1 ЦМАКП СПбГУ Май 2011 ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Тел.: (499)129-17-22, факс: (499)129-09-22, e-mail: mail@forecast.ru,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
Advertisements

Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Управление проблемной задолженностью в банках 2 декабря 2009 года О.М. Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России Эксперт Комитета Госдумы.
Денежно-кредитная система России: специфика и возможности модернизации Александр Ивантер, зам. главного редактора журнала «Эксперт» (Москва)
Д.э.н., проф. Ларионова И.В. ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА БАНКИ И БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Москва, 23 мая 2012 года.
Компания А – Презентация для инвесторов. 2 Обзор компании и рынка Финансовые показатели Стратегия развития Инвестиционная привлекательность.
Совершенствование корпоративного и финансового законодательства в России А.В. Шаронов.
1 Банки в посткризисной экономике: модернизация ради прибыли А.Г.Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков России Сочи, 1-5 сентября 2010 г.
1 ЦМАКП Октябрь 2011 ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Тел.: (499) , факс: (499) ,
О системе обеспечения ликвидности и рефинансирования кредитных организаций Москва 2008 Ассоциация региональных банков России В.А. Гамза Первый вице-президент.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
ВЫПУСК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ 7-8 ДЕКАБРЯ 2004 г. г. МОСКВА.
Развитие конкурентной среды и эффективность банковской деятельности 2011 Александр Хандруев.
О Программе «Национальная банковская система России 2010, 2020» Ассоциация российских банков Г.А. Тосунян, Ассоциация российских банков.
1 Воздействие расходов государственного бюджета на устойчивость финансовой сферы России Сценарные расчеты до 2020 г. Ведев А. Март 2011 г.
Транксрипт:

1 ЦМАКП СПбГУ Май 2011 ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Тел.: (499) , факс: (499) , О.Г. Солнцев (ЦМАКП) А.В. Канаев (СПбГУ) М.Е. Мамонов (ЦМАКП) Сценарий структурно-сбалансированного роста банковского сектора

2 ЦМАКП СПбГУ 2 Сценарий структурно-сбалансированного роста банковского сектора: основан на анализе тенденций пост-кризисного развития российской финансовой системы и исследовании внешних и внутренних слабостей и угроз его устойчивости; отражает логику модернизации данной системы и её целевой характер, направленность на долгосрочную устойчивость Долгосрочная устойчивость: Соответствие кредитного, рыночного, операционного рисков величине собственного капитала в долгосрочной перспективе Сбалансированность активов и обязательств по ликвидности в долгосрочной перспективе Прибыльность банковского бизнеса, достаточная для сохранения его инвестиционной привлекательности и обеспечения возможности рекапитализации Долгосрочная устойчивость: Соответствие кредитного, рыночного, операционного рисков величине собственного капитала в долгосрочной перспективе Сбалансированность активов и обязательств по ликвидности в долгосрочной перспективе Прибыльность банковского бизнеса, достаточная для сохранения его инвестиционной привлекательности и обеспечения возможности рекапитализации

3 ЦМАКП СПбГУ Долгосрочная устойчивость банковского сектора Прибыльность банковского бизнеса, достаточная для обеспечения его инвестиционной привлекательности и рекапитализации Сбалансированность активов и обязательств по ликвидности Прибыль на капитал (ROE) Достаточность капитала Соответствие кредитного, рыночного, операционного риска величине собственного капитала Ликвидные активы/обязательства

4 ЦМАКП СПбГУ 4 Долгосрочная устойчивость банковского сектора определяется: 1) моделями взаимодействия с другими секторами (группами участников рынка) 2) развитой системой регулирования финансового и банковского секторов (достижение и поддержание сбалансированного развития в переходной экономике предполагает использование развитого аппарата регулирования). ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – управляющее, корректирующее воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений. Регулирование экономики, экономических процессов, действий экономических субъектов может осуществляться посредством программирования, планирования, стимулирования, рыночного саморегулирования.программированияпланирования стимулированиярыночного саморегулирования ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – управляющее, корректирующее воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений. Регулирование экономики, экономических процессов, действий экономических субъектов может осуществляться посредством программирования, планирования, стимулирования, рыночного саморегулирования.программированияпланирования стимулированиярыночного саморегулирования

5 ЦМАКП СПбГУ 5 Экономическое регулирование финансового сектора: комплекс экономических, финансовых, административных и законодательных мер, осуществляемых органами управления и направленных на обеспечение условий для устойчивого развития банковского сектора адекватного потребностям экономики и общества в целом, роста его конкурентоспособности Экономическое регулирование финансового сектора основано на комбинации мер стимулирующего, корректирующего и ограничивающего воздействия в рамках реализации государственной макро-экономической политики, контрольной деятельности регуляторов и корпоративной стратегии финансовых институтов

6 ЦМАКП СПбГУ Гипотеза: долгосрочная устойчивость банковского сектора определяется моделями взаимодействия с другими секторами (группами участников рынка) Другие финансовые посредники (институциональные инвесторы, проф.участники фондового рынка, операторы плат. систем и др.) Другие финансовые посредники (институциональные инвесторы, проф.участники фондового рынка, операторы плат. систем и др.) Возможность получения банками доходов, не сопряженных (слабо сопряжённых) с принятием кредитных рисков Потребители банковских услуг Несоответствие возможностей банковского сектора структуре спроса на услуги ведёт к импорту услуг, затем к устойчивой потере лояльности определённых групп потребителей. Результат – снижение прибыли и возможности капитализации сектора Другие банки (взаимодействие внутри сектора) Возможность перераспределения ликвидности и рисков внутри системы, предотвращающая возникновение «тромбов» Долгосрочная устойчивость: Соответствие кредитного, рыночного, операционного риска величине собственного капитала Сбалансированность активов и обязательств по ликвидности Прибыльность банковского бизнеса, достаточная для сохранения его инвестиционной привлекательности и обеспечения возможности рекапитализации Долгосрочная устойчивость: Соответствие кредитного, рыночного, операционного риска величине собственного капитала Сбалансированность активов и обязательств по ликвидности Прибыльность банковского бизнеса, достаточная для сохранения его инвестиционной привлекательности и обеспечения возможности рекапитализации Собственники банков Синергетический эффект от участия компаний в капиталах банков, дающий дополнительные стимулы к инвестированию в их капитал

7 ЦМАКП СПбГУ Что понимается под «моделью взаимодействия» секторов (различных групп участников рынка)? Стандарты делового оборота + структура взаимных операций различных групп участников, определяющиеся устойчивым балансом их интересов и возможностей Обоснование: Эффективность надзора, контроля и пруденциального регулирования в существенной степени определяется их соответствием сложившимся моделям взаимодействия групп участников рынка «теневые институты» (Эрнандо де Сото) существенный разрыв между писанными и неписанными правилами ведет к невозможности обеспечить исполнение первых Концентрация на улучшении надзора, контроля и пруденциального регулирования не принесёт результата в случае значительной глубины «институционального разрыва». Требуется воздействие на мотивацию и возможности участников рынка, стандарты делового оборота и структуру операций

8 ЦМАКП СПбГУ Пример неэффективности «чистого» контроля и регулирования: капитальный контроль Капитальный контроль позволял корректировать ситуацию только в тех странах, где экономические выгоды от его «обхода» для участников рынка были относительно небольшими * Серым выделен период контроля за притоком капитала Чистый приток капитала, в % к ВВП Индекс реального эффективного курса (1990=100)

9 ЦМАКП СПбГУ Долгосрочная устойчивость банковского сектора В краткосрочной перспективе каждый из трёх целевых параметров - ликвидность, прибыльность и достаточность капитала - может быть улучшен только за счёт ухудшения других В долгосрочной перспективе возможно одновременное улучшение двух и более параметров – за счет структурных изменений Крайние состояния ведут к потере банком устойчивости Модель narrow bankig: избыточная обеспеченность обязательств ликвидными активами – низкая прибыль на капитал (ROE), низкая достаточность капитала Модель банка-инвестиционной компании: низкий левередж (избыточная достаточность капитала) – низкая прибыль на капитал (ROE), низкая обеспеченность обязательств ликвидными активами Модель банка-хедж-фонда: высокая прибыль на капитал (ROE) – низкая достаточность капитала, низкая обеспеченность обязательств ликвидными активами Возможны ситуации, когда в результате шоков значительная часть банков оказывается смещена в сторону одного из нежелательных крайних состояний

10 ЦМАКП СПбГУ Эволюция российского банковского сектора: от модели инвестиционной компании ( ) – к narrow banking ( ) и далее – к модели хедж-фонда ( )

11 ЦМАКП СПбГУ Разница в позиционировании крупных и мелких банков (2010 г.) Уровень ROE в группе мелких банков устойчиво мал (следствие низкого левереджа). Несмотря на это их капиталы растут со скоростью, близкой к средней по системе. При этом данный рост не может быть объяснён только фиктивными сделками. Сочетание низкой отдачи на капитал с достаточными темпами его роста говорит о высокой значимости для собственников иных инвестиционных мотивов, нежели получение прибыли от основной деятельности банков. В ряде случаев в числе таких мотивов присутствует возможность проведения откровенно сомнительных операций (отмывание, обналичивание и др.), в ряде случаев – снижение рисков/издержек привлечения/размещения средств связанных небанковских бизнесов, в ряде случаев – возможность предложить потребителю пакет банковских и небанковских услуг (пример: банки автопроизводителей)

12 ЦМАКП СПбГУ Характеристика текущего состояния В настоящее время ликвидность и достаточность капитала банковской системы находятся на комфортном уровне, в то время как реальная (с поправкой на инфляцию) прибыльность капитала (ROE) крайне мала. Благодаря снижению расходов на формирование резервов реальная ROE в ближайшее время может увеличиться примерно вдвое. Однако даже в этом случае она останется в раза ниже своих многолетних средних, а также средних показателей развивающихся стран. Дальнейшее повышение ROE в рамках существующей структуры прибыли потребует снижения показателей достаточности капитала и обеспеченности обязательств ликвидными активами. Однако с учётом неравномерности ситуации с обеспеченностью капиталом и ликвидными активами различных групп банков, «запас прочности» у банковской системы по этим направлениям не очень высок.

13 ЦМАКП СПбГУ Основные компоненты прибыли (в % к среднегодовой величине совокупных активов) Уровень чистого процентной маржи банков сейчас заметно ниже докризисной «нормы»

14 ЦМАКП СПбГУ Уровень конкуренции в банковском секторе (H-статистика) 1 1 Н-статистика – оценка уровня конкуренции в секторе на основе неструктурных способов измерения. 0 соответствует ситуации монополии, 1 – ситуации совершенной конкуренции. Предложена Panzar J. C., Rosse J. N. в работе Testing for monopoly equilibrium (1987) Постепенное восстановление уровня конкуренции скорее всего не позволит чистой процентной марже заметно вырасти

15 ЦМАКП СПбГУ Отношение чистого комиссионного дохода банков к прибыли до формирования резервов и налогообложения (2007, %) Вклад чистого комиссионного дохода в формирование доходов российских банков заметно ниже, чем у банков большинства развитых стран

16 ЦМАКП СПбГУ Вероятные шоки, воздействующие на устойчивость банковского сектора в долгосрочной перспективе Необходимость снижения уровня инфляции – отставание динамики денежного предложения от спроса экономики на деньги Снижение отношения абсолютно ликвидных активов к обязательствам Риск перехода банковского сектора в долгосрочный режим затухающего роста из-за низкого уровня ROE и жесткого регулирования сделок со связанными заёмщиками Нехватка источников и инструментов капитализации частных банков с российским капиталом за исключением нескольких крупнейших –> уход части нынешней клиентуры к иностранным дочкам и на зарубежные рынки (корп. клиенты «третьего эшелона») + снижение доступности кредита для среднего бизнеса («четвертый эшелон» и ниже) –> снижение возможности получения банками доходов (процентных, комиссионных, доходов от операций с корп.облигациями) от обслуживания компаний «третьего» и ниже эшелона –> снижение темпов роста собственного капитала банков –> снижение возможностей проведения банками операций –> снижение темпов роста собственного капитала банков и т.д.

17 ЦМАКП СПбГУ Вероятные шоки, воздействующие на устойчивость банковского сектора в долгосрочной перспективе (продолжение) Прекращение чистого оттока капитала нефинансовых компаний (в последние 15 лет – это 3-7% ВВП ежегодно 1 ) в случае улучшения инвестиционного климата Может вызвать существенное расширение ресурсной базы российских банков за счет остатков на корпоративных счетах и депозитах В случае неготовности банков трансформировать данные ресурсы в увеличение кредита (долгосрочного) экономике с замещением внешнего долга, эти средства, скорее всего, будут обратно выведены за рубеж через увеличение иностранных активов банков Неспособность банковского сектора предложить долгосрочное кредитование для «средних» компаний – финансирование компаниями длинных инвестиций за счет краткосрочных ссуд Рост рисков потери платёжеспособности компаниями среднего размера в случае сбоя с получением новых кредитов для погашения ранее взятых заимствований 1 Исключение – гг., когда эта величина составляла 9-10% ВВП

18 ЦМАКП СПбГУ Чистый отток капитала из сектора нефинансовых предприятий 1, % к ВВП 1 Исключено влияние внешних заимствований, привлеченных компаниями в 2007 г. для целей приобретения активов в рамках процедуры банкротства НК ЮКОС

19 ЦМАКП СПбГУ Несоответствие структуры спроса и предложения на кредит ведет к принятию заемщиками избыточных рисков Невозможность привлечь на внутреннем рынке кредиты требуемого масштаба и срочности вынуждает обращаться к внешним заимствованиям даже внутренне-ориентированные компании. Как следствие - валютная структура корпоративного долга плохо соответствует валютной структуре доходов предприятий- заёмщиков Данная проблема, похоже, не решается только выравниванием процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках

20 ЦМАКП СПбГУ Для компенсации этих шоков необходимо изменить модели взаимодействия банковского сектора с другими секторами (группами участников рынка) Риск затухания роста сектора из-за низкого ROE Рост комиссионных доходов банков за счет более активной реализации посреднических функций на рынках ценных бумаг, участия в платёжных системах, развитие перекрёстных продаж банками продуктов небанковских фин. организаций (НПФ, СК, ПИФы и др.) Риск неиспользования потенциала расширения ресурсной базы, риск пирамид коротких заимствований в реальном секторе Расширение предложения долгосрочных заимствований на внутр.рынке за счёт развития долгосрочн.корп.облигаций Сжатие ликвидности под влиянием антиинфляционной политики Развитие рынка МБК, обеспечивающего возможности перераспределения ликвидности внутри системы Риск затухания роста сектора из-за низкого ROE Дифференцированный подход к формированию собственного капитала банков и кредитованию связанных заемщиков (публичные/непубличные банки, банковские группы, принцип «соблюдай и получай»)

21 ЦМАКП СПбГУ 21 Количественные требования к структуре операций банковского сектора-2020 для компенсации ожидающихся шоков 1.Доля межбанковских кредитов, депозитов и счетов в пассивах: 13-14% (против 6% в наст. время) 2.Доля ценных бумаг в активах: около 25% (против 12% в наст. время) 3.Отношение чистых комиссионных доходов к капиталу: % (против 10% в наст. время) 4.Доля долгосрочных (свыше трёх лет) кредитов и ценных бумаг в корпоративном портфеле российских банков: % (против 40% в наст. время) 5.Число банков, имеющих ликвидный freefloat и способных привлекать средства на фондовом рынке для обеспечения существенной доли прироста собственного капитала: (против 2 в наст. время)

22 ЦМАКП СПбГУ 22 Возможности изменения структуры операций банковского сектора-2020 в рамках инерционного тренда 1.Доля межбанковских кредитов, депозитов и счетов в пассивах: 8-9% (против целевых 13-14%) 2.Доля ценных бумаг в активах: около 15% (против целевых 25%) 3.Отношение чистых комиссионных доходов к капиталу: 14-15% (против целевых 18-19%) 4.Доля долгосрочных (свыше трёх лет) кредитов и ценных бумаг в корпоративном портфеле российских банков: 45-50% (против целевых 60-65%) 5.Число банков, имеющих ликвидный freefloat и способных привлекать средства на фондовом рынке для обеспечения существенной доли прироста собственного капитала: 8-10 (против целевых 25-30) В рамках инерционного тренда целевые показатели структуры операций банковского сектора не достигаются. Требуется политика по развитию структуры

23 ЦМАКП СПбГУ Компоненты прибыли банков, в % к собственному капиталу

24 ЦМАКП СПбГУ Некоторые элементы активов и пассивов банков, в % к активам

25 ЦМАКП СПбГУ 25 Элементы структурно-сбалансированного сценария: рекомендации по развитию рынка межбанковского кредита Для системно-значимых банков (включая системно-значимые региональные): частичные гарантии Банка России по операциям банков- маркетмейкеров на рынке МБК с другими системно- значимыми банками Для других банков: «саратовская модель» (соглашение об оперативном обмене отчетностью, единые информационные системы, электронные торги, согласие участников на безакцептное списание средств с корсчета на покрытие задолженности по МБК)

26 ЦМАКП СПбГУ Элементы структурно-сбалансированного сценария: рекомендации по расширению участия банков на рынках долгосрочных корпоративных ценных бумаг Оптимизация регулирования рынка: отмена избыточных ограничений на выпуск, упрощение процедуры эмиссии, совершенствование правил дефолта, ведение института собрания облигационеров, исключение конфликта интересов банка – агента и др. Параметры рефинансирования под залог корпоративных облигаций со стороны Банка России (преференции для долгосрочных выпусков) Популяризация и поддержка лучшей практики эмиссии облигаций, способствующей повышению защищенности держателей облигаций, предотвращению разрастания сегмента «мусорных облигаций» Рефинансирование институтами развития долгосрочных облигаций эмитентов-участвующих в реализации проектов данных институтов.

27 ЦМАКП СПбГУ 27 Элементы структурно-сбалансированного сценария: рекомендации по развитию перекрёстных продаж продуктов банков и небанковских финансовых организаций Создание банковских групп и холдингов, расширение группы розничных банков и сети платёжных агентов и создаёт предпосылки по развитию перекрёстных продаж (cross-selling): банковских (кредиты, депозиты и депозитные сертификаты) продуктов; инвестиционных (акции, облигации, инвестиционные паи и сертификаты долевого участия) продуктов; комбинированных и структурных продуктов (депозиты + ПИФы). Такие продажи становятся важным условием стирания границ между сегментами финансового рынка и повышения его ликвидности

28 ЦМАКП СПбГУ Элементы структурно-сбалансированного сценария: рекомендации по формированию «двухядерной» банковской системы «Двухядерная» банковская система Второе ядро: крупные и средние (в частности, региональные) банки – непубличные компании, капитализирующиеся за счет нескольких ключевых собственников. Мягкие ограничения на сделки со связанными заемщиками, но обеспечение прозрачности состава контролирующих и аффилированных лиц (принцип «соблюдай и получай»). В значительной мере - специализированные и нишевые (отраслевые, клиентские, продуктовые) банки. Возможная перспективная форма организации - банковские группы. Первое ядро: крупнейшие универсальные банки - публичные компании, капитализирующиеся на фондовом рынке, отвечающие высоким стандартам корпоративного управления и прозрачности. Благодаря масштабу и большей доле работающих активов эти банки имеют в среднем более высокий ROE, что делает их привлекательными в качестве объекта инвестиций

29 ЦМАКП СПбГУ 29 Реализация структурно-сбалансированного сценария требует использования сложных методов регулирования Таргетирование структурных показателей банк. сектора (доля МБК в привлеченных средствах, доля ценных бумаг в активах, доля комиссионных доходов в доходах, число банков, имеющих ликвидный freefloat и др.) Политика Push & Pull - использование позитивных стимулов и «демонстрационного эффекта» (поддержки капитализации банков, соответствующих стандартам прозрачности и корп.управления; поддержка маркет-мейкеров на «целевых» рынках) Неодинаковые стандарты регулирования для публичных и непубличных банков (аффилированность, ликвидность, резервирование) Развивающее пруденциальное регулирование Тесная интеграция политик различных гос.органов по развитию рынка корпоративных долговых инструментов (ЦБ РФ, ФСФР, АСВ, институтов развития) и возможно, других «целевых» рынков – применение эффекта наращивания усилий

30 ЦМАКП СПбГУ 30 Реализация структурно-сбалансированного сценария требует использования сложных методов регулирования (продолжение) Политика регулирования «push&pull»: Контрольно-надзорные меры (правила и предписания для контроля за деятельностью банков) дополняются, «балансируются» мерами поддержки и создания благоприятных условий развития бизнеса. Применительно к проблеме капитализации банков это выражается в следующем: 1. Финансовыми властями и институтам развития следует поддержать динамичную группу региональных и столичных частных банков с перспективными стратегиями развития и профессиональным советом директоров, посредством инвестиций в их капитал, предоставления субординированных кредитов в обмен на введение жестких стандартов прозрачности бизнеса с последующим выходом банков на биржу и конвертацией их задолженности в акции.

31 ЦМАКП СПбГУ 31 Политика регулирования «push&pull»: Необходимо ввести в практику принцип «соблюдай и получай», который в случае капитализации банков означает «инвестиции в обмен на прозрачность и эффективность бизнеса». 2. Стимулирование ускорения процессов консолидации банковского бизнеса за счёт целевой поддержки создаваемых банковских групп банками среднего размера. Банковские группы должны стать привлекательными объектом для инвестиций с внутреннего и внешнего рынков. Их создание может стать основой для последующего слияния банков и перехода в публичный статус «START UP» группы. Поддержка для вновь создаваемых групп должна идти по линии институтов развития (капитал), введения упрощенной формы консолидированного надзора и дифферен- цированных нормативов и методик их расчета при условии прозрачности бизнеса (регулирование и надзор) и, возможно, предварительного анализа и согласования со стороны регулятора.

32 ЦМАКП СПбГУ 32 Реализация структурно-сбалансированного сценария требует сложных методов регулирования (продолжение) Неодинаковые стандарты регулирования для публичных и непубличных банков (аффилированность, ликвидность, резервирование). Следствием деления акционерных обществ на публичные и непубличные является повышение диспозитивности при выборе моделей корпоративного управления для непубличных компаний и одновременный рост требований к организации корпоративного управления для публичных обществ, а также возможность применения для них дифференцированного режима регулиро- вания согласно принципу «соблюдай и получай». Согласно проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ГК РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О рынке ценных бумаг» уточняется понятие открытого (публичного) акционерного общества Статья 7. Открытые и закрытые общества 3. Общество признается открытым в следующих случаях: - акции общества включены в котировальный список (прошли процедуру листинга) на фондовой бирже, или - число акционеров общества превышает пятьсот. Согласно проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ГК РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О рынке ценных бумаг» уточняется понятие открытого (публичного) акционерного общества Статья 7. Открытые и закрытые общества 3. Общество признается открытым в следующих случаях: - акции общества включены в котировальный список (прошли процедуру листинга) на фондовой бирже, или - число акционеров общества превышает пятьсот.

33 ЦМАКП СПбГУ 33 Принцип «соблюдай и получай» как норма регулирования банковской деятельности: Эта норма (требование) регулирования находится на грани диспозитивного и императивного начал регулирования. Принцип «соблюдай и получай» означает, что при добровольном соблюдении правил раскрытия информации, иных регулятивных норм и требований законодательства, внедрения современной системы риск- менеджмента банки могут получить право на использование индивидуальных нормативов. Критерием может стать внедрение стандартов БАЗЕЛЬ II. введение мягких ограничений на аффилированные сделки, но при условии обеспечения прозрачности состава контролирующих и аффилированных лиц (может быть применен и для устойчивых непубличных банков) Например, введение мягких ограничений на аффилированные сделки, но при условии обеспечения прозрачности состава контролирующих и аффилированных лиц (может быть применен и для устойчивых непубличных банков) Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) 25% от капитала может быть повышен до 50% аналогично нормативу максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1)

34 ЦМАКП СПбГУ 34 Принцип «соблюдай и получай» как норма регулирования банковской деятельности (продолжение): Принцип «соблюдай и получай» ни в коем случае не означает, что банк свободен в выборе объема и сроков исполнения принятых обязательств. Применительно к контролю за аффилированностью сделок в соответствии с данным принципом банк обязан: оперативно предоставить информацию о сделках по запросу регулятора; регулярно предоставлять консолидированную отчетность по группе; предоставить объяснения, почему возникает необходимость принятия повышенных рисков (ликвидности, кредитных и рыночных); предпринять все необходимые действия по контролю и ограничению возникающих рисков, включая доп. резервирование и др. При этом роль регулятора сводится к: проверке, была ли предоставлена информация и соответствующее объяснение, а также применению санкций, если имело место введение в заблуждение (например, потому что предоставленная информация не соответствовала действительности) и недобросовестное поведение руководства

35 ЦМАКП СПбГУ Сравнение макроэкономических и финансовых параметров в рамках структурно-сбалансированного и количественно-сбалансированного сценария Больший объем пассивов банков (депозиты предприятий) Меньший объём иностранных активов банков Большая доля корпоративных облигаций в активах Одинаковый объем суммарного (внешнего и внутреннего) долга нефинансового сектора. При этом большая доля внутреннего долга в структурно-сбалансированном сценарии Одинаковая инфляция Одинаковое сальдо по текущим операциям Более высокий экономический рост («импульс» со стороны предложения – более высокая производительность труда, как следствие более высокого уровня инвестиций)

36 ЦМАКП СПбГУ Специфичность политики в структурно-сбалансированном сценарии создаёт определённые риски: ошибки политики (выбор направлений, нескоординированность) moral hazard (неодинаковые стандарты регулирования для разных субъектов, позитивные стимулы, работа с маркет-мейкерами)

37 ЦМАКП СПбГУ С учетом форсированного и количественно- сбалансированного сценариев полный набор альтернатив политики выглядит следующим образом: 1. форсированное развитие 1. форсированное развитие – сравнительно высокие темпы роста фин.сектора и экономики, но и высокие риски системного финансового кризиса – низкие риски ошибок политики и moral hazard 2. количественно-сбалансированное развитие 2. количественно-сбалансированное развитие - невысокие темпы роста фин.сектора и экономики, средние риски финансового системного кризиса – низкие риски ошибок политики и moral hazard 3. структурно-сбалансированное (качественное) развитие 3. структурно-сбалансированное (качественное) развитие - средние темпы роста фин.сектора и экономики, средние риски системного финансового кризиса - высокие риски ошибок политики и moral hazard

38 ЦМАКП СПбГУ Сравнение сценариев

39 ЦМАКП СПбГУ Сравнение сценариев (продолжение)

40 ЦМАКП СПбГУ ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Тел.: (499) , факс: (499) , Спасибо за внимание! Сценарий структурно-сбалансированного роста банковского сектора