Основная образовательная программа как механизм реализации ФГОС март 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Моделирование внеурочной деятельности в условиях ФГОС начального и основного общего образования 2012.
Advertisements

Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по мере готовности общеобразовательных учреждений.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования: ключевые идеи и механизмы реализации Воронцов А.Б. 17 ноября 2010 года.
Введение стандартов второго поколения в основном общем образовании Пилотный проект внедрения ФГОС в 5 классах … с первого сентября 2012 года может быть.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ГОТОВНОСТЬ ШКОЛЫ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
ФГОС основного общего образования как стратегия социального проектирования и конструирования.
Северин О. И. Лицей 6 г.Одинцово Презентация Инновационность структуры и содержание ФГОС второго поколения.
Механизм введения ФГОС Управление качеством образования.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Организация учебно-воспитательного процесса в школах в учебном году г. Краснодар,
Транксрипт:

Основная образовательная программа как механизм реализации ФГОС март 2012

Разработка и утверждение ФГОС 1. ФГОС начального общего образования утвержден Приказом Минобразования РФ от 6 октября 2009 года ФГОС основного общего образования – утвержден Приказом Минобразования от 17 декабря 2010 года 1897; 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии рассмотрения в Министерстве образования и науки РФ

PISA Рейтинг 57 стран Россия место по естественнонаучной грамотности место по математической грамотности место по грамотности чтения

Переход на ФГОС ООО С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.

Государственные образовательные стандарты Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки Базисный учебный план. Федеральный компонент Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации Требования к структуре основных образовательных программ Закон 1992 г. Закон 2007г. Федеральные государственные образовательные стандарты

Герберт Спенсер (английский философ, умер в 1903г.) Школа, ориентирующаяся на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела. Великая ценность образования – это не знания, а действия.

Структура ФГОС 1.Требования к результатам освоения основной образовательной программы 2.Требования к структуре основной образовательной программы 3.Требования к условиям освоения основной образовательной программы

Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным Метапредметным Предметным

Требования к личностным и метапредметным результатам: ВОЗМОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 8 ГРУПП РЕЗУЛЬТАТОВ, соотносящихся с ключевыми компетентностями: 1. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ 2. СОТРУДНИЧЕСТВО 3. КОММУНИКАЦИЯ 4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6. САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ 7. ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ 8. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ

Требования к ООП основного общего образования ЦелевойСодержательныйОрганизационный Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИК-технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; программа отдельных учебных предметов, курсов; программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы Учебный план; План внеурочной деятельности система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта

ФГОС основного общего образования (п. 13) Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

ФГОС основного общего образования (п. 18.) Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по завершении обучения. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания: 1.государственной (итоговой) аттестации обучающихся, 2.промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, 3.итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, 4.оценки проектной деятельности обучающихся.

ФГОС основного общего образования (п. 18) Программа формирования УУД направлена на: формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. Программа формирования УУД содержит: описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно- исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Двух междисциплинарных учебных программ: «Работа с текстом»; «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся»; - Учебных программ по всем предметам ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Четырёх междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий»; «Формирование ИКТ- компетентности»; «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности»; «Основы смыслового чтения и работа с текстом» - Учебных программ по всем предметам

ООП ООО – вектор индивидуализации образования подростка Цель: создать условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся

Условия (ключевые идеи)-1 Выделены и обособлены и по содержанию, и по способам и формам организации образовательного процесса два возрастных этапа в основной школе: 1 этап – образовательный переход (5-6 класс), этап «пробно-поисковый» (проб и испытаний)образовательный переход 2 этап - личного самоопределения (7-9 класс), этап «опыт действия» (планирование своей дальнейшей деятельности на основе опыта предметного действия). Этап активного приобретения «опыта»;

Условия (ключевые идеи)-2 Содержание – набор ключевых культурных предметных способов/средств действия Форма – концентрированное (модульное) обучениеконцентрированное Способ – квазисследование, моделирование, проектные формы УДе самостоятельная работа

Примерная структура предметной области предметная область Базовые компоненты Учебн ые курсы Модули (внутрипредметные и межпредметные) Практикумы и практики Самостоятельная работа учащихся Экспериментально- исследовательская деятельность Проектная деятельность Вариативные компоненты Учебные элективн ые курсы (предпро фильные ) Модули (внутрипредметные и межпредметные) Тренинги Образовательные экскурсии Практикумы и практики Учебная деятельность 18

Условия (ключевые идеи)-3 встроены в образовательный процесс учебно- исследовательская и проектная деятельность как личностно значимая для подростков, связи с друг другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной деятельности; специально организованы места в образовательном процессе: например, предметно- исследовательский клуб (5-6 класс); предметная мастерская и лаборатория (7-9 класс); исследовательский урок (7-9 класс) и позиции взрослого (учитель, методист, ученый);

График реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности этап2 этап3 этап сентябрьоктябрь - апрельмай Стартовое проектирова ние Учебный проект Итоговое проектиро вание Социальное проектирова ние Педагогичес кий проект лаборатории Социальная практика

Условия (ключевые идеи)-4 вводится в жизнь школы нелинейное, динамичное расписание, позволяющее гибко и оперативно реагировать на изменения в образовательном процессе под реальные конкретные образовательные задачи педагогов и учащихся;

Вариант нелинейного расписания 5. Нелинейное (динамическое расписание) – вариант 1 день, 2 неделя Занятия7 класс8 класс9 класс Лаборатории и мастерские (по выбору) 9.30 – Погружение по географии Погружение по физике Погружение по истории – Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) – Математический практикум Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) – Уровневые группы по английскому и французскому языку Обеденный перерыв, отдых Дискуссионный клуб «Проблемное кино»- «Эусперимент-2» (Германия), работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые консультации) – Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции

Классно-урочная система обучения «Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе» Постановление ЦК ВКП(б) от г. «Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий, с твердым составом учащихся»«Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий, с твердым составом учащихся»

Условия (ключевые идеи)-5 изменена идеология и технология контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательного процесса, ориентированная на экспертный, диагностический и коррекционный характер взаимодействия между всеми участниками образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП Внешняя оценкаВнутренняя оценка -Стартовая диагностика (сентябрь 5 класс) - аккредитация образовательного учреждения (экспертиза ООП, оценка общественности) - итоговая государственная аттестация ( национальные экзамены, школьные экзамены (творческий экзамен), оценка внеучебных достижений ) -Акцент на формирующее оценивание;формирующее оценивание; - развести КОД ученика и педагога; - экспертный характер оценки; - уровневый характер уровневый характер промежуточной аттестации; - индивидуальный прогрессиндивидуальный прогресс

Основные «кирпичики» для конструирования ООП ОУ Возрастные особенности подростка Деятельностный подход Цели и задачи ОШ Индивидуализация через индивидуальные образовательные траектории детей 5-6 класс «пробы» 7-9 класс «опыт» Учебная деятельность Проектная деятельность Учебно- исследовательская деятельность Информационно-образовательная среда «умной» школы как базовое условие Учебно- предметные компетентности Социальная практика Ключевые компетентности Социальный опыт (социализация) Формирующее оценивание – главный акцент

Ключевые идеи: индивидуализация (индивидуальные образовательные траектории); информатизация (цифровая образовательная среда); кооперация (проектная и учебно- исследовательская деятельность) формирующее (экспертное) оценивание

Л.С. Выготский Те, кто отказываются от методологии, ищут не то, что надо, не там, где надо, и не так, как надо.Те, кто отказываются от методологии, ищут не то, что надо, не там, где надо, и не так, как надо. А. Дистервег А. Дистервег «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Не общий минимум, а индивидуальный максимум

Л.. Фейербах (немецкий философ) «Где нет простора для проявления способности, там нет и способности». СенекаСенека «Свои способности человек может узнать, только применив их на деле»

Организационная модель внеурочной деятельности д Специалисты, работники школы (психолог, старший вожатый) Внеурочная деятельность Инновационная деятельность (программы, проекты) Учебный план ОУ Часть, формируе мая участникам и образовате льного процесса Дополнит ельное образова ние ОУ (кружки, секции, студии, проекты, клуб) Дополнит ельное образова ние учрежден ий культуры и УДОД Группы продленн ого дня. Деятельн ость воспитат елей ГПД, школа полного дня Классное руководст во (экскурси и социальн ые акции, соревнов ания) Система воспитательной работы. Уклад школьной жизни.

- урок - экскурсия - творческая мастерская - конференция - спортивные соревнования - образовательное путешествие - познавательная лаборатория - школьная театральная студия - кафедра - спортивные секции - поход - индивидуальные занятия - социальные проекты - занятия в клубе - хоровая студия - оркестр народных инструментов трудовая практика изо студия

Требования к условиям освоения основной образовательной программы Кадровым Финансовым Материально-техническим

Основные трудности педагога упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода сложившаяся устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя принципиальная новизна вопросов инструментально- методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметныхи предметных) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов)

Как часто ученики обращаются к Вам с вопросами Вопросы ЧастоИзредка По своим учебным делам 90%10% По своим личным делам 48%52% По взаимоотношениям в своей семье 18%82% В связи с отношениями внутри класса 57%43% По взаимоотношениям со сверстниками вне школы 14%86% Об отношениях с администрацией школы 10%90% О состоянии собственного здоровья 57%43%

Самооценка учителя Критерии самооценки учителя ВходВыход Разработка разноуровневых и дифференцированных заданий 64 Применение новых форм оценки результатов 63 Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС 52 Организация сотрудничества в малых группах 41 Портфолио педагогической деятельности 53

Цели образования 1. начальное общее образование формирование системы учебных и познавательных мотивов (умение принимать и реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат); формирование основ нравственного поведения, здорового образа жизни и личностного развития; 2. основное общее образование обеспечение личностного самоопределения учащихся (гражданская позиция, мировоззрение, профессиональный выбор); развитие способностей самостоятельного решения проблем в разных видах деятельности; 3. среднее (полное) общее образование обеспечение самореализации и самосовершенствования учащихся на основе индивидуальных потребностей в образовании.

Элберт Хаббард (американский бизнесмен, писатель) Цель обучения научить обходиться без учителя.

42 Показатели функционального состояния у учащихся классов с различной наполняемостью Показатели /наполняемость класса менее и выше 25 и выше Интегральный показатель работоспособности, усл. ед. 1,340,88 Сильное и выраженное утомление, % 26,938,1 Уровень невротизации, % 27,860,0 Жизненная емкость легких, мл 2655,7 2655,72254,2 Устойчивость к гипоксии, с 52,638,2 Индекс пропусков 7,512,1

Особенности требований к финансово- экономическим условиям 1.Требования приведены в соответствие с ФЗ-83 Финансовое обеспечение реализации ООП осуществляется на основе государственного задания учредителя по оказанию государственных образовательных услуг в соответствии с требованиями Стандарта. 2.Дано определение норматива финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений на одного обучающегося (регионального подушевого норматива финансового обеспечения) 3. Зафиксировано: норматив включает затраты рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность 4. Установлено: норматив должен обеспечить реализацию основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта

Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям реализации ООП, достижения требований к результатам реализации ООП, достижения требований к результатам Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде условия должны обеспечивать возможность выполнения новых СанПиН выполнения новых СанПиН ОУ должны иметь цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии информационно- библиотечные центры с медиатекой информационно- библиотечные центры с медиатекой полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Ориентиры, развитие : формирование ИКТ-компетентности, подготовка к профильному обучению, профориентация осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: Осуществлять образовательную деятельность создание и использование информации создание и использование информации получение информации получение информации Организовать отдых и питание, обеспечить физическое развитие исполнение, сочинение и аранжировка музыкальных произведений исполнение, сочинение и аранжировка музыкальных произведений проведение экспериментов, наблюдений проведение экспериментов, наблюдений проектирование и конструирование проектирование и конструирование обработка материалов и информации обработка материалов и информации создание материальных объектов создание материальных объектов художественное творчество художественное творчество размещение продуктов деятельности в информационно- образовательной среде ОУ размещение продуктов деятельности в информационно- образовательной среде ОУ

Материально-техническое и информационное обеспечение введения ФГОС ООО Задачи регионального уровня Реализация соответствующего направления Комплекса мер по модернизации общего образования субъекта РФ Обновление школьной сети страны предполагает в том числе: дополнительное приобретение компьютеров, увеличение скорости интернет- трафика и, тем самым, создание возможностей для дистанционного обучения учащихся дополнительное приобретение компьютеров, увеличение скорости интернет- трафика и, тем самым, создание возможностей для дистанционного обучения учащихся внедрение дистанционных форм обучения, создание базовых школ и подключение к ним малокомплектных сельских школ, делая из них филиалы хороших образовательных центроввнедрение дистанционных форм обучения, создание базовых школ и подключение к ним малокомплектных сельских школ, делая из них филиалы хороших образовательных центров В регионе: Разработка региональных рекомендаций по оснащенности образовательного процесса (перечней) Разработка региональных требований к информационной среде ОУ Разработка планов (рекомендаций) по поэтапному оснащению школ материально-техническими и информационными ресурсами

Материально-технические и информационные условия: критерии готовности ОУ к введению ФГОС ООО в здании проведен необходимый текущий (капитальный) ремонт ОУ имеет необходимый набор помещений, предусмотренный ФГОС ОУ располагает полным комплектом средств обучения по всем учебным предметам В ОУ выполняются требования СанПиН Образовательное учреждение обеспечено необходимыми учебниками в соответствии с федеральными перечнями и учебно-методическими пособиями Обеспечен свободный доступ в Интернет для педагогов и обучающихся Наличие электронного классного журнала Наличие электронного дневника учащегося Используется Интернет-сайт для публикации и размещения образовательных продуктов (система электронного портфолио) Наличие в Публичном отчете ОУ раздела, содержащего информацию о ходе введения ФГОС ООО

Факторы успеха Междисциплинарные программы (интеграция предметного содержания) Технологии деятельностного подхода Внеурочная деятельность Образовательная среда

Наши действия Поэтапное введение ФГОС на всех ступенях обучения Интеграция общего и дополнительного образования Обеспечение вариативности образования на основе дифференциации: общеобразовательный уровень, профильный уровень, компенсирующее обучение Поддержка детей из малообеспеченных и многодетных семей Усиление технологичности образовательных процессов

Наши действия Организация проблемно-исследовательской деятельности в образовательном процессе Рост требований к своему профессиональному уровню Усиление общественной составляющей в управлении школой Формирование системы мониторинга качества образования Оценка эффективности деятельности школы

Показатели эффективности повышение роли индивидуальных достижений учащихся; повышение степени социальной удовлетворенности образовательным процессом со стороны учащихся и их родителей; улучшение системы управления качеством образования.

МАРК ТВЕН Я не могу допустить, чтобы школа помешала мне получить образованиеЯ не могу допустить, чтобы школа помешала мне получить образование Гекльберри Финн

Успехов на пути развития школы!

Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения Чарльз Дарвин

Центр модернизации общего образования РИПК и ППРО Иванова Н.Б. т