Возрастно-нормативная модель развития исследовательской деятельности учащихся: от дошкольника до студента Алексей Сергеевич Обухов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возрастно-нормативная модель развития субъектности учащихся в условиях исследовательского обучения Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук,
Advertisements

Возрастно-нормативная модель развития субъектности учащихся в условиях исследовательского обучения Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук,
От спонтанного к осознанному любопытству: становление субъектности в исследовательской деятельности Алексей Сергеевич Обухов.
Психологическое обеспечение исследовательской и проектной деятельности учащихся Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н., профессор, заведующий кафедры психологии.
Развитие рефлексивного интереса к другому: исследования подростков в области социокультурной психологии и антропологии Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н.
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
ПОВЕДЕНИЕ В научно- педагогической литературе: Образ жизни, совокупность поступков и действий кого- либо. В Педагогической энциклопедии: Реакции и действие.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Технологии актуализации мотивационного потенциала.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Психологические особенности подросткового возраста.
Образовательная среда и содержание дополнительного образования детей: проблема соответствия Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н., профессор, заведующий.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Мотивы учения. Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Транксрипт:

Возрастно-нормативная модель развития исследовательской деятельности учащихся: от дошкольника до студента Алексей Сергеевич Обухов

Исследование – базовое, универсальное стремление к познанию окружающего мира, других, самого себя…

Детерминанты исследовательской деятельности 1. Биологические основания 2. Социокультурные условия развития 3. Внутренняя позиция личности

Спонтанная активность Формы проявления Сенсорное реагирование Манипулятивная активность Исследовательское поведение Имитационное поведение Движущие факторы Внешние раздражители Нарушение гомеостаза

новизна предмета или изменение пространства Факторы, влияющие на возникновение и проявление исследовательского поведения:

обедненность или обогащенность среды

возрастные, половые и иные факторы Факторы, влияющие на возникновение и проявление исследовательского поведения:

другие виды активности и побуждений Факторы, влияющие на возникновение и проявление исследовательского поведения:

Исследовательское поведение проявляется спонтанно; его запуск определяется во многом внешними стимулами, изменениями средовых контекстов или нарушением гомеостаза.

Исследовательская деятельность базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении, но, в отличии от них, является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами. Развитие исследовательской деятельности во многом зависит от: насыщенности и вариативности жизненных реалий; социокультурных нормативов ценности исследовательской активности человека во взаимодействии с жизненными реалиями; соответствия формы и содержания деятельности возрастной норме и индивидуальным потенциалам развития

Социокультурная среда Задает нормы деятельности, средства реализации потребности познания Ограничивает познание (противодействие получению знаний)

Любознательность и любопытство

Разнообразное окружающее пространство – шире спектр проявлений спонтанного исследовательского поведения Комната – ограниченное, привычное пространство, узкий спектр проявлений спонтанного исследовательского поведения. При этом большая социальная контактность

Игровая площадка на улице – разнообразное и изменчивое окружающее пространство, расширяется спектр проявлений спонтанного исследовательского поведения.

Факторы содействующие и противодействующие проявлению спонтанного исследовательского поведения Разнообразие и новизна окружающей среды, наличие рядом сверстников, ребёнка-предводителя; неограниченное окружающее пространство – способствует исследованию окружающего мира и собственных физических возможностей. Содействующие факторы

Закрытое пространство (игровая комната) – более способствует исследованию социальных взаимодействий. Содействующие факторы Факторы содействующие и противодействующие проявлению спонтанного исследовательского поведения

Наличие рядом взрослого может вызывать ситуации, в которой ребёнок испытывал свои возможности – сможет ли он компетентно помочь взрослому, или, наоборот, сможет ли он выполнить запретное действие так, чтобы взрослый не заметил этого. Содействующие факторы Факторы содействующие и противодействующие проявлению спонтанного исследовательского поведения

Противодействующие факторы Запреты взрослого Негативное отношение или непринятие со стороны сверстников Отсутствие значимых содействующих факторов Факторы содействующие и противодействующие проявлению спонтанного исследовательского поведения

Инициаторы спонтанного исследовательского поведения Появление новых предметов, наличие ребёнка-предводителя, деятельность взрослого или сверстников. Ребёнок имитирует, заинтересовавшую его деятельность

Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но имеет потребность искать и находить ранее им неизведанное. проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности.

От поведения к деятельности Интенция «Я сам» (хочу, могу, буду) Присвоения способа действия Характер мотивации (внешней и внутренней) Развитие произвольности Осознание цели и обретение смысла

Дошкольное детство Доминанты: «Я хочу сам» спонтанное любознательность к новому и потребность во впечатлениях имитационная активность предметная, орудийная и игровая деятельность фантазийность Значимые особенности: слабая произвольность неустойчивость интереса нерефлексивность социальная (средовая) зависимость ограниченность способов действий (неразвитость способностей)

Дошкольное детство Акценты в образовании: поддержание (одобрение) инициатив, простейшее оспособление удовлетворения собственного интереса, создание возможности разворачивания собственных инициатив, совместная деятельность как ведущий путь оспособления, акцент на предметной и природной сфере, безусловное принятие достижений ребенка, тренировка способностей в игровых формах, ограниченность временного регламента, разведение фантазийности и исследовательского пути познания

Специфические функции исследовательской деятельности в дошкольном образовании – сохранение и поддержание исследовательской активности, содействие становлению исследовательских способностей как составляющей развития личности «Я хочу сам»

Младшая школа Доминанты: смена социальной ситуации развития развитие произвольности освоение учебных навыков усвоение нормативности поведения расширение сферы интересов и форм активности выработка стиля учения «Я могу сам» Значимые особенности: зависимость познавательной активности и учебной мотивации от стиля обучения удержание интереса в совместной деятельности индивидуация способностей угасание учебной мотивации как познавательной

Младшая школа Акценты в образовании: поиск баланса между репродуктивными и продуктивными видами деятельности; развитие учебных навыков и способов самостоятельного получения знания; тренировка отдельных видов способностей, значимых для развития исследовательской деятельности локальные во времени конкретно- предметные продуктивные формы исследовательской деятельности; развитие критического отношения к действительности и деятельности

Специфические функции исследовательской деятельности в начальной школе – содействие проявлению исследовательского поведения учащихся как средству развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности, развитие исследовательских способностей в контексте продуктивных видов деятельности «Я могу сам»

Средняя школа Доминанты: «Я действую сам» значимость принятие референтной группой, обособление от взрослых и «других», индивидуализация, в том числе через познавательную активность, познавательная тяга к запретному Значимые особенности: социальная обусловленность познавательной мотивации, развитие социальных интересов, актуализация самопознания, социальная сензитивность и поиск себя, субкультура как экспериментирование

в основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования; сохранение учебной мотивации, развитие познавательной активности; «Я действую сам» Специфические функции исследовательской деятельности

Средняя школа Акценты в образовании: освоение алгоритма исследовательской деятельности (ориентировка, проблематизация, целеполагание, планирование, оспособление, эмпирия, анализ, презентация, рефлексия); развитие интеллектуальных способностей (анализ, синтез, классификация, систематизация и др.); создание возможности личностной самореализации в предметном исследовании; освоение конкретно-предметных областей знаний и методов исследования; содействие сохранению познавательной мотивации и мотивации развития супротив мотивации избегания неудач/социальной поддержки

в старшей школе – развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профиля старшей школы; становление субъектной позиции и исследовательского отношения к миру «Я понимаю зачем я действую» Специфические функции исследовательской деятельности

Старшая школа Доминанты: значимость социального взаимодействия со сверстниками и значимым другим; личностная рефлексия, поиск смысла жизни; становление внутренней позиции; «Я понимаю зачем я действую» Значимые особенности: осознанность деятельности (в том числе учебной); выраженная индивидуализация способностей, сферы интересов, способов деятельности; поляризация по линии идентификация-обособления в социальном пространстве; выстраивание мировоззрения через принятие определенных ценностных систем

Старшая школа Акценты в образовании: освоение универсальности исследовательской деятельности как пути адекватного познания действительности; присвоение этики научного исследования; осознание возможностей и ограничений методов познания; формирование представления о системности, но «незавершенности» знания о мире, других, самом себе; развитие поливерсионного видения мира; создание условий осознанного самостоятельного выбора жизненного пути, в том числе в аспекте профессионализации

Профессионализация Доминанта построение самостоятельности жизни; получение профессии; «Я реализую себя в деятельности для других» Значимые особенности: вариативность социальных и личностных установок и мотивов учения; разрыв между обучением в вузе и получением профессии; отученность от продуктивных форм деятельности и самостоятельности познания

Профессионализация Акценты в образовании: от развития самостоятельности в учении к самостоятельному получению нового знания; связь теории с практикой; от общего к конкретному, а от конкретного у универсальному и относительному; развитие системного видения мира на основе исследовательской позиции; доминанта продуктивный форм познания

На этапе профессионализации – повышение культуры профессиональной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; развитие интеллектуального и креативного потенциала студентов, развитие их профессионального мастерства, становление исследовательских компетенций как центральной составляющей профессионализма; «Я реализую себя в деятельности для других» Специфические функции исследовательской деятельности

С чего начинается исследование? Наблюдение Действие Удивление Непонимание Сомнение Затруднение Сравнение Размышление Обсуждение Интерес

Ключевые вопросы Что исследую? – предмет К ак исследую? – метод Где исследую? – пространство К огда исследую? – процедура З ачем исследую? – смысл

историко-генетический, эволюционный, сравнительно- сопоставительный, корреляционный, типологический, классификационный, структурный, системный и т.д.

1 – типичные (стереотипные) 2 – распространенные 3 – оригинальные 4 – уникальные

1 – примитивные (элементарные, констатационные, описательные) 2 – комбинированные ( теоретический анализ, опрос, практические действия и т.п.) 3 – сопоставительные ( сопоставление теоретического материала и эмпирических данных; различных эмпирических данных друг с другом и др.); 4 – аналитические (качественно- количественные и качественные) ; 5 – глубинные (многопараметрические)

Думай глобально действуй локально: чем локальнее исследование, чем конкретнее предмет исследования, тем работа получается интереснее и содержательнее; уровень работы во многом зависит от объема исследуемого материала, корректности подбора и использования методов исследования, а также уровня анализа; глубина работы связана с пониманием границ исследования и ее места в общем контексте научной области

В чем именно проблема исследования? Что является объектом исследования, а что предметом? Какова гипотеза (гипотезы)? Последовательно ли простроены задачи исследования? Адекватны ли избранные методы исследования разрешению проблемы? Корректно ли определена выборка? Соблюдена ли процедура исследования? Достаточны и адекватны ли методы обработки и анализа данных? Отвечают ли выводы на задачи исследования и как они связаны с проблемой и гипотезой?

Оценка эффективности

Спасибо за внимание! Gracias por su atención! Thank you for your attention!