21 октября 2011 года Грушанская Е.А. – директор Центра информатизации и оценки качества образования Развитие дистанционного обучения школьников Ивановской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно- правовая база дистанционного образования 2013 г.
Advertisements

Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Краевой семинар для пилотных школ, внедряющих дистанционные образовательные технологии и электронное обучение в 2013 г. Главное управление образования.
Проектирование программы внедрения ДОТ и электронного обучения в командах «базовая школа- малокомплектные школы» А.Ю. Муратов, зав. кафедрой информатики.
Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного.
Бусыгин Владимир Марсович, главный специалист министерства образования и науки Красноярского края Гаврилин Александр Викторович, проректор КК ИПКиПП РО.
П/пМероприятияСрокиПредполагаемые результатыОтветственные.
Организационная модель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему общего образования Новокузнецкого муниципального района.
Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (нормативно-правовая база дистанционного образования)
Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей- инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации.
Нормативно-правовое основа дистанционного обучения детей-инвалидов. Мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального.
Программа информатизации образовательного учреждения как модуль образовательной программы школы.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс А.Н.Юраш Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального.
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Заринск 2014 Пяткова Екатерина Ильинична, тьютор стажерской практики Т.8-(385-95) ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ.
Санкт-Петербург Городской семинар директоров ИМЦ.
Транксрипт:

21 октября 2011 года Грушанская Е.А. – директор Центра информатизации и оценки качества образования Развитие дистанционного обучения школьников Ивановской области

«Дистанционное обучение - взаимодействие педагога и ученика на расстоянии за счет использования Интернет-технологий, содержащее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения)» А.В. Хуторской

«…Создание базовых образовательных центров с филиальной сетью - это возможный путь решения этой проблемы при улучшении возможностей дистанционного образования с использованием современных средств. Для нашей страны с огромной территорией это может быть выход…» В.В.Путин Председатель Правительства РФ 10 апреля 2011 года на встрече с руководством партии «Единая Россия»

Нормативно-правовая база статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) приказ Минобрнауки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Закон об образовании (ст. 32, п. 5) К компетенции образовательного учреждения относятся использование и совершенствование методик образовательного процесса, в том дистанционных образовательных технологий. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2005 г. N 6862 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 6 мая 2005 г. N 137 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 2. Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника 5. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.

8. При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, - позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.

9. Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам. 11. …Организационное и методическое взаимодействие образовательного учреждения, использующего ДОТ, с педагогическими работниками, в том числе проживающими вне места нахождения образовательного учреждения, может осуществляться с применением информационных и телекоммуникационных технологий. 12. Образовательное учреждение при использовании ДОТ организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

О дистанционном обучении школьников В отличие от различных форм заочного обучения, дистанционное обучение обеспечивает, с одной стороны, эффективную оперативную обратную связь, заложенную в самом учебном материале, а с другой – непосредственную систематическую обратную связь с преподавателем по сети, а также возможность общения в сети с другими обучаемыми.

Характерными чертами дистанционного обучения являются: Гибкость: учащиеся не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время дома или в школе и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса и получения необходимых знаний по выбранным курсам. Модульность : в основу дистанционного обучения кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенном блоке изучения, об определённой теме..

Экономическая эффективность: оплачиваются только затраты на пользование Интернетом для связи со школой или почтовые расходы по пересылке. Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование учащихся по возникаемым вопросам, руководство учебными проектами и др. Специализированные формы контроля: в качестве форм контроля используются практические и проектные работы, компьютерные тестирующие системы для самоконтроля и итогового контроля.

Процесс дистанционного образования можно охарактеризовать как: гибкое сочетание самостоятельной познавательную деятельности школьников с различными источниками информации, учебными материалами специально разработанными по данному курсу; оперативное и систематическое взаимодействие с тьютором, куратором, преподавателем курса; групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса.

Организационные преимущества использования Интернет-технологий : Не требует отрыва от основной учёбы. Учащийся подбираете то время, которое будет удобно именно ему. Условия работы – оптимальные, выполнение заданий возможно в любом месте: и дома, и в школе. Программа дистанционного курса рассчитана на индивидуальный подход, поэтому есть возможность получать консультации у преподавателей, задавать интересующие вопросы и получать ответы на них.

Среда дистанционного обучения (СДО) должна содержать: цифровые образовательные ресурсы, разработанные в соответствии с требованиям ФГОС; дополнительный материал для углубленного изучения предмета; инструменты для организации интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса (видеоконференцсвязь, форумы, обмен сообщениями, чаты, выход на электронную почту); средства учета учебных достижений (комплексную систему оценивания, журналы учета успеваемости обучающихся и др.); дидактические и методические материалы для учителя, инструменты его методической поддержки.

Система дистанционного обучения должна включать следующие функции: регистрация и ведение базы данных учащихся; создание электронных образовательных программ; организация и ведение дистанционного образовательного процесса; поддержка средств коммуникации между преподавателями и учащимися: форум, чат, Интернет- конференции и др; электронное тестирование; и др.

Варианты использования дистанционных курсов: использование дистанционного курса или его модулей в классе в поддержку основного (классного) курса обучения; использование дистанционного курса для учащихся разных школ/муниципалитетов c поддержкой куратора курса; при этом организуется постоянная группа учащихся, за успехами которых пристально наблюдают тьютор и куратор курса; использование дистанционного курса для учащихся разных школ/ муниципалитетов без поддержки куратора курса, то есть в чистом виде самообразование, что более типично для многих современных дистанционных курсов в глобальных сетях.

Основной особенностью любого дистанционного обучения, а при использовании Интернета особенно, является: больший акцент на самостоятельную работу школьников; обязательная компьютерная грамотность учащихся; местожительство каждого из учащихся, а также и преподавателя не играет никакой роли, равно как и время занятий; высокий уровень интерактивности, обеспечиваемой возможностями Интернет; мультимедийный потенциал новых информационных технологий в целом. Особенности дистанционного обучения

Уровни дистанционного обучения: 1.Школьный 2.Муниципальный 3.Региональный

Школьный уровень

Последним документом, регулирующим внедрение ДОТ в образовательный процесс является Приказ Минобрнауки 63 «О разработке и использовании дистанционных технологий» от г. Согласно п.3. данного документа «Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки ДОТ в соответствии с государственными образовательными стандартами». Однако при этом у ОУ остается масса нерешенных вопросов, связанных с внедрением ДОТ.

Вот лишь основные: учет учебной работы преподавателя по созданию курсов дистанционного обучения (КДО), соотношение норм рабочего времени учебной нагрузки и работы по созданию КДО учет работы специалистов по информационным технологиям по созданию КДО учет вопросов авторского права на создаваемые продукты и оплаты авторского права учет рабочего времени и оплаты дистанционного часа работы учителя-тьютора и соотношение с академическим часом методика учета посещаемости обучающимися дистанционных занятий. Эти вопросы могут быть разрешены на настоящий момент только в рамках локальных нормативных актов внутри ОУ. Пути решения индивидуальны для ОУ, как и форма документа (положение, приказ, распоряжение, договор и пр.) однако в любом случае должны быть урегулированы юридические отношения между всеми участниками процесса внедрения ДОТ.

Муниципальный уровень Основные элементы дистанционного образования: дистанционные курсы, веб- страницы и сайты, электронная почта Муниципальная школа дистанционного обучения Опорная школа Сетевой педагог Опорная школа Сетевой педагог ….. Общеобразовательное учреждение Ученик Учитель-предметник Педагог-куратор Общеобразовательное учреждение Ученик Учитель-предметник Педагог-куратор …..

Организация дистанционного обучения в школах на уровне муниципального района Провести анализ возможностей школ : Наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию дистанционного обучения. Анализ кадрового потенциала учреждения (выяснить квалификацию сотрудников, способность разрабатывать образовательную программу и вести преподавание по ней, загруженность педагогов и т.д.) Наличие необходимого учебного оборудования, программных средств. Наличие возможности выхода в Интернет.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , Иваново, пл. Революции,2/1 fax ПРИКАЗ от г. Иваново Об организации дистанционного обучения школьников Ивановской области В целях обеспечения качественного образования в малокомплектных и отдаленных школах и выполнения мероприятий по организации дистанционного обучения школьников в рамках реализации проекта модернизации общего образования Ивановской области, руководствуясь приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об использовании дистанционных образовательных технологий», в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от п «О реализации проекта модернизации системы общего образования Ивановской области» и протоколом 2 заседания межведомственной рабочей группы по модернизации системы общего образования от , приказываю: Возложить полномочия по организации дистанционного образования школьников Ивановской области на ОГУ Ивановский «Учебно- методический центр информатизации и оценки качества образования» (Грушанская Е.А.).

3.ОГУ Ивановский «Учебно-методический центр информатизации и оценки качества образования» (Грушанская Е.А.): совместно с Департаментом образования Ивановской области определить перечень общеобразовательных учреждений для организации дистанционного обучения по итогам мониторинга обеспеченности школ педагогическими кадрами; в срок до разработать поэтапный план мероприятий по организации дистанционного обучения школьников; в срок до создать специальный сайт по дистанционному образованию; организовать с дистанционное обучение учащихся. 4.АУ «Институт развития образования Ивановской области» (Дмитриева М.А.) совместно с ОГУ Ивановский «Учебно-методический центр информатизации и оценки качества образования» (Грушанская Е.А.): в срок до обеспечить разработку, подбор и апробацию обучающих модулей и методических материалов по учебным предметам для дистанционного обучения; провести обучающие семинары по вопросам реализации проекта дистанционного обучения.

Обеспечение выполнения Приказа о дистанционном обучении Организация Центра дистанционного обучения Приобретение лицензионного программного обеспечения для всех школ Ивановской области Расширение канала сети Интернет в 91 школе Ивановской области

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ О проведении мониторинга обеспеченности школ Ивановской области кадрами учителей В рамках выполнения мероприятий по организации дистанционного образования школьников Ивановской области п р и к а з ы в а ю: 1. Центру информатизации и оценки качества образования» (Грушанская Е.А.) провести мониторинг обеспеченности школ Ивановской области кадрами учителей, анализ результатов мониторинга представить в Департамент образования Ивановской области до Рекомендовать муниципальным органам управления образованием Ивановской области в срок до обеспечить заполнение всеми школами на региональном интернет- портале Департамента образования Ивановской области отчёта «Мониторинг потребности в учителях предметниках в школах Ивановской области». Контроль за исполнения приказа возложить на заместителя начальника Департамента Антонову О.Г. И.о. начальника Департамента Н.Г.Соколова

«… существует проблема малокомплектных школ, и все время идут споры - закрывать их или не закрывать… В.В. Путин 1 сентября 2011 года в Ивановской области нач али работу 275 общеобразовательных школ Из них - 80 малокомплектных школ, что составляет 61% от числа сельских школ области. В них обучается 25% от общего количества сельских школьников

Результаты мониторинга потребности в учителях-предметниках в школах Ивановской области В мониторинге участвовало 24 муниципалитета (из 27). Не участвовали муниципалитеты: г.о. Иваново, г.о. Кохма, Приволжский р-н. Юрьевецкий р-н участвовал в мониторинге (частично), т.к. к установленному сроку не закончил сбор данных. По результатам мониторинга были получены следующие показатели:

Потребность в учителях-предметниках в школах Ивановской области видно, что школы Ивановской области во всех параллелях наибольшую потребность испытывают в учителях английского и немецкого языков, физики, биологии. В х классах к ним еще добавляются учителя информатики и ИКТ.

Обеспечение интерактивного взаимодействия учащихся и тьютора (куратора) Сопровождение одаренных детей, подготовка к ЕГЭ, олимпиадам Создание Портала для размещения учебных модулей Проведение вебинаров, телеконференци й Трансляция уроков лучших учителей Задачи регионального Центра дистанционного обучения

Основная задача проекта - организация дистанционного обучения учащихся из школ области, в которых не хватает учителей соответствующей квалификации по предмету. На региональном уровне дистанционное обучение будет организовано на базе Центра информатизации и оценки качества. Портал дистанционного обучения. Получение материалов и заданий, тестирование по темам и модулям по предметам, получение результатов обучения, организации связи с учителями-тьюторами будет организовано через Портал дистанционного обучения.

Портал «Дистанционное обучение школьников Ивановской области» Будет состоять из 3-х частей: Школьное обучение 1. Школьное обучение по предметам для учащихся школ, в том числе из малокомплектных и отдалённых школ. Дополнительное обучение 2. Дополнительное обучение (школа «Творите и общайтесь», элективные курсы). работы с талантливыми учащимися 3. Развитие информационной образовательной среды для работы с талантливыми учащимися

Школьное обучение по предметам для учащихся малокомплектных и отдалённых школ 1. Школьное обучение по предметам для учащихся малокомплектных и отдалённых школ. На сайте будут размещены: Модули по изучаемому предмету (материалы модулей для изучения предметов на современном уровне в соответствии со стандартами (по утверждённым учебникам) будут создаваться группой лучших учителей школ Ивановской области); ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) для иллюстрации материалов изучаемой темы предмета; Методические рекомендации учителю по работе модулей Задания для самопроверки по темам (тесты для смоконтроля) Итоговые тесты

2. Дополнительное обучение (школа «Творите и общайтесь») Обучение организовано по следующим курсам: Введение в программирование. Язык Basic. Введение в программирование. Язык Turbo Pascal. Объектно-ориентированное программирование. Язык Visual Basic. Технологии программирования. Подготовка к ЕГЭ по математике. Подготовка к ЕГЭ по информатике. Элективный курс «Делопроизводство и компьютер» Элективный курс «Компьютерная графика» (для учащихся среднего звена).

На сайте по каждому курсу размещены : Модули по изучаемому курсу Интерактивный учебник по курсу; Методические рекомендации учителю по работе модулей; Задания для самопроверки по темам; Итоговые тесты.

3. Развитие информационной образовательной среды для работы с талантливыми учащимися Проведение целевых учебных сессий для подготовки к олимпиадам в течение всего учебного года. Организация и проведение дистанционных лекций по олимпиадной тематике в режиме удаленного присутствия с привлечением ученых и преподавателей вузов, а также лучших наставников, работающих с одаренными школьниками. Создание набора электронных олимпиадных задачников и практикумов по предметным олимпиадам Проведение конкурсов на отбор инновационных учебных материалов с использованием ИКТ Проведение открытых отборочных сетевых методических конкурсов для выявления талантливых детей

Центр дистанционного обучения обеспечит : создание группы учителей-тьюторов из базовых школ, которые будут координировать работу учащихся; создание интерактивных учебных материалов по предметам базового и профильного уровня; возможность связи ученика, как с домашнего компьютера, так и с компьютера школы с учителем- тьютором любой базовой школы, где имеется тьютор по интересуемому предмету; создание банка наиболее эффективных методик и технологий, применяемых в обучении, работе с одаренными учащимися.

Результаты мониторинга

По обучению школьным предметам Центр: осуществляет подбор и размещение на портале материалов по школьным предметам; организует работу тьюторов-организаторов, которые обеспечивают работу группы учащихся, их прохождение курса обучения в тех школах, где нет учителей- предметников; организует работу тьюторов-учителей, которые изучают материал, используют его в преподавании, организуют обучение группы учащихся по предмету; организует взаимодействие обучаемых и тьюторов с кураторами курса по предмету.

По дополнительному образованию школьников : на портале размещаются материалы элективных курсов; организуется обучение как индивидуальных учащихся, так и групп школьников через тьютора- учителя. По работе с одарёнными детьми на портале размещаются электронные олимпиадные задачники и практикумы по предметным олимпиадам, организуются олимпиады. Организационное и методическое взаимодействие обучающихся с педагогическими работниками будет осуществляться как через Портал дистанционного обучения школьников, так и посредством on-line общения.

Спасибо за внимание!