Магистерская диссертация Проектирование содержания профильного обучения на примере элективных курсов гуманитарного профиля Выполнил: Герман С. Е. Выполнил:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профильное обучение на старшей ступени общего образования.
Advertisements

Педагогический совет «Профильное обучение и предпрофильная подготовка: опыт, проблемы, перспективы»
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение в контексте муниципальной системы образования.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Родительское собрание Май 2012 г. «Индивидуальный учебный план, как одна из форм профильного обучения»
Основы профильного обучения биологии в условиях естественно- математического лицея.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 1» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 1» городского округа город Волгореченск городского.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов в МОУ СОШ 2 города Каргополя Пахомова Наталья Евгеньевна, заместитель директора.
МОУ СОШ 29 г. Пятигорск. Цели профильного обучения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 46» Г. Чита, ул. Промышленная, 49.
Орехово - Зуевский муниципальный район МБОУ « Ликино - Дулевская гимназия » « Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Транксрипт:

Магистерская диссертация Проектирование содержания профильного обучения на примере элективных курсов гуманитарного профиля Выполнил: Герман С. Е. Выполнил: Герман С. Е. Научный руководитель: К. п. н., доцент Степашкина Л. Ю. Степашкина Л. Ю.

Противоречия исследования между темпами развития науки, изменениями в обществе и невысоким уровнем обновления содержания обучения в современной общеобразовательной школе; между темпами развития науки, изменениями в обществе и невысоким уровнем обновления содержания обучения в современной общеобразовательной школе; между неопределённостью дидактических основ конструирования содержания элективных курсов и необходимостью реализации элективных курсов в практике профильного обучения; между неопределённостью дидактических основ конструирования содержания элективных курсов и необходимостью реализации элективных курсов в практике профильного обучения; между необходимостью проектирования содержания обучения и неготовностью педагогов-предметников самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность. между необходимостью проектирования содержания обучения и неготовностью педагогов-предметников самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность.

Проблема исследования Какой должна быть технология проектирования содержания профильного обучения на примере элективных курсов гуманитарного профиля?

Цель исследования Теоретически обосновать и разработать технологию проектирования содержания профильного обучения на примере элективного курса гуманитарного профиля «Ты и твоё имя» и проверить ее опытно- экспериментальным путём.

Объект исследования: Объект исследования: содержание профильного обучения в гуманитарном профиле общеобразовательной школы. содержание профильного обучения в гуманитарном профиле общеобразовательной школы. Предмет исследования: технология проектирования содержания профильного обучения на примере элективного курса гуманитарного профиля «Ты и твоё имя». «Ты и твоё имя».

Гипотеза исследования Если содержание профильного обучения реализуется через организацию элективных курсов вообще и элективного курса гуманитарного профиля «ТЫ и твое имя» в частности, то их проектирование необходимо осуществлять технологично, через совокупность следующих этапов: аналитического, конструктивного, оценочного, этапа экспертизы, что позволит: сформировать интерес к предметам гуманитарного профиля (в частности – к русскому языку и лингвистике вообще), расширить знания по этимологии и ономастике, сформировать умения творческой деятельности.

Задачи исследования Осуществить анализ психолого-педагогической, методической, специальной (лингвистической) литературы по проблеме содержания обучения в профильной школе и выделить особенности содержания обучения в гуманитарном профиле. Осуществить анализ психолого-педагогической, методической, специальной (лингвистической) литературы по проблеме содержания обучения в профильной школе и выделить особенности содержания обучения в гуманитарном профиле. Раскрыть особенности педагогического проектирования. Раскрыть особенности педагогического проектирования. Разработать технологию проектирования содержания профильного обучения на примере элективного курса гуманитарного профиля «Ты и твоё имя». Разработать технологию проектирования содержания профильного обучения на примере элективного курса гуманитарного профиля «Ты и твоё имя». Определить готовность педагогов к проектировочной деятельности. Определить готовность педагогов к проектировочной деятельности.

Методологическая база исследования системный подход к познанию и преобразованию педагогической деятельности, отражённый в работах по проблеме содержания образования системный подход к познанию и преобразованию педагогической деятельности, отражённый в работах по проблеме содержания образования (Б.М. Бим-Бад, В.В. Краевский, М.И. Скаткин, (Б.М. Бим-Бад, В.В. Краевский, М.И. Скаткин, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин); И.Я. Лернер, В.А. Сластенин); личностно-деятельностный подход личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, В.С. Выготский, И.А. Зимняя, (Б.Г. Ананьев, В.С. Выготский, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн и др.); С.Л. Рубинштейн и др.); компетентностный подход в образовании как основа отбора содержания элективных курсов и определения их результативности компетентностный подход в образовании как основа отбора содержания элективных курсов и определения их результативности (И.С. Батракова, Е.С.Заир-Бек, С.А. Писарева, (И.С. Батракова, Е.С.Заир-Бек, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына, И.Д. Фрумин). А.П. Тряпицына, И.Д. Фрумин).

Теоретические основания исследования Концепция содержания общего и гуманитарного образования Концепция содержания общего и гуманитарного образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина; И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина; основные положения концепции профильного обучения основные положения концепции профильного обучения (А.Г. Каспржак, П.С. Лернер, С.Н. Чистякова); (А.Г. Каспржак, П.С. Лернер, С.Н. Чистякова); теория педагогического и социального проектирования теория педагогического и социального проектирования (В.С. Безрукова, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, А.П.Тряпицына, Н.В.Чекалёва); (В.С. Безрукова, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, А.П.Тряпицына, Н.В.Чекалёва); методология и теория педагогических исследований методология и теория педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Л.А. Шипилина); Л.А. Шипилина); теоретические положения о целостном процессе обучения теоретические положения о целостном процессе обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер); (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер); идеи о человеке как активном субъекте, преобразующем самого себя (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); идеи о человеке как активном субъекте, преобразующем самого себя (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); основные положения ономастической теории основные положения ономастической теории (В.Д. Бондалетов С.И. Зимин, М.В. Горбаневский, В.Г. Дмитриев, (В.Д. Бондалетов С.И. Зимин, М.В. Горбаневский, В.Г. Дмитриев, Н.В. Подольская, А.В.Суперанская, А.М. Селищев, А.В. Суслова); Н.В. Подольская, А.В.Суперанская, А.М. Селищев, А.В. Суслова); основные положения этимологической теории развития языка основные положения этимологической теории развития языка (В.В. Иванов, Т.В. Шанская, Н.М. Шанский). (В.В. Иванов, Т.В. Шанская, Н.М. Шанский).

Нормативно-документальная база исследования Закон РФ от года (в редакции 2005 года) «Об образовании»; Закон РФ от года (в редакции 2005 года) «Об образовании»; «Стратегия модернизации образования»; «Стратегия модернизации образования»; Постановление Правительства от года 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»; Постановление Правительства от года 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»; Приказ Министерства образования 2783 от года «Концепция профильного образования на старшей ступени общего образования»; Приказ Министерства образования 2783 от года «Концепция профильного образования на старшей ступени общего образования»; Письмо Министерства образования РФ, Департамента общего и дошкольного образования /13 от года «О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению»; Письмо Министерства образования РФ, Департамента общего и дошкольного образования /13 от года «О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению»; Приложение к Письму Департамента общего и дошкольного образования от года /13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»; Приложение к Письму Департамента общего и дошкольного образования от года /13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»; Приказ Министерства образования и науки РФ 101 от года «Об утверждении перечня субъектов РФ и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ 101 от года «Об утверждении перечня субъектов РФ и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»; «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» от года (протокол 47, раздел I); «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» от года (протокол 47, раздел I); Письмо Департамента общего и дошкольного образования /13 от года «Элективные курсы в профильной школе»; Письмо Департамента общего и дошкольного образования /13 от года «Элективные курсы в профильной школе»; Концепция общеобразовательного учреждения «Открытая школа»; Концепция общеобразовательного учреждения «Открытая школа»; Программа стабилизации развития общеобразовательного учреждения. Программа стабилизации развития общеобразовательного учреждения.

Методы исследования 1.Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической, специальной (лингвистической) литературы; анализ философской, психолого-педагогической, методической, специальной (лингвистической) литературы; изучение опыта практической работы учителей-предметников в профильной школе (гуманитарный профиль); изучение опыта практической работы учителей-предметников в профильной школе (гуманитарный профиль); сравнение полученных результатов обучения учащихся профильного гуманитарного класса и общеобразовательной школы со стандартным базисным планом; сравнение полученных результатов обучения учащихся профильного гуманитарного класса и общеобразовательной школы со стандартным базисным планом; классификация полученных результатов исследования; классификация полученных результатов исследования; моделирование элективного курса по ономастике «Ты и твоё имя» для гуманитарного профиля профильной школы. моделирование элективного курса по ономастике «Ты и твоё имя» для гуманитарного профиля профильной школы. 2. Эмпирические: наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, тестирование, анализ документов. тестирование, анализ документов.

Логика исследования От изучения состояния проблемы проектирования содержания элективных курсов в профильном обучении к опытно-экспериментальной, преобразующей деятельности.

Этапы исследования

I этап ( годы) поисково-теоретический Этот этап посвящён анализу научной литературы по проблеме исследования, определению основных направлений исследования, сбору эмпирических данных. Этап связан с выбором и теоретическим осмыслением темы, методологической и теоретической основ исследования и проведение эксперимента.

II этап ( годы) опытно-экспериментальный На данном этапе совершенствовалась гипотеза исследования, разрабатывались план эксперимента, технология конструирования содержания элективного курса гуманитарного профиля «Ты и твоё имя», была реализована программа опытно-экспериментальной работы.

III этап (2008 год) аналитико-обобщающий Этот этап связан с систематизацией накопленного материала, его анализом, обработкой результатов, полученных опытно-экспериментальным путём, их проверкой, обобщением и систематизацией, формулированием выводов и рекомендаций, оформлением результатов исследования в виде диссертации.

База исследования Муниципальное образовательное учреждение «Любомировская средняя общеобразовательная школа» Таврического района Омской области, РФ. Муниципальное образовательное учреждение «Любомировская средняя общеобразовательная школа» Таврического района Омской области, РФ. Муниципальное образовательное учреждение «Неверовская средняя общеобразовательная школа» Таврического района Омской области, РФ. Муниципальное образовательное учреждение «Неверовская средняя общеобразовательная школа» Таврического района Омской области, РФ. В эксперименте приняло участие 28 педагогов и 52 учащихся.

Положения, выносимые на защиту

1. Технология проектирования содержания профильного обучения на примере элективных курсов – это деятельность учителя по решению задач и достижению результатов на каждом из последующих этапов: аналитического, конструктивного, оценочного и этапа экспертизы.

2. Элективный курс гуманитарного профиля «Ты и твоё имя» напрямую связан со школьным курсом русского языка, особенно с такими его разделами, как «Лексика», «Этимология», «Ономастика», «Словообразование», «Фонетика». Прослеживается связь данного элективного курса с историей, иностранными языками (латынью, древнегреческим, древнескандинавским, испанским, немецким, французским, ивритом), с прародителями современного русского языка (праславянским и старославянским языками), литературой, географией, биологией, астрономией, также прослеживается связь с этнографией, теологией и мифологией.

Практическая значимость работы состоит в разработке учебно-методического комплекса (УМК) по элективному курсу «Ты и твоё имя» гуманитарного профиля. Полученные знания могут быть использованы при выполнении работ к НОУ «Поиск», при создании презентаций, проектов, творческих работ учащихся различного плана, на уроках русского языка при изучении раздела «Этимология», таких тем, как «Происхождение слов в русском языке», «История языка», «Тайны славянского имянаречения» и др.

Рекомендации к использованию Материалы диссертации могут быть использованы при организации элективных курсов гуманитарного профиля, в практике реализации профильного обучения в общеобразовательной школе, как дополнительный дидактический материал на уроках русского языка по темам из раздела «Этимология и происхождение слов в русском языке».

Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Цели профилизации старшей ступени школьного образования способствовать профессиональному самоопределению старшеклассника, обеспечить возможность построения индивидуальных образовательных траекторий; способствовать профессиональному самоопределению старшеклассника, обеспечить возможность построения индивидуальных образовательных траекторий; предоставить возможность углубленного изучения отдельных образовательных областей; предоставить возможность углубленного изучения отдельных образовательных областей; способствовать успешной социализации ученика; способствовать успешной социализации ученика; обеспечить преемственность обучения между общеобразовательной школой и профессиональными учебными учреждениями. обеспечить преемственность обучения между общеобразовательной школой и профессиональными учебными учреждениями.

Элективные курсы – это курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на ступени старшей школы и реализуются за счёт школьного компонента учебного плана. Впоследствии мы будем придерживаться именно этого определения элективных курсов.

Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющие содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее.

Типы элективных курсов Предметныемежпредметные Непредметные (внепредметные) Лабораторно- практические Лабораторно- практические (прикладные) (прикладные) Углубление изучаемого предмета; углубление отдельных разделов обязательного курса; углубление отдельных разделов необязательного курса; подготовка к ЕГЭ по предмету. Изучение смежных учебных предметов; компенсирование курсов для классов гуманитарного и социально- экономического профилей; обобщение курсов для классов естественнонаучн ых профилей. Изучение предметов, выходящих за рамки традиционных школьных, которые распространяются на области деятельности человека вне круга выбранного учеником профиля обучения Изучение методов познания природы; изучение истории предмета обязательного или необязательного курса; изучение методов решения задач; составление и решение задач на основе образца.

В базовых для эксперимента школах было проведено анкетирование по мотивации выбора того или иного элективного курса. Нами были получены следующие результаты (возможны было выбрать два варианта ответа): В базовых для эксперимента школах было проведено анкетирование по мотивации выбора того или иного элективного курса. Нами были получены следующие результаты (возможны было выбрать два варианта ответа): необходимость подготовки к ЕГЭ по необходимость подготовки к ЕГЭ по профильному предмету профильному предмету (русский язык) – 100 %; (русский язык) – 100 %; возможности для осознанного выбора возможности для осознанного выбора будущей профессии – 32 %; будущей профессии – 32 %; интерес ученика к данному предмету – 47 %; интерес ученика к данному предмету – 47 %; иные причины – 21 %. иные причины – 21 %.

Под термином «педагогическое проектирование» в педагогической литературе понимается: творчество как создание и реализация педагогических замыслов, направленных на совершенствование образования в конкретных условиях (Е.С. Заир-Бек); творчество как создание и реализация педагогических замыслов, направленных на совершенствование образования в конкретных условиях (Е.С. Заир-Бек); деятельность по разработке и реализации образовательных проектов, под которыми подразумевается оформленный комплекс инновационных идей в образовании (В.М.Слободчиков); деятельность по разработке и реализации образовательных проектов, под которыми подразумевается оформленный комплекс инновационных идей в образовании (В.М.Слободчиков); деятельность по определению условий реализации определённой педагогической системы, которая рассматривается как совокупность знаний, описывающих конкретный педагогический объект, явление, процесс, как способ трактовки педагогической деятельности, выявляющей её качественное своеобразие (А.П. Тряпицына). деятельность по определению условий реализации определённой педагогической системы, которая рассматривается как совокупность знаний, описывающих конкретный педагогический объект, явление, процесс, как способ трактовки педагогической деятельности, выявляющей её качественное своеобразие (А.П. Тряпицына).

Целью педагогического проектирования является создание и изменение организационных процессов образования, воспитания и обучения.

Задачи проектировочной педагогической деятельности обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для развития и воспитания человека, актуализация его внутренних сил, социального самоопределения и становления; обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для развития и воспитания человека, актуализация его внутренних сил, социального самоопределения и становления; прогнозирование развития педагогических процессов и систем; прогнозирование развития педагогических процессов и систем; создание, обеспечение, организация процессов педагогической деятельности, которая позволяет определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижение; создание, обеспечение, организация процессов педагогической деятельности, которая позволяет определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижение; педагогический анализ и координация деятельности педагогов, коррекция педагогических процессов. педагогический анализ и координация деятельности педагогов, коррекция педагогических процессов.

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности.

Содержание программы элективного курса Название. Название. Пояснительная записка. Пояснительная записка. Основное содержание. Основное содержание. Получение «основного продукта» исследования (таблица, проект, осуществление научного опыта, составление родословной, эксперимент, самостоятельное исследование). Получение «основного продукта» исследования (таблица, проект, осуществление научного опыта, составление родословной, эксперимент, самостоятельное исследование).

Необходимость профильного обучения УчителяУченикиРодители Да – 98% Да – 42% Да – 65% Нет – 1% Нет – 30% Нет – 24% Не знаю – 1% Не знаю - 22% Не знаю – 11%

Готовность и желание учителей работать в профильных классах ВопросыОтветы Готовы ли вы работать в профильных классах? да -34% нет – 41% затрудняюсь ответить – 25% Хотите ли вы работать в профильных классах? да – 28% нет -57% затрудняюсь ответить – 15% Есть ли у вас наработанный материал для проектирования элективных курсов гуманитарного профиля? да – 17% нет – 62% затрудняюсь ответить – 11% Сможете ли вы психологически перестроить себя для работы в новых условиях? да – 38% нет – 54% затрудняюсь ответить – 8% Захотели бы вы учиться в современной школе? да – 15% нет – 76% затрудняюсь ответить – 9%

Результаты анкетирования по сформированности умений проектировать содержание профильного обучения (рабочая программа элективного курса) получились следующие: высокий уровень сформированности умений – 7%; высокий уровень сформированности умений – 7%; достаточный уровень сформированности умений – 31%; достаточный уровень сформированности умений – 31%; критический уровень сформированности умений – 62%. критический уровень сформированности умений – 62%.

Тематическое планирование элективного курса «Ты и твоё имя» Тема Кол-во часов 1 Ономастика – наука об именах собственных. 1 2 Выдающиеся представители русской ономастической школы 1 3 Разряды имён собственных 2 4 Антропоним – имя собственное человека 1 5 Русская трёхчленная модель именования (фамилия, имя, отчество) 1 6 История возникновения имён, прозвищ, псевдонимов 1 7 Имена византийско-греческого происхождения 1 8 Имена традиционные (церковные и календарные) 1 9 Новые имена. Предпосылки к появлению имён – неологизмов Имена – заимствования. Исконно русские имена Мотивация выбора имени для новорожденного 1 12 Формы личных имён, их стилистическая окраска 1 13 Склонение русских и иноязычных имён и фамилий 1 14 Особенности авторского «имянаречения» литературных героев 1 15 Конференция «Я и моё имя» 2

Критерий сформированности у учащихся опыта творческой деятельности КритерийПоказатели Опыт творческой деятельности - умение находить нестандартный способ решения задач; способ решения задач; - умение фантазировать; - умение предложить обсуждение (доказательство) в нетрадиционной логике; (доказательство) в нетрадиционной логике; - умение творчески преобразовать действия себя и других. действия себя и других.

Уровни сформированности опыта творческой деятельности Вопросы Ответы до изучения элективного курса Ответы после изучения элективного курса 1. Знаете ли вы, что означает ваше имя? да -14 % нет -86 % да – 100 % нет – 0 % 2. Знаете ли вы из какого языка пришло ваше имя, либо оно исконно русское? да – 3 % нет – 77 % да – 100 % нет – 0 % 3. Как вы думаете, помогут ли вам знания, полученные при изучении данного элективного курса, в дальнейшем? да – 34 % нет – 43 % не знаю – 33 % да – 76 % нет – 12 % не знаю – 12 %