Развитие систем менеджмента качества технического университета Александр Геннадьевич Крючков г. С.-Петербург, сентябрь 2011 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
Advertisements

1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
Мониторинг процессов СМК университета Александр Геннадьевич Крючков г. С.-Петербург, сентябрь 2011 год.
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования.
О системе менеджмента качества таможенного контроля на основе международных стандартов ИСО серии 9000 Пр оректор по научной работе Российской таможенной.
«Схема взаимодействия процессов в высшем учебном заведении» Докладчик: Казарина Е.А.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Т.Ф. Кайгородцева, преподаватель специальных дисциплин.
ФГОУ СПО «Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» 2011 В 2006 году – принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества.
Подготовка ОУ к сертификации ИСО 9001 (из опыта ГОУ СОШ 619 Санкт-Петербурга) Волков Валерий Николаевич, к.пед.н., доцент СПб АППО.
Первый этап внедрения системы менеджмента качества в Новосибирской государственной областной научной библиотеке.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Транксрипт:

Развитие систем менеджмента качества технического университета Александр Геннадьевич Крючков г. С.-Петербург, сентябрь 2011 год

Введение Развитие СМК технического университета – настоятельная необходимость и для организации - участника государственного заказа и для организации, которая продвигает образовательные услуги и научную продукцию на внутренний и международный рынки. Одно из назначений СМК – предусмотреть развитие университета в объективных условиях рынка, изменения законодательства и международных обязательств государства, изменения конкурентной среды. В настоящее время вопросы развития СМК являются наиболее важными при выполнении государственного заказа. В отношении менеджмента качества большой части поставщиков образовательных услуг и научной продукции, используемых в деятельности организации, имеются проблемы. Второй по значимости, но не по сложности ее решения, является проблема управления компетентностью персонала университета в формате международных и национальных стандартов. 1

Совершенствование оценки соответствия СМК организации … Около 200 требований по обеспечению качества продукции ИСО серии 9000:1994 ИСО серии 9000:2000 Около 880 требований по менеджменту качества Около 400 требований по менеджменту качества Около 300 требований по управлению качеством продукции Около 240 требований по управлению качеством продукции Число требований Годы 2 ИСО серии 9000:2008

Менеджмент качества Контроль качества ОТК Качество производства inspechen control Гарантированное качества Менеджмент качества УКПИСО 96ИСО 2008 Расширение границ качества 3

Сравнительная оценка развития менеджмента качества в авиастроении Уровень требований к СМК КС УКП ИСО 9001 EN 9100 GRAMS/ D Предприятия, участвующие в международной кооперации Предприятия, участвующие в производстве российской АТ Предприятия- поставщики компонентов АТ Лидеры мирового авиастроения Отсутствие процессного подхода Минимальное отставание в требованиях по менеджменту качества Максимальное отставание в требованиях по менеджменту качества 4

подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов; проведение научных исследований и опытно- конструкторских работ, инновационная деятельность; издательская деятельность, производство и реализация печатной продукции; финансово-экономическая деятельность; международная и внешнеэкономическая деятельность; изготовление и реализация продукции опытного производства; обеспечение внутренней безопасности, режима и общественного порядка; иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству. Предметы и виды уставной деятельности технического университета 5

Виды деятельности технического университета и СМК Подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов Проведение научных исследований и опытно- конструкторских работ Издательская деятельность, производство и реализация печатной продукции Изготовление и реализация продукции опытного производства Продукция оборонного, двойного и гражданского назначения Продукция гражданского назначения Образовательные услуги Система сертификации ГОСТ Р Система сертификации «Военный Регистр» ГОСТ Р ИСО ГОСТ РВ

Развитие СМК организации 7

Направления развития Выполнение требований со стороны потребителя продукции является необходимым условием, но не достаточным. В условиях деятельности университета на рынке товаров и услуг необходимо учитывать: коньюктуру рынка и перспективную востребованность в продукции и услугах организации, конкурентоспособность как образовательной услуги и научной продукции, так и организации в целом, что предполагает совершенствование технологий анализа конкурентов и мирового опыта менеджмента университетов, развития маркетинга и менеджмента качества, в том числе и в совокупности с экономическим менеджментом. Направления: усиление менеджмента университета, в первую очередь за счет менеджмента качества, с совершенствованием: процессного подхода и компетентности руководителей процессов, менеджмента персонала во всех подразделениях организации. Внедрение СМК университета должно расширить круг работников,заинтересованных в менеджменте качества. 8

Организация учебной деятельности 1 Высшее профессиональное образование - Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования - Стандарты учебного заведения - Лицензирование образовательной деятельности - Аттестация и аккредитация учебного заведения - Рейтинг факультетов, кафедр и специальностей - Рейтинг профессорско-преподавательского состава - Аккредитация учебных дисциплин 2 Приём абитуриентов в учебное заведение 3 Управление студенческим контингентом 4 Организация учебного процесса 5 Документы о высшем образовании 6 Методическое обеспечение учебного процесса 7 Дистанционное обучение 9

- прогресс студентов и уровень успеваемости; - спрос на выпускников на рынке труда; - удовлетворённость студентов учебными программами; - эффективность преподавания; - состав студентов и его анализ; - доступные обучающие ресурсы и их стоимость; - главные показатели деятельности данного учебного заведения. Информационные системы качества обучения в университете охватывают Международные рекомендации 10

Соотношение аккредитационных показателей ТУ с процессами СМК ПоказательПроцесс СМКПримечание Количество монографий на 100 человек ППС Управление докум. в образов. организации Действующий Количество учебников и учебных пособий на 100 человек ППС Управление докум. в образов. организации Действующий Процент ППС с учеными степенями и званиями Управление персоналом, компетентность Отсутствует Процент в ППС докторов наук, профессоров Управление персоналом, компетентность Отсутствует Число профилей, реализуемых основных ОП Планир. проектир. и раз- раб. в образ. деятельн. Действующий Число отраслей науки, в рамках которых выполняется НИР Проектирование и разработка в науч. деят. Действующий Число отраслей науки по специальностям аспирантуры Управление персоналом, компетентность Отсутствует Процент штатных преподавателей Управление персоналом, компетентность Отсутствует Процент аспирантов, защитившихся в срок Управление персоналом, компетентность Отсутствует Среднегодовой контингент профессиональной подготовки и повышающих квалификацию Управление персоналом, компетентность Отсутствует 11

Соотношение аккредитационных показателей ТУ с процессами СМК. Окончание ПоказательПроцесс СМКПримечание Количество защит диссертаций на 100 человек ППС Управление персоналом, компетентность Отсутствует Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента Управление персоналом, компетентность Отсутствует Объем НИР на единицу ППСПроектирование и разработка Действующий Объем фундаментальных и прикладных научных исследований Проектирование и разработка Действующий Востребованность НИР (объем внешних исследований на единицу ППС) Проектирование и разработка Действующий Объем НИР за 3 годаПроектирование и разработка Действующий Из 16 аккредитационных требований: 8 (50%) относится к управлению менеджменту персонала, 5 (31%) – к выполнению НИР и НИОКР. 12

Внедрение СМК в деятельность университета Признаки внедрения СМК: использование СМК высшим руководством университета в качестве инструмента реализации стратегических и тактических задач развития; осознание необходимости применения процессов и процедур менеджмента качества на факультетах, кафедрах, в лабораториях; основной состав нормативных документов (стандартов университета в области качества) разрабатывается кафедрами для целей совершенствования их деятельности в рамках учебного и научного процессов; создана ощутимая связь развития менеджмента качества университета с мотивацией деятельности работников. Соотношение сторонников и противников СМК университета по времени совершенствования менеджмента качества Годы после сертификации СМК % поддержки

Задачи, решению которых способствует система менеджмента качества 14

Совершенствование деятельности университета в рамках процессного подхода Лицензионная, аккредитационная деятельность Внешние задачи развития менеджмента предприятия Внутренние задачи развития менеджмента качества СМК в целом Стратегическое планирование Качество работ соисполнителей и поставщиков Управление персоналом Расширение сегмента рынка, охваченного работами университета Устойчивая адаптация университета к изменениям рынка товаров и услуг Взаимодействие с заказчиками и потребителями Участие в целевых программах и получение государственного заказа Задачи СМК 15

Совершенствование управления поставщиками Управление поставщиками – одна из часто встречающихся проблем менеджмента качества организации. Она имеет свои особенности и проблемы для участников государственного заказа Использование частных решений менеджмента поставщиков в течение более 15 лет не дало ощутимых решений Сейчас признано, что для решения проблемы необходимо применение системного подхода, который предполагает: совершенствование нормативно-правовой базы, позволяющей обеспечить статус участника ГОЗ, с соответствующими обязательствами государства по обеспечению выполнения контракта в финансовом, организационном и перспективном аспектах; сформирование методической основы менеджмента качества Университета; одним из обязательных элементов является единая информационная среда менеджмента Университета; формирование условий развития менеджмента персонала. 16

Совершенствование управления поставщиками. Продолжение Под поставщиками понимаются организации, выполняющие работы для Университета по разработке, производству, обслуживанию и ремонту чего- либо для Университета (аутсорсинг), а также организации, обеспечивающие материальные нужды. Особенности управления поставщиками в условиях выполнения ГОЗ определяются: статусом поставщика как участника ГОЗ (не всей совокупности поставщиков) с правами и ответственность в соответствии с законодательной и правовой базой РФ; ограничением в использовании агрегатов, комплектующих и материалов, производимых зарубежными производителями; ограничением в информационном взаимодействии с поставщиками; большой нормативной базой выполнения работ, определяемой: государственными и отраслевыми стандартами, руководящими и методическими указаниями, конструктивной, технологической и эксплуатационной сложностью оборонной продукции; уменьшение числа потенциальных поставщиков, увеличения числа поставщиков – монополистов, имеющих малый объем работ по ГЗ и не заинтересованных в сотрудничестве с организациям – участником ГЗ 17

Совершенствование управления поставщиками. Окончание Участник ГОЗ Поставщик Государственная поддержка в работе с поставщиком Развитие СМК поставщика, успешная деятельность на рынке товаров и услуг, в том числе рынке поставщиков по ГЗ Отслеживание рынка поставщиков предприятий – участников ГЗ со стороны: государственного заказчика, интегрированной структуры оборонных предприятий, участника ГЗ Выгоды поставщика - имидж поставщика известного исполнителя ГОЗ, - финансовая устойчивость, - возможности расширения сотрудничества и участия в новых проектах заказчика Выгоды: - экономические, - организационные, - информационные 18 Работа с поставщиками- производителями продукции, а не с дилерами и торговыми домами

Процессный подход в СМК технического университета 19

Состав процессов СМК университета п/п П.п. ГОСТ Р ИСО Наименование рекомендуемого процесса СМК Процессы СМК Внутренний обмен информациейВспомогательный 25.6Анализ со стороны руководстваОсновной 36.1Обеспечение ресурсамиВспомогательный 46.2Менеджмент персоналаОсновной 57.1Планирование процессов жизненного цикла продукции Вспомогательный 67.2Процессы, связанные с потребителем Вспомогательный 77.3Проектирование и разработка образовательной услуги, НИОКР Основной 87.4ЗакупкиОсновной 97.5Реализация образовательной услугиОсновной 107.6Управление устройствами для мониторинга и измерений Вспомогательный Удовлетворенность потребителейВспомогательный 20

Состав процессов СМК университета. Окончание п/п П.п. ГОСТ Р ИСО Наименование рекомендуемого процесса СМК Процессы СМК Мониторинг и измерение процессовВспомогательный 138.4Анализ данныхВспомогательный Процессы переданные в сторонние организации (аутсортинг) Вспомогательный 15-МаркетингВспомогательный 21

Состав процессов СМК ГУТ п/п П.п. ГОСТ Р ИСО Наименование рекомендуемого процесса СМК Управление документами в образовательной организации Управление записями в образовательной организации 35.6Анализ со стороны руководства в секторе образования 46.1, 6.2Менеджмент ресурсов 57.1Планирование 67.2Процессы, связанные с потребителем 77.3Планирование проектирования и разработки в образовательной организации 87.5Производство и предоставление услуг в образовательной организации 97.6Мониторинг и измерение продукции в организации Удовлетворенность потребителя в образовательной сфере Процесс аудитов 22

Управление процессами аутсортинга 23

Требования к управлению аутсортингом Организация должна гарантировать управление над процессами аутсортинга. Управление такими процессами должно быть идентифицировано в пределах СМК Процесс аутсортинга может быть выполнен поставщиком, который является полностью независимым от организации или который является частью той же самой организации (например, отдельный отдел или подразделение, которое не подчинено в рамках СМК) Процессы аутсортинга взаимодействует с другими процессами СМК организации. Эти взаимодействия также должны управляться в рамках СМК Использование процессов аутсортинга предполагает выполнение требований ГОСТ Р ИСО по пп. 7.4 (Закупки) и 4.1 (Общие требования) 24

Если это необходимо, определять методы, которые используются для управления процессами аутсортинга в контракте между организацией и поставщиком. При необходимости следует использовать контроль результата, получаемый с использования процесса аутсортинга. В этих случаях организация должна гарантировать, что управление над процессом аутсортинга включает аттестацию процесса в соответствии с требованием пп ГОСТ Р ИСО Применяется процесс аутсортинга в 2-х случаях: 1) когда организация компетентна и способна выполнить процесс, но использует процесс аутсортинга по коммерческим или другим причинам. В этом случае критерии управления производственным процессом определены, например, в СТО и представлены в требованиях для поставщика процесса аутсортинга; 2) когда организация не компетентна выполнить процесс аутсортинга непосредственно. В этом случае организация должна гарантировать, что управление и контроль, предложенный поставщиком процесса аутсортинга, адекватен. В необходимых случаях возможно привлечение независимой стороны для оценки адекватности процесса аутсортинга (например, органа по сертификации). Требования к управлению аутсортингом. Окончание 25

Документированные процедуры в СМК организации 26

СМК предприятия Управление несоответствую- щей продукцией Управление записями Внутренние аудиты Корректирующие действия Предупреждающие действия Управление документацией Документированные процедуры СМК (ГОСТ Р ИСО ) 27

Выводы 28 Уровень развития менеджмента качества технического университета в первую очередь определяется деятельностью руководства, его компетентностью и активностью использования в своих действиях инструментов управления, в том числе СМК. Именно в этом случае менеджмент организации в целом получит свое качественное завершение и позволит достигать поставленные цели развития в условиях рыночных отношений.