МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Реутов Ассоциированная школа ЮНЕСКО Технология организации исследовательской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБОУ Хлопуновская СОШ Организация исследовательской деятельности учащихся Зам.директора по УВР: Е.Н.Молодых.
Advertisements

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ « ПРОЛОГ » «О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…» (А.С.Пушкин)
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
«Организация исследовательской деятельности учащихся». МОУ ГИМЦ г.Брянска лаборатория управления.
Научно-исследовательская деятельность школьников.
Методика организации научно- исследовательской деятельности учащихся.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Организация исследовательской деятельности обучающихся Синявина Алла Федоровна, учитель английского языка МОУ «СОШ 14» г. Воркуты.
Информатизация общества требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают: 1. умения собирать.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Организация исследовательской деятельности школьников.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Транксрипт:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Реутов Ассоциированная школа ЮНЕСКО Технология организации исследовательской деятельности учащихся в рамках психологической работы с одаренными детьми Емельянова Ольга Юрьевна педагог-психолог 2013

ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: ВКЛЮЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ И ПОМОЧЬ ОБРЕСТИ ВКУС К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выбранный стиль технологии направлен на: -способы самостоятельного постижения знаний учащимися; -формирование у учащихся исследовательской культуры; -эмоциональное отношение к образовательному процессу; -поиск дальнейшей области применения своих способностей. 2 слайд

На первом этапе программа обучения исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений и информационно-поисковых умений. 3 слайд

На втором этапе – индивидуальная работа, где необходимо заинтересовать ребёнка и мотивировать его к исследовательской деятельности. 4 слайд

5 слайд

Достижения учащихся Защита исследовательских работ по психологии: 1. На школьной научно-практической конференции «Роль научно- исследовательской работы в выборе профессии». 2.На открытой научно-практической конференции «Я познаю мир». 3.На городской научно-практической конференции учащихся «Роль научно-исследовательской работы учащихся в выборе профессии». 4.На конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО «Дети исследуют мир».

Главная цель – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством руководителя происходит развитие личности ученика в 3 направлениях: В ходе исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика: - навык самостоятельной исследовательской деятельности; - навык работы с научно-познавательной литературой; - инициатива и творчество; - использование, расширение и углубление школьных знаний; - навык совместной работы со специалистами; - самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д. 6 слайд Ученик самосовершенствованиесамопознаниесамовоспитание

Направления работы по развитию исследовательской деятельности Направления Изучение и анализ научно-методической литературы Определены эффективные методы формирования у учащихся учебно-исследовательской деятельности на практике. Методы: индивидуальные, групповые, интеллектуальные игры, дискуссии. Формы и типы уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок-соревнование, урок личного успеха и пр. 7 слайд

Направления работы по развитию исследовательской деятельности Направления Диагностика учащихся Проведение тестирования детей по выявлению склонностей и интересов, творческого мышления. Совместно психологом и классным руководителем определяется группа одаренных детей. Изучение авторских программ по формированию исследовательской позиции учащихся Изучены программы А.И.Савенкова "Исследовательская деятельность младших школьников", А.З. Зак «Методы развития интеллектуальных способностей детей», Е. Шулешко «Социо-игровые подходы к исследовательской деятельности», И.Л. Никольская «Гимнастика для ума», О. Холодова "Юным умникам и умницам". 8 слайд

Продолжение таблицы Направления Разработка и проведение занятий по формированию исследовательской деятельности учащихся Разработаны и проведены следующие занятия: "Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?", "Что такое цель, задачи и гипотеза исследования?","Как составить план исследования?", "Какие существуют методы и приемы исследования?", "Что это такое - эксперимент?" Собраны и применяются методики и упражнения по формированию эффективного мышления учащихся. Развитие коммуникативных умений и навыков Анализируются показатели для оценки развития коммуникативных умений и навыков: 1. Кол-во учащихся, которые умеют грамотно, лаконично выражать свои мысли. 2. Кол-во учащихся, которые способны проявить толерантность в обсуждении проблемы. 3. Кол-во учащихся, которые владеют навыками презентации своей работы. Способы отслеживания: - наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы; -выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д.; 9 слайд

Выбор темы исследования Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Основные критерии выбора темы: 1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности; 2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. 3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. 10 слайд Темы исследований теоретические эмпирические, ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках; проведение собственных наблюдений и экспериментов

Тема – это визитная карточка исследования. Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер. Требованиях к формулировке темы: 1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. 2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику. 3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться. 11 слайд Формулировка темы

Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Главные правила: 1 Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке. 2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель. 3 Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема- некая противоречивая ситуация, требующая разрешения). 4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница. 12 слайд Обоснование актуальности темы

Изучение научной литературы Приступая к проведению научно- исследовательской работы, необходимо изучить научную литературу по данному вопросу. Поначалу может сложиться впечатление, что трудно найти в большом количестве книг, газет и журналов именно то, что надо по теме. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал. Он должен различать: 1.Просмотровое чтение. 2. Ознакомительное (выборочное) чтение. 3. Изучающее чтение. Освоенный алгоритм работы позволит ученику в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме. 13 слайд

Определение гипотезы Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы. Гипотеза должна соответствовать ряду требований: - быть проверяемой; - содержать предположение; - быть логически непротиворечивой; - соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…». 14 слайд

Цель и задачи исследования Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать…. Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. 15 слайд

Методы исследования теоретическиеэмпирическиематематические Моделирование Абстрагирование Анализ и синтез От простого к сложному Наблюдение Сравнение Эксперимент Тестирование Интервьюирование Статистические Сетевое моделиров. Программирование Визуализация Метод – это способ достижения цели исследования 16 слайд

Виды исследовательских работ учащихся Информационно-реферативные Виды работ учащихся Экспериментально -творческие Натуралистические и описательные Исследовательско -творческие Проблемно - реферативные 17 слайд

Виды работ учащихся Информационно- реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы Проблемно - реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/. Экспериментально - творческие Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические и описательные Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования (общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.) 18 слайд

Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании. Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила. 1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями. 3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения. 5. Научите детей прослеживать межпредметные связи. 6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач 8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. 9. Подходите ко всему творчески. 19 слайд

Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике -это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы. Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс). 20 слайд III. Оформление научно- исследовательской работы

IV. Защита результатов исследования Основные формы представления результатов: -сообщение, -полный текст учебного исследования, -тезисы, -научная статья (описание хода работы), -отчет, -план исследования, -устный доклад, -стендовый доклад (оформление наглядного материала ) -реферат проблемного характера, -компьютерная программа, -прибор с описанием его действия, -видео- и аудиоматериалы. Уровни представления работ: -Внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные. 21 слайд

Ресурсы Журнал "Народное образование" г.с Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект, творчество // Исследовательская работа школьников. – – С Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М., Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», – 204 с. 2. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование - 3, 2003 г. 3. Ивочкина Т.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //Народное образование - 3,2000г.