МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Кушмангортский УКП Урок русского языка в 10 классе по теме «Состав слова и словообразование»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБОУ «Центр образования» г. Саров Нижегородской области Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфемика и словообразование» Учитель Михайлова Оксана.
Advertisements

Учитель Кошелева Евдокия Павловна Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфология» п. Кушмангорт, 2012 МАОУ «ЧВСОШ» Кушмангортский УКП.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Состав слова. План морфемного разбора
Морфемный и словообразовательный разбор слова. ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнила : студентка 2 курса группы С
– раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов.
Словообразование Материалы для подготовки к ЕГЭ, задание В1 Презентацию подготовила Гесс Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы КОУ «Тарская.
В 1. Словообразование. Порядок работы: 1) Разобрать слово по составу: окончание (нет окончания у наречий, деепричастий), корень суффиксы и приставки *(можно.
Игра-опрос 5 класс. раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы. (Морфемика)
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Ё (шёпот, жёлтый) О в исключениях (шов, шорох и др. )
Обобщающий урок русского языка в 11 классе. Морфемы (части слова) Определения Корень это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное.
Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция.
Тема урока: Состав слова. Словообразование. Орфография.
Урок 13 СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. Морфемы Морфема минимальная часть слова, которая имеет какое-либо значение. Корень носитель основного лексического значения;
Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова.
Состав слова и словообразование. Памятка по составу слова При разборе слова по составу следует определить часть речи, к которой относится слово Нужно.
«Состав слова» «Состав слова» урок письма и развития речи в 5 классе Автор Е. А. Заболотская учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Языковые подсистемы и информатика Повторение изученного материала.
Основные способы образования слов Словообразовательный разбор.
Транксрипт:

МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Кушмангортский УКП Урок русского языка в 10 классе по теме «Состав слова и словообразование» Учитель Кошелева Евдокия Павловна Учитель Кошелева Евдокия Павловна 2012 год 2012 год

Цели: расширение знаний учащихся о значимых частях слова (морфемах), способах словообразования и словообразовательных моделях; расширение знаний учащихся о значимых частях слова (морфемах), способах словообразования и словообразовательных моделях; закрепление навыков ориентирования в основных способах словообразования и орфограммах, связанных с данным разделом лингвистики; обогащение лексики учащихся; закрепление навыков ориентирования в основных способах словообразования и орфограммах, связанных с данным разделом лингвистики; обогащение лексики учащихся; воспитание интереса к изучению русского языка. воспитание интереса к изучению русского языка.

Словарная работа Узнайте слово по началу этимологической справки к нему и запишите слова. …лат. patria (патриа) …лат. patria (патриа) …лат. trado (традо) …лат. trado (традо) …лат. festa (феста) …лат. festa (феста) …лат. plane (плане) …лат. plane (плане) …лат. litera (литера) …лат. litera (литера) …лат. porto (порто) …лат. porto (порто) …лат. milis (милис) …лат. milis (милис) …итал. soldo (сольдо) …итал. soldo (сольдо)

Проверка: Проверка: патриот традиция фестиваль планета планетарий литература милиция солдат портфель портмоне патриот традиция фестиваль планета планетарий литература милиция солдат портфель портмоне

Морфемы Определения Корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для образования формы слова, для связи слов в словосочетании и предложении. Основа – часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение данного слова.

Типы и способы словообразования Морфологические Морфологические Суффиксальный Суффиксальный Приставочный Приставочный Приставочно- суффиксальный Приставочно- суффиксальный Безафиксный Безафиксный Сложение: Сложение: слов слов с помощью соединительной гласной с помощью соединительной гласной частей слов частей слов первых букв первых букв первых звуков первых звуков Неморфологические Морфолого- синтаксический Морфолого- синтаксический (переход из одной части речи в другую) Лексико- синтаксический (сращение) Лексико- синтаксический (сращение) Лексико- семантический (распад многозначных слов на омонимы) Лексико- семантический (распад многозначных слов на омонимы)

Главная часть в слове Главная часть в слове

Связанный корень Связанный корень

Связанные корни непременно выступают в сопровождении приставок или суффиксов

ОСНОВЫ Непроизводные (стена, веселый); Непроизводные (стена, веселый); Производные (стенка, невеселый); Производные (стенка, невеселый); Производящие (лес –лесной, бегать – бег) Производящие (лес –лесной, бегать – бег)

Приведите свои примеры на все способы образования : Подзаголовок – заголовок (префикс.) Подзаголовок – заголовок (префикс.) Смелость – смелый (суф.) Смелость – смелый (суф.) Подоконник – окно (преф.-суф.) Подоконник – окно (преф.-суф.) Зелень – зеленый (безаф.) Зелень – зеленый (безаф.) Сухофрукты – сухие фрукты Сухофрукты – сухие фрукты

Объясните значение «детских» слов. В скобках укажите слова, от которых они образованы. Образец: копатка – лопатка (копать) настульная (игра) людёныш рогается затужить (пояс) грозительный (палец) иголкий покупец – продаватель

Разграничение морфемного и словообразовательного анализа Морфемный анализ Морфемный анализ 1.Определяем часть речи, устанавливаем, имеет ли оно формы словоизменения. 1.Определяем часть речи, устанавливаем, имеет ли оно формы словоизменения. 2.Выделяем основу и окончание. Определяем характер основы(членимая или нечленимая). 2.Выделяем основу и окончание. Определяем характер основы(членимая или нечленимая). 3.Выделяем морфемы в составе членимой основы и определяем их значение. 3.Выделяем морфемы в составе членимой основы и определяем их значение. Словообразовательн ый анализ Словообразовательн ый анализ 1.Определяем, является слово производным или непроизводным. 1.Определяем, является слово производным или непроизводным. 2. Выделяем производящую основу и словообразовательный формант. 2. Выделяем производящую основу и словообразовательный формант. 3.Определяем способ словообразования. 3.Определяем способ словообразования.

Буквы О – Е – Ё после шипящих Ё О Е В корнях существи- тельных и прилага- тельных: жёлудь, жёлтый, жёрнов, шёлк В словах –исклю- чениях (нельзя подобрать одноко- ренное слово с е после шипящей: шорох, шов, шорты) В суффиксах существительныхпри лагательных,наречий без ударения:певуче В окончаниях глаголов: течёт, печёт, бережёт В суф существ., прилагат, наречий под ударением: речонка, ежовый. В окончаниях существительныхпри лагательных без ударения: В словах, образо- ванных от глаголов: ночёвка, мочёный, испечённый В окончаниях сущ прилагат. под ударением: межой замшевый, плю- шевый, маршем, пуншем, сажей

Полностью себя проявил, реализовал __ Не в полной мере себя реализовал __ Не реализовал себя __ Р е ф л е к с и я (символическая оценка) Поставить «+» к определённому цвету: