Современные дидактические технологии обучения. Эволюция развития понятия Ян Амос Коменский (1592–1670). Первоочередной задачей реализации идеи Коменский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЦЕЛЬ : использование современных педагогических технологий в учебном процессе для обеспечения более высокого уровня преподавания ЗАДАЧИ : 1. Изучение.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Голубева Людмила Матвеевна – зав. Центром мониторинга качества образования КК ИПКиППРО Презентация в помощь педагогам, развивающим профессиональную компетентность.
Технология конструирования целей обучения Технология конструирования целей обучения.
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации познавательного интереса в мыслительной деятельности учащихся Прогрессивные педагогические.
САМОАНАЛИЗ УРОКА Тема и цели урока. Требования к теме урока: предельно сжато выражает его основное содержание; выразительно проговаривается классу и записывается.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Педагогические технологии. Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη искусство, мастерство, умение; λόγος слово, учение) совокупность, специальный.
Понятие цели в педагогике Педагогическая цель – это предвидение педагогом и воспитанниками (учащимися) результатов их взаимодействия в форме обобщенных.
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
Технология дифференцированного обучения в преподавании биологии.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Понятие «технология». Признаки и виды технологий Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества.
Транксрипт:

Современные дидактические технологии обучения

Эволюция развития понятия Ян Амос Коменский (1592–1670). Первоочередной задачей реализации идеи Коменский считал создание механизма обучения, называя его «дидактической машиной». «Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо уставленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели». Описанный модуль «цель – средства – правила их использования – результат» составляет ядро любой технологии.

Эволюция развития понятия В 1960-е гг. вводится термин «педагогическая технология». Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором строили последующие этажи педагогической технологии, стало программированное обучение. Его характерными чертами стало уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения.

Эволюция развития понятия Развитие программированного обучения можно определить словами американского педагога У. Шрамма: «Программированное обучение есть своего рода автоматический репетитор, который ведет учащихся 1) путем коротких логически связанных шагов, так что он 2) почти не делает ошибок и 3) дает правильные ответы, которые 4) немедленно подкрепляют путем сообщения результата, в результате чего он 5) движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения».

Эволюция развития понятия Вот эту идею полной управляемости учебным процессом педагогическая технология унаследовала от программированного обучения. В 1970-е гг. системный подход в преподавании позволил решать дидактические проблемы, отвечающие заданным целям, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. Системный подход лежит в основе любой педагогической технологии. В 1970–1980-е гг. педагогические технологии охватили практически все страны, получив признание ЮНЕСКО.

Определение понятия В философском словаре предлагают следующее определение технологии: «Набор и последовательность операций, выполненных с помощью данной техники в каждом данном определенном производственном процессе».

Определение понятия «Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (М.В.Кларин).

Определение понятия «Технология обучения представляет собой область применения системы научных принципов к программированию процесса обучения и использованию их в образовательной практике с ориентацией на детальные и допускающие оценку цели обучения; она ориентирована в большей степени на учащегося, а не на изучаемый предмет; на проверку сложившейся практики (методов и техники обучения) в ходе эмпирического анализа и широкого использования аудиовизуальных средств в обучении, определяет практику в тесной связи с теорией обучения» (Ф.Янушкевич).

Определение понятия «Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно- воспитательной работы. Технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т.Лихачев).

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

Критерии технологичности педагогической технологии

Концептуальность ПТ

Системность ПТ

Управляемость ПТ

Эффективность ПТ

Воспроизводимость ПТ

Структура ПТ

Педагогическая технология - это

Дидактические принципы

Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится важнейшим исходным условием педагогической технологии. В практике нашей школы цели формулируются чрезмерно обобщенно и недостаточно инструментально. Такую точку зрения, в частности, высказывает академик РАО И.Я. Лернер. По его мнению, обучение эффективно только в том случае, если у учителя есть надежный способ достижения целей, а он требует их четкости, возможности сопоставить достигнутое с желаемым.

Как обычно учитель выражает цели обучения? 1) через изучаемое содержание ( например: «изучить народное движение в России 17 века», «изучить правописание личных окончаний глагола», «познакомиться со страной изучаемого языка», «изучить основные положения молекулярно-кинетической теории» и т.д.); 2) через деятельность учителя ( например: «рассказать учащимся о жизни и творчестве И.С. Тургенева», «рассказать об эволюции органического мира», «рассказать о развитии отраслей хозяйства Центрального экономического района», «рассказать о промышленном производстве серной кислоты» и т.д.); 3) через внутренние процессы и сдвиги в развитии учащихся («проанализировать причины революции гг.», «научить критически мыслить при чтении», «научить учеников анализировать текст, отбирать главные идеи текста и осуществлять языковую догадку», «проанализировать строение кровеносной системы», «научить учащихся анализировать содержание расчетных задач по химии» и др.); 4) через внешне выраженную учебную деятельность («нанести на контурную карту границы государств и колоний», «отработать навык правописания безударных гласных в корне слово», «составить план пересказа текста», «исследовать клеточную структуру растений», «определить силу электролита и реакцию гидролиза солей», «измерить силу тока с помощью амперметра» и т.д.).

По мнению сторонников технологического подхода к организации учебного процесса три первых способа формулировки целей обучения не придают целям определенности, которую можно проверить. Так, если цели формулируются через изучаемое содержание, это только указывает на область знаний, о которой будет идти речь на уроке, и не дает никаких конструктивных начал для построения учебного процесса. Если цели формулируются через деятельность учителя, это сосредоточивает учителя на его собственной деятельности, а не на реальных результатах обучения.

Если же цели формулируются через внутренние процессы в развитии учащихся (процессы мышления, понимания, восприятия, анализа, синтеза и т.д.), то как можно сделать вывод о достижении этих целей, ведь внутрь психических процессов проникнуть невозможно? Поскольку внутрь психических процессов проникнуть невозможно, рассуждают сторонники этого подхода, то психическое (в том числе умственное) развитие личности можно отождествить только с реальными действиями, которые обучаемый может продемонстрировать. Следовательно, цели обучения должны формулироваться таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик; какие умения, навыки и познавательные достижения он может реально продемонстрировать.

Так, например, цель «научить анализировать содержание расчетных задач по химии» может быть конкретизирована через следующие реальные действия ученика: «осуществляет краткую запись условия (с помощью математических, химических и физических символов)», «выделяет данные и искомые величины», «находит необходимые дополнительные данные», «находит формулу решения», «определяет, решается ли задача по формуле или с применением химического уравнения», «предлагает рациональный способ решения». Цель «изучить использование символических обозначений на погодной карте» может быть конкретизирована через следующие реальные опознаваемые действия ученика: «воспроизводит по памяти символы, употребляемые на карте погоды», «опознает символы на карте», «читает карту, используя символы», «составляет карту, пользуясь символами», «по заданной карте, пользуясь символами, дает прогноз погоды» и т.д.

Из вышесказанного следует: педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными).

Для того чтобы оказать помощь учителю в формулировании диагностичных целей обучения (и в конечном итоге - облегчить планирование учебного процесса и выработку процедур оценки), американские ученые под руководством Б.С. Блума разработали таксономии учебных целей в познавательной, эмоциональной и психомоторной сферах деятельности учащихся.

Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня 1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории. воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. 2. Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. 3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. 5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи. 6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Уточним еще раз: почему в педагогической технологии так много внимания уделяется четкому описанию целей обучения? Ответ на этот вопрос звучит следующим образом: если цель сформулирована диагностично (то есть ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки, как на эталон. При этом результат, достигнутый учащимися на каждом этапе обучения, сравнивается с эталонными признаками поставленной цели. То есть все время осуществляется непрерывный контроль степени продвижения учащихся к намеченным целям, который сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения.

Проблемы современной педагогики

Преимущества технологии перед отдельными методиками обучения

Признаки технологически организованного учебного процесса: 1. Постановка диагностичных целей. 2. Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся. 3. Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников. 4. Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения 5. Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие цели. 6. Полная управляемость процессом обучения. 7. Гарантированность конечного результата.

Образовательные модели (системы, теории, концепции, технологии). 1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. 2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. 3. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов). 4. Теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов). 5. Программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина и др.). 6. Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). 7. Теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина). 8. Теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник). 9. Теория активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.Н. Шамова, И.Ф. Харламова и др.). 10. Адаптивная система обучения (А.С. Границкая).

Образовательные модели (системы, теории, концепции, технологии). 11. Система Л.В.Тарасова Экология и диалектика. 12. Теория решения изобретательских задач. 13. Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А. Амонашвили). 14. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф. Шаталов). 15. Технология погружения (М.П. Щетинин). 16. Методические системы педагогов-новаторов: С.Н. Лысенковой, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова и др. 17. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др. 18. Предметно-классно-урочная система обучения. 19. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко). 20. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).

Образовательные модели (системы, теории, концепции, технологии). 21. Модель начального образования Развивающая Среда (И.И. Ильясов). 22. Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе (Л.Ф. Климанова). 23. Технология воспитания (Н.Е. Щуркова). 24. Дифференцированное обучение. 25. Бригадно-лабораторное обучение. 26. Организационно-деятельностная игра. 27. Теория укрупненных дидактических единиц (П.Б. Эрдниев). 28. Система С.Френе. 29. Система М. Монтессори. 30. Вальдорфская педагогика (Р. Штайнер).

Образовательные модели (системы, теории, концепции, технологии). 31. Система Л. Рона Хаббарда. 32. Гуманистическая педагогика (К.Роджерс). 33. Технология полного усвоения (Б. Блум, Дж.Кэрролл). 34. Модель Структура интеллекта (Дж. Гилфорд). 35. Когнитивно-аффективная модель (Ф Уильямс). 36. Модель Три вида обогащения учебной программы (Дж. Рензулли). 37. Система С. Пейперта Использование компьютеров в учебном процессе. 38. Современные технологии образования: Система учебной информации, Система творческих заданий, Моделирование, Учебное исследование, Научное исследование, Проектирование среды, Конструирование (В.А. Бухвалов).

Методы обучения

Определение

Классификация методов обучения

По Бабанскому Ю.К.

Объяснительно-иллюстративный метод

Репродуктивный метод

Метод проблемного изложения

Частично-поисковый метод

Исследовательский метод

Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами.

Классификация форм обучения

Простые формы обучения

Составные формы обучения

Комплексные формы обучения

Основные формы организации обучения

Основные формы педагогического общения

Монолог

Диалог

Дискуссия

Полилог

Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения.

Индивидуальный способ обучения (исторически первый)

Индивидуально-групповой способ обучения

Групповой способ обучения

Классно-урочный способ обучения

Недостатки

Коллективный способ обучения