От концепций и стратегий к программам энергосбережения: региональный опыт Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
11 Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром Энергосбережение и энергоэффективность: что.
Advertisements

Энергоэффективность в России: приоритеты гос.политики и региональный опыт Центр энергетической модернизации Евгений Гашо.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
11 Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром Энергосбережение и энергоэффективность: что.
УралСтройЭкспо. ЭнергоРесурсоСбережение «ЖКХ-Новые стандарты» ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.
Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Докладчик: Первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром Евгений Гашо Центр энергетической модернизации.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
Информационно - аналитическое сопровождение управления энергосбережением в бюджетной сфере Ярославской области Ратманова Ирина Дмитриевна Ивановский государственный.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
«Реализация требований законодательства о повышении энергетической эффективности при регулировании тарифов в 2011 году» Лукашов Андрей Иванович – первый.
Транксрипт:

От концепций и стратегий к программам энергосбережения: региональный опыт Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром Е.Гашо, Е.Репецкая

Удельное потребление ТЭР в регионах, тут/чел 3

Удельное потребление электроэнергии населением, кВт*ч/чел в год 4 Норвегия – 7000 кВт*ч Канада – 4500 кВт*ч Россия – 825 кВт*ч

Энергосбережение или энергоэфективность? 5 Необходимый рост энергооснащенности жилищ – в 2,5-3 раза; Рост жилищного строительства и обеспеченности жильем до 30 м2/чел; Увеличение энергооснащенности технологических процессов (в том числе в сфере услуг и ЖКХ); Повышение качества коммунальных услуг (соблюдение параметров подаваемой электроэнергии и теплоносителя); Активное развитие экологически чистых видов транспорта (метро, метротрамвай, монорельс, скоростные поезда); Переход на электронагрев (электроплазменный) в ряде металлургических технологий для улучшения качества продукции; Освоение прорывных технологий нового поколения (переработки мусора, сжижения угля, очистки воды и др.); Рост энергозатрат на природоохранное оборудование и технологии. СКОЛЬКО ЭНЕРГИИ ЭТО ПОТРЕБУЕТ ?!?

Удельные расходы тепла и топлива на отопление жилья 6 Удельный расход топлива кг.у.т./чел*ГСОП Стокгольм – 0,123 Уфа – 0,13-0,15 Москва – 0,19-0,22 Воркута – 0,4 Вена – 0,5 Берлин – 0,84 Лондон – 0,9 Париж – 1,04 Рим – 3,6

Динамика базовых индикаторов эффективности 7 Динамика критериев эффективности развития России: гг. Динамика абсолютных индикаторов развития России: гг.

Региональные различия потребления тепла на отопление жилья 8 Города q, Гкал/ м 2 *год q, кДж/м 2 * ГСОП Уфа0,15 – 0,16125 – 128 Москва0,13 – 0, – 145 Архангельск0,22 – 0,23155 – 160 Мурманск0,24 – 0,26165 – 168 Краснодар0,1 – 0,11165 – 190 Самара0,17 - 0, Воркута0,33 – 0,34155 – 159

Типы программ (стратегий) энергосбережения 9 Наименование программ Цели программы Инструментарий и подходы Основные механизмы Законодательно обусловленные программы Выполнение требований Федерального законодательства Распределение требований по секторам и муниципалитетам Законодательные требования, стандарты, нормативы Инвестиционные программы с ограничениями Максимально эффективное освоение имеющихся ресурсов региона Анализ потерь и потенциалов энерго- сбережения во всех секторах региона Выбор наиболее инвестиционно привлекательных мероприятий и проектов Территориально сопряженные программы Сбалансированное развитие энергоисточников и комплекса потребителей Топливно- энергетические балансы промузлов и агломераций региона Сбалансированная тарифная политика, управление спросом Проблемно ориентированны е программы Решение ключевых проблем энергобезопасности и развития регионов Выявление иерархии проблем энергобезопасности и энергоэффективности Реализация приоритетных проектов, повышение энергобезопасности

Общий алгоритм построения программ 10

Регион на 93 % обеспечивается энергоресурсами на основе привозного топлива; Низкая плотность населения (2,1 чел/кв.км) и наличие обширных зон децентрализованного энергоснабжения; Высокая степень износа энергетического хозяйства; Низкая эффективность использования топлива на большом количестве мелких энергоисточниках; Значительный потенциал местных нетрадиционных энергоресурсов (отходы деревообработки), возобновляемой энергетики. Архангельская область

Базовые направления повышения энергоэффективности 12 Только на закупку дизельного топлива для них (14 тыс. тонн в год) тратится 563 млн. рублей, а компенсация из областного бюджета на разницу в тарифах составляет около 700 млн. рублей (себестоимость руб./кВт*ч, при отпускном тарифе 2-4 руб./кВт*ч). В связи с большой протяженностью в области насчитывается значительное число небольших удаленных поселений. 56 дизельных электростанций обеспечивают электроэнергией 163 удалённых населённых пункта и жителя. Основные направления энергосбережения: Модернизация энергоисточников, укрупнение мелких котельных Реконструкция изношенных участков теплосетей Перевод энергоисточников в зонах децентрализованного энергоснабжения на местные виды топлива и возобновляемые источники Модернизация жилого фонда (потенциал энергосбережения ~ 50% ) Реализация пилотных проектов в бюджетной сфере

Сильнейшая (~90%) мазутозависимость региона – и это при том, что мощности Кольской АЭС загружены на 50%, каскада 17 ГЭС – менее 50% Строительство завода по сжижению Штокманского газа потребует около 2 ГВт электрических мощностей Значительный потенциал ветроэнергетики Мурманская область

Базовые направления повышения энергоэффективности 14 На закупку мазута областной бюджет расходует ежегодно 15 – 18 млрд рублей (существенно зависит от коньюнктуры мировых цен на нефтепродукты) Высокая доля промышленного энергопотребления. Значительный потенциал ветроэнергетики Износ жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры Основные направления энергосбережения: Энергосбережение в промышленности Вытеснение мазута из отопительной нагрузки за счет применения электроотопления и загрузки каскада ГЭС и Кольской АЭС Использование потенциала ветроэнергетики для энергоснабжения удаленных поселений

15 Воркута – энергоэффективный город

Карта населенности м.о. Воркута 16

17 Климатические особенности региона Воркута расположена в 150 километрах севернее Полярного круга и в 140 километрах от побережья Северного Ледовитого океана, климат субарктический. Среднегодовая температура - 6,6 °C. Средняя температура июля составляет +11,7°C (максимальная - +33°C), января - 20,6°C (минимальная Безморозный период составляет всего около 70 суток, продолжительно сть зимы составляет около 8 месяцев, отопительный период 305 суток

Водопотребление города 19 Особенности водоснабжения Воркуты 1.Водовод удален на 30 км 2.Северные условия 3.Избыточность параметров и мощность насосов (всего 14 из 42 в работе, т.е. ¼, и мощность избыточна). Вследствие этого, удельный показатель расхода электроэнергии на м3 воды по Воркуте превышает российские показатели в 3-3,2 раза. Динамика водопотребления в г.о. Воркута имеет следующие особенности: промышленное водопотребление («Воркутауголь») значительное (38%); водопотребление энергетическими объектами (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ЦВК и др.) также значительно (38,5%); водопотребление населением за последние три года снизилось на 39%, составляя в настоящее время около 16 % от общего потребления воды городским округом. Ресурс ОАО ТГК 9 ВТЭЦ-1ОАО ТГК 9 ВТЭЦ-2 Хим. очищенная вода, руб./куб.м, без НДС 34,585,24

Особенности жилой застройки и потребления тепла зданиями 20 Подавляющее большинство жилых зданий в городе – 5-этажные. На 1 ЦТП приходится кв. м. жилого фонда (общий жилой фонд – кв. м). Наличие значительного количества небольших зданий с незначительной тепловой нагрузкой ведет к: существенной распределенности тепловых сетей от ЦТП к зданиям, завышенным расходам теплоносителя на этих участках к неустойчивой гидравлической работе системы теплоснабжения.

Топливный энергопотенциал и расчет потерь. 21 Доля выработки электроэнергии в теплофикационном цикле сокращается и в настоящее время составляет 32 %. Совокупные потери энергосистемы при преобразовании топлива в тепловую и электрическую энергию достигают 48 %. Если жители других крупных городов в центральной части РФ получают необходимые им 1 т.у.т в год на человека с издержками преобразования в 0,3-0,4 т.у.т., то жители Воркуты вынуждены платить за свои 2 т.у.т. практически 2,1-2,3 т.у.т. Такой рост системных издержек в генерации естественно обуславливает высокую себестоимость поставляемых энергоресурсов и значительный рост тарифов на коммунальные услуги, на который накладывается массовый отъезд населения, что ведет к катастрофическому падению собираемости платежей населения.

Промышленность ( « Воркутауголь » ) потребляет свыше 41 % ТЭР (64% эл.энергии и 21% тепла, население – около 30 %, бюджетная сфера – 8 %. Общее потребление – около 11 тут/чел Потери в сетях – 9-13 %, перетопы минимальны Население получает « свои » 2 тут с издержками около 2,3 тут 14% мазута в общей доле топлива имеют « вес » в 37% в себестоимости тепла Структура потенциала энергосбережения

Базовые направления энергосбережения 23 «Срочно» - «Не срочно»: параметр зависит от двух критериев: 1.текущее нормативно-правовая база (требования законодательства в сфере энергосбережения); 2.текущее положение в энергообеспечении м.о. Воркута. «Важно» - «Не важно»: параметр зависит только от текущего положения в энергообеспечении м.о. Воркута.

Поэтапный перевод ТЭЦ-1 в котельную с выводом ЦВК в пиковый режим 24

Особенности энергетического баланса Краснодарского края 25 В регион завозится 19,4 млн. т у.т. топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что составляет 73 % общего потребления ТЭР Краснодарским краем. В их состав входят 14,8 млн. т у.т. природного газа и 4,6 млн. т у.т. (13,8 млрд. кВт*час) электроэнергии. Их стоимость в 2009 году - 42,2 млрд. руб./год в 2009 году, что составляет 7 % ВРП 2009 года. Эта особенность региона оказывает существенное влияние на уровень энергоемкости региона: по статистическим данным энергоемкость Краснодарского края составляет 25 кг у.т./1000 руб. По результатам предварительных расчетов, проведенных в рамках данной работы, энергоемкость 2009 года составила 42,4 кг у.т./1000 руб.

26 п/п Особенности энергообеспечения Краснодарского края Последствия и доминирующие факторы 1 Высокая плотность населения в сочетании с распредёленностью проживания Высокая доля децентрализованного теплоснабжения 2 Энергозависимость Краснодарского края от поставок топлива и электроэнергии Ограничение для реализации стратегических программ развития отраслей региона (туризм, транспорт) Значительная энергоемкость ВРП 3 Большое разнообразие природно-климатических условий и обусловленных этим типов (по численности населения, структуре экономики) муниципальных образований Существенные отличия муниципальных программ энергоресурсосбережения 4 Дефицит электроэнергии и электрической мощности (в южной части края) Необходимость сооружения дополнительных генерирующих мощностей 5 Летний пик потребления энергоресурсов и воды, обусловленный существенным притоком населения в курортной зоне Необходимость наличия пиковых мощностей 6 Наличие на территории края значительного количества санаторно-курортных и медицинских учреждений с недопустимостью перебоев в энергоснабжении (электроэнергии и горячей воды) Необходимость резервирования энергоисточников 7 Реализация на территории края крупного федерального проекта зимней Олимпиады 2014 года с созданием комплекса энергообеспечения олимпийских объектов и агломерации г. Сочи Необходимость согласования проектов модернизации электро- и теплоэнергетического хозяйства муниципальных образований и Олимпийских программ 8 Курортно-туристское назначение значительной доли территории региона Высокие требования к экологической чистоте энергоисточников

Особенности муниципальных программ 27 Численность населения в МО Число МО такого типа Доля населения этих МО в краевом Приоритетные секторы энергосбережения до тыс. чел.51 % Бытовое потребление газа населением 35 – 65 тыс. чел % Применение возобновляемых источников энергии свыше 65 тыс. чел 533 % Системы теплоснабжения населения Высокая распределённость населения по территории края предопределяет значительное число небольших поселений, в которых проживает практически половина жителей. Около 16 % населения проживает в городах тыс.чел и 33 % - в 5 самых крупных городах края. Анализ показал, что помимо традиционных секторов ответственности муниципалитета (жилье, бюджетная сфера, муниципальные предприятия), потенциал энергосбережения в этих разных типах муниципальных образований сосредоточен в различных сегментах энергообеспечения.

Приоритеты краевой программы энергосбережения 28

Структура потенциала энергосбережения в мегаполисах (Москва) 29

Потребление тепла зданиями после кап.ремонта 30

Прогнозные стратегии энергосбережения в мегаполисе (Москва) 31

Взаимоувязанная поэтапная политика энергосбережения 32 Технический комплекс Системы учета и мониторинга Нормативы, лимиты ТЭР Тарифное регулирование, Нормативно- правовая база Реклама и подготовка кадров Первоначальный аудит элементов системы. Выбор объектов для пилотных проектов. Установка приборов учета ресурсов Сбор тарифов, нормативов, лимитов по всем группам потребителей Анализ законодательств а в области обращения ТЭР. Анализ кадровой обеспеченности Создание демонстрационных объектов и зон эффективного энергопотребления Массовая установка приборов учета. Оценки эффективности по удельным показателям потребления ТЭР Предварительный анализ тарифов, анализ групп потребителей и графиков нагрузки Определение "нестыковок" законодательны х актов разного уровня. Пропаганда энергосбережени я, начало подготовки кадров. Составление энергетических балансов элементов системы. Паспортизация потребителей. Определение максимальных потерь. Установка приборов учета на большинстве объектов по территориям. Анализ удельных показателей потребления ресурсов. Анализ сбалансированности тарифов, выявление технологических зон для сокращения энергопотребления Выработка поправок в законодательны е акты и регламенты Отработка информацион-х материалов энергосбережени я Углубленный аудит. Анализ энергетических балансов элементов и систем в целом. Интеграция узлов учета ресурсов в автоматизированные системы учета САУР Пересмотр и коррекция нормативов потребления ТЭР Отработка использования многоставочных тарифов для управления спросом Согласование поправок в законодательств е разных уровней Обмен опытом и реализация примеров и пилотных проектов Освоение новой техники снижения и утилизации потерь энергоресурсов Создание биллинговых систем на основе САУР Установление гибких нормативов по группам потребителей Оплата ресурсов потребителями по факту. Процедуры гармонизации законодательств а Управление спросом и пропаганда энергосбережени я

Наилучшие доступные технологии энергоэффективности 33 Система менеджмента энергоэффективности Планирование и определение целей и задач Энергоэффективное проектирование Повышение степени интеграции процессов Поддержание мотивации в процессе осуществления инициатив в энергоэффективности Поддержание квалификации персонала Обмен информации Эффективный контроль производственных процессов Техническое обслуживание Мониторинг и измерения Энергоаудит и энергодиагностика Анализ энтальпии и эксергии (Пинч – анализ) Термоэкономика Энергетические модели, БД и балансы Оптимизация параметров использования энергоресурсов

Структура программных механизмов энергосбережения 34

Региональные и муниципальные программы 35 Нормативные правовые акты Субсидии Введение в состав показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Утверждение: требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности правил предоставления субсидий субъектам РФ и муниципальным образованиям на реализацию «лучших» программ Президент Российской Федерации Правительство Российской Федерации Утверждение примерной программы, в качестве рекомендательной для субъектов РФ и муниципальных образований Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Минэнерго России Утверждение критериев и порядка отбора «лучших» программ, на реализацию которых выделяются субсидии из федерального бюджета Минэкономразвития России Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований Минэкономразвития России, Минэнерго России Утверждение Правил выделения субсидий субъектам РФ и муниципальным образованиям на реализацию «лучших» региональных и муниципальных программ Организация получения субсидий из федерального бюджета на реализацию «лучших» программ Отбор перечня «лучших» программ, на реализацию которых выделяются субсидии Утверждение: значений целевых показателей программ, региональных и муниципальных программ Реализация региональных и муниципальных программ

Энергосбережение в бюджетной сфере 36 Нормативные правовые акты Правительство Российской Федерации Минэкономразвития России Минэкономразвития России, Минэнерго России Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Минфин России Администра- тивные меры Минфин России, Распорядители бюджетных средств субъектов РФ и муниципальных образований Минэнерго России Определение порядка установления требований по энергетической эффективности для товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд Введение обязательных требований по закупке наиболее энергоэффективных товаров Утверждение типовой формы энергосервисных контрактов Внесение изменений в ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы финансирования бюджетных учреждений в части энергосервисных контрактов Утверждение порядка и правил проведения энергетических обследований Ограничение лимитов расходов на потребляемые энергоресурсы на 15% от уровня 2010 года в течение 5 лет Проведение энергетических обследований органами власти и бюджетными учреждениями 1 раз в 5 лет Установка органами власти и бюджетными учреждениями приборов учета потребления энергоресурсов до г.

Энергосбережение в регулируемых организациях и в организациях с гос.участием 37 Регулируемые организации и организации с государственным и муниципальным участием ФСТ России Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований Минэнерго России, Минэкономразвития России, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие управление государственным или муниципальным имуществом Правительство Российской Федерации Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований Нормативные правовые акты Программы Тарифное регулирование Субсидии Разработка/Утверждение/Реализация программ Учет затрат на реализацию программ по энергоэффективности при формировании инвестиционных и производственных программ регулируемых организаций Утверждение Правил предоставления субсидий субъектам РФ и муниципалитетам на реализацию инвестиционных программ регулируемых организаций и организаций ЖКХ Организация работ по получению субсидий из федерального бюджета Разработка и утверждение типовых требований к программам по энергосбережению и повышению энергоэффективности регулируемых организаций и организаций с государственным и муниципальным участием Росимущество Администра- тивные меры Обеспечение принятия органами управления организаций с государственным и муниципальным участием, в состав которых входят представители государства решений о разработке/утверждении программ и контроль за исполнением Источники финансирования: введение долгосрочных тарифов, сохранение за регулируемой организацией экономии, получаемой от осуществления мероприятий по сокращению потерь энергоресурсов, на период не менее 5 лет

Энергосбережение в жилищной сфере 38 Администра -тивные меры Нормативные правовые акты Жилинспекция Правительство Российской Федерации Контроль за выполнением собственниками квартир (помещений) требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах в части выполнения стандартного комплекса мероприятий по энергосбережению Установление порядка формирования перечня мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества в многоквартирных домах Финансиро- вание, софинанси- рование Информи -рование Утверждение Перечня мероприятий (действий) по энергосбережению в отношении общего имущества в многоквартирном доме Утверждение существенных условий и (или) типовых форм энергосервисных соглашений, заключаемых регулируемыми организациями с собственниками жилых домов Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, ресурсоснабжающие организации Минрегион России Минэкономразвития России Субсидии Введение для населения «субсидируемой» нормы потребления энергоресурсов с соответствующим повышением тарифа на объемы, сверх «субсидируемой» нормы ФСТ России, органы власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов Софинансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в частном жилищном фонде В «частном» жилом фонде: установка приборов учета, в том числе с двухставочным тарифом и проведение населением энергообследований, заключение энергосервисных соглашений В региональном и муниципальном жилом фонде: проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, установка приборов учета, в том числе с двухставочным тарифом и проведение энергообследований

Создание государственной системы управления и контроля за энергоэффективностью Разработка и коррекция региональных и муниципальных программ энергосбережения Контроль за разработкой отраслевых программ, программ регулируемых организаций Развитие нормативной правовой базы и стандартов Отработка м еханизм ов финансирования мероприятий программы Развитие информационной системы и пропаганды энергосбережения Создание государственной системы управления и контроля за энергоэффективностью Разработка и коррекция региональных и муниципальных программ энергосбережения Контроль за разработкой отраслевых программ, программ регулируемых организаций Развитие нормативной правовой базы и стандартов Отработка м еханизм ов финансирования мероприятий программы Развитие информационной системы и пропаганды энергосбережения Гармонизация законодательства на Федеральном и региональном уровнях Отработка системы требования и стандартов по энергоэффективности Разработка и внедрение отечественного оборудования с высокими показателями энергоэффективности Переход к модернизации энергогенерирующего оборудования и распределитеьных сетей Модернизация коммунальной энергетики Гармонизация законодательства на Федеральном и региональном уровнях Отработка системы требования и стандартов по энергоэффективности Разработка и внедрение отечественного оборудования с высокими показателями энергоэффективности Переход к модернизации энергогенерирующего оборудования и распределитеьных сетей Модернизация коммунальной энергетики Федеральный закон «Об энергосбережении» Утверждение необходимых «подзаконных» актов Требования к региональным и муниципальным программам энерго сбережения Федеральная целевая программы энергосбережения Комплекс механизмов финансирования мероприятий энергоэффективности Федеральный закон «Об энергосбережении» Утверждение необходимых «подзаконных» актов Требования к региональным и муниципальным программам энерго сбережения Федеральная целевая программы энергосбережения Комплекс механизмов финансирования мероприятий энергоэффективности 39 Государственная политика энергосбережения Этап 1 Этап 2 Этап 3 Р е ализова но ?

Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 гг. и на перспективу до 2020 г.» (Постановление правительства Москвы 1012 от г.) Климатические стратегии для крупных городов Энергосбережение как ключевой фактор модернизации ЖКХ.// Коммунальный комплекс г. 11. Стратегия развития энергосбережения в Архангельской области до 2020 г. Карта Российского теплоснабжения.// Коммунальный комплекс г. 5. Стратегия развития энергосбережения Мурманской области до 2020 г. Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Уфе на гг. и на перспективу до 2020 г.» «Давайте попробуем не замерзнуть» // Эксперт nut/ nut/ Гашо Е.Г. Особенности эволюции городов, промузлов, территориальных систем жизнеобеспечения. – М., 2006 г. Байдаков С.Л. Гашо Е.Г. ЖКХ России г. Справочный документ по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности