1 Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) Презентация проекта Закона «О конкуренции» г. Астана - 2008 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Институциональные и правовые условия для борьбы с картелями в Казахстане» Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство)
Advertisements

1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Теория отраслевых рынков. Антимонопольное законодательство
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Совершенствование законопроекта «О защите конкуренции»: поправки Правительства РФ ко второму чтению Москва, 2006 г.
Современное состояние антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и перспективы развития в условиях Единого экономического пространства Максим.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
Министерство национальной экономики Республики Казахстан Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Транксрипт:

1 Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) Презентация проекта Закона «О конкуренции» г. Астана год

2 «Особую миссию в обеспечении эффективности и конкурентоспособности нашей экономики призвано выполнить вновь созданное по моему поручению Агентство по защите конкуренции. Расширенные полномочия Агентства должны обеспечить успех в "борьбе" с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями субъектов рынка своим доминирующим и монопольным положением, укреплять позиции казахстанского бизнеса в мире. Нужен новый закон о конкуренции, который послужит серьезным толчком для роста предпринимательской активности в стране.» Из Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 6 февраля 2008 года:

3 Слабые стороны действующего законодательства о конкуренции Отсутствие стимулов для развития малого и среднего предпринимательства, а также внедрения инноваций Ограничение сферы применения закона к отношениям, ограничивающим конкуренцию на территории Казахстана, но достигнутых за ее пределами Отсутствие различий между антиконкурентными соглашениями и согласованными действиями Наличие только количественных признаков доминирования Дублирование норм законов «О недобросовестной конкуренции» и «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» Отсутствие эффективных процедур по проведению расследования нарушений

4 Результаты игнорирования законодательства о конкуренции Рост количества нарушений антимонопольного законодательства (в 2007г. антимонопольным органом проведено: 58 расследований, 228 проверок, 220 судебных процессов, вынесено 485 предписаний, выявлено 205 административных правонарушений) Увеличение количества ценовых сговоров Наличие большого количества «непродуктивных» посреднических структур Например: резкое повышение цен на рынке угля в ЮКО в 2007 г. до 12 тыс. тенге за 1 тонну при отпускном тарифе АО «Шубарколь Комир» 1240 тенге из-за ограничения доступа к ресурсам АО и высокой надбавки посредников.

5 Лучший мировой опыт законодательства о конкуренции Закон Шермана 1890 г. (США) Закон Клейтона 1914 г. (США) Кодифицированный закон о торговле и конкуренции 1988 г. (США) Закон о конкуренции 1986 г. (Канада) Римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г. Типовой Закон о конкуренции Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

6 Рекомендации экспертов Всемирного банка по совершенствованию закона о конкуренции Устранить необоснованный и подавляющий конкуренцию контроль за действиями предпринимателей Определение стимулов для развития конкуренции и роста бизнес активности Пересмотр положений, посвященных надзору за ценовым поведением субъектов конкурентного рынка Четкое определение полномочий и порядка взаимодействия антимонопольного и регулирующих органов Необходимость пересмотра правовых норм, регламентирующих процедуру проведения анализа состояния конкуренции на рынках Необходимость дополнения процедуры проведения расследования (сбор материалов, принятие решений) Увеличение санкций за отдельные виды нарушений антимонопольного законодательства

7 Раздел 1. Основные положения Глава 1. Общие положения Раздел 2. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция Глава 2. Монополистическая деятельность Глава 3. Недобросовестная конкуренция Раздел 3. Государственное регулирование в сфере конкуренции Глава 4. Принципы государственного регулирования Глава 5. Государственная монополия Глава 6. Антиконкурентные действия государственных органов Глава 7. Антимонопольный орган Глава 8. Взаимодействие антимонопольного с регулирующими и правоохранительными органами Раздел 4. Защита конкуренции Глава 9. Предупреждение нарушений антимонопольного законодательства Глава 10. Выявление нарушений антимонопольного законодательства Глава 11. Пресечение нарушений антимонопольного законодательства и пересмотр предписаний антимонопольного органа Глава 12. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Раздел 5. Заключительные и переходные положения Глава 13. Переходные положения Глава 14. Заключительные положения Структура законопроекта

8 Цель и задачи законопроекта Цель законопроекта: защита конкуренции и создание условий для роста предпринимательской и инвестиционной активности бизнеса Задачи законопроекта: предупреждение монополистической деятельности, пресечение недобросовестной конкуренции, демонополизация отраслей экономики, обеспечение свободной конкуренции, обеспечение защиты законных прав потребителей

9 Закон прямого действия Определение принципов добросовестной конкуренции Определение перечня оснований и форм участия государства в предпринимательской деятельности Отделение антиконкурентных соглашений и антиконкурентных согласованных действий на самостоятельные способы нарушения антимонопольного законодательства Случаи допустимости соглашений или согласованных действий субъектов рынка Экстерриториальность закона Объединение действующих Законов «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и «О недобросовестной конкуренции» Расширение видов недобросовестной конкуренции Определение географических границ рынка с учетом специфики отраслевого законодательства и мнения уполномоченного органа Формирование и ведение единого Реестра субъектов-доминантов Группа лиц как единый субъект права Освобождение от ответственности в связи с деятельным раскаянием Отказ от проведения проверок антимонопольным органом Взаимодействие антимонопольного органа с регулирующими и правоохранительными органами Коллегиальность антимонопольного органа при принятии решений Основные новшества законопроекта

10 Новшества, направленные на развитие малого и среднего бизнеса Определение перечня оснований и форм участия государства в предпринимательской деятельности Исключение требования согласования с антимонопольным органом экономической концентрации, проходящей внутри одной группы лиц Отказ антимонопольного органа от проведения проверок

11 Поддержка долгосрочных инвестиционных или концессионных контрактов, как гарантия инвестиционной стабильности Допустимость соглашений или согласованных действий, в результате которых повышается конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках Допустимость соглашений или согласованных действий внутри одной группы лиц Определение географических границ рынка будет очерчиваться исходя не из административно- территориальных единиц как сегодня, а исходя из экономического и технологического процесса оборота товара Новшества, направленные на стимулирование внедрения инноваций и роста инвестиций

12 Закон прямого действия Новый Закон «О конкуренции» объединяет 2 Закона 1) «О конкуренции и ограничений монополистической деятельности» 2) «О недобросовестной конкуренции» 2 Постановления Правительства Республики Казахстан 8 Нормативных правовых приказов антимонопольного органа

13 Принципы добросовестной конкуренции – Справедливость Состязательность Законность Соблюдение прав потребителей

14 Основания участия государства в предпринимательской деятельности Государство участвует в предпринимательской деятельности в целях решения социально- экономических задач, определяемых потребностями общества и государства в следующих случаях: отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества использования стратегических объектов, находящихся в государственной собственности наличия общественной потребности в производстве товаров в тех сферах и областях общественного производства, в которых отсутствует конкуренция, либо недостаточно развита конкуренция

15 Отделение согласованных действий от антиконкурентных соглашений Антиконкурентные соглашения Договоренность субъектов рынка в письменной или устной форме, содержащаяся документально или зафиксированная способами, не запрещенными законами, направленная на ограничение или устранение конкуренции, получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности, нарушающие законные права потребителей Антиконкурентные согласованные действия Параллельные действия субъектов рынка, не обязательно достигнутые письменно или устно, направленные на ограничение или устранение конкуренции, получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности, нарушающие законные права потребителей

16 Положительные стороны от разделения понятий «соглашения» и «согласованные действия» Действующим законом термин «соглашение (согласованные действия)» определяется как «любые договорные отношения сторон». Таким образом, согласованные действия определяемые как координация предприятиями своих действий на рынке, без обсуждения или согласования своих планов, не подлежат антимонопольному контролю. Например: Повышение цен несколькими субъектами на рынке розничной реализации ГСМ без наличия договоренностей – сегодня не подпадает под контроль антимонопольного законодательства.

17 Допустимость соглашений или согласованных действий Допускаются соглашения или согласованные действия между субъектами рынка при условии, если они не ущемляют законных прав потребителей, и если: совокупная доля субъектов рынка данного соглашения на соответствующем товарном рынке не превышает 15 процентов они входят в одну группу лиц совершаются в рамках исполнения долгосрочных инвестиционных либо концессионных контрактов.

18 Действие Закона Закон действует на территории Республики Казахстан Объект - отношения, которые влияют или могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках Республики Казахстан Субъект - физические и юридические лица, в т.ч. иностранные, осуществляющие на территории Республики Казахстан предпринимательскую деятельность, а также некоммерческие организации, потребители, государственные органы и органы местного самоуправления

19 Экстерриториальность закона Распространение действия Закона на действия субъектов рынка, совершенные за пределами Республики Казахстан, но при условии ограничения конкуренции в Казахстане Например: применяется в США, ЕС и многих других странах. Введенный ЕС запрет на слияние двух американских компаний, преследование США картельных действий на основании соглашений, заключаемых в других странах. Сегодня антимонопольный орган Казахстана не может применить меры к субъектам рынка, участвующим в картелях и иных соглашениях, за пределами Казахстана, но ограничивающих конкуренцию в республике.

20 Расширение видов недобросовестной конкуренции Неправомерное использование товара другого производителя Дискредитация субъекта рынка Купля-продажа товаров (работ,услуг) с принудительным ассортиментом Склонение к бойкоту продавца Призыв к дискриминации покупателя Призыв к разрыву договора с конкурентом Подкуп работника поставщика Подкуп работника покупателя (заказчика)

21 Определение географических границ рынка Например, определение географических границ рынка в сфере электроэнергии будет очерчиваться исходя не из границ административно-территориальных единиц, как сегодня, а исходя из единой энергетической системы Казахстана, т.е. границы рынка будут определяться с учетом специфики отраслевого законодательства и мнения уполномоченного органа

22 Единое формирование Реестра Формирование и ведение Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее положение, будет осуществляться единым органом, исходя не из административно-территориальных единиц, а из экономических и технологических аспектов оборота товаров

23 Группа лиц как единый субъект рынка Злоупотребление доминирующим или монопольным положением группой лиц рассматривается как нарушение единого субъекта рынка Исключение обязанности субъектов рынка согласования экономической концентрации в случаях, если сделки происходят в одной группе лиц Допустимость соглашений или согласованных действий между субъектами рынка, находящимися в одной группе лиц

24 Освобождение от ответственности в связи с деятельным раскаянием В случаях добровольного сообщения антимонопольному органу об участии в совершенном либо готовящемся антиконкурентном соглашении или согласованных действиях, при условии: отсутствия информации у антимонопольного органа о данных нарушениях; сообщения субъектом рынка полной и достоверной информации о данных нарушениях на протяжении всего расследовании; добровольного возмещения субъектом рынка ущерба потребителям, причиненного в результате совершения данных нарушений.

25 Примеры применения Программы смягчения ответственности Витаминный картель: сотрудничество заявителя в ходе расследования привело к обвинению в картельном сговоре компании F. Hoffmann-La Roche's (HLR) и BASF AG, которые заплатили 500 и 225 млн. долларов штрафа. Шесть швейцарских и германских руководящих сотрудников были обвинены в участии в картеле и посажены в тюрьму в США. Аукционы произведений искусств: прямое сотрудничество первого заявителя привело к наложению штрафа в размере 45 млн. долларов США на компанию Sotheby, а ее бывший председатель был приговорен к одному году тюрьмы и штрафу в размере 7,5 млн. долларов США.

26 Разграничение полномочий между антимонопольным органом и регуляторами Антимонопольный орган: Проводит анализ состояния уровня конкуренции на товарных рынках республики Пресекает акты, действия (бездействия) государственных органов, направленные на ограничение конкуренции Устраняет злоупотребления доминирующим или монопольным положением на соответствующем товарном рынке, за исключением сфер естественной монополии Осуществляет контроль за экономической концентрацией Пресекает антиконкурентные соглашения и согласованные действия субъектов рынка, недобросовестную конкуренцию Отраслевые регуляторы (АРЕМ, АИС): Осуществляют ценовое и техническое регулирование субъектов-доминантов на регулируемых рынках и субъектов естественной и государственной монополии Регулируют цены на товары по номенклатуре, установленной Правительством Обеспечивают равный доступ к инфраструктуре естественной монополии О существляют мониторинг и контроль за ценообразованием субъектов – доминантов на регулируемых рынках и субъектов естественной и государственной монополии

27 Взаимодействие антимонопольного органа с регулирующими и правоохранительными органами Способы взаимодействия: Обмен информацией проведении совместных мероприятий по пресечению нарушений субъектами рынка Совместное внесение антимонопольного и регулирующего органов предложений в Правительство по введению регулируемых государством цен на отдельные группы товаров

28 Коллегиальность антимонопольного органа Введение института Правления Антимонопольного органа Коллегиальность и гласность деятельности Правления при принятии решений Назначаемость членов Правления на определенный срок

29 Предотвращение негативного монополистического поведения субъектов рынка Создание и поддержание необходимых условий для развития добросовестной конкуренции Развитие малого и среднего бизнеса Стимулирование роста производства товаров (работ, услуг), в т.ч. путем внедрения новых технологий Повышение рейтинга Глобальной конкурентоспособности и ускоренное вхождение Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Планомерная интеграция казахстанской экономики в международное сообщество Ожидаемые результаты

30 Спасибо за внимание !