Гончаров В.В., к.э.н., заведующий отделом Института экономики НАН Беларуси Исследования по технологическому предвидению для Республики Беларусь: цели,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Advertisements

29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Возможности Республиканского центра трансфера технологий по содействию подготовке и организации проведения исследований по технологическому предвидению.
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДОКЛАД проф., д.п.н. Керимов Ф.А. Перспективы развития системы научно-технической информации.
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
«Мониторинг и анализ структуры предложения рабочей силы» Водопьянова Е.А. Эксперт проекта Основные практические результаты 1-го этапа (2009 год)
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Ценка результативности научных организаций О ценка результативности научных организаций Минобрнауки России август 2008 года.
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
Межотраслевое профессиональное объединение в области оценки программ, реализуемых для детей Проект
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Транксрипт:

Гончаров В.В., к.э.н., заведующий отделом Института экономики НАН Беларуси Исследования по технологическому предвидению для Республики Беларусь: цели, задачи, организация проведения

Рис.1. Абсолютные размеры научно-инновационной сферы Источник данных:

Рис.2. Относительные характеристики научно-инновационной сферы Источник данных:

Рис.3. Место Беларуси в европейской иерархии инновационного развития Источник данных: Science, technology and innovation in Europe. Statistical pocketbook. Edition Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008

Источники данных: The Global Competitiveness Report World Economic Forum, Geneva, Switzerland, p. World Development Indicators database, World Bank, 1 July OECD, Main Science and Technology Indicators, December 2006 (данные по Total Researches и GDE on R&D) О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2005 года и за период гг.: Аналитический доклад/ А.Н.Коршунов [и др.] – Мн.: ГУ «БелИСА», 2006 г.-340 с. Статистический ежегодник «Народное хозяйство», 2006 г. (данные по населению Республики Беларусь) Место страны в рейтинге конкурент оспособнос ти, 2006 Наукоемк ость ВВП, % Межстрановые сопоставления (РБ=1) Населен ие ВВП (ППС) Колич ество исслед овател ей Валовые внутренние затраты на ИР (ППС) (ВВЗИР) ВВЗИР в расчете на исследов ателя Беларусьн.д.0,69%=1 Финляндия23,75%0,532,132,1711,575,34 Швеция34,06%0,923,642,9621,417,24 Дания42,50%0,552,371,438,585,99 Норвегия121,63%0,472,411,205,684,75 Исландия142,44%0,030,140,100,484,57 Таблица 1 – Сравнение развития научно-инновационной сферы Беларуси и стран Северной Европы

млн.долл человек 531, ,9 млн. долл. 255, ,3 9,0 млн. чел место в рейтинге конкурентоспособности Рис. 4 – Графические сопоставления Беларусь:Северная Европа

Рис.5. Модели НИС: специфика взаимодействия элементов Производство товаров и услуг Образование Наука Органы госуправления Формирующиеся кластеры инновационной среды Каналы трансляции инноваций, обеспечиваемы е движением кадров трансформационная модель Производство товаров и услуг Образование Наука Инновационная среда Каналы трансляции инноваций, обеспечиваемые субъектами инновационной инфраструктуры и рынком научно-технической продукции Органы госуправления инновационная модель

Программно-целевой подход к организации и финансированию исследований и разработок Приоритетные направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь на годы Приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на годы Программные аспекты инновационного развития: 1.Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь 2.Программа модернизации 3.Программа либерализации (формируется) 4.Программа преодоления последствий кризиса (формируется)

Действующие приоритеты Республики Беларусь: Научно-технической деятельности: 7 интегральных направлений; 28 макротехнологий; 136 критических технологий; 218 направлений обеспечивающих приоритеты исследований и разработок Фундаментальных и прикладных исследований: 10 интегральных, 78 локальных приоритетных направлений организаци й на 1 приоритет исполнителей на 1 приоритет, чел программ на 1 приоритет критических технологий ,52240,7 НИОКР, обеспечивающих критические технологии ,61400,4 приоритетов фундаментальных и прикладных исследований ,43911,2 Справочно: Япония – 858 приоритетных тем (900 тыс. занимающихся НИОКР); Германия – 1000 перспективных проектов (470 тыс.); Франция – 100 критических технологий (340 тыс.); Россия – 55 КТ (950 тыс.)

модель «программной» организации науки : 1 программа – 3 организации- исполнителя – 9 заданий на каждую организацию – 10 сотрудников-исполнителей на задание. модель «приоритетной» организации научно-технической деятельности: 1 приоритет – 0,4 программы (2,5 приоритета на программу) – 1,6 организации-исполнителя – 140 сотрудников-исполнителей на приоритет НТД. Рис.6. Количество исследовательских программ

Форсайт (технологическое предвидение) - процесс, связанный с систематическими попытками оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, с целью определения стратегических направлений исследований и новые технологии, которые способны принести наибольшие социально-экономические блага. Форсайт – новый (для Беларуси) подход в перспективном планировании. Не является новым в теоретико-методологическом аспекте. Интегрирует известные модели познания, включая относящиеся к сугубо научным, так и «внешним» проявлениям интеллектуальной деятельности.

Рис.7. РОМБ ФОРСАЙТА (Foresight Diamond)

Принципиальная значимость (и отличие) форсайта – формирование особой среды, включая создание сообщества, нацеленного на 1)получение картины желаемого будущего, 2)персональное участие в его построении, 3)взаимодействие с заинтересованными сторонами, 4)постоянное уточнение и непрерывное совершенствование контуров будущего.

Форсайт в Беларуси – не выдумка и не прихоть ученых. Форсайт – не задача, поставленная правительством. Форсайт – возможность по-новому взглянуть на вызовы времени (тем более, что они сейчас особенно отчетливо проявились). Это возможность пересмотреть отношение к планированию и прогнозированию, формированию программ (см. выше), вовлечь в эти процессы всех заинтересованных, избавиться от элитарности «посвященных». НО: Форсайт не панацея от всех бед, и не «волшебная палочка» в руках чародея. Риторический вопрос: Почему специалисты форсайта (не только и не столько технологического, сколько социально-экономического) не предсказали кризиса (отметим: в Беларуси этот вопрос был адресован ученым)? Чехия – активный проводник идей форсайта, что не гарантировало защиты от экономического кризиса и его политических последствий (отставка правительства ).

Цель технологического форсайта в Беларуси: формирование контуров (параметров) будущего научно-технического развития, достижение которых будет в полной мере обеспечивать интересы всех взаимодействующих в ходе в его разработки и реализации сторон. Взаимодействующие стороны: в одной системе координат – государство, общество, индивидуумы; в другой – органы государственного управления, образование, наука, производство, негосударственные организации.

Актуальные задачи формирования системы технологического предвидения в Беларуси: - создание методологии форсайта как научной теории и как совокупности методов его проведения -адаптация существующих и разработка новых белорусских методик осуществления форсайтной деятельности - формирование экспертного сообщества, предполагающего несколько уровней предметной иерархии (общесистемный, отраслевой, инфраструктурный, организационно-обеспечивающий) - обоснование внутри- и межотраслевой (кластерной) и общенациональной структуры проведения исследований по технологическому предвидению

Врезка: Форсайт как научная теория Среди основоположников-классиков форсайта нет единства относительно его как самостоятельной отрасли научного знания. Большинство склоняется к тому, что форсайт - это совокупность общенаучных (и не только) методов, использование которых зависит от контекста и задач исследования. Общая теория технологического предвидения в качестве методологической базы будет включать: - науковедение (экономика и социология науки) - экономика (планирование и прогнозирование) - социология - коммуникативистика - структурная лингвистика

Актуальные задачи формирования системы технологического предвидения (продолжение): -проведение пилотажных исследований: 1) по формированию и координации действий экспертного сообщества на всех уровнях иерархии; 2) по отдельным процедурам (фрагментам, элементам) форсайтных исследований; - создание системы обработки и интерпретации экспертной информации; - институционализация форсайта как метода перспективного планирования на уровнях (в порядке продвижения): 1) отдельных заинтересованных организаций; 2) отраслевых органов государственного управления; 3) общенациональном уровне.

Институционализация предполагает: а) создание специальных коллегиальных органов и их аппарата (при необходимости – группы по организации и координации исследований, советники, группы экспертов); б) подготовку программных документов - концепции, стратегии, программы национальных исследований по технологическому предвидению. Программа национальных исследований: тематические направления, наименования организаций – государственных заказчиков и головных организаций-исполнителей исследований, этапы работ, сроки исполнения, характеристика результатов исследований, размеры государственного и негосударственного финансирования.

Угрозы методологического характера: 1)подмена научно обоснованного видения будущего простой экстраполяцией существующих тенденций (результаты проекта будут отражать текущие интересы государства и производственных структур, пролонгированные на отдаленную перспективу). 2) описание вариантов будущего исходя из специфики массового сознания и существующих в настоящем потребительских ожиданий относительно развития технологий (вероятность трансляции в образ будущего сформированных в прошлом мифологем). 3) неоправданное расширение количества заинтересованных сторон; слишком большой спектр рассматриваемых тем (утрата приоритетами их сущности; в состав приоритетов могут попасть все лоббируемые направления; простое суммирование технологических запросов всех участников форсайта). 4) отсутствие механизма для достижения баланса интересов групп, вовлеченных в Форсайт (на первый план могут выйти установки непосредственных разработчиков-кураторов проекта; интерпретация полученных результатов будет отражать представления и ожидания организационной группы).

Основные субъекты организации и проведения технологического Форсайта: -организационная группа/управляющий комитет (может специально создаваться Советом Министров Республики Беларусь для координации взаимодействий и обеспечения должного статуса Форсайта); -организация-заказчик (непосредственно заинтересована в результатах; представляет правительство, бизнес-структуры, производственные организации, регионы; ГКНТ Республики Беларусь); -головная научная организация (проведение исследований: формирование и обучение экспертных групп, экспертиза с использованием раундов Дельфи и совещаний экспертов, согласование полученных результатов с заинтересованными сторонами, разработка системы мер по реализации; НАН Беларуси); -научная организация-исполнитель (методологическая и информационная поддержка форсайта; Институт экономики НАН Беларуси); -организация инновационного сервиса (обеспечение взаимодействия национальной форсайтной программы с международными проектами и программами для совершенствования методологии, подключения к единому исследовательскому пространству и информационного обмена; РЦТТ); - группы экспертов/форсайт-комиссии.

Типы участников форсайтной деятельности: промоутеры (от promote – продвигать; содействующие форсайту лица, а также основатели форсайта); стейкхолдеры (stakeholders - заинтересованные лица; группы пользователей, целевые группы); спонсоры; организационный комитет; команда проекта; поборники/подвижники/защитники интересов форсайта; политическая поддержка (заинтересованные политики); эксперты; эксперты по обработке информации; группа мониторинга; жители.

Тематические блоки общенациональной программы технологического предвидения: выбор приоритетных направлений развития науки и технологий; формирование перечня макротехнологий и критических технологий; пилотные проекты по определению приоритетов инновационного развития: важнейших отраслей экономики страны; регионов Беларуси; крупных государственных организаций (производственных объединений, научно-практических центров).

Этапы исследований по технологическому предвидению: 1.Выявление видения будущего разными элементами НИС (образование, наука, производственный сектор, бизнес, правительство, население). 2.Оценка рынков и потребностей страны/региона. 3.Сканирование (или мониторинг) состояния исследований и разработок. 4.Формирование групп экспертов. 5.Опрос экспертов (два или более раундов), обработка результатов. 6.Выбор приоритетных направлений с учетом результатов этапов 1 и 2. 7.Организация общественного обсуждения макета Форсайта. 8.Утверждение и распространение результатов Форсайта. 8а. Публикация сводного отчета и отчетов рабочих групп, обсуждение их на семинарах, использование в качестве опорной информации при долгосрочном планировании на уровне отдельных научных и производственных организаций. 8б. Информационное сопровождение: конференции, семинары, презентации, интернет-форум. Решение задач: 1) создание сетей обмена информацией, 2) широкое обсуждение инновационной политики и 3) формирование позитивного отношения общества к инновациям.

В Беларуси сделаны первые шаги по инкорпорированию в мировое форсайтное сообщество: 1.На базе РЦТТ создан «опорный пункт» по форсайту (Focal Point) 2.Представители Беларуси приняли участие в международном саммите по форсайту (Будапешт, 2007). 3.Получены международные сертификаты по итогам участия в семинарах и обучающих программах по технологическому форсайту 4.Изучен мировой опыт исследований по технологическому предвидению 5.Издана брошюра «Исследования по технологическому предвидению. Зачем они необходимы Республике Беларусь?» 6.Подготовлен международный семинар для руководящего персонала органов государственного управления по технологическому предвидению для Республики Беларусь

Задачи ближайшего будущего: Для членов рабочей группы – 1) обоснование методов, организационной структуры и организации управления проведением исследований по технологическому предвидению для Республики Беларусь и 2) разработка методических материалов для участников исследований по проблемам технологического предвидения. Для приглашенных - 1) индивидуальная проработка материалов семинара; 2) участие в формировании экспертного сообщества. Первые этапы создания экспертного сообщества по технологическому предвидению предполагают: - экспертные персональные интервью с участниками семинара; -участие всех работников органов государственного управления и НАН Беларуси, представленных на семинаре, в формировании локальных экспертных групп (каждый участник семинара должен предложить 10 экспертов по отраслевому тематическому направлению; форму представления разошлем дополнительно); - персональные интервью с предложенными отраслевыми экспертами.

Контакты: Гончаров Валерий Валерьевич, к.э.н. заведующий отделом инновационного развития экономики ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси» Минск, Сурганова 1, к.2, к.1212 тел. рабоч. (017)