L ITERATURA ROSYJSKA XVIII W. Literatura doby Piotra I (okres przejścia od piśmiennictwa staroruskiego do literatury nowożytnej) kon. XVII w. – lata 30.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало.
Advertisements

«Пётр Великий русской литературы» Урок по творчеству М.В.Ломоносова 9 класс.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало. Алимова Алла Викторовна – учитель русского языка и литературы Гимназии 56 Петроградского.
КЛАССИЦИЗМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.
Типовые расчёты Растворы
Денис Давыдов «Душенька» Выполнили : Ситак Полина Гладаренко Елизавета, Бунькова Ирина, у ченицы 5 «А» класс а. Руководитель проекта : Гоменюк Л.В., у.
В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы.
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
Драматургия Д.И.Фонвизина Комедия «Недоросль». Денис Иванович Фонвизин Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) (1745 – 1792) Русский драматург и переводчик.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Литература XVIII века Литература XVIII века Классицизм в русском и мировом искусстве. Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Спасская общеобразовательная.
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
Анакреонтическая ода М.В.Ломоносова «Разговор с Анакреоном» как выражение идеи служения Отечеству Автор: Мороз И. В., учитель литературы.
Классицизм в русском (литературном) искусстве.
Michael Jackson
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Классицизм Понятие о классицизме Классицизм Классицизм – художественный метод в европейской культуре VII – начала XIX века, одной из важнейших черт которого.
Основные литературные направления. Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. И.Н. Никитин.Портрет Пётра I В начале XVIII века, в Петровскую эпоху, Россия стала.
Подготовка к ГИА. Роды литературыЖанры Эпос (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней.
Транксрипт:

L ITERATURA ROSYJSKA XVIII W. Literatura doby Piotra I (okres przejścia od piśmiennictwa staroruskiego do literatury nowożytnej) kon. XVII w. – lata 30. XVIII w. Epoka dominacji klasycyzmu ( ) Sentymentalizm – Preromantyzm – 1790-pocz. XIX w Элиза Малэк

Элиза Малэк 2 Świadomość sformułowana (w odróżnieniu od epoki staroruskiej, w której dominowało naśladowanie gotowych wzorców tekstowych, normy wywodziło się z wzorów literackich, w XVIII w. pojawiają również wypowiedzi o charakterze teoretycznym, sformułowane w postaci zaleceń, wskazówek i reguł).

Элиза Малэк 3 Pisarz (poeta) powinien wiedzieć, jakim regułom musi odpowiadać tworzony przez niego utwór (stąd m.in. liczne uwagi krytyczne pod adresem pisarzy- dyletantów). Prawdziwy poeta miał nadzieję na poetycką nieśmiertelność i sławę (parafrazy 30. ody HoracegoExegi monumentum ) «Лучше не иметь никаких писателей, нежели иметь дурных» - A. Sumarokow Powinien respektować warunek stosowności (styl musi odpowiadać materii, przedmiotowi, o którym mowa w utworze, jego zawartości).

T EORIA DZIEŁA LITERACKIEGO Naśladowanie: Ars imitatur naturam (klasycyzm przejął pogląd Arystotelesa i Horacego o naśladowczym charakterze twórczości słownej, ale interpretował go po swojemu) Przedmiot naśladowania: natura, ale natura piękna, z której na użytek sztuki eliminowano elementy podłe i grube Элиза Малэк

C EL I ZADANIA TWÓRCZOŚCI Literatura jako narzędzie oddziaływania na społeczeństwo poprzez propagowanie wzorców pozytywnych (cnoty) i krytykowanie złych zachowań. Funkcja moralizatorska, patriotyczna. Służenie państwu (гражданственность, «общая польза»). Jaka to radość dla pożytku ludzi się trudzić (Łomonosow, Na wynalezienie przez hrabię Szuwałowa nowych dział artyleryjskich, 1760) Элиза Малэк

R OZMOWA Z A NAKREONTEM * M. Ł OMONOSOWA /Р АЗГОВОР С А НАКРЕОНОМ Ломоносов перевел четыре оды Анакреона, и – как бы в ответ древнему поэту – сочиняет собственные стихи, в которых полемизирует с его философскими взглядами. Произведение строится как диалог (разговор). Композиционно распадается на 4 сегмента (ода А. в переводе Л. – стихотворный ответ Л.). Последовательно опровергаются гедонистическая установка поэзии А Элиза Малэк

Элиза Малэк 7 Anakreoncie, tyś piosenki słodkim posłem, A Katon** pragnął dać ojczyźnie prawa wzniosłe... Dla ciebie życia treść w uciesze była prawie, On widział szczęście swe w ojczyzny swojej sławie. *Liryk grecki (VI w. pne.) autor pieśni biesiadnych, który wg legendy umarł zadławiwszy się pestką z winogron. **Rzymski mąż stanu (ok pne.) – ucieleśnienie prostoty i surowości obyczajów. Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок, Катон старался ввесть в республику порядок, Ты век в забавах жил и взял свое с собой, Его угрюмством в Рим не возвращен покой;

Элиза Малэк 8 Przecięło twoje dni swym ziarnkiem winne grono, A on puginał w pierś wbił dłonią niewzruszoną; Tyś w życiu szukał wciąż rozkoszy lubej wiosen, A ducha dzielny hart był jego sławnym losem. (Tł. A. Stern) Ты жизнь употреблял как временну утеху, Он жизнь пренебрегал к республики успеху; Зерном твой отнял дух приятной виноград, Ножом он сам себе был смертный супостат; Беззлобна роскошь в том была тебе причина, Упрямка славная была ему судьбина; W ostatniej parze strof Anakreont zwraca się do malarza, aby namalował portret jego ukochanej, Łomonosow natomiast prosi:

9 O mistrzu barw, co w naszym grodzie Jesteś najpierwszy w sztuce swej, Coś synem być Minerwy* godzien, Obraz mej Rosji stworzyć chciej. О мастер в живопистве первой, Ты первой в нашей стороне, Достоин быть рожден Минервой, Изобрази Россию мне, Изобрази ей возраст зрелой И вид в довольствии веселой, О трады ясность по челу И вознесенную главу; (* Rzymska bogini rzemiosł, sztuki i literatury) Элиза Малэк

10 Kończy utwór pochwałą Rosji. Одень, одень ее в порфиру, Дай скипетр, возложи венец, Как должно ей законы миру И распрям предписать конец; О коль изображенье сходно, Красно, любезно, благородно, Великая промолви Мать, И повели войнам престать. Tematyka społeczna (obywatelsko-patriotyczna) vs błahostki; gloryfikacja Rosji vs zachwyt kobietą Элиза Малэк

Ж АНРЫ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА Жанровая система русского классицизма, подобно жанровой системе французского, на достижения которого законодатели русского классицизма (гл. образом Ломоносов и Сумароков) опирались, строго нормативная. Жанры выстраиваются иерархически в строгой зависимости от того, какую «действительность» они изображают: «возвышенную» или «низменную» Элиза Малэк

Ж АНРЫ « ВЫСОКИЕ », « СРЕДНИЕ » И « НИЗКИЕ » Ода, трагедия и эпопея. Жанры, изображающие внутренний мир человека, а именно элегия, послание и песня. Комедия, сатира, басня, ирои-комическая (бурлескная) поэма. Внесистемные жанры (повесть, роман, за исключением романа политического, дидактического). Оппозиция поэзия / проза. Gatunki wysokie: oda, tragedia i epopeja. Gatunki niskie: komedia, satyra, bajka, poemat heroikomiczny/ burleska Gatunki średnie: elegia, list poetycki, pieśń Gatunki pozasystemowe (opowieść, powieść – z wyłączeniem p. politycznej i dydaktycznej) Opozycja poezja/proza Элиза Малэк

« К РАСОТА – ЭТО СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ » Установка на античность (или на национальное прошлое). Надежда на поэтическое бессмертие, на славу (многие парафразы Exegi monumentum тридцатой оды Горация - Я памятник себе воздвиг нерукотворный –Пушкин. Klasycyzm deklarował swoje przywiązanie do wzorców antycznych. Wyrażało się ono w sięganiu do utworów greckich i rzymskich autorów, tłumaczenia i adaptowania ich tekstów (naśladowania Anakreonta, Horacego, Ezopa, Wergiliusza, wykorzystanie mitologii), a także tworzeniu własnych dzieł według wiecznych reguł.... Wzorce francuskie (Boileau, La Fontaine, Scarron, Wolter, Racine) Utwory literackie miały odtwarzać estetyczno-moralny porządek świata. Zalecenia obejmowały również językowo-stylistyczna warstwę dzieła (w Rosji dotyczyły one m.in. leksyki, fonetyki i składni – teoria trzech stylów Łomonosowa). W zakresie kompozycji zalecano harmonijność układu poszczególnych części dzieła. «Красота – это соблюдение правил» Элиза Малэк

Элиза Малэк 14 Klasycyzm wyraża pragnienie i potrzebę takich uniwersalnych wartości, jak ład, harmonia i jasność. Obce mu są formy nieregularne i pozbawione proporcji. W gruncie rzeczy klasycyzm oswaja świat i zarazem go uczłowiecza. Porządkuje chaos, rozjasnia mroki, pomija tajemnice, unika egzystencjalnej grozy i metafizycznego drżenia. Jako taki łączy się z racjonalizmem, co jednak nie znaczy, że z jedną konkretną doktryną filozoficzną. (J. Snopek, Oświecenie. Szkic do portretu epoki, Warszawa 1999, s.135).

Элиза Малэк 15 Гражданственность, «общая польза», занятие для избранных. Закон «чистоты жанров». Zasada czystości gatunkowej (np. nie wolno łączyć elementów komedii i tragedii, stylu wysokiego z niskim, wiersza z prozą itd.) Melpomeny* śmiechem nie drażnić (Sumarokow)

Г ЕРОЙ И ТЕМА ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ Великие дела он должен совершать, Подобно Цезарю, Людовику подстать. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден. (Буало) Wg Boileau autor poematu epickiego ma prawo do tworzenia fikcyjnych obrazów, choć odnosi się do wydarzeń i postaci realnie istniejących. W. Trediakowski uważa, że poemat есть вымысел правде подобный или подражающий естеству, ale historyczne fakty pełnią funkcję służebną. Nie dopuszcza również czerpania tematów ze współczesności. Wzorcem dla niego są poematy Homera. Łomonosow zalicza poemat do gatunków wysokich, w których fabuła zbudowana jest częściowo na faktach historycznych, częściowo zaś na wymyśle, fantazji. Bohaterów, godnych naśladowania, znajduje w przeszłości Rosji. We wstępie do poematu o Piotrze napisze: Не вымышленных петь намерен (...) богов, но истинны дела, великий труд Петров Элиза Малэк

Элиза Малэк 17 «Эпическая поэма заключает в себе какое-нибудь важное, достопамятное, знаменитое приключение (...), которое имело следствием важную перемену, относящуюся до всего человеческого рода (...) или воспевает случай, в каком-нибудь государстве происшедший и целому народу к славе, к успокоению или, наконец, ко преображению его послуживший...» (М. Херасков) Tematyka historyczno-bohaterska (przełomowy moment w dziejach kraju). Jej zadaniem jest kształtowanie umiłowania cnoty. Bohater – wysoki, szlachetny, godny naśladowania.

18 А. Кантемир - Петрида М. Ломоносов – Петр Великий ( ) – вступление и 2 песни «Не вымышленных петь намерен я богов, Но истинны дела, великий труд Петров». Ломоносов наметил дальнейший путь развития жанра и придал ему «характер гражданского, исторического, героического » Но ни Кантемиру, ни Ломоносову не удалось завершить своей поэмы Элиза Малэк

С ТИХ И СТИЛЬ ( СЛОГ ) «Р ОССИЯДЫ » М. Х ЕРАСКОВА ( ПОЭМЫ В 12 ПЕСНЯХ ) Тема важная – взятие Казани Иваном Грозным, понимаемое как избавление России от монольского ига; Медлительно-плавный рассказ; Облиие апостроф (к музам, богам), эпические сравнения; Введение любовной интриги; Использование фольклорных образов и мотивов (сказочных, песенных); Александрийский стих (6-стопный ямб со смежными рифмами) Элиза Малэк

М. Х ЕРАСКОВ ( ) Чесменский бой (1771) Россияда ( ) Бахариана Элиза Малэк

ПЕСНЬ ВТОРАЯНАДЕСЯТЬ Чело венчанное Россия подняла; Она с тех дней цвести во славе начала. И если кто, сие читающий творенье, Не будет уважать Казани разрушенье, Так слабо я дела героев наших пел, Иль сердце хладное читатель мой имел. Но, муза! общим будь вниманьем ободренна, Двух царств судьбу воспев, не будешь ты забвенна Элиза Малэк

П ЕРЕЛИЦОВКА СХЕМЫ И ФОРМУЛ И СТИЛЯ ГЕРОИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ Понять ирои-комическую поэму может только тот, кто знает канон «высокой» эпической поэмы. Буало – ироикомическая поэма Апулей ( Метаморфозы ) - Лафонтен (1660) (роман Любовь Психеи и Купидона ) – Душенька Богдановича (ориентация на женскую аудиторию) Скаррон – бурлеск ( Энеида - Елисей, или раздраженный Вакх В. Майкова) Элиза Малэк

А. С УМАРОКОВ ( ) О « СМЕШНЫХ ГЕРОЙЧЕСКИХ » ПОЭМАХ (Э ПИСТОЛА О СТИХОТВОРСТВЕ ) 1. Стихи, владеющи высокими делами, В сем складе пишутся пренизкими словами. 2. В сем складе надобно, чтоб муза подала Высокие слова на низкие дела Элиза Малэк

ДУШЕНЬКА. П РЕДИСЛОВИЕ ОТ СОЧИНИТЕЛЯ Собственная забава в праздные часы была единственным моим побуждением, когда я начал писать «Душеньку»; а потом общее единоземцев благосклонное о вкусе забав моих мнение заставило меня отдать сочинение сие в печать, сколь можно исправленное. Потом имел я время исправить его еще более, будучи побужден к тому печатными и письменными похвалами, какие сочинению моему сделаны Элиза Малэк

Приемля их с должною благодарностию, не питаюсь с амолюбием столь много, чтоб не мог восчувствовать моего недостаточества при выражениях одного неизвестного, которому в вежливых стихах его угодно было сочинение, «Душеньку», назвать творением самой Душеньки. Предки мои, служив верою и правдою государю и отечеству, с простым в дворянстве добрым именем, не оставили мне примера вознести себя выше обыкновенной тленности человеческой. Я же, не будучи из числа учрежденных писателей, чувствую, сколько обязан многих людей благодушию, которым они заменяют могущие встретиться в сочинениях моих погрешности Элиза Малэк

Г ЕРОИЧЕСКАЯ ПОЭМА / ИРОИ - КОМИЧЕСКАЯ ПОЭМА 26 Пою от варваров Россию свобожденну, Попранну власть татар и гордость низложенну; Движенье древних сил, труды, кроваву брань, России торжество, разрушенну Казань. (Херасков, Россияда ) Не Аххилесов гнев и не осаду Трои, Где в шуме вечных ссор кончали дни герои, Но Душеньку пою. Тебя, о Душенька! на помощь вызываю Украсить песнь мою, Котору в простоте и вольности слагаю. Не лиры громкий звук – услышишь ты свирель. ( Душенька, 46) Элиза Малэк

ЕЛИСЕЙ, ИЛИ РАЗДРАЖЕННЫЙ ВАКХ (В 5-ТИ ПЕСНЯХ) Песнь первая Пою стаканов звук, пою того героя, Который, во хмелю беды ужасны строя, В угодность Вакхову, средь многих кабаков, Бивал и опивал ярыг и чумаков; Ломал котлы, ковши, крючки, бутылки, плошки, Терпели ту же участь кабацкие окошки Элиза Малэк

ОБРАЩЕНИЕ К «РУССКОМУ СКАРРОНУ» - БАРКОВУ (АВТОРУ ПЕРЕВОДА ЭНЕИДЫ) А ты, о душечка, возлюбленный Скаррон! (...) Приди, настрой ты мне гудок иль балалайку, Чтоб я возмог тебе подобно загудить, Бурлаками моих героев нарядить; Чтоб Зевс мой был болтун, Ермий – шальной детина, Нептун – как самая преглупая скотина, И словом, чтоб мои богини и божки Изнадорвали всех читателей кишки. Лира – гудок(балалайка) Герой – бурлак Элиза Малэк

П РИЕМЫ « ПЕРЕЛИЦОВКИ » Имитирует высокий стиль героической поэмы, чтобы его высмеять; Одическим, высоким слогом, описывает низменных героев, Калинкин дом (исправительное заведение для проституток), низким – мифологических персонажей; Вместо описание героического сражения – описание кулачных боев ( ), и т.д. и т.п. Сохраняет александрийский стих и использование фольклорных образов и мотивов Элиза Малэк

Т РАГЕДИЯ Zasada trzech jedności (czasu, miejsca i akcji). Żądanie przestrzegania zasady prawdopodobieństwa. Motywacja naturalna (eliminacja fantastyki i cudowności). Przestrzeganie norm dobrego smaku. Przynależność stanowa bohaterów – królowie, książęta, rycerze. Przedmiot akcji – wydarzenia wielkiej wagi państwowej, zderzenie cnoty i występku, namiętności i obowiązku. Wysoki styl, takaż forma wierszowa (aleksandryn). Klarowność kompozycji. Chcesz tragedię pisać, naśladuj Racinea i Woltera – radził Sumarokow. Rosyjski Racine – Sumarokow napisał 9 tragedii (w tym Dymitra Samozwańca ) Элиза Малэк

А. С УМАРОКОВ, Э ПИСТОЛА О СТИХОТВОРСТВЕ Nie próbuj mnie zadziwić rozlicznością treści, Chcąc sprawy trzech lat w trzech godzinach zmieścić, Postaraj się w grze łacniej chwilą chwilę mierzyć, Tak, abym się zapomniał, zdołał ci uwierzyć, Że nie jest komedianctwem cała twoja sprawa, Ale że tak się działo, albo tak się stawa. […] Nie czyńże mi trudności także miejscem swym, Ażebym ja, co miałem twój teatr za Rzym, Nie mknął do Moskwy, z Moskwy do Pekinu prawie. Skorom już w Rzymie, Rzymu prędko nie ostawię. Не сделай трудности и местом мне своим Чтоб мне, театр твой, зря, имеючи за Рим, Не полететь в Москву, а из Москвы к Пекину: Всмотряся в Рим, я Рим так скоро не покину.( Epistoła o rymotwórstwie A. Sumarokowa)( 3 jedności: czasu, miejsca i akcji) Элиза Малэк

К ОМЕДИЯ Комедия в отличие от трагедии изображает повседневную жизнь. Eё внимание во все времена было обращено на отрицательные явления действительности. Героями ее были люди нравственно неполноценные. Ущербность их, противоречие с нормой, идеалом раскрывалось в комедии с помощью смеха. Cмех мог быть веселым, но он мог быть и беспощадным в зависимости от того, на какие явления он был направлен. Cтавя своих героев в определенные условия, изображая их смешными, комедия стремилась к нравственному воздействию на зрителя (Москвичева, 113) Элиза Малэк

Элиза Малэк 33 Gatunek niski, który powinien rozumnie bawić (Sumarokow) i – w odróżnieniu od tragedii – ośmieszać ludzkie przywary, aby zniechęcić ludzi do czynienia zła. Poprawiać obyczaje kpiną i wyśmianiem – Ot, co jest komedii celem i zadaniem. Bohater – ludzie współcześni różnych zawodów i środowisk (szlachcic, sługa, urzędnik, sędzia). Komediowe charaktery – skąpiec, gracz, modniś, dewotka.

A РИСТОТЕЛЬ ( P. N. E.) КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬ ЖАНРА по его мнению комедия стремится изображать худших, а трагедия - лучших, нежели существующие; но комедия, изображая негодных героев, не показывает их целиком порочными, а лишь наделенными недостатками, которые не представляют опасности для общества. Историческая изменчивость понятий идеал, красота Элиза Малэк

Элиза Малэк 35 Классицизм сохраняет античное деление на трагическое и комическое. Oтвергает сатирический смех, оставляя за комедией право на осмеяние человеческих недостатков (глупости, мотовства, лени, расточительности, скупости и др.) и просвещение общества путем отрицания таких недостатков, которые лишают его возможности служить обществу, государству.

36 Для знающих людей ты игрищ не пиши: Смешить без разума дар подлыя души. Не представляй того, что мне на миг приятно, Но чтоб то действие мне долго было внятно. Свойство комедии издевкой править нрав; Смешить и пользовать прямой ея устав. Представь бездушного подьячего в приказе, Судью, что не поймет, что писано в указе. Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос, Что целый мыслит век о красоте волос... Представь мне гордого, раздута, как лягушку, Скупого, что готов в удавку за полушку. Представь картежника, который, снявши крест, Кричит из-за руки, с фигурой сидя: «Реет!» ( Этим словом игрок объявлял, что он идет «ва-банк».) Элиза Малэк

Р АЗВИТИЕ РУССКОЙ КОМЕДИИ 50-е годы (ранние комедии A. П. Cумарокова : Трсотиниус, Пустая ссора ) – е годы – A. Cумароков ( Oпекун, Рогоносец по воображению ); Д. Фонвизин Бригадир, ) – Недоросль Д. Фонвизина Элиза Малэк

C ЮЖЕТНАЯ СХЕМА КОМЕДИИ 70- Х ГГ. Герои после многих лет неожиданно сходятся в одном доме. Подброшенный некогда ребенок волей автора оказывается слугой в доме своего врага. Cлуга, человек низкого звания, не может связать своей судьбы с девушкой дворянского происхождения. Но опять-таки неожиданно появившийся друг отца снимает это препятствие, восстанавливает прежнее, дворянское положение героев и соединяет влюбленных (Москвичева, 118) Элиза Малэк

Элиза Малэк 39 сохраняется соблюдение закона единства времени и места, но временные рамки сюжета раздвигаются; все большее значение приобретают диалоги персонажей на общественные темы (например, об истинном благородстве, о том, каким должен быть монарх, о недостатках чиновников), замедляющие действие, но, с другой стороны, придающие изображаемому более достоверный характер (комедийный конфликт вписывается в политические и нравственные дискуссии русского общества).

В КЛЮЧЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ, ПОСТРОЕННОЕ НА СВАТОВСТВЕ, БЫТОВЫХ СЦЕН Комедия начинается сценой, где гости и хозяева, свободно расположившись в комнате, убранной по-деревенски, заканчивают чаепитие. Cоветница еще разливает по желанию отдельных гостей чай, но большинство занимается уже другими делами. Cоветник смотрит в календарь, Бригадир ходит и курит, Бригадирша сидит одаль и чулок вяжет, Cофья вышивает. В такой же непринужденной, свободной манере идет разговор между ними, по ходу которого намечается день свадьбы. (Москвичева, 119) Элиза Малэк

Н ЕДОРОСЛЬ (1782) – ИСТИННО ОБЩЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ перенос всего действия пьесы на сцену; соблюдение закона единства действия, времени и места (деревня Простаковых); мотив сватовства и борьбы женихов за невесту (Cкотинин, Митрофанушка, Милон); комедия воспитания; внесение в жанр комедии черт серьёзного жанра (посредством введения образов Cтародума и Правдина – носителей добродетелей) Элиза Малэк

Н ЕПРИЯТИЕ Н ЕДОРОСЛЯ Эпиграммa И. Богдановича От зрителя комедии Недоросля (1782): Почтенный Стародум, Услышав подлый шум, Где баба непригоже С ногтями лезет к роже, Ушел скорей домой. Писатель дорогой! Прости, я сделал то же. ( Русская эпиграмма..., с. 71) И. Богданович придерживался эстетической установки на «нежный вкус» ( Душенька ), поэтому «подлые» поступки и слова героев Недоросля режут его слух Элиза Малэк