, когда кто-нибудь выслушает, неразрешимые проблемы представляются посильными. Я глубоко ценю чуткое, эмпатическое, внимательное выслушивание". Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 3. Процедуры и техники консультирования 2. Постановка вопросов Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса. Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса. Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одномдвух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Вы замужем?", "Сколько раз случались с вами …?" и т.п. Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одномдвух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Вы замужем?", "Сколько раз случались с вами …?" и т.п. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. Открытые вопросы расширяют и углубляют контакт; закрытые вопросы ограничивают его. Первые широко распа­хивают двери хорошим отношениям, вторые обычно остав­ляют их закрытыми. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. Открытые вопросы расширяют и углубляют контакт; закрытые вопросы ограничивают его. Первые широко распа­хивают двери хорошим отношениям, вторые обычно остав­ляют их закрытыми. Выделяют следующие основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы: Выделяют следующие основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы: Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 3. Процедуры и техники консультирования 2. Постановка вопросов Хотя постановка вопросов является важной техникой консультирования, однако, как ни парадоксально, в консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Это весьма сложная проблема для начинающего консультанта Хотя постановка вопросов является важной техникой консультирования, однако, как ни парадоксально, в консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Это весьма сложная проблема для начинающего консультанта, (или в ситуации, когда клиент сопротивляется процессу консультирования), который нередко слишком беспокоится, о чем же еще спросить клиента, и забывает, что, прежде всего, клиента надо слушать. Если опрос превратить в основную технику консультирования, то и консультирование превратится в допрос или следствие. В такой ситуации клиент покинет ка­бинет консультанта с чувством, что был не столько понят и призван к эмоциональному участию в консультативном контакте, сколько допрошен. Правила, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1.Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов, которые мало способствуют повышению взаимопонимания в беседе. 2. Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир. 3. Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения, (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы "почему") обусловленного множеством довольно противоречивых факторов. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 3. Процедуры и техники консультирования 2. Постановка вопросов Правила, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 4. Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопро­сы). Например, "Насколько ясно вы осознаете важность принимаемого решения? Не думали ли Вы об этой ситуации в ином ключе?". Клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные. 5. Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен "озвучивать" только окончательные вари­анты вопроса. 6. Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше за­дать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 3. Процедуры и техники консультирования 3. Ободрение и успокаивание Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта: Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например: Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например: "Продолжайте", "Продолжайте", "Да, понимаю", "Да, понимаю", "Хорошо", "Хорошо", "Так" и т.п. "Так" и т.п. Довольно распространена выражающая одобрение такая реакция: "Ага", "Ага", "М-мм". "М-мм". В переводе на язык речи эти частицы означали бы: "Продолжайте, я нахожусь с Вами, я внимательно слушаю Вас". В переводе на язык речи эти частицы означали бы: "Продолжайте, я нахожусь с Вами, я внимательно слушаю Вас". Ободрение выражает поддержку основу консультативного контакта. Ободрение выражает поддержку основу консультативного контакта. Атмосфера поддержки, в которой клиент чувствует себя свободно, позволяет исследовать возбуждающие тревогу аспекты самости, что особенно рекомендуется в ориентированном на клиента консультировании. Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя. Это тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: "Я хорошо Вас понимаю", "В данной ситуации каждая женщина чувствует сильное смятение ", "Это будет нелегко", "Я знаю, что будет не всегда легко, но Вы увидите, что это стоит Ваших моральных и физических усилий." и т.д. Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя. Это тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: "Я хорошо Вас понимаю", "В данной ситуации каждая женщина чувствует сильное смятение ", "Это будет нелегко", "Я знаю, что будет не всегда легко, но Вы увидите, что это стоит Ваших моральных и физических усилий." и т.д. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 3. Ободрение и успокаивание 4. Отражение содержания: перефразирование и обобщение Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания -помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. Это наиболее широко используемая техника консультирования независимо от теоретической ориентации консультанта. Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания -помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. Это наиболее широко используемая техника консультирования независимо от теоретической ориентации консультанта. Перефразирование - наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы. Однако, с другой стороны, оно недостаточно углубляет беседу. Перефразирование - наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы. Однако, с другой стороны, оно недостаточно углубляет беседу.

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 4. Отражение содержания: перефразирование и обобщение Выделяют три основные цели перефразирования: Выделяют три основные цели перефразирования: показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять; показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять; выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде; выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде; проверить правильность понимания мыслей клиента. проверить правильность понимания мыслей клиента. При перефразировании надо помнить три простых правила: 1. Перефразируется основная мысль клиента. 2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что- либо от себя. 3. Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента вы­ражать своими словами. Хорошо перефразированная мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее, а это помогает клиенту самому понять, что он хотел сказать. Хорошо перефразированная мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее, а это помогает клиенту самому понять, что он хотел сказать. Пример перефразирования: Пример перефразирования: Клиент: «Я не знаю, как жить дальше. Сначала думаю, что нужно рожать, а в другой момент – мне еще учиться, да и родители против…» Консультант: «У Вас происходит внутренняя борьба по поводу принятия жизненно важного решения, и Вам трудно решить, какой из двух путей выбрать, особенно когда не все Ваши близкие поддерживают Вас.»

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 4. Отражение содержания: перефразирование и обобщение В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение - помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования. Обобщение - помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа. Ситуации, в которых чаще всего используется обобщение: когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами; когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами; когда клиент говорит очень долго и запутанно; когда клиент говорит очень долго и запутанно; когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы; когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы; при стремлении придать некое направление беседе; при стремлении придать некое направление беседе; в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи. в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 5. Отражение чувств Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии, как кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стимулируют заживление. Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии, как кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стимулируют заживление. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др. Познание и отражение чувств клиента - представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Познание и отражение чувств клиента - представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Отражение чувств - тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств на том, что скрыто за содержанием. Отражение чувств - тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях. Важно обратить внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Нередко поддавшись страсти выспрашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента. Важно обратить внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Нередко поддавшись страсти выспрашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента.

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 5. Отражение чувств Например: Например: Клиентка: «Мы с мужем дружим с детства и после оконча­ния университета поженились. Я думала какой замечатель­ной будет супружеская жизнь! Но все оказалось совсем не так...» Консультант: «Сколько лет Вы в браке?» В этом случае создается впечатление, что консультанта больше интересует формальный факт продолжительности брака, а не то, как клиентка переживает свою супружескую жизнь. Продолжение беседы могло бы быть явно продуктивнее, позволь консультант продолжать признание или, уловив удлиненную паузу, задай он вопрос: "Что для Вас значит "совсем не так"?" В этом случае создается впечатление, что консультанта больше интересует формальный факт продолжительности брака, а не то, как клиентка переживает свою супружескую жизнь. Продолжение беседы могло бы быть явно продуктивнее, позволь консультант продолжать признание или, уловив удлиненную паузу, задай он вопрос: "Что для Вас значит "совсем не так"?" В консультировании существует правило, что при вопросе о чувствах клиент часто рассказывает факты из жизни, но когда мы спрашиваем только о событиях жизни, практически нет никаких шансов услышать что-либо о чувствах. В консультировании существует правило, что при вопросе о чувствах клиент часто рассказывает факты из жизни, но когда мы спрашиваем только о событиях жизни, практически нет никаких шансов услышать что-либо о чувствах. Это правило ясно указывает на приоритет вопросов о чувствах и на существенную роль отражения чувств в консультировании. Таково необходимое условие поддержания консультативного контакта в ориентированной на клиента терапии. Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств.

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 5. Отражение чувств Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов. Желание отражать чувства предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение лица. Желание отражать чувства предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение лица. Так же важно помнить, что чувства могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому консультант должен быть чутким к различным намекам, умалчиваниям, паузам. Так же важно помнить, что чувства могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому консультант должен быть чутким к различным намекам, умалчиваниям, паузам. Отражая чувства, следует учитывать все эмоциональные реакции клиента положительные, отрицательные (Пример отражения отрицательного эмоционального состояния клиента: «Мне кажется, что Вы напряжены так, как будто готовитесь к обороне») и амбивалентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта. Отражая чувства, следует учитывать все эмоциональные реакции клиента положительные, отрицательные (Пример отражения отрицательного эмоционального состояния клиента: «Мне кажется, что Вы напряжены так, как будто готовитесь к обороне») и амбивалентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта. Для точного отражения чувств важно использовать многие понятия, определяющие разнообразные чувственные нюансы. Для точного отражения чувств важно использовать многие понятия, определяющие разнообразные чувственные нюансы. В консультировании важно не только отражение чувств, но и обобщение их. Оно позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента. В консультировании важно не только отражение чувств, но и обобщение их. Оно позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента.

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 5. Отражение чувств Очень часто в беседе мы сталкиваемся с противоречивыми, а иногда и с полярными чувствами по отношению к значимым для клиента ситуациям или объектам любви. Здесь очень ценно обобщение чувств для показа клиенту действительного единства противоположностей в эмоциональной сфере. Очень часто в беседе мы сталкиваемся с противоречивыми, а иногда и с полярными чувствами по отношению к значимым для клиента ситуациям или объектам любви. Здесь очень ценно обобщение чувств для показа клиенту действительного единства противоположностей в эмоциональной сфере. Говоря о чувствах в консультировании, можно сформулировать несколько обобщающих принципов, охватывающих не только отражение чувств клиента, но и выражение чувств консультантом: Говоря о чувствах в консультировании, можно сформулировать несколько обобщающих принципов, охватывающих не только отражение чувств клиента, но и выражение чувств консультантом: 1. Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувства как свои, так и клиентов. 2. Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента - любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультиро­вания. 3. Обязательно обращать внимание на чувства, когда они: - вызывают проблемы в консультировании, или - вызывают проблемы в консультировании, или - могут поддержать клиента, помочь ему. - могут поддержать клиента, помочь ему. В первом случае особенно выделяются страх, тревога, злость, враждебность. Например, озлобленность клиента может блокировать нормальное общение, поэтому следует обратить его внимание на это чувство, чтобы обсуждение способствовало устранению препятствия для поддержания консультативного контакта. Такое обсуждение имеет смысл и для клиента, поскольку помогает ему допустить нормальность своих отрицательных чувств, а также уменьшить их интенсивность. Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства. Например, озлобленность клиента может блокировать нормальное общение, поэтому следует обратить его внимание на это чувство, чтобы обсуждение способствовало устранению препятствия для поддержания консультативного контакта. Такое обсуждение имеет смысл и для клиента, поскольку помогает ему допустить нормальность своих отрицательных чувств, а также уменьшить их интенсивность. Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства.

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 5. Отражение чувств Например: «Вам нелегко было прийти для обсуждения этого вопроса, вероятно, Вы вообще не хотите сейчас ничего обсуждать. (далее – другая техника: убеждение) - Однако каждая встреча людей может иметь большой смысл и от вашей активности зависит, насколько Вы сможете использовать потенциал этой встречи». Например: «Вам нелегко было прийти для обсуждения этого вопроса, вероятно, Вы вообще не хотите сейчас ничего обсуждать. (далее – другая техника: убеждение) - Однако каждая встреча людей может иметь большой смысл и от вашей активности зависит, насколько Вы сможете использовать потенциал этой встречи». Во втором случае мы оказываем клиенту эмоциональную поддержку. Например: «Вы испытываете облегчение, разрешив себе рассмотреть альтернативу и осознав, что Вы в большей степени определяете свою жизнь, чем думали ранее. Несмотря на то, что объективные трудности никак не изменились, Вы чувствуете большую уверенность в своих силах». 4. Консультант обязан выражать также собственные чувства, возникающие в ситуации консультирования. Их воз­никновение представляет собой своеобразный резонанс на переживания клиентов. Что наиболее лично, то наиболее общо. Вслушиваясь в свои чувства, возникающие в ходе консультирования в качестве реакции на поведение клиента, консультант может получить о нем много ценной информации. Выражение чувств помогает поддерживать глубокий эмоциональный контакт, в усло­ виях которого клиент лучше понимает, как другие люди реагируют на его поведение. Например:«Я тоже испытываю некоторое смущение и даже тревогу, затрагивая столь значимые для Вас вопросы, но уж лучше проговорить эту проблему, нежели она в виде малоприятных эмоций останется внутри Вас» Например: «Я тоже испытываю некоторое смущение и даже тревогу, затрагивая столь значимые для Вас вопросы, но уж лучше проговорить эту проблему, нежели она в виде малоприятных эмоций останется внутри Вас» 5. Порой надо помочь клиентам контролировать свои чувства, особенно когда они слишком интенсивны. Это касается как положительных, так и отрицательных чувств.

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 5. Отражение чувств

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 6. Паузы молчания Большинство людей испытывает смущение, когда обрывается беседа и стоит тишина. Она кажется бесконечно долгой. Так же и в ситуации консультирования женщин, берущих направление на аборт, консультант чувствует себя неуютно при возникновении в беседе паузы молчания, поскольку ему кажется, что он постоянно должен что-то делать. Большинство людей испытывает смущение, когда обрывается беседа и стоит тишина. Она кажется бесконечно долгой. Так же и в ситуации консультирования женщин, берущих направление на аборт, консультант чувствует себя неуютно при возникновении в беседе паузы молчания, поскольку ему кажется, что он постоянно должен что-то делать. Однако умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях один из важнейших навыков консультирования. Однако умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее, она бывает и глубоко осмысленной. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее, она бывает и глубоко осмысленной. Как известно каждому из повседневной жизни, хорошим друзьям не обязательно все время разговаривать, а влюбленные много времени проводят в молчании, что свидетельствует лишь о глубине их отношений. Как известно каждому из повседневной жизни, хорошим друзьям не обязательно все время разговаривать, а влюбленные много времени проводят в молчании, что свидетельствует лишь о глубине их отношений. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине, и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно терапевтически ценным, ибо оно: Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине, и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно терапевтически ценным, ибо оно: 1.увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента; 2.предоставляет возможность клиенту "погрузиться" в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение; 3.позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах. Хотя спектр смыслов тишины в консультировании довольно широк, обычно различают "содержательное" и "бессодержательное" молчание. В последнем случае увеличивается тревога клиента, он не может усидеть на месте, начинает нервничать. Хотя спектр смыслов тишины в консультировании довольно широк, обычно различают "содержательное" и "бессодержательное" молчание. В последнем случае увеличивается тревога клиента, он не может усидеть на месте, начинает нервничать.

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 6. Паузы молчания Каковы важнейшие смыслы молчания в консультировании? Каковы важнейшие смыслы молчания в консультировании? 1.Паузы молчания, особенно в начале беседы, могут выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность из-за самого факта консультирования. 2. Молчание далеко не всегда означает отсутствие реальной активности. Во время пауз молчания клиент может искать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки. Консультанту также нужны паузы молчания для обдумывания прошедшей части беседы и формулировки важных вопросов. Периодические паузы молчания делают беседу целенаправленной, так как в это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы. Паузы молчания помогают не пропускать важные вопросы. 3. Молчание может означать, что и клиент, и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга. 4. Пауза молчания, особенно если она субъективно неприятна как клиенту, так и консультанту, может означать, что оба участника беседы и вся беседа оказались в тупике и происходит поиск выхода из создавшейся ситуации, поиск нового направления беседы. 5. Молчание в некоторых случаях выражает сопротивление клиента процессу консультирования. Тогда оно по отношению к консультанту имеет манипулятивный смысл. Здесь клиент ведет игру: "Я могу сидеть как камень и посмотрю, удастся ли ему (консультанту) сдвинуть меня".

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 6. Паузы молчания Каковы важнейшие смыслы молчания в консультировании? Каковы важнейшие смыслы молчания в консультировании? 6. Иногда паузы молчания возникают, когда беседа протекает на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных и значительных вопросов, которые, однако, увеличивают тревогу клиента. 7. Молчание иногда подразумевает глубокое общение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова. Паузы молчания в консультировании поднимают вопрос: должен ли их прерывать сам консультант? Распространено мнение, что консультант должен прерывать пустое молчание и не спешить прерывать продуктивное молчание. Паузы молчания в консультировании поднимают вопрос: должен ли их прерывать сам консультант? Распространено мнение, что консультант должен прерывать пустое молчание и не спешить прерывать продуктивное молчание. Когда клиент умолкает и молчание длится долго, уместно замечание консультанта: "Вы молчите... Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?" или "Что важное для себя Вы слышите в этом молчании?". Вместе с тем не следует забывать, что клиент сам отвечает за прекращение молчания. Когда клиент умолкает и молчание длится долго, уместно замечание консультанта: "Вы молчите... Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?" или "Что важное для себя Вы слышите в этом молчании?". Вместе с тем не следует забывать, что клиент сам отвечает за прекращение молчания. 7. Предоставление информации Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Достаточно подробно специфика предоставления информации по вопросам аборта отражена в первой части пособия. Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Достаточно подробно специфика предоставления информации по вопросам аборта отражена в первой части пособия.

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 6. Паузы молчания

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 8. Конфронтация Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтацию определяют как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтацию определяют как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций Выделяют три основных случая конфронтации в консультировании: 1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. В этом случае можно говорить о двух ступенях конфронтации. На первой констатируется определенный аспект поведения клиента. На второй противоречие чаще всего представляется словечками "но", "однако". В противоположность интерпретации при конфронтации прямо указывается на причины и истоки противоречий. Конфронтацией такого типа стараются помочь клиенту увидеть само противоречие, которое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить.

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 8. Конфронтация Например: Клиент: Я все хорошо продумала и все решила. Я знаю, какие последствия могут быть для моего здоровья, и вообще... Консультант: Да, я чувствую вашу «твердость», однако Вы все же решили прийти для беседы, значит, какие-то сомнения и желание честно сказать себе: я сделала все, что могла, все же есть. 2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей. Например, клиентка жалуется: "Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня". Реальная ситуация такова, что муж поменял работу по требованию жены после долгих ссор, поскольку на прежней работе он мало зарабатывал. Теперь муж зарабатывает достаточно, однако редко бывает дома. В данном случае консультант должен показать клиентке, что проблема состоит не в любовных отношениях, а в финансовом положении семьи, необходимости, чтобы муж больше зарабатывал, хотя из-за этого он вынужден часто бывать в отъезде. Клиентка не оценивает усилий мужа добиться большого благосостояния семьи и трактует ситуацию удобным для себя способом. Например, клиентка жалуется: "Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня". Реальная ситуация такова, что муж поменял работу по требованию жены после долгих ссор, поскольку на прежней работе он мало зарабатывал. Теперь муж зарабатывает достаточно, однако редко бывает дома. В данном случае консультант должен показать клиентке, что проблема состоит не в любовных отношениях, а в финансовом положении семьи, необходимости, чтобы муж больше зарабатывал, хотя из-за этого он вынужден часто бывать в отъезде. Клиентка не оценивает усилий мужа добиться большого благосостояния семьи и трактует ситуацию удобным для себя способом. 3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем. Например, консультант высказывает клиенту удивление: "Вы основательно рассмотрели ситуацию со своей стороны. Однако, всякий раз, когда мы прибли­жаемся к тому, что есть еще и ребенок, Вы уходите в сторону".

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 8. Конфронтация Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем. Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем. Для правильного использования техники конфронтации важно знать и понимать ее ограничения. 1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения консультантом враждебности. 2. Конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиентов. Ее назначение помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности. Стиль психологической защиты многое говорит о личности клиента, и здесь важнее понимание, а не разрушение, которое раздражает клиента и вызывает его сопротивление. 3. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта. Консультирование не та ситуация, где консультант должен демонстрировать свою мудрость и силу в целях самовозвеличивания. Задача консультанта не победить клиента, а понять его и оказать помощь. Неправильное применение техники конфронтации часто свидетельствует о том, что в процессе консультирования специалист решает личные проблемы.

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 8. Конфронтация Дополняя перечисленные правила, хотелось бы подчеркнуть, что конфронтация с клиентом ни в коем случае не должна быть агрессивной и категоричной. Дополняя перечисленные правила, хотелось бы подчеркнуть, что конфронтация с клиентом ни в коем случае не должна быть агрессивной и категоричной. Желательно чаще использовать фразы: "мне кажется", "пожалуйста, попробуйте объяснить", "если я не ошибаюсь", которые выражают определенные сомнения консультанта и смягчают тон конфронтации. Желательно чаще использовать фразы: "мне кажется", "пожалуйста, попробуйте объяснить", "если я не ошибаюсь", которые выражают определенные сомнения консультанта и смягчают тон конфронтации. Как отдельный вариант конфронтации заслуживает внимания прерывание повествования клиента. Позволив клиенту свободно рассказывать, консультант не должен забывать, что не все сведения одинаково важны, что некоторые темы или вопросы следует углубить. Как отдельный вариант конфронтации заслуживает внимания прерывание повествования клиента. Позволив клиенту свободно рассказывать, консультант не должен забывать, что не все сведения одинаково важны, что некоторые темы или вопросы следует углубить. Прерывание клиента возможно, когда он "перескакивает" на другие проблемы, не исчерпав предыдущих. Если клиент изменил тему, консультант может вмешаться с замечанием: "Я заметил, что Вы изменили тему. Специально ли Вы сделали это?" Прерывание клиента возможно, когда он "перескакивает" на другие проблемы, не исчерпав предыдущих. Если клиент изменил тему, консультант может вмешаться с замечанием: "Я заметил, что Вы изменили тему. Специально ли Вы сделали это?" Однако частое прерывание повествования - рискованно. Когда мы не позволяем клиенту рассказывать так, как ему хочется, то обычно не достигаем желаемого. Однако частое прерывание повествования - рискованно. Когда мы не позволяем клиенту рассказывать так, как ему хочется, то обычно не достигаем желаемого. Большинство клиентов склонны поддаваться руководству консультанта, поэтому постоянное прерывание порождает зависимость и тогда трудно рассчитывать на откровенность. Большинство клиентов склонны поддаваться руководству консультанта, поэтому постоянное прерывание порождает зависимость и тогда трудно рассчитывать на откровенность.

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования 8. Конфронтация

Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3 Часть 3. Процедуры и техники консультирования

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы В процессе консультирования по проблеме абортов неизбежно всплывают вопросы, связанные со смыслом жизни. Проработка экзистенциальных проблем требует достаточно высокого уровня профессиональной компетенции консультанта. А так как глубокая и методически грамотная работа консультанта в данном направлении может существенно повышать эффективность проводимой работы, остановимся подробнее на этом аспекте консультирования. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы В Сегодня одной из основных проблем, с которой чаще всего сталкиваются в своей работе психологи и психиатры, является фрустрация экзистенциальных потребностей. Сегодняшний человек страдает чаще всего от глубокого чувства утраты смысла жизни. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы Обратимся в толковый психологический словарь за определениями новых терминов: ЭкзистенциализмФрустрация Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы Экзистенциальные проблемы Средства массовой информации - старательно призывают человека жить «в удовольствие», предлагая для этого огромное количество путей и средств. Как ни парадоксально, человек, который стремится к наслаждениям и развлечениям, скорее всего, имеет проблему «смысла жизни». Общество изобилия - порождает изобилие свободного времени, которое, вроде бы, должно предоставлять возможность для реализации смысла жизни. Но это же общество развивает и формирует в человеке, прежде всего, потребительские инстинкты, поэтому свободное время лишь обостряет проявления экзистенциального вакуума («воскресные неврозы») Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы Вопрос о смысле жизни встает перед человеком независимо от уровня его жизни: и тогда, когда живется «хуже некуда» и в обществе изобилия. Это связано с глубинной человеческой потребностью быть больше себя самого. Вопрос о смысле жизни встает перед человеком независимо от уровня его жизни: и тогда, когда живется «хуже некуда» и в обществе изобилия. Это связано с глубинной человеческой потребностью быть больше себя самого. «Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на что-то, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на дело которое необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. «Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на что-то, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на дело которое необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. Чем больше человек отдает себя делу или другому человеку, другим людям, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в которой он забывает про себя, не обращает на себя внимания». Чем больше человек отдает себя делу или другому человеку, другим людям, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в которой он забывает про себя, не обращает на себя внимания». На самом деле, нормальное ощущение счастья не может выступать в качестве цели, к которой человек стремится, а является просто сопутствующим явлением, сопровождающим достижение какой-то другой цели. Иначе, по словам Феофана Затворника, человек становится стружкой, закрученной вокруг себя самого, а внутри – пустота. На самом деле, нормальное ощущение счастья не может выступать в качестве цели, к которой человек стремится, а является просто сопутствующим явлением, сопровождающим достижение какой-то другой цели. Иначе, по словам Феофана Затворника, человек становится стружкой, закрученной вокруг себя самого, а внутри – пустота. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы Эта закономерность пустоты четко проявляется в супружеских отношениях, и в гражданских отношениях между мужчиной и женщиной (последнее, к сожалению, становится чуть ли не нормой, и далеко не всегда существует только в рамках супружества). Часто два человека живут ради себя, собственных удовольствий: «два (один) ребенка это уже много, куда же больше, больше мы не потянем материально (морально)». В процессе консультирования часто встречается вопрос: «Ну, хорошо, предположим, этого я рожу, а что дальше? Все равно придется делать аборты, раз не придумали 100% средств контрацепции». То есть, человек загоняет сам себя в замкнутый круг - «без близких отношений жить не могу, забот о детях не хочу, поэтому аборты - неизбежны». Человек думает, что не может отказать себе в чувственных наслаждениях, и средства массовой информации старательно внушают, что это удовольствие, точнее потребность в нем, является мерилом нормальности человека, нормальности отношений мужчины и женщины. Однако из практики работы психологов и сексопатологов четко прослеживается закономерность: чем сильнее человек стремится к сексуальному наслаждению, тем скорее оно от него ускользает. Сексуальность нарушается по мере того, как усиливается сознательная направленность и внимание к ней. Здесь целью ставится то, что в норме является лишь сопутствующим эффектом близости мужчины и женщины ради - деторождения. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы Смысл жизни нельзя дать, его нужно найти. В нашем обществе крайне мало профессий, в которых человек может найти смысл жизни. Во-первых, этому способствует разделение труда, а во-вторых, ситуация часто складывается так, что «лишь бы где-нибудь найти работу». Не находя себя в работе, в деле, люди перекрывают и другой путь для нахождения смысла жизни – рождение и воспитание детей, которые могут целиком наполнить ее, насытить жизнь смыслом. Дети являются, согласно психоаналитической трактовке, нашим продолжением в будущем. И с этим будущим поступают по-разному: одно дело, когда кто-то не может иметь детей, другое – когда от них (то есть от будущего) избавляются. Ни в одной многодетной семье не ставится вопрос о смысле жизни (речь, конечно, не идет о многодетных семьях как результате беспорядочных половых связей при алкогольной зависимости). Многодетная семья – это та ситуация, когда насыщенность жизни является побочным результатом более глобальной цели – воспитания детей. И это, вероятно, один из наиболее явных и доступных смыслов жизни, данных человеку от Бога. В целом человек находит смысл жизни тремя путями: 1. в действии, в создании чего-либо; 2. в переживании, в чувстве любви к другому; 3. в безнадежной ситуации – он может иметь хотя бы собственное отношение к происходящему. Этот третий путь осмысленности жизни, хотя и был «открыт» в ситуациях страдания (концентрационные лагеря, война, и т.д.), очень актуален. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы « «Если ты не можешь изменить ситуацию, если по своему малодушию не можешь поступить так, как подсказывает совесть, то необходимо иметь хотя бы силы осознать, что поступаешь плохо, идешь против своего предназначения. Хуже, если человек и окружающие его люди занимают «страусиную позицию». Из опыта консультативной работы хорошо известно: если женщина найдет для себя оправдание сделать аборт в данной жизненной ситуации, то она найдет ему оправдание и в любой другой ситуации. Исходя из этого, виден смысл консультативной работы с женщинами, идущими на аборт: очень трудно и зачастую невозможно изменить их мировоззрение за одну встречу. Но можно помочь человеку с открытыми глазами делать то, что он задумал. Если и этого не делать – ситуация будет повторяться многократно, никак не меняя человека. Даже безвыходную ситуацию, которую нельзя устранить, избежать, изменить, можно превратить в победу, если рассматривать ее под человеческим углом зрения. Безвыходная ситуация - это, например, неизлечимая смертельная болезнь, но не те причины, которые «заставляют» женщину сделать аборт. Безусловно, бывают материальные и жилищные трудности, однако именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим. Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим. Мир не хочет меняться и слышать «безмолвный крик». Но если и нам не обращать на это внимания, то смерть всех этих малюток окажется бессмысленной. А это – страшно… Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Экзистенциальные проблемы Подведём краткие итоги всего рассмотренного раздела: Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования Проблемы межличностных отношений Проблемы межличностных отношений В процессе консультирования по проблеме абортов часто поднимается вопрос о неистинных, дефицитарных отношениях между мужчиной и женщиной. Причем каждый из них может не осознавать этого, и действительно верить, что у них «любовь», «нормальная семья». Но когда женщина идет на аборт этот «замок отношений на песке» рушится. Осознавать это весьма болезненно, поэтому еще одной причиной абортов является нежелание увидеть правду, а точнее неправду тех отношений, которые существуют между, казалось бы, самыми близкими людьми. Если позволяет время, то в процессе консультативной встречи желательно рассмотреть с клиенткой, в чем заключается дефицитарность отношений в данном конкретном случае. Дело в том, что как бы женщина ни решила поступить в этот раз, если не «вскрыть» причин (подводную часть айсберга), то ситуация повторится. Для консультанта знание этих «нездоровых» отношений помогает более эффективно и осознанно простраивать встречу с клиентом. Когда человек вступает в неистинные отношения, он в каждом случае не близок с другим (то есть не заботится о нем), а использует другого функционально. Женщина старается избавиться от нежелательной беременности, так как, с ее точки зрения, родившийся ребенок разрушит хоть и не удовлетворяющие, но хотя бы существующие отношения с мужчиной. У нее не хватает душевных сил, любви, тепла для ребенка, так как она знает только, что не может быть одна, отчаянно хочет от мужчины того, что получить от него невозможно, и как ни старается, в отношениях что-то всегда не так. Особенно остро это может проявиться после аборта: прерывание беременности -не решает проблем межличностных отношений, а только усугубляет их. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования 2. Проблемы межличностных отношений Рассмотрим наиболее часто встречающие типы дефицитарных отношений Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования 2. Проблемы межличностных отношений 1. Существование в восприятии другого. Это ситуация, когда человек ощущает себя, наполненность своей жизни, только если другой подтверждает его существование своим вниманием, «обратной связью» в любой ее форме. Если же другой показывает, что ему не значим этот человек, то наступает серьезный жизненный кризис. Такие отношения обычно рушатся, потому что другой через какое-то время устает подтверждать существование партнера. Кроме того, другой чувствует, что он - не тот, кого любят, а тот, в ком нуждаются. Другой никогда не ощущает, что его целиком знают и целиком принимают, потому что он включен в отношения лишь частично - постольку, поскольку служит функции подтверждения существования партнера. Эти отношения неустойчивы еще и потому, что человек жаждет, чтобы его любили, тогда, как в действительности проблема заключается в том, что он -неспособен любить. В нашем случае, когда женщина слышит от мужчины что «ребенок ему не нужен, не входит в его планы, что это не его ребенок» и т. п., она решает, что и ей тоже «ничего не нужно». Не задумываясь о том, что у нее может и должно быть собственное решение. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования 2. Проблемы межличностных отношений 2. Слияние. Это отношения, в которых человек стремится раствориться в партнере, жить его жизнью, его интересами. Казалось бы, это неплохо. Но при этом индивиды, стремящиеся к слиянию с партнером: хоронят собственные потребности; пытаются узнать желания других и сделать эти желания своими собственными. И в результате такие люди становятся «зависимыми» от отношений. Литературный образ такой зависимости хорошо представлен в произведении Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», в котором автор очень тонко отметил, что женщина, страстно влюбленная в мужчину, редко переносит эту любовь на ребенка. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования 2. Проблемы межличностных отношений 3. Компульсивная сексуальность 3. Компульсивная сексуальность – отношения, основным в которых является сексуальная близость. Редко инициатором таких отношений выступает женщина, она чаще является «жертвой». В компульсивном сексе отсутствуют все признаки подлинной заботы. Человек использует другого как средство, он НЕ знает своих партнеров. Собственно говоря, незнание другого и утаивание большей части себя нередко используется как преимущество, поэтому показывает и видит только то, что способствует обольщению и половому акту. Такого рода взаимодействие означает, что человек формирует отношения - и чем быстрее, тем лучше - ради секса, а вовсе не наоборот, когда сексуальный контакт является проявлением глубоких отношений и способствует им. Сексуально компульсивный индивид - имеет отношения только с той частью другого, которая служит для удовлетворения его потребности. Он не заботится ни о личности, ни о росте партнера. Реакция мужчины на сообщение о беременности женщины, четко выявляет такую форму дефицитарных отношений. И задача консультанта в данном случае – помочь женщине осознать факт ущербности подобных отношений и показать, что аборт не является средством решения этой проблемы. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования 2. Проблемы межличностных отношений 4. Другой - как опора, подъемник В этих отношениях, по другому их можно назвать чисто эгоистическими, человек относится к любви как к ограниченному ресурсу. Считает, что чем больше он предлагает эмоций, собственных сил души, тепла, и пр. одному человеку, тем меньше у него останется для себя и других. Этот рыночный подход в любви лишен смысла: отношения с другими всегда делают человека богаче, а не беднее. Увы, такая эгоистическая позиция достаточно часто – и у мужчин и у женщин - встречается в консультировании. Обычно, когда в семье уже есть один ребенок, консультант слышит: «Мы должны всем обеспечить хотя бы одного», «Я устала от одного», «Зачем нам еще» и т.д. Однако известно, и это может использовать консультант, что с рождением ребенка - даются и силы, и помощь. А в случае аборта, эгоистические отношения дадут трещину все равно. Другой - не всегда бывает полезен, он просто есть. Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования 2. Проблемы межличностных отношений Подведём краткие итоги всего рассмотренного раздела: Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

Часть 4. Проблемы, поднимаемые в процессе консультирования В процессе консультативной работы с женщинами, берущими направление на прерывание беременности, часто приходится сталкиваться с такой позицией: В процессе консультативной работы с женщинами, берущими направление на прерывание беременности, часто приходится сталкиваться с такой позицией: 1. «Зачем я буду рожать? Если родится мальчик, то чтобы его убили в Чечне?» (А убить его сейчас кажется не таким уж предосудительным.) 2. «Пусть рожают те, у кого много денег, а тут и так не хватает.» (Однако даже живущие в палаточных лагерях переселенцы рожают детей, не ссылаясь на действительно объективные трудности.) 3. «Зачем рожать несколько детей, чтобы они еще при жизни родителей начали делить их имущество, квартиру?» (Эта ситуация не нова, о ней рассказано еще в притче о блудном сыне. Правда, в те времена не додумались до такого вывода: если вдруг не удастся воспитать детей должным образом, то лучше их вообще не иметь). 4. «Я вообще не вижу смысла в том, чтобы рожать детей. Мне с одним то тяжело, устаю. А если рожу – еще хуже будет. И так впереди ничего светлого…» 5. «Мне еще нужно доучиться…» (дописать диссертацию, найти работу, и т.д.) 6. «Если бы мне муж помогал (лучше относился, не пил, больше зарабатывал, не гулял, …) то да, может быть ….» (а чаще – может и не быть) В каждом из этих утверждений – вопросов скрыто или явно прослеживается нерешенная проблема смысла жизни или межличностных отношений. Попробуйте определить – где и какая именно проблема? В каждом из этих утверждений – вопросов скрыто или явно прослеживается нерешенная проблема смысла жизни или межличностных отношений. Попробуйте определить – где и какая именно проблема? (Закрепляющее задание во время вебинара) Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3

«БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!» Дистанционный курс по «Защите Материнства» Вебинар «Организация и модель проведения предабортного консультирования беременных» Часть 3. Вебинар «ПРЕДАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» Часть 3