Система бухгалтерского учета в Узбекистане. План презентации: 1. Понятие о бухгалтерском учете 2. Функции бухгалтерского учета 3. Нормативное регулирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
Advertisements

ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Хозяйственная деятельность организации (по ФЗ «О бухгалтерском учете») Совокупность материальных и денежных ценностей,
Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его виды и место в системе хозяйственного учета. 1. Понятие хозяйственного учета, его виды. Измерители, применяемые.
Тема 9. Учёт доходов и расходов предприятия Расходы - это издержки и потери (убытки), возникающие в процессе финансово- хозяйственной деятельности, не.
Подготовила : Попова С. 14 БУ. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим.
1 Лекция 4. Бухгалтерский баланс Ст. преподаватель кафедры «О, У и А» Абдуллин Рустем Жомартович Вопросы: 1.Структура и содержание бухгалтерского баланса.
Классификация имущества организации по видам и источникам образования Усова Антонида Дмитриевна Преподаватель экономических дисциплин Профессиональный.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС Сорокина М.Н.. Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества хозяйства по его составу, размещению и источникам.
Сытник Ольга Егоровна – к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский финансовый учет» Кафедра «Бухгалтерский финансовый учет»
Используемые виды дидактического материала на уроках бухгалтерского учета Используемые виды дидактического материала на уроках бухгалтерского учета Дидактическийматериал.
Министерство финансов Удмуртской Республики Бухгалтерский учет и отчетность автономных учреждений с 1 января 2011 года.
1 Учет прочих активов и обязательств. 2 Для учета государственным учреждением прочих активов и обязательств предназначены счета: 1400 Прочие краткосрочные.
Метод бухгалтерского учета и содержание его основных элементов.
Бухгалтерский баланс. Сущность и значение бухгалтерского баланса Бухгалтерский учет - это наука, которая имеет свои методы и приемы. Основным методом.
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Предмет бухгалтерского учета - в обобщенном виде хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов.
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Нижегородский.
Бухгалтерский учет, его сущность и задачи Преподаватель: Спесивцева Анна Леонидовна.
Финансовый учет – инструмент повышения благосостояния компании.
Способы текущей группировки информации об объектах бухгалтерского учета.
Транксрипт:

Система бухгалтерского учета в Узбекистане

План презентации: 1. Понятие о бухгалтерском учете 2. Функции бухгалтерского учета 3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Узбекистане 4. Принципы бухгалтерского учета 5. Методы бухгалтерского учета

Введение Для успешного ведения дела в сфере бизнеса необходимы знания по бухгалтерскому учету. Ведение бухгалтерского учета позволяет иметь обоснованную информацию о состоянии дел на предприятии.

Понятие о бухгалтерском учете Это информационная система, в основе которой лежит сбор, обработка и передача информации о хозяйствующем субъекте в виде финансовой отчетности заинтересованным сторонам – пользователям информации.

Понятие о бухгалтерском учете Это система сплошного, непрерывного и документально обоснованного отражения хозяйственной деятельности предприятия любой формы собственности. Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории Республики Узбекистан.

Функции бухгалтерского учета 1. Информационная 2. Контрольная 3. Обеспечение сохранности собственности 4. Аналитическая

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Узбекистане Бухгалтерский учет необходимо вести в соответствии с нормативными документами и стандартами. Таким образом обеспечивается единообразный подход различных хозяйствующих субъектов к формированию финансовых отчетов. Составленные на основе стандартов финансовые отчеты будут полезными и понятными для заинтересованных пользователей. Условно можно выделить четыре уровня таких нормативных документов.

Первый уровень – Законы, Кодексы, Постановления Олий Мажлиса, Указы Президента, Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан. Нормативные акты первого уровня определяют основополагающие положения о ведении и организации бухгалтерского учета на предприятиях. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Узбекистане

Например, Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» от г. Гражданский кодекс от г. Налоговый кодекс от г. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» от г. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов от г. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за своевременность проведения расчетов в народном хозяйстве» от г. Постановление Кабинета Министров РУз «О мерах по сокращению и упорядочению отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса» от г.

Второй уровень – конкретизируют положения нормативно-правовых актов первого уровня. Это Национальные стандарты бухгалтерского учета (НСБУ), разработанные и утвержденные Министерством Республики Узбекистан. НСБУ регламентируют основные правила и порядок учета определенных объектов учета на предприятиях До настоящего момента в Узбекистане разработано и внедрено в действие 19 НСБУ. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Узбекистане

Например некоторые НСБУ, НСБУ 0 – Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчетности НСБУ 1 – Учетная политика и финансовая отчетность НСБУ 2 – Доходы от основной хозяйственной деятельности НСБУ 3 – Отчет о финансовых результатах НСБУ 4 – Товарно-материальные запасы НСБУ 5 – Основные средства НСБУ 6 – Учет лизинга НСБУ 9 – Отчет о денежных потоках НСБУ 15 – Бухгалтерский баланс НСБУ 19 – Организация и проведение инвентаризации НСБУ 20 – О порядке упрощенного ведения учета и составления отчетности субъектами малого предпринимательства НСБУ 21 – План счетов бухгалтерского учета

Третий уровень – это инструкции, методические рекомендации, положения, письма министерств, комитетов и ведомств (Минфин, ГНК, Минэкономики, Центробанк) Нормативные документы третьего уровня конкретизируют НСБУ в соответствии с отраслевыми и другими особенностями деятельности хозяйствующих субъектов Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Узбекистане

Например, Положение о порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете, статистической и иной финансовой отчетности от г. Инструкции о порядке начисления и уплаты в бюджет налогов. Положение о порядке списания с баланса основных средств от г. Положение о безналичных расчетах в Республике Узбекистан от г.

Четвертый уровень – внутренние нормативные документы хояйствующего субъекта. Они регламентируют организацию бухгалтерского учета на конкретном предприятии, разрабатываются самим хозяйствующим субъектом и утверждаются его руководством. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Узбекистане

Например, Учетная политика хозяйствующего субъекта Учетная политика хозяйствующего субъекта Рабочий План счетов бухгалтерского учета Рабочий План счетов бухгалтерского учета Состав первичной документации Состав первичной документации Порядок представления внутренней отчетности Порядок представления внутренней отчетности Должностные инструкции работников аппарата бухгалтерии Должностные инструкции работников аппарата бухгалтерии

Финансовая отчетность Совокупность финансовых отчетов об финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций стандартной формы за отчетный период. Составляется на основе данных бухгалтерского учета.

Элементы финансовой отчетности предприятий (объекты учета) Активы Обязательства Собственный капитал Доходы Расходы Прибыль Убыток

Активы Активы – то, чем владеет предприятие или что должны ему. Активы - это экономические ресурсы, которыми обладает предприятие и при помощи которых оно осуществляет свою деятельность с тем, чтобы в будущем получить экономические выгоды. Бывают долгосрочные и текущие. В балансе показываются по степени возрастания ликвидности.

Активы предприятия Долгосрочные активы: - Основные средства - Нематериальные активы - Капитальные вложения - Долгосрочные финансовые инвестиции - Долгосрочная дебиторская задолженность

Активы предприятия Текущие активы: - Производственные запасы - Незавершенное производство - Готовая продукция - Товары - Краткосрочная дебиторская задолженность - Краткосрочные финансовые вложения - Денежные средства

Обязательства Обязательства – это то, что предприятие должно другим. Обязательства - это задолженность данного предприятия перед другими юридическими и физическими лицами. Являются результатами прошлых сделок или событий, расчет по которым может быть произведен путем передачи активов или выполнения работ или услуг. При этом, кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательств, т.е. это ведет к оттоку будущих экономических выгод.

Обязательства предприятия Обязательства (Источники заемных средств) : - Задолженность поставщикам - Задолженность покупателям по авансам полученным - Задолженность своим работникам по оплате труда - Задолженность бюджету по налогам - Задолженность органам социального страхования - Кредиты банков, займы других предприятий - Задолженность прочим кредиторам

Собственный капитал Собственный капитал – это чистые активы предприятия, т.е. активы за вычетом обязательств. Собственный капитал показывает чистую стоимость предприятия, т.е. ту стоимость активов, которые являются собственностью учредителей. Если бы все активы были получены и обязательства выплачены по учетной стоимости, то полученная сумма осталась бы для владельцев предприятия - учредителей.

Собственный капитал Источники собственных средств: - Уставный капитал - Добавленный капитал - Резервный капитал - Нераспределенная прибыль - Целевые поступления - Резервы

Доходы и расходы Доходы – это увеличение экономических выгод предприятия, которое приводит к увеличению активов или уменьшению обязательств в результате хозяйственной деятельности в отчетном периоде. Расходы - это уменьшение экономических выгод, которое приводит к уменьшению активов или увеличению обязательств в результате хозяйственной деятельности предприятия в отчетном периоде. Прибыль или убыток – это превышение доходов предприятия над расходами, произведенные с целью получения этих доходов за отчетный период.

Принципы бухгалтерского учета Это исходные базовые положения бухгалтерского учета. По статье 6 Закона РУз «О бухгалтерском учете» определены основные принципы бухгалтерского учета: Принцип обособленности. Принцип непрерывности. Принцип денежной оценки. Принцип периодичности. Принцип достоверности.

Принципы бухгалтерского учета Принцип двойной записи Принцип фактической оценки активов и обязательств. Принцип начисления. Принцип соответствия доходов и расходов отчетного периода. Ограничение затраты-доходы. Принцип существенности. Принцип консерватизма.

Принципы бухгалтерского учета Принцип обособленности. Предприятие рассматривается отдельно и независимо от их владельцев и других организаций. Принцип непрерывности. Финансовая отчетность предприятия готовится из допущения, что оно является постоянно действующим и будет продолжать свою деятельность в течение неопределенно долгого периода времени. Принцип периодичности. Регулярные финансовые отчеты необходимо составлять, поскольку ими пользуются те, кто нуждается в своевременной финансовой информации для принятия решений.

Принципы бухгалтерского учета Принцип денежной оценки. Все хозяйственные операции, события, активы и пассивы должны быть измерены в едином, однородном выражении - денежной оценке (в сумах).

Принципы бухгалтерского учета Принцип начисления предусматривает признание доходов и расходов предприятия в бухгалтерском учёте и отражение их в финансовых отчётах по мере их фактического возникновения, а не в момент получения денежных средств или оплаты. Финансовые отчеты, подготовленные на основе принципа начисления, информируют пользователей не только об операциях в прошлом с оплатой или получением денежных средств, а также об обязательствах по выплате денежных средств в будущем, что является необходимым при принятии соответствующих экономических решений.

Принципы бухгалтерского учета Принцип соответствия доходов и расходов отчетного периода означает, что в данном периоде отражаются только те расходы, которые обусловили получение доходов данного отчетного периода. Если между отдельными видами расходов и доходов трудно установить непосредственную зависимость, расходы распределяются между несколькими отчетными периодами в соответствии с какой-либо системой распределения. Это относится, например, к расходам по амортизации, которые распределяются на несколько лет. Чистая прибыль рассчитывается в учете с применением одновременно принципа начисления и принципа соответствия издержек и поступлений.

Методы бухгалтерского учета 1. Документация 2. Инвентаризация 3. Счета бухгалтерского учета 4. Двойная запись 5. Оценка 6. Калькуляция 7. Бухгалтерский баланс 8. Отчетность

Первичные учетные документы Фиксируют хозяйственные операции предприятия и распоряжения на их проведение. Составляются на момент совершения хозяйственных операций или после их проведения. Являются основанием для бухгалтерского учета.

Бухгалтерские счета Постоянные счета Дт Активы Кт Дт Обязательства Кт Дт Капитал Кт С-до С-до С-до Увеличение Уменьшение Уменьшение Увеличение Уменьшение Увеличение С-до С-до С-до

Бухгалтерские счета Временные счета Дт Расходы Кт Дт Доходы Кт Увеличение Уменьшение Уменьшение Увеличение Дт Убытки Кт Дт Прибыль Кт Увеличение Уменьшение Уменьшение Увеличение

Схема активного счета 5010 «Касса» за январь ДебетКредит ДатаСодержаниеСуммаДатаСодержаниеСумма Сальдо на Увеличение средствУменьшение средств 5.01.Поступили денежные средства с расчетного счета на выплату з/платы за декабрь Выдана заработная плата за декабрь 2003г Поступила выручка от реализации товаров Сдана на расчетный счет выручка Поступили деньги на выдачу аванса по слу- жебной командировке Выдан аванс работнику на служеб-ную командировку Итого обороты по дебету Итого обороты по кредиту Сальдо на

Схема пассивного счета 6010 «Счета к оплате поставщикам» за январь ДебетКредит ДатаСодержаниеСуммаДатаСодержаниеСумма Сальдо на Уменьшение обязательствУвеличение обязательств 5.01Перечислено поставщи- ку с расчетного счета за материалы, полученные в предыдущем месяце Поставщику сделана предоплата за сырье Получено сырье от поставшика и отра- жена задолженность перед ним по оплате Обороты по дебету Обороты по кредиту Сальдо на

Двойная запись на счетах - Взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета - Одна и та же сумма средств отражается дважды – на дебете одного счета и одновременно на кредите другого счета - Обеспечивает постоянное балансовое равенство

Двойная запись на счетах Поступили в кассу с банковского счета сум Дт Касса Кт Дт Расчетный счет Кт 1) ) 40000

План счетов бухгалтерского учета части и раздела Наименование раздела I Долгосрочные активы Основные средства, нематериальные активы и другие долгосрочные активы II Текущие активы Товарно-материальные запасы Расходы будущих периодов и отсроченные расходы - текущая часть Счета к получению – текущая часть Денежные средства, краткосрочные инвестиции и прочие текущие активы III Обязательства Текущие обязательства Долгосрочные обязательства IV Собственный капитал Капитал, прибыль и резервы V Формирование и использование финансовых результатов Доходы и расходы

Бухгалтерский баланс Отчет о финансовом состоянии предприятия Способ экономической группировки и обобщения экономических ресурсов предприятия по составу и размещению и по источникам формирования Выражается в денежной оценке Составляется на определенную дату Представляет собой двухстороннюю таблицу, состоящую из актива и пассива Формула баланса: Активы = Обязательства + Собственный капитал

Бухгалтерский баланс АктивПассив СтатьиСуммаСтатьиСумма Основные средства 700Уставный капитал500 Инвестиции50Нераспределенная прибыль 400 Материалы Обязательства: Готовая продукция 200- перед поставщиками300 Дебиторская задолжен- ность покупателей 100- по налогам200 Денежные средства 250- по оплате труда300 Итого активов 1700Итого пассивов1700

Финансовая отчетность В соответствии с Законом РУз О бухгалтерском учете годовая финансовая отчетность состоит из следующих общих форм отчета: 1. Бухгалтерский баланс - форма 1; 2. Отчет о финансовых результатах - форма 2; 3. Отчет о движении основных средств - форма 3; 4. Отчет о денежных потоках - форма 4; 5. Отчет о собственном капитале - форма 5; 6. Примечания, расчеты и пояснения.

В Узбекистане отчетным годом является период с 1 января по 31 декабря и финансовая отчетность представляется ежеквартально. Совместные предприятия, микрофирмы и малые предприятия составляют финансовую отчетность по итогам работы за отчетный год. Субъектами малого и частного предпринимательства финансовая отчетность составляется по упрощенной форме.