ОВОС и СЭО в странах Центрально-Азии. Законодательство и практический опыт. Печенюк Олег ОО « Независимая экологическая экспертиза » Кыргызстан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОВОС и СЭО в странах Центральной-Азии. Законодательство и практический опыт. Печенюк Олег ОО « Независимая экологическая экспертиза » Кыргызстан.
Advertisements

Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
«Возможности применения стратегической экологической оценки (СЭО) в КР» О. Печенюк Независимая экологическая экспертиза.
ОВОС и СЭО в странах Центрально-Азии Законодательство и практика 1 Печенюк Олег wecoop-project.org.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
О внесении изменений в земельное законодательство.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
1 Участие общественности в принятии решений в планировании, касающемся энергетики: законодательство и практика – белорусский опыт.
Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Региональный диагностический доклад и План развития сотрудничества по обеспечению качества вод в Центральной Азии.
1.П РАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ 2. Э КОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Подготовил: Бирюков И. А. ЮФ
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Транксрипт:

ОВОС и СЭО в странах Центрально-Азии. Законодательство и практический опыт. Печенюк Олег ОО « Независимая экологическая экспертиза » Кыргызстан

Соглашения ЕЭК ООН Договора КазКырТаджТуркУз Конвенция Эспо рат прис-- Орхусская конвенция рат - Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния рат - Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер рат-- Конвенция по промышленным авариям рат---- Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря рат

Природные ресурсы и региональные соглашения Конституции и региональные соглашения подписанные странами ЦА в области ООС и использования трансграничных вод, указывается, что все государства признают права собственности государства на природные ресурсы, водные объекты, и водохозяйственные сооружения в пределах своих территориальных границ; обязуются не допускать на своей территории действий затрагивающих интересы других сторон и способных нанести им ущерб, а также производить обмен информацией о трансграничных переносах загрязняющих веществ, а также о возможном трансграничном воздействии планируемой деятельности; о проведение совместной ЭЭ проектов намечаемой хозяйственной деятельности и прогнозирование экологической ситуации на сопредельных территориях.

Региональные соглашения КзКыргТаджТу рУзб 1992 Алматинское Соглашение Кызылординское Соглашение Соглашение по использованию топливно- энергетических и водных ресурсов Соглашение об использовании и охране водных ресурсов реки Сырдарьи Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального природопользования Соглашение о параллельной работе энергетических систем Центральной Азии Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии в Центральной Азии Соглашение о МФСА Субрегиональная рамочная конвенция об охране окружающей среды для устойчивого развития в ЦА -VVV-

Соглашения стран СНГ Содружество Независимых ГосударствКзКыргТаджТу рУзб 1993 Устав о СНГ Соглашение СНГ о сотрудничестве в области охраны окружающей среды Соглашение СНГ по трансграничным водотокам V Соглашение СНГ об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды +++--

Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ На Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ в г. Санкт-Петербурге Постановлением 36-7 был принят «модельный закон о стратегической экологической оценке». Статья 11 предписывает привести национальные законодательства в соответствие с настоящим Законом: «Законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов права государства разрабатываются и (или) приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу».

Базовые НПА для ОВОС и СЭО НПА КазКырТаджТуркУз Конституция Экологический кодекс + Закон «Об охране окружающей среды» + Закон «Об охране природы» +++ Закон «Об экологической экспертизе» ++++ Закон «Об государственной экологической экспертизе» + Закон «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в КР» +

Подзаконные акты Кыргызстан Стандарты по проведению отдельных видов специализированных экспертиз проектов законов в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики от 18 января 2008 года 75-IVСтандарты по проведению отдельных видов специализированных экспертиз проектов законов в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики от 18 января 2008 года 75-IV Инструкция о порядке проведения правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз проектов подзаконных актов Кыргызской Республики от 8 декабря 2010 года 319.Инструкция о порядке проведения правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз проектов подзаконных актов Кыргызской Республики от 8 декабря 2010 года 319. Казахстан Инструкция по проведению ОВОС при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации Инструкция к квалификационным требованиям к лицензируемому виду деятельности по природоохранному проектированию, нормированию и работам в области экологической экспертизы. Стандарт государственной услуги "Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов I категории« Стандарт государственной услуги "Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категорий« Правила проведения государственной экологической экспертизы

Подзаконные акты Таджикистан Порядок ОВОС Порядок проведения государственной экологической экспертизы Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений разделов ОВОС, ООС и проектно- технических документаций Узбекистан Положения о государственной экологической экспертизе в Республике Узбекистан

Республика Таджикистан

«Планирование новых объектов и видов деятельности, которые могут оказать влияние на ОС, осуществляется на основе документации по ОВОС, подвергаемой в обязательном порядке государственной экологической экспертизе». (Часть 1 статьи 26 Закона РТ «Об экологической экспертизе») Следует отметить, что в Общей схеме процесса ОВОС, указанной в Порядке ОВОС (утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан от ), ГЭЭ включена в общую схему и указана как один из этапов процесса ОВОС Одним из важных моментов можно отметить наличие положений, указывающих на необходимость разработки ТЗ и согласования его со специально уполномоченными государственными органами, а также предусматривающих предоставление возможности общественности ознакомиться с проектом ТЗ и подать свои предложения и замечания. Особенности проведения ОВОС

Трансграничное ОВОС Ст. 7 Закон РТ «Об экологической экспертизе» к объектам ГЭЭ относятся технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которые могут оказывать отрицательное воздействие на ОС сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которые затрагивают интересы сопредельных государств, определенные международными правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан

Трансграничное ОВОС В Разделе III Порядка также указывается, что материалы ОВОС проектов с возможным трансграничным воздействием, а также иные сложные проекты проходят обязательный контроль качества, проводимый организациями или экспертами, имеющими опыт деятельности в рамках Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте не менее трех лет.

СЭО В Порядке ОВОС указано, что если экологической оценке подвергаются концепции, перспективные (генеральные) планы и программы социально-экономического развития страны, то ОВОС осуществляется как стратегическая экологическая оценка.

Кыргызская Республика

Нормативные правовые акты Закона КР «Об экологической экспертизе», ст. 10 Наличие ОВОС в составе всех видов и стадий разработки проектной документации является обязательным и служит основой для принятия решения специально уполномоченным государственным органом по экологической экспертизе

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОВОС Все законы КР, регламентирующие охрану и использование природных ресурсов («Об особо охраняемых территориях», «О воде», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», «Об охране и использовании растительного мира», «О горных территориях», «О хвостохранилищах и горных отвалах», «О недрах», др.), защиту населения от всех видов возможного воздействия («Об общественном здравоохранении», «О радиационной безопасности населения» и т.д.). Кодексы – Земельный, Лесной, Водный. Государственные стандарты, Технические условия, СНиПы, методические указания и т.д.

Республика Казахстан

ОВОС процедура, в рамках которой оцениваются возможные последствия хозяйственной и иной деятельности для ОС и здоровья человека, разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных последствий (уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов), оздоровлению окружающей среды с учетом требований экологического законодательства Республики Казахстан. (Статья 35 Экологический кодекс РК) ОВОС производится в целях определения экологических и иных последствий вариантов принимаемых управленческих и хозяйственных решений, разработки рекомендаций по оздоровлению окружающей среды, предотвращению уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов. (Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации)

Элементы СЭО в Экологический кодексе РК: Ст.36 пункт2 «Результаты оценки воздействия являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации». Ст. 47 пункт 1 к объектам государственной экологической экспертизы относятся: Проекты государственных, отраслевых и региональных программ с сопровождающими их материалами ОВОС; Проекты НПА Республики Казахстан, нормативно- технических и инструктивно-методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду; Проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;

Элементы СЭО в Экологический кодексе: Ст. 47 пункт 3 Проекты государственных, отраслевых программ, НПА РК, нормативно- технических и инструктивно-методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на ОС, разрабатываемые центральными государственными органами, относятся к I категории. Проекты региональных программ, НПА РК, нормативно-технических и инструктивно- методических документов, разрабатываемых органами местного государственного управления, относятся ко II категории.

Республика Туркменистан

Форма проведения экологической экспертизы только государственная. В ст. 16 Закона «Об охраны природы» есть обязательства проведения ОВОС

Республика Узбекистан

Закон «Об экологической экспертизы» Статья 15. Для проведения государственной экологической экспертизы заказчиком представляются: по проектируемым объектам - материалы ОВОС, содержащие проект ЗВОС, заявление об экологических последствиях, а в случаях, предусмотренных законодательством, - заявление о воздействии на окружающую среду; по действующим объектам - проекты экологических нормативов, заявление о воздействии на ОС, разработанное при установлении факта воздействия объекта на окружающую природную среду и здоровье граждан. Заказчик вправе дополнительно представить материалы экологического аудита;

Статья 24. Экологический аудит Экологический аудит - независимая экологическая экспертиза действующих предприятий и других объектов, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей природной среды, проводимая экологическими аудиторами (фирмами) в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Общие проблемы Проблемы понятийного аппарата, позволяющие толковать понятия, ситуации, проблемы, образы, события на усмотрение заказчика либо гос. органа : «экосистема», «рациональное природопользование», «наилучшие доступные технологии» Отсутствие норм, чётко регулирующих сам порядок (процедуру) проведения ОВОС, его отдельных этапов и, в первую очередь, соответствующих сроков выполнения тех или иных действий, не даёт возможности в полной мере оценить эффективность реализации На практике всё ещё остаётся подход, который направлен больше на обеспечение конечного результата – подготовку материалов ОВОС, чем на соблюдение процедуры подготовки этих материалов.

Общие проблемы Отсутствуют в законодательствах стран ясные и применимые на практике рекомендации или руководящие указания по проведению трансграничного ОВОС и СЭО. Нет различия между инициативами стратегического и проектного уровня (установлена единая процедура экологической оценки). В национальных законодательствах стратегические документы декларативно относят к объектам экологической экспертизы. Финансовое бремя

Рекомендации

ОВОС Необходимо создание на национальном уровне чёткого механизма, который бы гарантировал, что виды деятельности с вероятным существенным трансграничным воздействием будут на раннем этапе попадать во внимание компетентного органа, который будет располагать необходимыми возможностями для принятия решения о том, в связи с каким из этих видов деятельности должно быть направлено уведомление, а также, в соответствии с требованиями Конвенции, сможет обеспечить своевременное уведомление затрагиваемой стороны и другие процедуры, предусмотренные требованиями международных договоров.

Необходимо определить четкий набор критериев, используемых для принятия решения о целесообразности направления уведомления Затрагиваемой Стороне

Рекомендации по СЭО Необходимо разработать национальные механизмы проведения экологической оценки стратегических документов Определить границы раздела ответственности и компетенций различных участников процесса СЭО Оценка услуг экосистем. Встраивание стоимости услуг экосистем в себестоимость товаров и услуг Контроль за исполнением, повышение административной, уголовной и гражданской правовой ответственности за реализацию принимаемых решений Внедрение реальных механизмов межведомственного и межсекторального взаимодействия Повышение потенциала основных групп интересов. Оптимизировать систему профессиональной подготовки специалистов в разных областях природоохранной и управленческой деятельности.

Спасибо за внимание!