Конфедерация независимых профсоюзов в Болгарии Национальная кампания по информированию и консультированию Чавдар Христов - вицепрезидент КНСБ
Транспозиция Директив ЕС информированию и консультированию Несколько директив регулируют информирование и консультирование на основе различных гипотез. Они восприняты в нашем национальном законодательстве о труде. В конце 2006 года принята и последная Директива 2002/14/EC – которая определяет общую рамку информирования и консультирования. Активное участие Конфедерации независимых профсоюзов в Болгарии (КНСБ) в воспринятой в Трудовом кодексе модели системы.
Информирование/консультирование И/К- понятие. Трудовое, а не профсоюзное право работников и служащих; Процесс / процедура для обмена информацией об общем состоянии и деятельности предприятия - от работодателя к работникам/ сотрудникам и наоборот. Осуществяется посредниками – представителями, определенными работниками и служащими. У них есть определенные законом права и обязанности, связанные с И / К.
Национальная кампания - почему? На многих предприятиях нет профсоюзов. И/К является единственным каналом для диалога. Не проводятся систематическое наблюдение, руководство и коррекцию процессов И/К. Не создана информационно архивирующая система для отражения И / K при наличии различных гипотез - массовые увольнения, преемственность, общее представительство в связи с Рамочной директивой. Не накапливается / обобщается информация о том, как выполняется закон, нужна ли корректировка...
Национальная кампания - почему? Нет базы для оценки приложения – прилагается ли или нет, где, в какой степени, каким образом? Частичная информация доступна в Конфедерации и в некоторых организациях работодателей. Правительство не располагает такой информацией. Нет информации о компаниях, где нет профсоюзов. Трудовой кодекс (ТК) не предусматривает порядок, в котором следует осуществить И / K на предприятиях с численностью менее 50 работников/ служащих. Директива не применяется там, но это право каждого рабочего.
Национальная кампания - почему? ТК формально воспринимает директивы, не играет преобразующей роли по отношению поведения работодателей в связи с И / K. Формально осуществляются процедуры, даже там, где все же они осуществляются. Работники / служащие не знают своих прав, предоставляемых этими директивами. Это делает их пассивными. Скрытая цель – ВЛИЯНИЕ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ, ЧЛЕНСТВО В ПРОФСОЮЗЕ, ДОВЕРИЕ К КОНФЕДЕРАЦИИ.
Национальная кампания - как, с кем, где? А ДЕНЬГИ? Сами не можем: - войти в частные предприятия; - где нет профсоюзов; -и рабочих более 50 человек; -обеспечить спокойный разговор с ними; -во всех административных районах; -в большинстве секторов экономики; Таковы масштабные цели кампании.
Национальная кампания - как, с кем, где? Средства - европейские фонды. Форма для использования - проект, финансированный Министерством труда для развития людских ресурсов. Партнер - Болгарская промышленная ассоциация (БСК) - представительная организация работодателей. Вместе мы уже завершили два проекта на эту тему, с финансированием из других источников. Сейчас мы достраиваем.
Национальная кампания – партнеры, роли БСК - определяет/предоставляет «открытые двери», спокойный прием на предприятиях, хорошее, тихое прием "гостей", то есть для представителей/ членов команды Конфедерации по всей территории страны и во всех отраслях; Участвует с представителями территорий - координаторов, они включены в команду для области. Участвует в предварительной подготовке информационных, агитационных материалов.
Национальная кампания – партнеры, роли КНСБ - организатор, подготовляет информационные, агитационные, учебные материалы, фильмы, видео фильмы, информация для средств массовой информации (СМИ) Шесть территориальных команд, во главе с президентом, вице-президентами Конфедерации, региональными координаторами и до 2 эксперта из Конфедерации. Региональные координаторы Конфедерации и БСК координируют деятельность с предприятиями, обеспечиват технически визиты в компании. Организуют пресс-конференции.
Национальная кампания – партнеры, роли Основные членские организации КНСБ - федерации, союзы, профсоюзы. По мере своих возможностей участвуют со своими представителями при посещении предприятий из соответствующих отраслей и секторов. СМИ – пресс-конференции, отражают визиты. Координация между партнерами.
Национальная кампания - как? Первый этап. Команда проводит встречу с руководством и рабочими, служащими (которых определил работодатель) на предприятии. Следует ясно сказать, что целью является не создание профсоюзов, а что совместно с БСК, мы популяризуем и разъясняем необходимость создания системы И/К. Следует 10 минутный фильм о целях, задачах И / К. Разъяснительная беседа, раздача материалов. Вопросы, ответы, что и как делать.
Национальная кампания - как? Первый этап. Разговор о предприятии, проблемы, производство, рынкы, особенности. Чем Конфедерация может помочь предприятию. Выражение готовности оказать помощь и поддержку. Документирование встречи, отчетность. Продолжительность - около 80 минут.
Национальная кампания - как? Второй этап Через месяц или два, приглашение работодателей и сотрудников из посещенных предприятий на обучение. За пределами предприятия. Обучение часов. Лекционные материалы, наглядные пособия. Ответы на вопросы. Отчетные документы. Скрытая цель - присутствует. Она не навязчива, не тенденция. Подавать в качестве дополнительной опции. К настоящему моменту было проведено шесть таких встреч, то есть в шести регионах из всего 35.
ФОРМАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предприятия, которые мы посетили (План 200), 28 городов Болгарии, распределенные в 6 регионов, примерно за 3 месяца. Отрасли, предприятия - строительство, вкл. дороги, торговля, производство одежды, обуви, мебели, продуктов питания, охранные предприятия, металлические изделия, упаковки и другие.
Основные результаты Впервые на территории таких предприятий, в таких условиях, осуществляются масштабные встречи с владельцами, менеджерами и работниками. Впервые «мы говорим друг с другом» в таких условиях. В большинстве случаев мы наблюдаем хорошее, уважительное отношение участников к теме и к Конфедерации. Во многих местах есть подозрения и сомнения о намерениях создать профсоюзную организацию.
Основные результаты В большинстве компаний есть интерес со стороны владельцев / менеджеров по И /К и готовность восприятия этого механизма. В ряде предприятий, мы установили принятие синдиката со стороны владельцев и руководителей принятие Конфедерации и установка на принятие синдиката, если такой будет создан.
Основные результаты В незначительной части предприятий владельцы и менеджеры готовы внести свой вклад в создание профсоюза, если будет инициатива со стороны работников. Относительно небольшое число предприятий, где есть открытое отрицательное отношение по вопросам И/К и синдикализма. Теперь мы можем непосредственно связаться с владельцами и менеджерами компании, которые мы посетили. Они нас знают. Это уже результат.
Основные результаты Создается общее впечатление, что работники пассивны. На первом этапе, только некоторые из них показывают открытый интерес и готовы вести разговоры. При встречах на втором этапе - активность повышается. Проявляют интерес к И / K, задают вопросы, комментируют. Хорошо понимают нашу скрытую цель, но как правило, не готовы говорить продолжительно о ней.
Основные результаты В настоящее время некоторые предприятия создали уже системы И / К. В ряде других ведутся разговоры, в том числе и для создания профсоюзных организаций. Работа продолжается. Из-за сложной политической обстановки, проведение кампании затрудняется. И все же мы продолжаем нашу работу.