НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Мотова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, заместитель директора Нацаккредцентра,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Advertisements

Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
Сибирский федеральный университет СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ «АККРЕДИТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА» 22 декабря 2011 г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА.
Кочнева Л.М., заместитель начальника отдела лицензирования и государственной аккредитации Управления по контролю и надзору в сфере образования министерства.
Нормативно-правовая база государственной аккредитации образовательной деятельности. О федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования.
Лицензирование образовательной деятельности – это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного.
24 мая 2012 г. «Экспертиза данных, представленных НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций» при проведении государственной аккредитации» Член Аккредитационной.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Проверка (в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия) соответствия организации и представленных документов следующим.
АККРЕДИТАЦИЯ отдельных образовательных программ. Государственная аккредитация ранее аккредитованного образовательного учреждения по новым для него образовательным.
Условия эффективности прохождения образовательными учреждениями процедуры государственной аккредитации: проблемы, решения, оформление документов.
Анализ отчетов и заключений, представленных экспертной группой Москва 2014 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальное аккредитационное.
МАТЕРИАЛЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СЕМИНАРА г. Санкт-Петербург октября 2011.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (март 2012 года)
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 11 марта 2011 г. N 164 ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
LOG O О подготовке к государственной аккредитации университета: образовательная деятельность Харитонова О.В., начальник отдела образовательных стандартов.
Об изменениях законодательства об образовании в связи с принятием Федерального закона 293-ФЗ от в части государственной аккредитации образовательных.
Изменения в нормативно-правовом обеспечении процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности Кочнева Людмила Михайловна, заместитель.
1. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие процедуру государственной аккредитации.
Транксрипт:

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Мотова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, заместитель директора Нацаккредцентра, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании»

Комплект документов для государственной аккредитации вуза, представляемый в Рособрнадзор заявление; копия устава организации (заверенная нотариально или с представлением оригинала); отчет о самообследовании (на бумажном носителе и в электронной копии); копия положения о филиале организации (в случае проведения государственной аккредитации в отношении филиала) (заверенная нотариально или с представлением оригинала); копия документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, с приложением (приложениями), копия свидетельства о государственной аккредитации - при наличии такого документа, выданного иным лицензирующим органом или свидетельства о государственной аккредитации, выданного иным аккредитационным органом (заверенная нотариально или с представлением оригинала); копии учебных планов организации по всем образовательным программам, заявленным к государственной аккредитации (на бумажном носителе и в электронной копии); обоснование необходимости установления иного государственного ста т уса образовательного учреждения, отличного от установленного ранее (в случае представления заявления на установление иного статуса в период государственной аккредитации); опись представленных документов. 2

Переоформление свидетельства о государственной аккредитации при государственной аккредитации неаккредитованных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации заявление; копия положения о филиале организации (в случае проведения государственной аккредитации в отношении филиала) (заверенная нотариально или с представлением оригинала); копия документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, с приложением (приложениями), копия свидетельства о государственной аккредитации - при наличии такого документа, выданного иным лицензирующим органом или свидетельства о государственной аккредитации, выданного иным аккредитационным органом (заверенная нотариально или с представлением оригинала); копии учебных планов организации по всем образовательным программам, заявленным к государственной аккредитации (на бумажном носителе и в электронной копии); опись представленных документов. 3

4

ПРОЕКТ Предоставление Рособрнадзором государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений осуществляется Рособрнадзором. По решению Рособрнадзора организационно– техническое и информационно–аналитическое обеспечение проведения аккредитационной экспертизы возлагается на подведомственные Рособрнадзору организации. 5

Принятие Рособрнадзором решения о государственной аккредитации организации осуществляется в срок, не превышающий 105 дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов Рособрнадзор отказывает заявителю в принятии документов к рассмотрению по существу при наличии одного из следующих оснований: 1)государственная аккредитация организации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» не отнесена к компетенции Рособрнадзора; 2)у организации отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности по одной или нескольким образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации; 3)менее чем за год до подачи документов на государственную аккредитацию данной организации было отказано в выдаче свидетельства о государственной аккредитации (в том числе, по отдельным программам, указанным в поданном заявлении); 4)документы, запрошенные Рособрнадзором, не представлены организацией в течение 2 месяцев со дня получения организацией уведомления о перечне недостающих документов и (или) документов, оформление и (или) заполнение которых не соответствует установленным требованиям. ПРОЕКТ 6

Рособрнадзор отказывает организации в государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей … при наличии одного из следующих оснований: 1)выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией; 2)наличие отрицательного заключения комиссии по аккредитационной экспертизе. При наличии любого из указанных оснований для отказа в государственной аккредитации по одной или нескольким заявленным для государственной аккредитации основным профессиональным образовательным программам Рособрнадзор отказывает организации в государственной аккредитации в отношении укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся такие образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)). За исполнение государственной услуги уплачивается государственная пошлина ПРОЕКТ 7

Срок ожидания в очереди при подаче заявления и при получении сведений заявителями не должен превышать один час. Срок регистрации заявления о предоставлении сведений - не позднее двух часов с момента его поступления. Выполнение административных действий в рамках предоставления государственной услуги осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора (далее – специалисты) в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей. ПРОЕКТ 8

Основанием для начала исполнения государственной услуги является поступившее в Рособрнадзор заявление с приложением комплекта документов… Специалист, ответственный за прием документов, осуществляет первичную проверку документов с целью выявления обстоятельств, указанных в подпунктах 1-3 пункта 12 настоящего Регламента. В случае выявления наличия одного или нескольких из указанных обстоятельств готовится уведомление Управления об отказе в принятии документов к рассмотрению по существу с указанием причины отказа. Уведомление Управления об отказе в принятии документов к рассмотрению по существу вместе с представленными документами вручается уполномоченному представителю организации или направляется в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения. В случае выявления отсутствия указанных обстоятельств, специалист, ответственный за прием документов: принимает документы; регистрирует заявление в информационной системе государственной аккредитации образовательных учреждений; ставит штамп с датой получения документов на копии описи. Копия описи документов со штампом вручается уполномоченному представителю организации или направляется в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения. ПРОЕКТ 9

Документы, принятые к рассмотрению по существу, передаются специалисту, ответственному за проведение аккредитационной экспертизы. В срок, не превышающий 5 рабочих дней, специалист, ответственный за проведение аккредитационной экспертизы, определяет направления проведения экспертизы на основе представленных организацией документов и сведений, содержащейся в информационной системе: формирует задание для проведения аккредитационной экспертизы; определяет количество экспертов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы; определяет сроки выезда экспертов в организацию. Специалист, ответственный за проведение аккредитационной экспертизы, в срок, не превышающий 5 рабочих дней, осуществляет отбор экспертов из реестра экспертов, согласовывает с экспертами возможности их участия в данной экспертизе (в том числе возможность выезда в указанные сроки в организацию) и, при необходимости, корректирует список экспертов для данной экспертизы. Специалист, ответственный за проведение аккредитационной экспертизы, готовит проект распоряжения Рособрнадзора о составе комиссии по аккредитационной экспертизе (далее – комиссия) и представляет на подпись руководителю Рособрнадзора. Копия подписанного распоряжения Рособрнадзора о составе комиссии в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента подписания, направляется членам комиссии по факсу или средствами электронной связи. ПРОЕКТ 10

В срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента направления членам комиссии копий распоряжения Рособрнадзора о составе комиссии, специалист, ответственный за проведение аккредитационной экспертизы, связывается с экспертами и осуществляет заключение с ними соответствующих гражданско- правовых договоров. В срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента заключения гражданско-правовых договоров с экспертами, специалист, ответственный за проведение аккредитационной экспертизы, формирует план-задание для каждого эксперта. План-задание и необходимые документы направляются экспертам. Специалист, ответственный за проведение аккредитационной экспертизы, не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала работы комиссии направляет в организацию уведомление Управления о сроках проведения аккредитационной экспертизы. ПРОЕКТ 11

Комиссия проводит аккредитационную экспертизу в соответствии с Порядком работы комиссии по аккредитационной экспертизе образовательного учреждения, научной организации, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. По окончании аккредитационной экспертизы заключение комиссии передается специалисту, ответственному за проведение аккредитационной экспертизы, который в срок, не превышающий 15 дней, осуществляет размещение заключения комиссии (с указанием состава комиссии) на сайте Рособрнадзора. Специалист, ответственный за проведение аккредитационной экспертизы, в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента получения итогового заключения комиссии, обеспечивает подготовку аналитических материалов по проведенной экспертизе. ПРОЕКТ 12

Заключение комиссии и аналитические материалы по проведенной экспертизе передаются ответственному секретарю Аккредитационной коллеги Рособрнадзора не менее чем за 10 рабочих дней до соответствующего заседания Аккредитационной коллегии. Аккредитационная коллегия осуществляет рассмотрение представленных материалов в соответствии с Порядком работы Аккредитационной коллегии, утвержденным приказом Рособрнадзора. На основании заключения комиссии и решения Аккредитационной коллегии Рособрнадзор принимает решение о государственной аккредитации организации или об отказе в государственной аккредитации. ПРОЕКТ 13

Проект приказа Рособрнадзора о государственной аккредитации или отказе в государственной аккредитации готовится и представляется на подпись руководителю Рособрнадзора в срок, не превышающий 10 рабочих дней после заседания Аккредитационной коллегии. Специалист, ответственный за проведение аккредитационной экспертизы, размещает подписанный приказ на сайте Рособрнадзора в срок, не превышающий 3 дней со дня его подписания. Решение Рособрнадзора об отказе в государственной аккредитации доводится до сведения организации, ее учредителя (учредителей), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, на территории которого находится организация, а также правоохранительных органов Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента подписания приказа Рособрнадзора об отказе в государственной аккредитации. ПРОЕКТ 14

Специалист, ответственный за оформление свидетельства, оформляет свидетельство о государственной аккредитации в срок, не превышающий 15 дней с момента подписания приказа Рособрнадзора о государственной аккредитации. В случае, если требуется изменение наименования организации для приведения в соответствие с ее государственным статусом, установленным при государственной аккредитации, специалист, ответственный за оформление свидетельства, оформляет временное свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет 1 год. При представлении организацией документов, подтверждающих приведение наименования организации в соответствие с государственным статусом, установленным при государственной аккредитации, специалист, ответственный за оформление свидетельства, оформляет и выдает такой организации свидетельство о государственной аккредитации со сроком действия не более 6 лет, учитывая срок действия временного свидетельства. Сведения, указанные в пункте 44 Положения о государственной аккредитации вносятся специалистом, ответственным за ведение реестра аккредитованных организаций, в реестр аккредитованных организаций в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента подписания соответствующих распорядительных актов Рособрнадзора. ПРОЕКТ 15

МесяцНеделя Действия специалиста по выполнению государственной услуги 1 1 Определение задания для экспертизы, количества экспертов, сроки экспертизы 2 Согласование с экспертами возможности участия 3 Приказ Рособрнадзора о составе и сроках комиссии, подпись 4 Рассылка приказа экспертам по факсу 2 1 Заключение договоров с экспертами 2 3 Подготовка и рассылка плана-задания экспертам 4 Уведомление вуза о сроках работы комиссии Работа экспертов 3Подготовка итогового заключения 4 ПРОЕКТ 16

МесяцНеделя Действия специалиста по выполнению государственной услуги 4 1 Размещение итогового заключения на сайте Рособрнадзора 2 Передача документов секретарю Аккредитационной коллегии 3 4 Аккредитационная коллегия 5 1 Приказ Рособрнадзора о государственной аккредитации /отказе 2 Размещение приказа на сайте Рособрнадзора /уведомление/предписание 3 4 Подготовка свидетельства, занесение в реестр ПРОЕКТ 17

Экспертиза деятельности вуза при государственной аккредитации Анализ содержания образовательных программ Тестирование (экспертиза качества подготовки) Анализ модуля по показателям вуза (анализ аккредитационных показателей) 18

Работа экспертов Алгоритм подбора экспертов - случайным образом из реестра в соответствии с профилем преподаваемых дисциплин Количество экспертов: - Эксперты по проверке качества подготовки студентов на каждую УГС - Камеральные эксперты содержания подготовки на каждую УГС - 1 тестолог на 2 УГС Сроки работы: 5 дней 21

Содержание экспертизы Экспертиза содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения проводится в выездной и документарной формах. Основным методом анализа, используемым в ходе экспертизы, является выборочный метод, основанный на генерации случайной выборки из сведений, представленных образовательным учреждением в отчете о результатах самообследования. 23

Перечень документов для экспертизы –Отчет о результатах самообследования образовательного учреждения; –Устав ГОУ ВПО «N-ский университет»; –Лицензия на право ведения образовательной деятельности по образовательной программе; –Рабочий учебный план по направлению; –Рабочие программы дисциплин по направлению; –Учебно-методические комплексы по дисциплинам; –Программно-информационное обеспечение дисциплин учебного плана; –Перечень учебных лабораторий и информация об их использовании в учебном процессе; –Личные дела преподавателей выпускающих кафедр; –Договоры с местами проведения практик, программы практик и отчеты студентов по практикам; –Протоколы заседаний выпускающих кафедр «_________________»; –Учебная нагрузка кафедр; –Расписание занятий; 24

–Экзаменационные ведомости, включая ИГА; –Курсовые работы и курсовые проекты; –Отчеты председателей ГАК; –Программы итоговых государственных экзаменов; –Приказы об утверждении председателей государственных аттестационных комиссий за последние пять лет; –Протоколы заседаний государственных аттестационных комиссий; –Отчеты председателей ГАК; –Выпускные квалификационные работы студентов; –Сведения о трудоустройстве выпускников за последние 5 лет; –Учебные и учебно-методические пособия, изданные ППС выпускающих кафедр за 5 лет; –Монографии, изданные ППС выпускающих кафедр за 5 лет; –Авторефераты диссертаций; –Web-адреса ЭБС (с указанием реквизитов договора) и фондов учебно-методической документации на сайтах выпускающих кафедр; –Объем финансирования НИР (на выпускающих кафедрах за последние 5 лет) Перечень документов для экспертизы (продолжение) 25

Перечень документов регламентирующих порядок проведения и содержание государственных экзаменов в образовательном учреждении: Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ (утверждено приказом Минобразования России от ); Положение об итоговой государственной аттестации выпускников (утверждено приказом ректора от …. ….); Программы государственного экзамена по направлению ….. 26

Документы, используемые экспертом в работе: Устав образовательного учреждения (для филиала – Положение). Действующая и предыдущая лицензии на ведение образовательной деятельности и приложения к ним (с соответствующими приказами и экспертными заключениями). Материалы самообследования в целом по образовательному учреждению и (или) филиалу. Рабочие учебные планы, расписание занятий (по всем формам обучения). Рабочие учебные программы всех дисциплин рабочих учебных планов. Приказы о зачислении обучающихся, их переводах, восстановлении, отчислении. Сведения о научно-исследовательской деятельности и использовании ее результатов в учебном процессе. Отчет об устранении недостатков, выявленных в ходе предыдущей аккредитации

Документы, предоставляемые эксперту по показателям вуза: Отчет в формате Модуля по показателям вуза (филиала) / ежегодного Модуля сбора данных образовательных учреждений среднего / дополнительного профессионального образования. Формы отчетности, предусмотренные для образовательных учреждений (филиалов).

Документы, предоставляемые эксперту по оценке качества подготовки: Федеральные государственные образовательные стандарты/ государственные образовательные стандарты (до истечения срока реализации) или федеральные государственные требования по анализируемым направлениям подготовки и специальностям. Программы всех видов практик, договоры о базах практик, приказы по закреплению студентов за базами практик и отчеты студентов о прохождении практик. Перечень учебных лабораторий и информация об их использовании в учебном процессе. Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение соответствующих образовательных программ. Приказы об утверждении председателей государственных аттестационных комиссий за последние пять лет (при первом выпуске итоговых аттестационных комиссий) и их отчеты по результатам работы. Перечень вопросов, используемых для контроля знаний обучающихся при самообследовании. Результаты прохождения обучающимися промежуточных аттестаций, экзаменационные билеты по дисциплинам рабочих учебных планов. Тематика выпускных квалификационных работ за последние пять лет, экзаменационные билеты для проведения междисциплинарных экзаменов, выпускные квалификационные работы за последние пять лет.

1. Первый день 1.1.Общая встреча членов комиссии: обсуждение плана работы, выбор члена экспертной комиссии, отвечающего за координацию действий и взаимодействие с администрацией образовательного учреждения/организации по организационно-техническим вопросам. 1.2.Встреча с руководящим составом образовательного учреждения/организации: обсуждение общего плана работы экспертной комиссии, определение ответственного за координацию действий и взаимодействие по организационно-техническим вопросам с экспертной комиссией со стороны администрации образовательного учреждения/организации. 1.3.Встреча с деканами факультетов, заведующими выпускающих кафедр: обсуждение плана работы экспертной комиссии по соответствующим направлениям аккредитационной экспертизы. 1.4.Дискуссия со студентами различных курсов. 1.5.Организация процедуры аккредитационного тестирования студентов. 1.6.Работа с представленными документами (отчет о самообследовании; уставные документы; документы, описывающие качество процесса обучения и т.п.). 1.7.Обзор итогов первого дня и планов второго дня (только члены экспертной комиссии).

2. Второй день 2.1.Проведение процедуры аккредитационного тестирования студентов. 2.2.Работа членов экспертной комиссии (экспертов по анализу показателей деятельности, содержания и качества подготовки выпускников) по соответствующим направлениям аккредитационной экспертизы: обзор имеющихся ресурсов (учебные помещения, лаборатории, библиотека и т.п.), работа с представленными документами в деканатах и на выпускающих кафедрах. 2.3.Обзор итогов второго дня и планов третьего дня (только члены экспертной комиссии). 3. Третий день 3.1.Проведение процедуры аккредитационного тестирования студентов. 3.2.Работа членов экспертной комиссии (экспертов по анализу показателей деятельности, содержания и качества подготовки выпускников) по соответствующим направлениям аккредитационной экспертизы: работа с представленными документами в деканатах и на выпускающих кафедрах. 3.3.Обзор итогов третьего дня, представление для обсуждения комиссией Отчетов камеральных экспертов по соответствующим направлениям аккредитационной экспертизы, планирование четвертого дня (только члены экспертной комиссии).

4. Четвертый день 4.1.Окончание процедуры аккредитационного тестирования студентов. 4.2.Работа членов экспертной комиссии (экспертов по анализу показателей деятельности, содержания и качества подготовки выпускников) по соответствующим направлениям аккредитационной экспертизы: работа с представленными документами в деканатах и на выпускающих кафедрах. 4.3.Обзор итогов четвертого дня, представление для обсуждения комиссией Отчетов экспертов по соответствующим направлениям аккредитационной экспертизы, результатов аккредитационного тестирования, планирование пятого дня (только члены экспертной комиссии). 5. Пятый день 5.1.Обсуждение результатов аккредитационной экспертизы, формирование итогового Заключения экспертной комиссии.

Показатели содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников и критерии показателей Показатель 1. Обязательный минимум содержания ООП Показатель 2. Сроки освоения ООП Показатель 3. Результаты освоения ООП Показатель 4. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Использование учебно-методической документации в образовательном процессе Показатель 5. Кадровое обеспечение учебного процесса 33

Показатели и критерии, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Показатель содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Наименование критерия показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Значение критерия показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников 1. Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы 1.1. Наличие обязательных дисциплин федерального компонента в соответствующем цикле 100 % наличие обязательных дисциплин федерального компонента в учебном плане, расписании занятий, экзаменационных ведомостях, учебной нагрузке.100% наличие рабочих программ дисциплин 1.2. Общее количество часов теоретического обучения Выполнение требований ГОС ВПО 1.3. Объем учебной нагрузки по циклам дисциплин, час. Выполнение требований ГОС ВПО 1.4. Объем учебной нагрузки по дисциплинам, час. Выполнение требований ГОС ВПО 1.5. Обязательный минимум содержания дисциплин Наличие в рабочих программах дисциплин минимума содержания ГОС ВПО 1.6. Альтернативность дисциплин по выбору студента 100% наличие альтернативной дисциплины для каждой дисциплины по выбору 34

Показатель содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Наименование критерия показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Значение критерия показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников 2. Сроки освоения основной профессиональ ной образовательн ой программы 2.1. Общий срок освоения основной профессиональной образовательной программы, нед. Выполнение требований ГОС ВПО 2.2. Продолжительность теоретического обучения, нед. Выполнение требований ГОС ВПО 2.3. Продолжительность практики, нед. Выполнение требований ГОС ВПО 2.4. Продолжительность каникул, нед. Выполнение требований ГОС ВПО 2.5. Продолжительность экзаменационных сессий, нед. Выполнение требований ГОС ВПО 2.6. Продолжительность итоговой государственной аттестации, нед. Выполнение требований ГОС ВПО 2.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году, нед. Выполнение требований ГОС ВПО 2.8. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, час. Выполнение требований ГОС ВПО 2.9. Средний объем аудиторных занятий студента в неделю (очная форма обучения), объем аудиторных занятий в неделю (очно-заочная форма обучения), объем аудиторных занятий в учебном году (заочная форма обучения), час. Выполнение требований ГОС ВПО 35

Показатель содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Наименование критерия показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Значение критерия показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников 3. Результаты освоения образовательной программы 3.1. Уровень базовой подготовки студентов Доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ФГОС, превышает критериальное значение для каждой УГС (50%) 3.2. Содержание и уровень курсовых работ (проектов) Тематика 80% курсовых работ (проектов) соответствуют профилю дисциплин по каждой образовательной программе 3.3. Организация практик 80 % обеспечение документами всех практик по образовательной программе 3.4. Содержание и уровень выпускных квалификационных работ 80 % обеспечение документами по организации итоговой аттестации выпускников. Уровень выпускных квалификационных работ 3.5. Порядок проведения и содержание государственных экзаменов 100% соответствует требованиям ГОС количество и перечень государственных экзаменов по образовательной программе полностью Не менее 80% студентов по каждой образовательной программе имеют положительные оценки по государственным экзаменам. Продолжение 36

Продолжение Показатель содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Наименование критерия показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Значение критерия показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников 4. Учебно- методическое обеспечение учебного процесса 4.1. Использование учебно- методической документации в образовательном процессе 80% обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией 4.2. Доступность фондов учебно-методической документации Наличие доступа 80% студентов к фондам учебно-методической документации 5. Кадровое обеспечение учебного процесса 5.1. Соответствие базового образования преподавателей профилю преподаваемых дисциплин Не менее 50% преподавателей по каждой образовательной программе 5.2. Участие преподавателей в научной и/или научно- методической деятельности 80% штатных преподавателей по каждой образовательной программе 37

Номер показателя12345 Количество критериев показателя Количество критериев, выполнение которых свидетельствуют о соответствии требованиям ФГОС Правила принятия решения по установлению соответствия требованиям ФГОС 38

Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы Для каждой образовательной программы высшего и среднего профессионального образования указываются фактические значения критериев и отклонение в процентах от установленных ГОС: 1. Наличие обязательных дисциплин федерального компонента в соответствующем цикле 2. Общее количество часов теоретического обучения 3. Объем учебной нагрузки по циклам дисциплин 4. Объем учебной нагрузки по дисциплинам 5. Обязательный минимум содержания дисциплин 6. Альтернативность дисциплин по выбору студента 39

п/п Цикл дисциплин ГОС ВПО (час.) Рабочий учебный план ВПО (час.) Отклонение в % 1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины % 2. Общие математические и естественнонаучные дисциплины % 3. Общепрофессиональные дисциплины ,7 % 4. Специальные дисциплины ,35 % 5. Дисциплины специализации ,58 % 6. Факультативы % «Прикладная информатика (в экономике)» 40

Для каждой образовательной программы высшего (среднего) профессионального образования указываются фактические значения критериев и отклонение в процентах от установленных ГОС: Общий срок освоения основной профессиональной образовательной программы Продолжительность теоретического обучения Продолжительность практики Продолжительность каникул Продолжительность экзаменационных сессий Продолжительность итоговой государственной аттестации Общий объем каникулярного времени в учебном году Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы Средний объем аудиторных занятий студента в неделю (очная форма обучения), объем аудиторных занятий в неделю (очно-заочная форма обучения), объем аудиторных занятий в учебном году (заочная форма обучения) Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы 41

« Прикладная информатика (в экономике) » Наименование показателя ГОС ВПО Рабочий учебный план ВПО 1. Общая продолжительность обучения260 недель 2. Продолжительность - теоретического обучения (включаялабораторные практикумы и научно-исследовательскую работу студентов) до 153 недель153 недели - практикне менее 18 недель 19 недель - итоговой государственной аттестации, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы не менее 14 недель 14 недель - каникул (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее 47 недель 47 недель 42

Результаты освоения образовательной программы Результаты тестирования 1 [если тестирование проводилось до или во время работы эксперта в учреждении, в обязательном порядке привести результаты тестирования в данном Отчете] позволяют сделать следующие выводы: … Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) – [разработаны/не разработаны], [отражают/не отражают] все единицы ГОС [если есть замечания, указываются конкретно]. [Указать перечень анализируемых курсовых работ (проектов)]. 1 Результаты тестирования рассылаются на контактный эксперта, содержащийся в базе данных экспертов. 43

Результат тестирования по УГС рассчитывается по формуле. 44 Если тестирование по определенному циклу подготовки по УГС не проводилось, то его весовой коэффициент равен нулю. Критериальным значением для принятия положительного решения о соответствии уровня базовой подготовки студентов по УГС является значение результата тестирования по УГС где - процент результатов, соответствующих требованиям ГОС по дисциплинам соответствующих циклов подготовки ГСЭ – общих гуманитарных и социально-экономических, ЕН – общих математических и естественнонаучных, ОПД – общепрофессиональных дисциплин), – весовые коэффициенты результатов тестирования по циклам дисциплин.

Проанализированы следующие курсовые работы (проекты): ДисциплинаТема курсовой работы (проекта) Ф.И.О. студента Преподаватель Менеджмент Управление персоналом и мотивация труда на строительном предприятии Управление проектированием железобетонных изделий в строительном производстве Бизнес-планирование в деятельности предприятий стройиндустрии ………… 45

Результаты освоения образовательной программы [Указать процент соответствия тематики выполняемых курсовых работ (проектов) профилю дисциплин по каждой образовательной программе]. [Указать соответствие/ несоответствие уровня выполнения курсовых работ (проектов) требованиям (федеральных) государственных образовательных стандартов]. [Программы практик (учебных, производственных) разработаны в полном объеме /частично разработаны (указать процент обеспеченности документами) /не разработаны]. [Указать соответствие /несоответствие программ практик (учебных, производственных требованиям (Ф)ГОС]. 46

Перечень предприятий, с которыми заключены договоры на проведение практик: п\п Предприятие/ организация Реквизиты и сроки действия договоров 1.… Договор от по … [ Указать соответствие /несоответствие уровня организации практик требованиям (Ф)ГОС]. 47

Проанализированы следующие выпускные квалификационные работы 2010 года: п/п Ф.И.О. Тема выпускной квалификационной работы Научный руководитель 1.И.О. Фамилия Экономическое обоснование совершенствования деятельности предприятия сферы городского освещения И.О. Фамилия 2.……… [Документы, регламентирующие порядок проведения и содержание итоговой аттестации выпускников разработаны в полном объеме /частично (указать процент)/ на разработаны в соответствии с требованиями (Ф)ГОС]. [Указать соответствие / несоответствие уровня выполнения выпускных квалификационных работ требованиям (Ф)ГОС]. [Указать перечень документов, регламентирующих порядок проведения и содержание государственных экзаменов]. 48

Анализ итогового (государственного) междисциплинарного экзамена по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» за 2010 год [Указать перечень проведенных государственных экзаменов и распределение оценок для каждой образовательной программы за последний год]. [Указать соответствие /несоответствие количества и перечня государственных экзаменов по каждой образовательной программе требованиям (Ф)ГОС]. Оценка ГЭК Количествово, чел.% Число студентов на экзамене из них получивших «отлично» 8829,7 «хорошо»11940,2 «удовлетворительно»8930,1 Доля лиц, получивших «отлично» и «хорошо» 20769,9 49

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса [Для программ ВПО и СПО указать наличие/ отсутствие учебно- методических комплексов по образовательным программам] [Указать процент обеспеченности учебно-методической документацией, используемой в образовательном процессе] [Указать соответствие учебно-методической документации требованиям (Ф)ГОС] [Указать возможность доступа студентов к фондам учебно- методической документации] 50

Образовательная программа Кол-во ППС, работаю- щих на выпуска- ющих кафедрах (физичес- ких лиц) % ППС, работаю- щих на штатной основе % ППС с базовым образова- нием соответст- вующим профилю преподава- емых дисциплин ППС с учеными степенями и званиями Доктора наук, профессора Код КСО программы Наименование% из них количество штатных ППС, научная специальность которых соответствует профилю подготовки % Информатика ивычисли- тельная техника 1952,63100,0067,89715,792 Кадровое обеспечение учебного процесса 51

Образовательная программа Объем финансирования НИР (на выпускающих кафедрах за последние 3 года, в среднем за год) Количество изданных за последние 5 лет штатными преподавателями выпускающих кафедр Код ОКСО Наименование программы Всего Фундамен тальных и приклад- ных НИР НИР финанси- руемые из внешних источни- ков Моногра- фий Учебников и учебных пособий с грифами Информатика и вычислительная техника 708,2364,5343,729 Продолжение таблицы 52

1. Обязательный минимум содержания основной образовательной программы Выездная проверка Документарная (камеральная) проверка Учебные планы Рабочие программы дисциплин Учебная нагрузка кафедр Расписание занятий Экзаменационные ведомости Цель: проверка документов и реального учебного процесса Результат: «соответствует» - «не соответствует» a) наличие обязательных дисциплин федерального компонента в соответствующем цикле б) определение общего количества часов теоретического обучения в) определение объема учебной нагрузки по циклам дисциплин г) определение объема учебной нагрузки по дисциплинам д) определение обязательного минимума содержания дисциплин е) проверка наличия альтернативности дисциплин по выбору 53

2. Сроки освоения основной образовательной программы Выездная проверкаДокументарная (камеральная) проверка Учебные планы Рабочие программы дисциплин Учебная нагрузка кафедр Расписание занятий Экзаменационные ведомости Цель: выборочная проверка реального учебного процесса соответствия учебным планам Результат: «соответствует» - «не соответствует» а) определение общего срока освоения ООП б) определение для очной формы продолжительности теоретического обучения, практики, каникул, экзаменационных сессий, ИГА, объема общего каникулярного времени в) определение соответствия максимального объема учебной нагрузки в неделю для всех видов работ г) определение среднего объема аудиторных занятий в неделю для очной формы обучения д) определение соответствия объема аудиторных занятий в неделю для очно- заочной формы обучения е) определение соответствия объема аудиторных занятий в учебном году для заочной формы обучения 54

3. Результаты освоения образовательной программы Выездная проверка Документарная (камеральная) проверка а) проверка курсовых работ (проектов) б) проверка наличия и организации прохождения практик в) проверка наличия выпускных квалификационных работ г) проверка порядка проведения и содержания государственных экзаменов а) оценка содержания и уровня курсовых работ (проектов) б) оценка качества организации практик в) оценка содержания и уровня выпускных квалификационных работ 55

4. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса Выездная проверка Документарная (камеральная) проверка а) проверка использования учебно- методической документации в образовательном процессе б) проверка доступности фондов учебно-методической документации: а) проверка учебно-методической документации, оценка актуальности и обязательности литературы по циклам ЕН, ГСЭ, ОПД - наличие компьютерных классов, - доступ в интернет, - электронная библиотека и доступ к ней через терминалы вуза 56

Выездная проверка Документарная (камеральная) проверка а) проверка соответствия базового образования преподавателей профилю преподаваемых дисциплин б) проверка участия преподавателей в научной и (или) научно- методической деятельности: а) проверка соответствия базового образования преподавателей профилю преподаваемых дисциплин (выписки из личных дел преподавателей) - отчеты преподавателей, -монографии, -протоколы заседания кафедр по предзащите диссертаций, -диссертации, -учебные и учебно-методические пособия, указанные в отчетах преподавателей 5. Кадровое обеспечение учебного процесса 57

58

59

60

Moskovskiy_institut_ekonomiki_menedzhmenta_i_prava.pdf

62

3. Эксперт должен знать: 3.1. законодательство Российской Федерации в сфере образования; 3.2. основы управления образовательным процессом (в том числе особенности организации образовательного процесса в зависимости от типа и вида образовательного учреждения); 3.3. документацию и локальные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию учебного процесса в образовательном учреждении или научной организации. 2. Эксперт должен иметь высшее профессиональное образование с присвоением квалификации (степени) «специалист» или «магистр», подтвержденное соответствующим документом государственного образца, и иметь стаж работы в сфере образовательной или управленческой деятельности не менее чем три года. Квалификационные требования к экспертам 63

4. Эксперт должен уметь: а) устанавливать соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям; б) проводить экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса; в) устанавливать соответствие организации учебного процесса, осуществления промежуточной и итоговой аттестации локальным актам образовательного учреждения или научной организации; г) проводить оценку освоения обучающимися образовательной программы в форме собеседования, тестирования; д) документально оформлять заключение по аккредитационной экспертизе; е) работать на персональном компьютере, в том числе в информационных системах. Квалификационные требования к экспертам 64

65

Порядок аттестации экспертов 1.2. Аттестацию экспертов, отбор и привлечение экспертов к проведению аккредитационной экспертизы осуществляют аккредитационные органы - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области образования Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена (устного экзамена, собеседования или тестирования) Комиссия в течение 30 дней со дня регистрации поступления заявления об аттестации в качестве эксперта и документов проводит оценку представленных сведений на соответствие их требованиям, предъявляемым к эксперту. По результатам проведенной оценки комиссия принимает решение о допуске кандидата в эксперты к квалификационному экзамену или об отказе в допуске к квалификационному экзамену. Кандидаты, допущенные к квалификационному экзамену, уведомляются о месте, времени, а также о форме проведения квалификационного экзамена в течение 10 дней со дня принятия такого решения Срок действия аттестации эксперта составляет 6 лет с даты издания распорядительного акта об аттестации в качестве эксперта Отбор экспертов для проведения аккредитационной экспертизы осуществляется путем случайной выборки из реестра экспертов с учетом вида проводимой аккредитационной экспертизы. 66

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Контактная информация: Тел Тел./факс