Маршал авиации. Колдунов Александр Иванович (1923 – 1992)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зовёт нас небо постоянно И защитить себя зовёт. И вот летит военный лётчик, Свершает славный свой полёт. Выполнил, используя материалы Интернета и помощь.
Advertisements

Герои Велико отеучественной войны
Улицы нашего города 8 А класс. Улица Лётчика Лазарева Расположена в Ленинском районе города. Рядом находится кинотеатр «Лодзь» и торговый центр «Тополь».
Сергей Васильевич Милашенков. Сергей Васильевич Милашенков – командир эскадрильи 109-го гвардейского штурмового авиационного полка, гвардии старший сержант.
Герои Ямальцы Их имена надо запомнить!. Герой Советского Союза Зверев Анатолий Михайлович
ГЕРОИ ЛЕНИНГРАДСКОГО НЕБА. Самолеты люфтваффе Один из самых универсальных самолетов войны : использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик,
Герои Великой Отечественной Войны Подготовил: Шестаков Виталий Учитель: Паршикова Н.А.
Выполнил ученик 4 класса Почаев Данила. Родился 5 мая 1923 года в селе Смагино Бутурлинского района Горьковской области, в семье крестьянина. Окончил.
Выполнил : ученик 5 класса Корольков Дмитрий. Горелов Сергей Дмитриевич Герой Советского Союза, генерал- полковник авиации, заслуженный военный лётчик.
Георгий Тимофеевич Береговой Георгий Тимофеевич Береговой родился 15 апреля 1921 года в с. Федоровка Карловского района Полтавской области. В 1922 году.
Улица имени героя Подготовила: Смолко Анастасия Петровна ГАОУ СПО «Брянский базовый медицинский колледж» студентка группы 19 л 3, лабораторная диагностика.
Лучший летчик – истребитель в нынешней войне – русский. «Нью-Йорк Таймс» Выполнил: Бахман Владимир Петрович Куратор: Соловьёва Наталья Геннадьевна ГАОУ.
АМЕТ - ХАН СУЛТАН Дважды Герой Советского Союза. Аметхан Султан родился 20 октября в 1920 году в Алупке. 40 фашистских самолетов сбиты им с начала войны.
«Я помню! Я горжусь!» Выполнил: студент 1 курса ОГАОУ СПО «Валуйский индустриальный техникум» Бига Максим Геннадьевич Руководитель: Соколова Светлана Александровна.
Выполнил: студент гр. ТМ-14 Болдырев Антон Преподаватель: Вакуленко Ирина Борисовна ГБОУ СПО РО «Таганрогский авиационный колледж имени В. М. Петлякова»
Чтобы сохранить долгую память о М.В.Симонове, музей школы выступил с инициативой о присвоении части улицы Шатурской, на которой расположена школа, его.
Каманин Аркадий Николаевич (2 ноября апреля 1947) самый молодой лётчик Второй мировой войны.
МКОУ «Сомовская СОШ имени Героя Советского Союза Д.М. Шарова» «С любовью к России мы делами добрыми едины» «Есть город в России» «Дмитрий Михайлович Шаров»
Каберов Игорь Александрович Герой Советского Союза.
Памяти Александра Ивановича Покрышкина посвящается… Лучший летчик – истребитель в нынешней войне – русский. «Нью-Йорк Таймс» Поколение Великой войны.
Транксрипт:

Маршал авиации

Колдунов Александр Иванович (1923 – 1992)

Крестьянский сын из смоленской деревеньки Мощиново, он был рождён, чтобы стать Маршалом!

Окончив среднюю школу и Реутовский аэроклуб, Александр упорно стремился в военное лётное училище.

Ещё накануне войны он подал заявление с просьбой принять его в Качинскую лётную школу. Но получил отказ: мало лет. Александр пошёл к военкому. Тот только руками развёл : помочь не могу.

Тогда юноша написал письмо лично К.Е.Ворошилову. Нарком обороны дал указание направить Колдунова в лётную школу. Так Александр оказался в славной Каче…

Он всегда летал чисто и азартно. Весной 1943 года после успешного окончания курса летной подготовки младший лейтенант Колдунов был направлен инструктором в 3-ю запасную авиационную бригаду в Саратов.

Решительный в поступках, он однажды сложил в тощий вещмешок свой солдатский скарб и устроился в транспортном самолёте, летевшем на фронт. Слава классного пилотажника летела впереди него, и командование 866-го ИАП, на аэродром которого приземлился Ли-2, не воспротивилось «неуставному» пополнению.

Командир дивизии Герой Советского Союза Б.А.Смирнов, понимая состояние молодого пилота, разрешил ему остаться в полку. Смело и мужественно сражался Александр. Он хорошо пилотировал самолет, отличался редкой дисциплинированностью, точностью, аккуратностью и безграничной смелостью.

В свободное от полётов время он тренировался на земле у стендов с макетами самолётов, отрабатывая ракурсы и дистанции стрельбы, начало открытия огня. В результате, Колдунов быстро вошёл в строй и начал выполнять ответственные задания.

Свою первую победу Колдунов одержал в третьем боевом вылете 21 июня 1943 года, сбив над Северским Донцом пикировщик Ju- 87. Победа стоила 16 пробоин в его «Яке».

Через несколько дней его самолёт был подбит на взлёте «упавшей» из облаков парой «охотников», сам он был ранен. В этой «нештатной» ситуации 19-летний лётчик не растерялся: выключив двигатель, спланировал и аккуратно посадил истребитель рядом с аэродромом. Через 2 дня он вышел из госпиталя и вновь поднял свой отремонтированный «Як» в небо.

Быстро росло его боевое мастерство. Когда личный счёт Александра дошёл до 5 сбитых самолётов, его назначили командиром звена, затем заместителем командира эскадрильи.

Человек безусловной отваги и самообладания, Александр имел аналитический ум, позволявший ему по крупицам собирать свой и чужой опыт, совершенствовать и многообразить приёмы воздушного боя, развивать интуицию. Мастерство воздушного боя и состоит в том, чтобы интуитивно соединить удаль и точный расчёт, смелость и техническое мастерство.

Осенью1943 г. шестерка «Яков», возглавляемая Колдуновым, прикрывала сухопутные войска на правом берегу Днепра. Вдруг в небе появились истребители противника. На максимальной скорости Александр атаковал Ме-109 и первой же очередью сбил. В это время два самолёта противника зажали в клещи его ведомого. Колдунов боевым разворотом зашёл в хвост ближайшему «Мессеру» и сбил его. После этого противник оставил поле боя.

Вскоре появилась группа бомбардировщиков. Атаковав их, Александр пожёг ведущего, а затем с товарищами разогнал остальных. В одном боевом вылете Колдунов одержал 3 победы и довёл их число до 10.

Вскоре он был назначен комэском, став признанным асом в полку и в дивизии. 866-ой ИАП с приходом Колдунова воевал исключительно сильно. За вторую половину 1943 г. под Белгородом и Изюмом, над Днепром и в Никопольской операции лётчики полка сбили в воздушных боях 171 самолет противника, потеряв в боях и катастрофах лишь 6 человек лётного состава.

В воздушных боях возле города Изюм полку пришлось столкнуться с сильнейшей истребительной эскадрой противника JG2 «Рихтгофен», в которой служили прославленные немецкие Асы. Однако наши лётчики смело вступали с ними в бой и добивались успеха. Несколько вражеских самолётов сбил и Александр Колдунов.

Особенно ярко талант Колдунова раскрылся в боях 1944 года. Донесения о его победах внешне напоминают эпизоды героических романов или голливудских триллеров, когда не знающий поражения герой уверенно идёт от победы к победе.

Официально Колдунов уничтожил почти полсотни вражеских самолётов, не потеряв ни одной своей машины... Здесь и «охотник», неосторожно «выпавший» на его «Як» и с переворота сбитый прямо над командным пунктом, и пара Ме-109, блокировавшая аэродром и прозевавшая возвращение хозяина, и десятки других «Мессеров», «Юнкерсов» и «Фоккеров», сбитых им в Запорожье и под Одессой, над Днестром и Дунаем, в небе Болгарии и Венгрии.

Колдунов участвовал во многих воздушных схватках при освобождении городов и сёл Украины, Донбасса и Молдавии. Весной 1944 года он сопровождал транспортные Ли-2, которые должны были сбросить груз конникам генерала Плиева. Конная дивизия прорвалась глубоко в тыл противника. Над линией фронта их атаковали 18 пикировщиков Ju- 87. Они летели бомбить наши войска, а тут такая добыча – транспортные Ли-2 под охраной всего 4 истребителей. Трудно пришлось тогда Александру и его товарищам. Умело маневрируя, ведя огонь короткими очередями, им удалось дать отпор противнику и сбить 5 «Юнкерсов», из них 2 были на счету Колдунова.

Но и самолёт Александра в том бою получил повреждение – было разбито правое крыло. Позже инженеры удивлялись: как можно было драться на таком покалеченном самолёте!

Зато все Ли-2, сбросив груз, вернулись на свой аэродром. Что же случилось тогда в воздухе? Ведь Колдунов, настоящий виртуоз, мог в критический момент отвернуть, уйти от огневой трассы противника. Но тогда был бы уничтожен прикрываемый им транспортный Ли-2, а на его борту – экипаж, ценный груз. И лётчик сознательно принял удар на себя…

К тому времени Александр имел на счету 22 сбитых самолёта противника. «Хозяином неба» называли в дивизии 20-летнего паренька, а товарищи дали ему прозвище «Колдун».

Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих: «Ахтунг! Ахтунг! Колдун!»

Вскоре после майских праздников 288-ю истребительную дивизию посетил высокий гость – бывший министр авиации Франции, господин Пьер Кот, человек весьма недоверчивый, и попросил показать, как летают молодые пилоты. Показать своё лётное мастерство в технике пилотирования было доверено Колдунову!

Колдунов взлетел. Через несколько минут он появился над командным пунктом. На высоте 20 метров на большой скорости он перевернул самолёт «на спину», пролетел над всем аэродромом вниз головой и затем на минимально допустимой высоте исполнил динамичный каскад фигур высшего пилотажа.

Бывший министр был в восторге: « Вот это солдат! Вот это лётчик!»

В полном восторге от полёта молодого лётчика министр захотел познакомиться с ним лично. Перед гостем предстал худощавый высокий пилот в солдатской шинели. Лётного обмундирования в то время не хватало, и Колдунов, прямо скажем, не смотрелся. Рукава шинели чуть ли не по локоть, кирзовые сапоги с короткими голенищами…Но не смущается! Наградой молодому лётчику стали золотые часы!

В начале августа 1944 года над селом Граденицы Белявского района Одесской области шестёрка Колдунова, ставшего к тому времени Героем Советского Союза, уничтожила 2 вражеских самолёта. Колхозник этого села, Герасим Александрович Богатченко, пожелал купить на свои деньги новейший самолёт- истребитель и вручить его командиру отважной группы. Осенью 1944 года капитану А.И.Колдунову торжественно вручили «именной» Як-3 с надписью: «От колхозника Богатченко Г.А.»

На этой машине Александр участвовал в боях за освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. Через некоторое время Колдунов отправил первый «рапорт» колхознику: « Докладываю, дорогой Герасим Алексеевич, сегодня сбит 5 стервятник на вашем самолёте. Обещаю число звёзд на нём увеличить. Машина отличная». На самолёте-подарке Колдунов участвовал во многих боях. Позднее этот Як-3 был передан румынскому правительству, и находился в Бухарестском Доме пионеров.

20 октября 1944 года при штурмовке вражеских позиций был сбит самолёт командира звена 707-го штурмового авиаполка лейтенанта М.И.Антипова. Лётчик приземлил Ил-2 «на живот» у железнодорожного полустанка в районе города Скопле. Ведомый Антипова, лётчик Дорохов, посадил свою машину рядом с товарищами и хотел вывезти их, но штурмовик увяз в грязи. В это время противник устремился к нашим лётчикам. Им пришлось залечь, отстреливаясь из пистолетов.

Это увидел Колдунов, случайно оказавшийся в том районе. Они со своим напарником прижали врагов огнём, не давая им поднять головы. Воспользовавшись этим, лётчики-штурмовики выкатили Ил-2 на подходящее для взлёта место, кое- как разместились и Антипов пошёл на взлёт. Вскоре они были на своём аэродроме.

7 ноября 1944 года в районе города Ниш (Югославия) Александр Колдунов совершил настоящий подвиг. В этот день две группы американских самолётов Р-38 «Лайтнинг» атаковали части советских войск 37-ой Армии, двигающиеся походным маршем. Для отражения налёта была поднята эскадрилья истребителей во главе с Колдуновым.

Ему было передано указание Командарма, сделать всё возможное, чтобы привлечь внимание американцев, дать им понять, что мы – союзники. Сделать это было трудно, т.к. была неизвестна радиоволна их обмена. А тем временем две группы, по машин каждая, уже начали штурмовать колонну наших войск на дороге, обстреливая её пулемётно-пушечным огнём с малых высот, а другая атаковала наши взлетающие истребители. В результате завязавшегося боя было сбито 4 американских истребителя типа «Лайтнинг». Наши потери – 2 экипажа.

С каждой минутой обстановка накалялась. Капитан Колдунов решил рискнуть – он устремился навстречу ведущему американской группы. Можно было подумать, что этот маневр закончится атакой. Но Колдунов не стрелял, а «Лайтнинги» открыли по нему огонь… Колдунов упорно приближался к намеченной цели. Вот его самолёт смешался с машинами союзников, ещё секунда – и Александр, оттеснив ведомого от командира американской группы, притёрся к нему вплотную. «Лайтнинги уже не могли вести по нему огонь, боясь одновременно поразить и своего командира. Всё это произошло в считанные секунды. Вскоре американские лётчики прекратили огонь и повернули назад…

- Колдун! Ты английский знаешь? Как ты с ними разговаривал? - Очень просто,- ответил Александр,- на лётном языке. Зажал ручку управления между колен, поднял руки, соединил ладони в рукопожатии, а потом постучал кулаком по лбу – намекнул, что мы союзники. Вот и всё… - Подожди, уточним перевод твоего лётного языка. Значит, ты сказал приблизительно так – Босс, ты дурак! Соображать надо! - Ну…примерно, - улыбнувшись, согласился Колдунов, - жить-то и ему охота!... Когда наши самолёты приземлились, все бросились к машине Колдунова. Пилотам хотелось узнать, как это ему удалось прекратить атаки «Лайтнингов».

С тех пор прошло много лет. Оценим по достоинству подвиг Александра Колдунова. Представим себе такую ситуацию – нашим лётчикам не удалось разъяснить американцам ситуацию и они продолжили бы штурмовать наши войска. Тогда нам пришлось бы поднять в воздух весь полк, а то и 2-3, и тогда доброй половины «Лайтнингов» на авиабазе близ города Бари союзники не досчитались бы. Колдунова, проявившего смелость и находчивость в сложившейся обстановке, командование наградило орденом Красного Знамени.

8 декабря 1944 года Колдунов стоял около своего истребителя и наблюдал, как товарищи один за другим сажали машины. В этот момент на горизонте появилась тёмная точка, и скоре стало видно, что это Ю-88. Немец рассчитал точно. Возвращавшиеся самолёты не могли помешать ему разведать аэродром. С КП поступил приказ: Колдунову немедленно взлететь и уничтожить «юнкерс». Пока «Як» взлетал и набирал высоту, немецкий самолёт развернулся в сторону фронта и скрылся в облаках. Колдунов уверенно направил свою машину за ним. Тёмная пелена окружила его. Секунды тянутся бесконечно долго. Но вот самолёт вынырнул из облаков. И сразу же Колдунов увидел впереди противника. «Юнкерс» находился ниже его, чуть в стороне. Колдунов развернул самолёт и стал сближаться. Но враг попался опытный. Заметив истребитель, он стал снижаться, прижимаясь к земле и стараясь уйти. «Не уйдёшь»,- подумал Колдунов и, спикировав, зашёл ему в хвост.

Догнать во что бы то ни стало! Разведчик должен быть уничтожен! И вот «юнкерс» на дистанции огня. Колдунов выпустил две пулемётные очереди, но противник продолжал лететь. Колдунов как бы слился со своим «яком» в одно целое. Все мышцы напряжены, во рту пересохло. Нужно подойти ближе. Секунда, другая, пора… И две длинные очереди одна за другой впились во вражескую машину. «Юнкерс» покачнулся, стал терять высоту. Ещё очередь. Вражеская машина задымила и рухнула.

В последних числах декабря Александр получил задание срочно доставить пакет Штаба Армии командиру одной из авиачастей. Подлетая на своём «Яке» к аэродрому назначения, Колдунов заметил, что два «Ме-109» штурмуют наши самолёты. Он с ходу атаковал противника на выходе с пикирования и сбил ведущего. Ведомый пытался горкой уйти за облака, но Александр настиг его и в упор расстрелял. Благополучно посадив машину, он вручил пакет командиру части.

Подчинённые любили Колдунова и гордились своим прославленным командиром. Всё, чему учил он их на земле, подкреплялось примером в воздушных боях.

В начале 1945 г. командующий воздушной армией приказал Колдунову подобрать пять лучших лётчиков, чтобы создать шестёрку особого назначения, так называемую «группу по расчистке воздуха». Подбирать лётчиков долго не пришлось. Лучшими в воздушной армии были его ведомые, которых он научил мастерству воздушного боя и умению побеждать врага в любой обстановке. Капитаны Шишов и Сидоренко, лейтенанты Сурнев, Шамонов и Гурьев вместе с Колдуновым образовали знаменитую шестёрку, наводившую ужас на фашистских стервятников. Иногда шестёрка делала по 3-4 вылета в день, атакуя любую по численности вражескую группу. Всего до конца войны они сбили 32 вражеских самолёта, из которых 15 сбил лично Колдунов. Самая прославленная шестёрка потерь не имела.

Зимой годов Колдунов продолжил список побед в боях над Венгрией, за три месяца сбив 15 неприятельских самолётов.

В начале 1945 г. в боях у озера Балатон Колдунов участвовал в сражении с большими группами самолётов противника и неизменно выходил победителем. Так, 3 марта восьмёрка истребителей, возглавляемая Александром, отразила налёт 18 FW-190, гружённых бомбами, в сопровождении 12 Ме-109, пытавшихся атаковать наши сухопутные войска. В этом бою было уничтожено 6 вражеских самолётов, 2 из них сбил Колдунов. На следующий день его эскадрилья вела бой с 26 самолётами противника и сбила ещё 5 вражеских машин.

В районе Будапешта наши пилоты не раз встречались с немецкими «охотниками», летавшими на «Мессерах», размалёванных драконами и тузами. В феврале 1945 г. для борьбы с ними была выделена отдельная группа – шестёрка советских лётчиков, во главе с Колдуновым. Лишь за 7 дней боёв наши пилоты уничтожили 22 самолёта противника, а всего за 3 месяца – 35 самолётов. Из них 15 уничтожил командир группы Александр Колдунов.

Трудно перечислить все боевые задания, которые приходилось выполнять Александру Колдунову. Не раз его товарищам приходилось наблюдать, как он создавал в воздухе такие ловушки, из которых противник уже не выбирался.

Свой последний бой он провел западнее Вены с пятёркой «Фоккеров», гружённых бомбами. Шли они спокойно, видимо не ожидая встречи с нашими летчиками. Кодунов стремительно атаковал ведущего. Тот, не успев сбросить бомбы, взорвался в воздухе.

Александр тут же зашёл в хвост второму FW-190. Короткая очередь – и объятый пламенем самолёт противника устремился к земле. Через несколько дней после этого вылета война закончилась…

Менее двух лет молодой лётчик провёл на фронте. К концу войны командир 3-й эскадрильи 866-го истребительного авиаполка майор А.И.Колдунов выполнил 412 боевых вылетов на Як-1, Як-9, Як-3. Проведя 96 воздушных боёв, уничтожил лично 46 самолётов противника. Он стал самым результативным лётчиком, сражавшимся на «Яках». 23 февраля 1948 года, за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Александр Колдунов был награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После войны Александр Иванович остался на службе в ВВС. Окончив Военно-Воздушную академию, командовал авиационным полком, дивизией. Генерал-лейтенант авиации А.И.Колдунов летал до 1965 года. Последний освоенный им тип самолёта МиГ-21.

МиГ-21

В 1975 году генерал-полковник авиации А.И.Колдунов был назначен первым заместителем, а в 1978 году – Главкомом войск ПВО, заместителем Министра обороны СССР. В 1984 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации.

Умер 7 июня 1992 года