Храм Святой Софии в Констанстинополе Княгиня Ольга входит в собор
КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ КИЕВСКОЙ РУСИ РУСИ IX – XII ВВ.
Собор - большой храм, имеющий несколько приделов. Церковь - храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол. Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.
Киевский десятинный храм. Реконструкция Храм Святой Софии в ХI веке. Реконструкция
Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век. Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век. Благовеще ние. Мозаика на алтарных столбах. XI век. Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого.
Богоматерь Оранта ХI век
Расположение Оранты в конхе апсиды Софийского собора
Успенский собор Киево-Печерского монастыря.
В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В период немецкой оккупации Киева, в Лавре был организован полицейский участок, где оккупацонными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 года немецкими оккупационными войсками был взорван Успенский собор (восстановлен в середине 1990-х); что было упомянуто на Нюрнбергском процессе
Троицкая церковь Киево-Печерского монастыря. Раскрашенная литография 1890 г.
Нестеров М.В. Монах г. Антокольский М.М. Нестор-летописец г.
По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ (Повести временных лет) монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии ПВЛ.
Библиотека была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века. Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата".
В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13- главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.
На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу и пока он не слетит с креста, город будет им храним Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. 16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора.
Спасо-Преображенский собор заложен около годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем, после смерти которого, видимо, некоторое время не строился и был окончен только в середине века. Он стал главным храмом древнерусского города и Чернигово- Северского княжества.
Софи́йский собор кафедральный собор города Полоцка, построен между годами. Строительство связано с переносом центра города со старого городища.
ЛОПАТКА вертикальный плоский выступ в стене, разделяющий или ограничивающий ее поверхность (в отличие от пилястры, не имеет базы и капители). Лопатка может является конструктивным элементом стены, а может выполнять лишь декоративную функцию служить средством вертикального членения фасада. В домонгольской православной архитектуре лопатка являлась не просто конструктивным элементом в каменном строительстве, но и точным признаком, по которому (наряду с количеством прясел) можно было легко определить количество столпов в храме. Например: в храме Покрова на Нерли боковой фасад имеет 4 лопатки (оформленных в виде полуколонок) и три прясла соответственно, перед нами четырехстолпный в плане храм.
Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов. Голосники в архитектуре, маленькие камеры или сосуды (обычно керамические), заложенные в стены и своды здания и обращенные своими отверстиями внутрь помещения. Служат для усиления звука (как резонаторы акустические); иногда применяются и как пустотелые конструктивные элементы, облегчающие вес свода.
Колоко́льня башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило стоящая отдельно от основного здания храма, называется итальянским словом кампанила.
Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно. Большие Вяземы Новгород Великий Углич
Георгиевский собор Юрьева монастыря (архитектор Мастер Пётр)
Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (берёсте), памятники письменности Древней Руси XIXV вв. Грамота 115 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…». Из собрания Исторического музея.
Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу 1156 г. входит в архитектурный комплекс Ярославова Дворища в Великом Новгороде. Являлась патрональным храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь святой Параскевы-Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Кроме того, по пятницам открывался и работал новгородский Торг.
Плинфа - широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии. Применялась также в древнерусском храмовом зодчестве 10 начала 13 вв., являлась нередко основным материалом для возведения конструктивных элементов зданий.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 годом на основании сообщения, помещенного в Типографской летописи.
Покровская церковь близ Боголюбова на Нерли
Успе́нский собо́р во Владимире кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти.
Золотые ворота выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков.
Дмитровский собор во Владимире
Барельефы Дмитровского собора
Неф ( от лат. корабль) Неф ( от лат. корабль) вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.
АПСИДА (лат. свод, арка) - полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ в восточной части храма, где располагается алтарь.
Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.
Зернь - Зернь -мелкие золотые или серебряные шарики, которые напаиваются на изделие. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.
Скань (от старославянского глагола - сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. В Древней Руси техника скани стала использоваться с IXX веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XIIXIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.
Фини́фть особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.
Чернь гравировка на металле(серебре, золоте), штрихи которой заполнены черным металлическим сплавом.
Чернь, зернь, финифть, скань