Грант РГНФ – «Урал» а/У Самосохраняющее поведение молодежи Талалаева Г.В.
Основные исполнители: Талалаева Г.В. – д.м.н., Институт экологии растений и животных УрО РАН Павлов Б.С. – д.фил.н., Институт экономики УрО РАН Запарий В.В. - д.фил.н., ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет - УПИ»
Цель проекта На примере жителей Уральского региона изучить варианты самосохраняющего поведения студентов университетов и разработать рекомендации по мониторингу, развитию и стимулированию самосохраняющего поведения в молодежной среде
Задачи проекта Определить баланс между самосохраняющим и деструктивным поведением в социуме Выяснить закономерности реализации самосохраняющего поведения молодежи Оценить способность педагогов к работе с новыми здоровьесберегающими технологиями Предложить адекватные приемы активации самосохраняющего поведения молодежи
Постановка проблемы Изменение инфраструктуры общества сопровождается активацией деструктивного поведения молодежи Дефицит самосохраняющего поведения у молодежи – это угроза устойчивому развитию социума Феномен «выгорания личности педагога» определяет низкую эффективность самосохранительного воспитания молодежи
Материалы и методы Анализ наркологической заболеваемости среди молодежи (1996 –2006 г.г.) Проведение социологического опроса среди студентов инновационных ВУЗов Урала (Анкета «Приверженность ЗОЖ», n = 200) Опрос педагогов-слушателей ФПК (Интервью «Инновации в педагогике», n = 180)
Полученные результаты хронология деструктивного поведения Число случаев Годы 3- 5 лет Убийства Самоубийства Заболевания передающиеся половым путем Наркомания ВИЧ- инфекция
Полученные результаты волны наркомании среди молодежи Число случаев Годы ? ~ 10 лет Приход новой генерации подростков в социум, Циклы экономического развития общества, Период обновления менеджмента
Полученные результаты приверженность студентов ЗОЖ Таблица 1 - Приверженность студентов здоровому образу жизни Группы Доля лиц, ведущих ЗОЖ (в %) признающая популярность ЗОЖ в обществе и в среде сверстников (n=84) 47,6 не признающая популярность ЗОЖ в обществе и в среде сверстников (n=83) 33,7 лица, которые не задумывались о популярности ЗОЖ (n=31) 22,6 В целом по выборке (n=198) 37,9
Полученные результаты варианты самосохранительного поведения экономическое благополучие экономическое благополучие ЗОЖ 1 2 Рис.1. ЗАПАДНАЯ МОДЕЛЬ Рис. 2. УРАЛЬСКИЕ СТУДЕНТЫ
Полученные результаты модели работы педагогов Характеристика моделей профессиональной деятельности педагогов Удельный вес от числа опрошенных ( %) Авторитарный стиль общения («победить») 41,3 Рациональный стиль поведения («просчитать») 24,0 Интерактивный стиль преподавания («играть», «мечтать») 21,4 Бимодальный стиль работы («победить – просчитать», «победить - играть») 13,3
Рекомендации Традиционный стиль формирования ЗОЖ: ПУГАЮЩЕ- ИНФОРМАЦИОННЫЙ Международный стиль формирования ЗОЖ: ИНТЕРАКТИВНЫЙ Рекомендуемый стиль формирования ЗОЖ: ОПТИМИСТИЧЕСКИ-КОНСТРУКТИВНЫЙ
Основные публикации по проекту 1. Талалаева Г.В., Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Наркомания как аномальная форма адаптации молодежи. Екатеринбург: ООО «Изд-во УМЦ УПИ», с. ISBN Самосохранительное поведение молодежи в социуме / Г.В. Талалаева, В.В. Запарий, Б.С. Павлов, А.В. Шибин. Екатеринбург: ООО «Изд-во УМЦ-УПИ», с 3. Талалаева Г.В. Коммуникативная пластичность педагогов // Нижнетагильская гос. социально-педагогическая академия. Ученые записки. Общественные науки: Мат-лы регион. Науч.-практ. конфер. «Образование в XXI веке: проблемы, тенденции, перспективы» Н.Тагил, 2006.С