«Армия России: какой ей быть?» Три слайда от Компетентного Полковника Выпуск 23 Москва Февраль 2011 г. Зачем нам, России, чужая «Мистраль»? Свершилось! Быть французским универсальным десантным кораблям (УДК) в российских водах! Вялотекущая дискуссия в отечественных СМИ по поводу целесообразности закупки французских вертолетоносцев типа «Мистраль» завершилась победой тех сил, которые прямо заинтересованы в этой сделке. Оставим в стороне спекуляции по поводу стоимости контракта. В конечном счете, дело даже не в этом. Главный вопрос остается открытым: «А зачем нам вообще такой корабль?»
«Технари» чешут головы Важнейшие доводы против закупки французских вертолетоносцев достаточно четко изложены в материале Александра Мозгового «Полундра! К нам идет французский УДК», опубликованной в «Независимом военном обозрении» 31 января 2011 г. Автор перечисляет огромное количество претензий к этому кораблю со стороны технических специалистов, в частности: –неудачная конструкция, склонность к переворачиванию, –огромная парусность, –неприспособленность к действиям в холодном климате, –слабый корпус, не имеющий ледового подкрепления, –ненадежная двигательная установка, –невысокая скорость хода, –не соответствующие российским стандартам габариты подъемников, дверей доков и др. Вывод экспертов: требуется коренная переработка самого проекта корабля; требуется доработка и переделка конструкции и всех технических систем корабля на предмет приспособления их к российским условиям и потребностям. Все это, естественно, «выльется в копеечку»… Так зачем же нам такая «головная боль»?
«Военспецы» ломают головы Может быть, «технари» ничего не понимают? Подумаешь, довести до ума конструкцию. Зато какого «монстра» мы получим! А действительно, что мы получим. Штабной корабль, который самостоятельно действовать не может. Абсолютно беззащитный (собственное вооружение – чисто символическое), бронезащита – нулевая. «Мистраль» - идеальная цель даже для ракетных катеров. Десантные возможности корабля: 450 морпехов, несколько десятков наземных боевых машин и полтора десятка вертолетов. Это всего один батальон, т.е. тактический уровень. В случае крупномасштабной агрессии против Российской Федерации УДК «Мистраль» бессмысленны. Только для их охранения и защиты потребуется задействовать все боевые корабли флота. А высадка где-то зачем-то одного батальона морской пехоты никоим образом не решит никаких стратегических задач по отражению внешней агрессии. Итак, единственное, на что способен «Мистраль», это - высадка тактического десанта на побережье некой страны с жарким климатом (ведь в высоких широтах «Мистраль» не ходок…). Анатолий Цыганок в своей оценке «Мистралей» сделал предположение: этот корабль – прекрасное круизное судно для руководства министерства обороны. Развивая эту идею, готовы предложить и свою бизнес-идею: сдавать «Мистраль» в лизинг в рамках аутсорсинга, так горячо любимого нашим МО. Разместить на борту парочку казино, несколько ночных клубов, фешенебельных ресторанов – и вперед. Программой круиза гостям будут предложены также боевые стрельбы по пиратам в Аденском заливе и полеты на «вертушках» над океаном. Отбою со стороны крутых бизнесменов не будет.
А вот политики довольны На выступлении в Давосе 26 января 2011 г. Президент РФ Д. Медведев заявил: «Мы будем в полной мере использовать механизмы трансферта технологий для модернизации российской промышленности. Совместная работа, обмен технологиями очень важны во всех сферах, включая, кстати, и оборонную сферу. Убеждён, что в перспективе они создадут новый уровень доверия общей безопасности, существующей в мире. Вот почему мы особенно приветствуем создание российско-французского консорциума по строительству вертолетоносцев класса «Мистраль». Попытаемся расшифровать эту несколько туманную фразу. Взять что-то для «модернизации российской промышленности» в случае с «Мистралем» проблематично. Это – «штучное изделие», и значительная часть технологий используется только «здесь и сейчас». А вот идея создания «нового уровня доверия общей безопасности» интереснее. «Мистраль», безусловно, позволит России органичнее решать задачи по оперативной совместимости с силами наших сегодняшних западных партнеров, эффективнее участвовать в совместных с Западом коалиционных операциях на море. Для этого нам за наши же деньги и «впарили» «Мистрали». Такие коалиционные операции на море будут иметь место в условиях жаркого климата – в Африке, Азии, Латинской Америке. Везде, где есть необходимость защищать свободу судоходства, обеспечивая, прежде всего, бесперебойную поставку нефти и нефтепродуктов из региона Ближнего Востока западным потребителям. Вот для этого России и позволено приобрести «Мистрали». Как будто у нас нет более важных задач в сфере обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ безопасности…