ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК РУДН ДЕКАН Н.С. КИРАБАЕВ Система зачетных единиц (Кредитная система) МОСКВА 2006 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов.
Балльно-рейтинговая система оценки достижений студентов (БРС) учебный рейтинг; рейтинг по дисциплине; внеучебный рейтинг; рейтинг по отдельным видам внеучебной.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
П О Л О Ж Е Н И Е Об организации учебного процесса в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) с использованием зачетных единиц (кредитов)
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное.
Балльно-рейтинговая система. Что дает рейтинговая система студенту ? – новую возможность: самому распоряжаться своим временем; самому распоряжаться своим.
Особенности организации самостоятельной работы студентов по заочной форме обучения Воробьева В. М., зав. заочным отделением ЯрИПК.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
Направление подготовки Бакалавр педагогики.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Проблемы формирования учебных планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС.
Транксрипт:

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК РУДН ДЕКАН Н.С. КИРАБАЕВ Система зачетных единиц (Кредитная система) МОСКВА 2006 год

Правила организации учебного процесса Учебная программа Учебная программа Учебная программа строится в соответствии с утвержденным графиком до начала учебного процесса. Продолжительность теоретического обучения составляет 148 учебных недель. Учебная программа включает предлагаемые на факультете обязательные и элективные курсы. Учебный план и система кредитов Учебный план и система кредитов Каждый студент самостоятельно составляет свой индивидуальный учебный план на основе рабочего, исходя из того, что в процессе обучения он должен набрать заданное количество кредитов. Ему предоставляется возможность ознакомиться с описаниями курсов, установ. занятиями и консультация с тьютором. Выбор курсов завершается в течение после окончания первого и второго семестров. Индивидуальный учебный план каждого студента согласовывается с деканом факультета и передается в учебную часть.

Формы и методы обучения Лекции Аудиторная форма занятий, предполагающая монологическое и изложение основных тем преподавателем учебного материала. Основная цель лекции - постановка и освещение проблемы, достижение понимания студентами предоставляемой информации, стимулирование интереса к изучаемому предмету. Контроль знаний (контрольные работы, тестирование (письменное или компьютерное), итоговое испытание по дисциплине, доклады, выступления, сообщения, опрос - круглый стол или конференция). Семинары Аудиторная диалоговая форма занятий по одной из тем курса, предполагающая активное участие студентов (всех или некоторых из них), имеющих трудности в понимании аспектов читаемого курса или первоисточников, либо связаны с углубленным интересом студентов к данной проблематике, а также Контроль знаний (контрольные работы, тестирование (письменное или компьютерное), итоговое испытание по дисциплине, проверка конспектов, доклады, выступления, сообщения, опрос).

Формы и методы обучения Групповое академическое консультирование Данная форма занятий является обязательной для преподавателя, а для студента является видом занятий по выбору. Основная задача группового академического консультирования - работа со студентами по основным целям лекций и семинарских занятий. Индивидуальные консультации Внеаудиторная форма работы преподавателя с отдельным студентом, включающая обсуждение тех разделов дисциплины, которые требуют дополнительного пояснения или же желанием студента работать над написанием курсовой или выпускной работой по изучаемому курсу. Master class Лекция и/или групповое консультирование приглашенного известного и высококвалифицированного зарубежного или отечественного ученого (либо практика в данной области). Задача - показать реальную сторону исследовательской и прикладной работы в науке и демонстрация студентам стандартов мышления профессионала в избранной ими специальности. Подготовка к защите курсовой работы и сдача курсовой Вид индивидуального консультирования. Обсуждение темы и ее формулировку, разработка структуры и рабочего плана, подбор библиографии, выделение основной проблематики, постановка исследовательских задач. Практикумы (лабораторные) Смешанный вид: семинары и групповые консультации. Практика На основе теоретических знаний выработка навыков и умений Самостоятельная работа Чтение рекомендованной литературы (обязательной и дополнительной). Подготовка к письменным контрольным работам. Подготовка к рубежным испытаниям. Написание рефератов, эссе

Основные понятия Кредиты или количество кредитных единиц – это, главным образом, численный показатель, присваиваемый отдельному учебному курсу и определяющий его вклад в общую учебную нагрузку студентов, притом, что годичная нагрузка студента- бакалавра составляет 60 кредитов. Иными словами, кредитная система нужна для того, чтобы обозначить объем учебной нагрузки, временные затраты, необходимые для освоения того или иного курса или учебной программы в целом. Это единица измерения затрат студента на образовательный процесс: учитывается время, потраченное на изучение курса, его сложность, профильность и другое. Российский образовательный стандарт по каждой специальности состоит из нескольких блоков дисциплин: гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные, общие профессиональные, специальные. В каждом из этих блоков есть обязательные курсы, а также курсы, которые выбирает сам студент. Каждый курс «стоит» несколько кредитов, или кредитных очков. За год обучения студент должен набрать не менее 60 кредитов. Один кредит составляет 36 часов, так называемого, учебного времени. «Учебное время» состоит из нескольких элементов. Это: Кредиты или количество кредитных единиц – это, главным образом, численный показатель, присваиваемый отдельному учебному курсу и определяющий его вклад в общую учебную нагрузку студентов, притом, что годичная нагрузка студента- бакалавра составляет 60 кредитов. Иными словами, кредитная система нужна для того, чтобы обозначить объем учебной нагрузки, временные затраты, необходимые для освоения того или иного курса или учебной программы в целом. Это единица измерения затрат студента на образовательный процесс: учитывается время, потраченное на изучение курса, его сложность, профильность и другое. Российский образовательный стандарт по каждой специальности состоит из нескольких блоков дисциплин: гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные, общие профессиональные, специальные. В каждом из этих блоков есть обязательные курсы, а также курсы, которые выбирает сам студент. Каждый курс «стоит» несколько кредитов, или кредитных очков. За год обучения студент должен набрать не менее 60 кредитов. Один кредит составляет 36 часов, так называемого, учебного времени. «Учебное время» состоит из нескольких элементов. Это: Собственно аудиторная нагрузка, которая составляет примерно 50% от общего объема учебного времени; Собственно аудиторная нагрузка, которая составляет примерно 50% от общего объема учебного времени; Время, отводимое на самостоятельную работу студента, где на каждый лекционный час должно приходиться примерно 1,5 часа самостоятельной работы; Время, отводимое на самостоятельную работу студента, где на каждый лекционный час должно приходиться примерно 1,5 часа самостоятельной работы; Время, необходимое на чтение литературы, рекомендованной по курсу и составление конспектов; Время, необходимое на чтение литературы, рекомендованной по курсу и составление конспектов; Время, необходимое на подготовку письменных работ; Время, необходимое на подготовку письменных работ; Время, необходимое на подготовку к экзаменам. Этот объем времени примерно равен аудиторной нагрузке. Время, необходимое на подготовку к экзаменам. Этот объем времени примерно равен аудиторной нагрузке. Модульная система. (Модульность: набор дисциплин модуля создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям). Модульная система. (Модульность: набор дисциплин модуля создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям).

1. ГОС II поколения. Внутренняя мобильность. Определенная свобода при формировании учебных планов по циклам ГСЭ и ЕН, позволяет предлагать на выбор различные курсы. Требование – выполнение объема часов, определяемого ГОС.Внутренняя мобильность. Определенная свобода при формировании учебных планов по циклам ГСЭ и ЕН, позволяет предлагать на выбор различные курсы. Требование – выполнение объема часов, определяемого ГОС. 2. Первая ступень высшего образования. Реализуется на первых 2-х курсах. Закрывается в основном группами дисциплин циклов ГСЭ и ЕН.Реализуется на первых 2-х курсах. Закрывается в основном группами дисциплин циклов ГСЭ и ЕН. Посредством выполнения осуществляется социализация и воспитание – циклы ГСЭ и ЕН.Посредством выполнения осуществляется социализация и воспитание – циклы ГСЭ и ЕН. 3. Фундаментальность и систематичность. Выражается в логической последовательности читаемых курсов.Выражается в логической последовательности читаемых курсов. Отражаются научные приоритеты факультета. Основные темы спецкурсов связаны с генеральной научной темой факультета: Диалог цивилизаций: «Восток – Запад»Отражаются научные приоритеты факультета. Основные темы спецкурсов связаны с генеральной научной темой факультета: Диалог цивилизаций: «Восток – Запад» Спецкурсы и спецсеминары направлены на углубление тем фундаментальных курсов, которые и являются системообразующими для всего учебного плана.Спецкурсы и спецсеминары направлены на углубление тем фундаментальных курсов, которые и являются системообразующими для всего учебного плана. 4. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы студента. Исходили из соотношения 50/50Исходили из соотношения 50/50 5. Модульная система. Значительно расширяет возможность выбора.Значительно расширяет возможность выбора. Интенсификация учебного процесса.Интенсификация учебного процесса. Позволяет студенту на компенсационной основе прослушать курс без потери года.Позволяет студенту на компенсационной основе прослушать курс без потери года. 6. Методическое и информационное оснащение учебного процесса. 7. Траектория учебного процесса. Исходные принципы формирования учебного плана

Основные принципы формирования учебного плана Анализ ГОС ВПО и исходные принципы формирования учебного плана ГОС ВПО основа для формирования учебного плана Характеристики ГОС ВПО, позволяющие адаптировать идеи и принципы кредитной системы: Два уровня ГОС ВПО: бакалавр; магистр; Четко определены составляющие по циклам (ГСЭ, ЕН, ОПД, СД); Учебный процесс основан на аудиторных (50%) занятиях и внеаудиторных (50%), а также на идее обязательных дисциплин и курсов по выбору по циклам; Недостатки ГОС ВПО: Нет механизма контроля за внеаудиторной работой; Нет механизма реализации курсов по выбору; Основным недостатком представляется не разведение понятий – академическая степень и квалификация, что привело к фактической специализации на 3-4 курсах, не предусмотренных ГОС ВПО; Адаптация кредитной системы под ГОС ВПО позволяет считать, что содержание учебного процесса остается без изменений. Новые элементы: Создание механизма контроля за знанием студентов в целом, включая и внеаудиторную работу; Индивидуализация учебного плана за счет возможности выбора; Изменение системы оценивания (балльно- рейтинговая система); Некоторые новые виды нагрузки ППС; Изменение графика учебного процесса.

Рабочий учебный план Индивидуальный учебный план студента Типовой учебный план студента Возможность выбора

Анализ ГОСВПО ИСТОРИЯ Полный объем часов, определяемый ГОСВПО 8478 Недели, определяемые ГОСВПО Несоответствие: 8478/54 НеделиСессии Реально недели Теоретическое обучение, включая сессии Все практики 13 Соответственно все остальные показатели должны измениться Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту квалификационной работы 8 Каникулы34 ИТОГО

Анализ ГОСВПО СОЦИОЛОГИЯ Полный объем часов, определяемый ГОСВПО 8200 Недели, определяемые ГОСВПО Несоответствие: 8200/54 НеделиСессии Реально недели Теоретическое обучение, включая сессии , ,85 Все практики 8 Соответственно все остальные показатели должны измениться Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту квалификационной работы 10 Каникулы24 ИТОГО

Анализ ГОСВПО ПОЛИТОЛОГИЯ Полный объем часов, определяемый ГОСВПО 7100 Недели, определяемые ГОСВПО Несоответствие: 7100/54 НеделиСессии Реально недели Теоретическое обучение, включая практики ,48-131,48 Сессии28 Соответственно все остальные показатели должны измениться Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту квалификационной работы 4 Каникулы38 ИТОГО

Анализ ГОСВПО ФИЛОСОФИЯ Полный объем часов, определяемый ГОСВПО 7236 Недели, определяемые ГОСВПО Несоответствие: 7236/54 НеделиСессии Реально недели Теоретическое обучение Сессии28 Соответственно все остальные показатели не меняются Педагогическая практика 4 Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту квалификационной работы 4 Каникулы38 ИТОГО

График учебного процесса Календарное распределение 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс СЗЕГОСВПО Теоретическое обучение Каникулы Практика444 Выпускная работа, ГАК 884 Сессии28 Новогодние праздники Итого общий объем недель Путь решения проблемы графика учебного процесса основывается на: Отмене недель на сессии; Учет новогодних праздников; включения недель на подготовку и защиту курсовых работ.

График учебного процесса в кредитах Календарное распределение 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итого Теоретическое обучение Установочные недели Каникулы Курсовые3339 Практика66 Выпускная работа, ГАК 1212 Сессии Итого общий объем кредитов «Вес» одной недели в кредитах равен 1,5 Выпускная работа равна 8 кредитам (6 недель) Гак равен 4 кредитам (2 недели)

Балльно-рейтинговая сопоставительная система Кредит ОценкаНеуд345 ОценкаECTSFFXEDCBA Суммабаллов менее менее менее менее менее менее менее менее Позволяет увидеть и оценить эффективность трудозатрат студента в процессе освоения курса

Балльно-рейтинговая сопоставительная система A Отлично - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. B Очень хорошо - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному. C Хорошо - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. D Удовлетворительно - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. E Посредственно - теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному. FX Условно неудовлетворительно - теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий. F Безусловно неудовлетворительно - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий. Пояснение оценок

Формы контроля знания ПИСЬМЕННЫЕ Псевдотестирование (псевдо поскольку не является действительно тестированием, а набором множественных вопросов, т.е. задания по выбору правильного ответа) проводится на бланке или на компьютере, где из набора суждений необходимо выбрать правильные. Письменные ответы на заданные темы, требуют самостоятельной переработки и интегрирования материала. Требуются комментарии преподавателя. УСТНЫЕ Выступления, сообщения, доклады. Должна включать оценку коммуникативного компонента и образец отличного, хорошего и удовлетворительного выступления должен быть создан самим преподавателем. Неформальное собеседование. Участие в дискуссии. Оценка групповой работы. Примером задания может быть групповое обсуждение научной статьи или сложного текста.

Формы контроля знания БАЗИРУЮТСЯ НА МЕТОДАХ ОПРОСА И ТЕСТИРОВАНИЯ Опросники могут использоваться для оценки отношения студентов к изучаемой теме, материалу и дисциплине. Кроме того, интервью и опросы могут проводиться для того, чтобы выявить недостатки в знаниях или программе курса, на которые обратили внимание сами студенты. Опрос может проводиться через . Собственно тестирование - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Личностные опросники, тесты для оценки интеллекта, внимательности, скорости реакции, проективные методики. ГЕНЕРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ СТУДЕНТОМ Оценка, разработанных студентами продуктов - письменных работ (статей), обзоров статей, дипломных работ, рефератов, портфелей заданий, эссе, графов концепции и т.д. РЕШЕНИЕ СИТАУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Практика. Лабораторные занятия. С использованием компьютера или без.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Лекции и семинары Упражнения, тренинги, игры Аналитко-проектная аттестация CASE-STUDU ОБУЧАЮЩИЕ ИМИТАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИГРЫ

Схема реализации учебного плана Студент ТЬЮТОР Студент Инспектор учебной части Ответственный За направление ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДЕКАНА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

Схема реализации учебного плана Зам. Декана Тьютор (академ.конс.) Студент Инспектор учебной части Ответственный за направление Тьютор Студент Инспектор учебной части Ответственный за направление

Функциональное взаимодействие ТьюторФормирование типового учебного плана Студент Преподаватель Инспектор учебной части Формирование учебных групп Внесение оценок за дисциплины Начисление стипендий и др. Зам. ДеканаВоспитательная функция Ответственный За направление

Принципы построения траектории обучения

МАГИСТРАТУРА Социальная философия Онтологии и теории познания Истории философии Базовые обязательные дисциплины циклов ОПД и СД Обязательные дисциплины циклов ГСЭ и ЕН Элективные дисциплины по всем циклам Бакалавриат направления «Философия»

локальный компьютер студента Структура системы Студент- Тьютор Базы данных: Студент ППС Описания курсов Учебно- методические материалы обработка данных Определение специальности курса генерация html-страниц для студента html-страницы с паролем для входа Например Фамилия и с/б генерация html- страниц для тьютора (Индивидуальный план студента) Формирование учебных групп по дисциплине

Карточка студента

Карточка преподавателя

Рабочий план