Триадология Тема лекции: Терминологическая проблема троичного богословия IV века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Триадология Тема лекции: Терминологическая проблема троичного богословия IV века.
Advertisements

Триадология Тема лекции: Терминологическая проблема троичного богословия IV века
Триадология Тема лекции: Учение св. Афанасия Великого Духоборчество и полемика с ним.
Триадология Тема лекции: Учение св. Афанасия Великого Духоборчество и полемика с ним.
Триадология Тема лекции: Троичное богословие Великих Каппадокийцев.
Понятие личности как основания человеческого в человеке.
ВНИМАНИЕ! Чтобы не прервать анимацию, не переходите к следующему слайду пока не увидите знак «мыши» в правом нижнем углу.
Выполнили студенты ТПУ ИШЭ гр.5 А 83 Черкашин Д, Коновалов В, Шелковников Н.
Триадология Тема лекции: Троичное богословие Великих Каппадокийцев.
Триадология Тема лекции: Тринитарные споры IV столетия: Учение св. Афанасия Великого Духоборчество и полемика с ним
Средневековая философия Патристика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Триадология Тема лекции: Троичное богословие Великих Каппадокийцев Богословское понятие личности.
Средневековая философия. Выполнила студентка 4-2 группы Кузнецова Арина Преподаватель: Фураева А.А. Санкт-Петербург 2010 год.
ВНИМАНИЕ! Чтобы не прервать анимацию, не переходите к следующему слайду пока не увидите знак «мыши» в правом нижнем углу.
Группа 3а03 Степанова М. Кияметдинова Н.. С одной стороны, из концепции добра и зла религиозные философы извлекали важнейшие для своих учений, для религии.
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
Характер философского знания и задачи философии Презентация к учебному занятию по основам философии Автор Бабынин Сергей Анатольевич, преподаватель истории.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Что такое личность?
Транксрипт:

Триадология Тема лекции: Терминологическая проблема троичного богословия IV века

Арианство Александрийский пресвитер Арий (256, Ливия? – 336, Константинополь) 1. Богом в собственном смысле слова является лишь Отец: Сын отличен от Него по Своей Сущности. 2. Сын сотворен по воле Отца «из ничего». 3. Сын сотворен как высшее орудие для создания мира и как посредник в отношениях между Богом и абсолютно чуждой Ему тварью. 4. Святой Дух сотворен непосредственно Сыном и в свою очередь является для Сына инструментом в деле творения вселенной.

Св. Афанасий Великий Архиепископ Александрийский (ок ), секретарь, а затем преемник епископа Александра. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным православным неарианским епископом в восточной половине Римской империи.

Особенность эпохи Церковный историк Сократ Схоластик ( после 439) сравнивает богословские споры этой эпохи с «междоусобной войной», которая «нисколько не отличалась от ночного сражения, потому что обе стороны не понимали, за что бранят одна другую». Сократ Схоластик. Церковная история I, 23.

Особенность эпохи Свт. Григорий Нисский отмечает с горькой иронией: «Все полно таких людей, которые рассуждают о непостижимых предметах, улицы, рынки, площади, перекрестки; спросишь, сколько нужно заплатить оболов, - философствуют о рожденном и нерожденном; хочешь узнать о цене на хлеб отвечают: Отец больше Сына; справишься, готова ли баня, говорят: Сын произошел из ничего». Свт. Григорий Нисский. Contra usurarios. PG, t. 45, 556.

Новоникейское богословие Победа православия в тринитарных спорах была невозможна не только 1)без создания строгой и точной терминологии, но и 2)без колоссальных усилий, необходимых для того, чтобы это богословие было воспринято широкими церковными массами. Эта победа была достигнута благодаря подвигу Великих Каппадокийцев, представителей «новоникейского» богословия: свт. Василия Великого (329–379), его брата свт. Григория Нисского (ок. 335 – ок. 394) и друга свт. Василия свт. Григория Назианзина (329–389), получившего в Церкви почетное именование Богослова. Миниатюра из Гомилий Григория Богослова гг. (Parisin. gr Fol. 71v)

1. Значение терминов «сущность», «природа», «ипостась» и «лицо» в троичном богословии IV века. Внецерковные влияния

Термин «сущность» «Называют главным образом, прежде всего и в собственном смысле «усиями» то, что не может быть сказано ни о каком (другом) индивиде, и то, что не находится ни в каком (другом) индивиде, например «этот человек, эта лошадь». Вторичными «усиями» называют виды, в которых первые «усии» существуют с соответствующими родами; таким образом «этот человек» есть человек по виду, а животное по роду» Аристотель. Категории V, 1, 2, 11–19. Аристотель использовал понятие «сущности» (усия) в разном смысле:

Термин «природа» т акже имел несколько значений и мог по-разному пониматься не только в контексте тринитарных споров IV столетия, но и гораздо позже. Например, Боэций (480–523) предлагает четыре определения природы. Преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.) допускает двоякое понимание этого термина. В самом широком смысле термин «природа» указывает на все, что существует объективно, независимо от человеческого сознания. Например, преп. Анастасий Синаит (VII в.) определяет природу как «истинное существование вещи… все то, что существует истинным образом, а не то, что изрекается как плод воображения… истинную реальность существующих (вещей), или же воосуществленность их» (Путеводитель // ЖМП, С. 74). В более узком смысле понятие «природа» могло сближаться с понятием «сущность», если оно понималось как видовое понятие, общее для вещей одного рода или вида, обладающих одинаковыми качественными характеристиками.

Термин «ипостась» происходит от глагола «существовать самостоятельно» и в разговорном языке мог обозначать все реально существующее (как и понятие «природа»). впервые в нехристианской философии у Плотина термин «ипостась» как «определенное бытие» ( ) отличается от термина «сущность» как «бытия вообще» ( ), но при этом точного разграничения между ними проведено не было

Проблема соотношения понятий «ипостась» и «сущность» В целом, в богословии того времени у старшего поколения никейцев слово «ипостась» значило почти то же, что и усия. Христианские авторы IV столетия использовали термин «сущность» главным образом в значении аристотелевой первой усии. Такое отождествление терминов находим у свт. Афанасия Великого в «Послании к африканским епископам» (369 или 370 г.): «Ипостась есть сущность и не иное что означает, как самое существо ( букв. «самое сущее»)… ипостась и сущность есть бытие ( букв. «существование»)» Афанасий Великий, свт. Творения. Т. III. С На невозможности различения этих греческих терминов настаивает блж. Иероним Стридонский в письме к папе Дамасу (376 г.): «…школа светских наук не знает иного значения слова ипостась, как только сущность (tota saecularium litterarum schola nihil aliud hypostasim, nisi usian novit)» Epist. 15, PL, 22, col. 457 a.

Термин «лицо» Изначально не имел философского характера. Слово «» могло означать маску актера (личину), роль или внешнюю форму. Оно указывало на случайные признаки, которые не могут определять существа самой вещи. Не случайно этот термин был использован модалистами, для которых Троица это Единый Бог, меняющий свои Лица, в которых Он обращается к Своему творению.

Термин «лицо» Свт. Василий Великий настаивает на том, что употребление термина «лицо» невозможно без соотнесения его с понятием «ипостаси»: «А утверждающие, что сущность и ипостась одно и то же, принуждены исповедовать только разные Лица и, уклоняясь от выражения: три Ипостаси, не избегают погрешности Савеллия». Василий Великий, свт. Письмо 236, к Амфилохию По мысли свт. Василия, признание «трех Лиц» недостаточно без исповедания «трех Ипостасей». Таким образом, термин «просопон» требовал уточнения, придания ему значения конкретного самодостаточного бытия, т. е. характеристики онтологической, а не случайной, внешней или описательной, т. е. указывающей не на бытие само по себе, а его отношения и проявления во вне. Эта проблема осознавалась не только православными. «Непригодность и недостаточность этого термина для выражения богословских понятий сознали уже омиусиане. В памятной записке Василия Анкирского (сохранившейся в сочинениях Епифания Кипрского: Panarion, 73, 12–22, PG, t. 42, 429–432 ) они объяснили ипостась, как более точное, чем prÒswpon, наименование «существенных и действительно существующих свойств лиц»

Термин «лицо» «Древнегреческая мысль оставалась связанной основополагающим законом, установленном ею самой для себя и гласившим, что в конечном счете бытие составляет единство, несмотря на разнообразие существующих предметов, поскольку реально существующие предметы в конце концов восходят в своем бытии обратно к своему необходимому соотношению и «родству» с «единым» бытием и поскольку, следовательно, всякое «различие» или «элементы» должны рассматриваться как тенденция к «не-бытию», порча или «упадок» бытия… Даже Бог не может отстраниться от этого онтологического единства и свободно стать перед миром «лицом к лицу» в диалоге с ним». Иоанн Зизиулас, митр. Личностность и бытие // Богословский сборник. М., Вып. 10. С. 24–25.

2. Проблема соотношения восточной и западной троичной терминологии (essentia, substantia, persona) Греческому слову усия «сущность» от глагола «быть» () в латинском языке должно соответствовать слово essentia, также производное от глагола «быть» (esse). Слову ипостасис в латинском языке должно соответствовать – substantia, так как оба слова образованы от глагола «стоять под», «лежать в основе», «существовать самостоятельно» (= subsistere или substare). Однако, уже начиная с Тертуллиана (Adversus Praxeam, cap. II, PL, t. 2, 157 B, C), словом substantia (субстанция) на Западе стало обозначаться понятие, отвечающее греческому усия. В этом же смысле термин «субстанция» использовал Марий Викторин (ок. 300–387), известный в свое время римский философ и богослов, оказавший значительное влияние на все последующее латинское богословие. Блж. Августин в трактате «О Троице» (400–415) прямо говорит, что «в нашем, то есть латинском, языке слово сущность (essentia) обычно понимается не иначе, как субстанция (substantia)» «О Троице». Lib. VII, cap. VI, 7 (PL, t. 42, 939).

2. Проблема соотношения восточной и западной троичной терминологии (essentia, substantia, persona) В латинском троичном богословии прочно утвердилась формула «una substantia, tres personae» (одна субстанция, три Лица). Эта формула восходит к Тертуллиану и постепенно становится к IV в. настолько авторитетной, что всякое отступление от нее воспринимается как свидетельство неправоверия. Таким образом, все восточное богословие находится у западных под постоянным подозрением. Греческая формула «три ипостаси» дает в латинском переводе «три субстанции», что воспринимается на Западе как свидетельство тритеизма и арианских убеждений всех восточных. Каппадокийцы прекрасно понимали, что проблема обоснования действительного различия и самостоятельности, то есть субстанциональности, Лиц является основной для латинского богословия.

2. Проблема соотношения восточной и западной троичной терминологии (essentia, substantia, persona) По словам свт. Григория Богослова, «когда благочестиво употребляем речения: одна сущность и три Ипостаси, из которых первое означает естество (природу) Божества, а последнее личные свойства Трех (t¦j tîn triîn diÒthtaj), и когда римляне, одинаково с нами разумея, по бедности своего языка и по недостатку наименований, не могут различать сущности от Ипостаси и потому заменяют слово: Ипостаси, словом: Лица (t¦ prÒswpa), дабы не подать мысли, что они признают три сущности: тогда что из сего выходит? Нечто весьма достойное смеха и сожаления. …произошло то, что в речении: три Лица, открыт савеллианизм, а в речении: три Ипостаси арианизм». Григорий Богослов, свт. Слово 21 // Творения. Т. I. С. 326.

2. Проблема соотношения восточной и западной троичной терминологии (essentia, substantia, persona) Недоразумение не было окончательно устранено даже после победы каппадокийского богословия на Востоке. Блж. Августин по-прежнему не понимает разницу между греческими терминами «сущность» и «ипостась». Столетие спустя в трактате «Против Евтихия и Нестория» (512) о недостаточности латинской терминологии говорил Боэций (ок ). «Вся та огромная богословская работа по этому вопросу, которая выполнена была Восточною Церковью со времени Оригена, все споры и треволнения, пережитые ею в этой области, прошли бесследно для Запада, который не имел нужды, да и не мог по недостатку своего философского развития принимать в них участие». Спасский А.А., проф. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. С. 81.

3.1. Различное понимание термина «единосущие». В зависимости от определения соотношения в троичном богословии понятий сущность и ипостась, термин «единосущие» () может приобретать различное значение Если понятия сущность и ипостась отождествляются, и пониматются как конкретное, единичное бытие, то единосущие означает совместное обладание одной и той же единичной сущностью. Такое понимание отвечает богословию свт. Афанасия Великого. Напротив, строгое различение сущности (как «общего», видового признака, совокупности существенных свойств) от ипостаси (как «частного», индивидуального бытия) приводит к пониманию единосущия как равенства или одинаковости видовых признаков, существенных свойств. В этом смысле единосущны друг другу отдельные человеческие ипостаси: Павел, Силуан, Тимофей, каждый из которых обладает сущностью, отвечающей единому видовому понятию «человек». В таком понимании термин «единосущие» ближе всего к учению Великих Каппадокийцев.

3.2. Проблема «омоусиос» и «омиусиос» Каково бы ни было понимание «единосущия», православные всегда отвергали допустимость термина «подобосущие» (). Дело в том, что еще Аристотель в «Метафизике» (V, 15) определил точное значение слова «»: «тождественны те предметы, у которых одно существо, подобны те, у которых одно качество, равны те, у которых одно количество». Именно поэтому свт. Афанасий утверждает, что «подобное сказуется подобным в отношении не к сущностям, но к внешнему виду и к качествам, о сущностях же должно быть сказуемо не подобие, но тождество» Афанасий Великий, свт. Творения. Т. III. С Свт. Василий Великий также указывает на некорректность термина «подобосущие», поскольку «подобным и неподобным называется что-либо относительно к качествам, а Божество свободно от качественности» Василий Великий, свт. Письмо 8. К кесарийским монахам // Творения. СПб. Т. III. С. 16.

Проблема Формирование ясной терминологии, отвечающей четкой богословской концепции