Итоги общественной экспертизы профессионального стандарта тьюторского сопровождения Теров Андрей Александрович – координатор Московского Регионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доклад на Черноморском университете тьютосрства 6 июля 2012 года База « Бирюза - Юг » С.А.Степанов, член правления МТА, Преподаватель ФПКиППРО НГПУ.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
Роль тьютора в реализации модели успешной социализации ребенка с ОВЗ С.В. Шандыбо, руководитель КРИП КГПУ им. В.П. Астафьева.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Москва Степанов С.А. Член Правления Межрегиональной тьюторской ассоциации, руководитель.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Ресурсы тьюторства для решения задач профессионального образования Суханова Е.А., Степанов С.А. Правление Межрегиональной тьюторской ассоциации.
Проректор Осинцева Ирина Михайловна, к.п.н. Основная образовательная программа: нормативные требования и алгоритм формирования проректор Осинцева Ирина.
Транксрипт:

Итоги общественной экспертизы профессионального стандарта тьюторского сопровождения Теров Андрей Александрович – координатор Московского Регионального отделения (МТЦ) МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» 1

КОНТЕКСТЫ ПРИНЯТИЯ ПС ТЬЮТОРСКОЙ Де Главной ценностью современного мира провозглашен человек, его права и свободы. Все государства мира обязаны защищать права и свободы человека, создать такие условия, чтобы каждый мог достойно существовать, развивать свои способности, найти сферу приложения своих талантов и сил. Ничто не должно угрожать жизни и достоинству человека. 2

Каждый человек все в большей степени получает определенные возможности влиять на различные аспекты собственной жизни и жизни общества: в экономике, политике, в социальной и духовной сферах. На историческую арену выходит новая социальность – коллективный субъект, понимаемый как сложная сеть индивидуальностей. 3

В этой связи резко возрастает проблема соответствия образования, как социального института, обеспечивающего формирование и развитие индивидуальностей, обладающих самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, компетентностями по решению проблем в ситуации неопределенности и поливариантности и т.д. вызовам современности 4

Основные вызовы времени системе образования: Первый вызов - кризис традиционной модели детства. Второй вызов связан с устранением монополии формального (институализированного) образования на образование и социализацию. Третий вызов связан с разрушением всеобщих культурных образцов, с утратой общих ценностей и принципов. Четвертый вызов связан с утверждением нового инновационного технологического уклада. Высокотехнологическая экономика требует от образования повышения ценности креативности, индивидуальности, применения знаний, преодоления подходов, ориентированных на подражание, копирование и послушание. 5

Актуальность ФГОС (в части линии на индивидуализацию) - преодоление антропологический дефицит дефицит «личного» присутствия человека в своём образовании; дефицит ответственности за своё образование Последствие отчуждение человека от своего образования (агрессия, формализм и др.) Причины культура транслируется цели государственные содержание стандартизируется организация образовательного процесса лишает человека возможности участия и влияния на своё образование

Актуальность тьюторства–новые ценности и представления Человек ресурс Человек возможность открытие всё новых и новых возможностей человека, доопределение себя через пробу доверие себе, позитивной природе человека, своим образовательным потребностям; движение к осмысленному и ответственному выбору человека, исходя из его образовательных целей и запросов Открытое образование Закрытое образование

возможные сценарии развития отечественного образования: - реставрационный сценарий; - стабилизационный сценарий; - модернизационный сценарий; - инновационный сценарий. 8

ФГОС 4.Методологической основой Стандарта является системно- деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

ФГОС Метапредметные результаты освоения обучающимися ООП умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать…; готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; …готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности…; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; … владение навыками познавательной рефлексии…;

ВОЗМОЖНОСТЬ – благоприятное условие, обстоятельство, ситуация, при которой можно что-нибудь сделать. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М.: Русский язык, ? ? P.S.

12

Полный цикл воспроизводства профессии Тьютор Разработка и утверждения профессионального стандарта Тью Де Разработка и применения ГОС ПОП Тью Профессиональная образовательная подготовка тьюторов и педагогов с Тью компетентностью Разделение педагогического труда, специализация, формирование на практике комплекса ПК Тью Де Экспертиза, оценка и сертификация профессиональных квалификаций, уровня сформированности профессиональных компетенций

Профессиональный стандарт тьюторской деятельности (основные понятия) индивидуальная образовательная программа (ИОП) – комплексное описание образовательной деятельности, отражает индивидуальные цели образования, шаги и способы их достижения, методы анализа и оценки результатов, результаты; ИОП формируется и реализуется субъектом образовательной деятельности, оформляется различными средствами; образовательная среда – социокультурная, в т.ч. педагогическая, среда, включающая материальные и нематериальные объекты, которые используются или могут быть использованы в образовательной деятельности, в т.ч. деятельности по формированию и реализации ИОП; тьюторское сопровождение в образовании – педагогическая деятельность, которая направлена на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию образовательной среды и сопровождение формирования и реализации ИОП;

Профессиональный стандарт тьюторской деятельности (основные понятия) тьютор – педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение в образовании; тьюторант – субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сотрудничающий с тьютором; образовательные ресурсы – элементы образовательной среды, которые тьюторант может использовать в своей образовательной деятельности, в т.ч. при формировании и реализации ИОП; картирование (работа с картой) – метод графического отображения образовательной деятельности, в т.ч. элементов ИОП (направлений индивидуального образовательного движения тьюторанта, пространства самоопределения и целей, образовательных ресурсов и субъектов образовательной среды и т.д.); образовательное событие – форма организации образовательной деятельности, ситуация с высокой степенью неопределенности, предполагающая интенсивное освоение новых способов деятельности, продуктивные пробы, выход в рефлексивную позицию по отношению к образовательной деятельности, в т.ч. ИОП.

ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА А Сопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы А.1 Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта А.2 Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса А.3 Оказывать содействие тьюторанту в планировании и реализации индивидуальной образовательной программы А.4 Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы

ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА Б Организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы Б.1 Обеспечивать рациональное использование (при возможности – расширение) ресурсов среды для реализации индивидуальной образовательной программы Б.2 Сотрудничать с субъектами образовательной деятельности и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы

ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В Разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы В.1 Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства В.2 Вести рабочую тьюторскую документацию

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ИОП Компоненты Образовательной программы ОУ (= ИОП): а) набор обязательных учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик… б) набор образовательных областей, соответствующих ключевым сферам деятельности современного человека; в) набор дополнительных образовательных курсов по выбору обучающихся; г) система предпрофессиональных, профессиональных (стажерских)проб и практик и т.д.; д) система развивающих курсов, образовательных модулей, деловых игр, тренингов по выбору обучающихся; е) система внеаудиторной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии, полевые практики, исследования, социально- культурные проекты и т.д.); ж) система тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальной образовательной программы, система работы с портфолио, набор рефлексивных ситуаций (сессий, консультаций, написания эссе и др.). 19

ГЕОГРАФИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПС ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Архангельская область 2. Волгоградская область 3. Воронежская область 4. Иркутская область 5. Калужская область 6. Кемеровская область 7. Краснодарский край 8. Москва 9. Московская область 10. Ростовская область 11. Санкт-Петербург 12. Тверская область 13. Томская область 14. Удмуртия 15. Чувашия

ГЕОГРАФИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПС ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21

СТРУТУРА СОСТАВА ЭКСПЕРТОВ ПС ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22

СТРУТУРА СОСТАВА ЭКСПЕРТОВ ПС ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23

24 Некоторые предложения экспертов «Тьютор – руководитель ИОП, его главная задача формирование компетенций» (СР РФ) «При определении понятия «образовательная среда» акцент сделать на предметной среде» (ассоциация Монтессори) «Наряду со стандартами ПС нужны методические рекомендации и примерные локальные акты» ( ОУ ОО г.Москва Необходимо дополнить единицы трудовой деятельности функциями, связанными с продвижением, PR услуг тьюторского сопровождения

25 Некоторые предложения экспертов «1.Уточнены и углублены базовые положения тезауруса стандарта (индивидуализация, индивидуализация в образовании, образовательная среда, тьютор, тьюторант, тьюторская деятельность, по сопровождению индивидуализации в образовании и т.д.) 2. Переопределение тьюторской деятельности как профессиональной деятельности по сопровождению процесса индивидуализации в образовании, где ИОП является рабочей и организованной формой работы. 3. Указание в числе единиц професси-ональной деятельности комплекс работ и задач по мониторингу и оценке результатов индивидуализации образования и индивидуальной динамики тьюторанта. 4. Обозначение более широкого поля работ, за- дач и действий тьютора по созданию условий индивидуализации и сопровождения ИОП.» Томское РО МТА

26 Предложения специалистов НАРК 1.сократить, СДЕЛАТЬ БОЛЕЕ ТОЧНЫМИ И ЛАКОНИЧНЫМИ обобщенные описания трудовой деятельности; *Примечание Описание трудовой деятельности: не столько сократить, сколько писать "что делает"; принципы, условия деятельности здесь не нужны… 2.составить список сертификатов, которые может получить тьютор, специализирующийся в различных образовательных, педагогических областях на основе данного ПС (например, тьютор в начальном общем образовании, тьютор в инклюзивном образовании и т.п); 3.конкретизировать, расширить списки необходимых знаний по каждой трудовой функции

27 Примерный алгоритм дальнейшей работы 1.обобщенный доработанный вариант ПС обсуждаем с экспертами ФИРО; 2.утверждаем ПС в НАРК. РИСКИ: в настоящее время с 17 мая 2012 года после Указа Президента « о 600ПС» меняются правила игры, НАРК утрачивает свою доминирующую роль в вопросах утверждения ПС, государство желает большего присутствия в принятии решений по этому вопросу. Далее: пакет Примерных положений и иных локальных актов, которые должны носить рамочный характер и учитывать специфику и задачи конкретных обучающихся, тьюторов, ОУ Доработка/разработка образовательных стандартов в части индивидуализации и ГОС ВПО Тьюторство в сфере образования.

28 Автор выражает благодарность за возможность при подготовке выступления и презентации использовать материалы открытого доступа: Экспертной группе 8 «Стратегии 2020»; А.Каспржаку Членам Правления и экспертам Межрегиональной тьюторской ассоциации Е.А. Сухановой, З.В.Монасевич, Т.Г.Никулиной и др.

Спасибо за внимание и понимание! 29