Тренинг «Эффективное педагогическое общение» 14.12.2013 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Цель: постановка проблемы формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей ее составляющей.
Advertisements

Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
ПАРФЕНОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 2012 Тренинг «Эффективное общение» для учащихся.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. Вопросы школьного обучения – это вопросы формирования личности Стороны готовности к школе: - физическая - интеллектуальная.
МИР ЗНАКОМЫХ И НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ. ЦЕЛИ УРОКА 1.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ЗНАКОМЫМИ И НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ. 2.«Я И ДРУГИЕ» 3.ЧУЖИЕ И ЧУЖАКИ 4.ЗАЩИТА СВОИХ МИР ЗНАКОМЫХ.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Январь 2009 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.
"Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой"
Социально- коммуникативное развитие. Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывают аспекты социализации:
Технология проведения мониторинга уровня воспитанности обучающихся в условиях школы 43.
L/O/G/O Результаты анкетирования «Семейные ценности» 2011 год.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Солейник Виктория Валерьевна Лекция.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен? а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем. 2. Вы сами можете.
Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА. « ОДИНОЧЕСТВО – САМОЕ СТРАШНОЕ НАКАЗАНИЕ », – ГОВОРИЛ ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ XIX В. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Коммуникативная компетентность педагогов Коммуникативная компетентность педагогов Подготовила Евдокимова О.С., педагог-психолог СОШ 4.
Транксрипт:

Тренинг «Эффективное педагогическое общение»

Мельман Виктория Александровна к. т. н., доцент кафедры управления проектами в городском хозяйстве и строительстве, практический психолог Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А. Н. Бекетова Контакты: раб. тел

Общение – это взаимодействие людей, осуществляемое знаковыми средствами, вызванное потребностями совместной деятельности. С помощью педагогического общения: передаются знания и умения; устанавливается взаимопонимание; меняются мнения и установки; изменяются свойства личности учащихся

4 Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная на основе включенности в социальный контекст. Психологическая структура личности Психические процессы Психические свойства Психические образования Психические состояния -познавательные -эмоциональные -волевые -направленность -темперамент -характер - способности -знания -навыки -умения - привычки -положительные -отрицательные

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимся на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся Леонтьев Алексей Алексеевич

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на: формирование позитивной Я-концепции личности; развитие у учащегося уверенности в себе; в своих силах; в своем потенциале. Эксперимент психолога Р. Розенталя в американской школе («Эффект Пигмалиона»)

Умения учителя, влияющие на эффективность общения Коммуникативные умения: Собственно коммуникативные умения; Дидактические умения; Гностические умения связаны с познанием учеников, коллектива в целом, анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности; Экспрессивные умения – умение выражать свои эмоции

Семь мифов о природе коммуникативного процесса МифРеальность 1. Мы общаемся только тогда, когда сами сознательно и преднамеренно выбираем общение Мы совершаем множество обменов информацией именно тогда, когда не осознаем своей вовлеченности в коммуникативный процесс 2. Слушатель понимает слова так же, как мы У слов на самом деле нет значений; значения определяются нашим опытом и восприятием 3. Мы общаемся в основном с помощью слов Большая часть сообщений, которые мы передаем относящаяся к эмоциональной сфере и влияющая на восприятие, основывается не на словах, а на невербальных символах

Семь мифов о природе коммуникативного процесса МифРеальность 4. Невербальное общение – это язык молчания Невербальное общение использует все чувства 5. Общение – это действие направленное в одну сторону Общение – это обоюдно направленное действие 6. Сообщение, посылаемое нами, идентично тому, которое получает слушатель Сообщение в том виде, как его в конечном счете получает слушатель, никогда не бывает точно таким же, которое мы отправляем 7. Информации не бывает слишком много Иногда людям дают слишком много информации и они страдают от перегрузки

Самопрезентация Самопрезентация – это то, как мы выглядим и что представляем в глазах окружающих людей Естественная (природная) Искусственная

Искусственная презентация - заранее спланированная тактика представления себя. Нужна, чтобы завоевать расположение важных людей

Природная самопрезентация свойственна всем людям без исключения Недостаток природной самопрезентации – человек не может корректировать этот процесс

Структура личности (психоаналитический подход)

Правила и особенности самопрезентации Прежде чем презентовать себя необходимо изучить «потенциальную аудиторию» Важно показать степень профессионализма и грамотности «Отрицательная» самопрезентация имеет свойство удваивать, а то и утраивать эффект Природная основа личности, как правило, «рвется наружу», а в особенности аспекты, отрицательно влияющие на имидж

Имидж-консультант ???

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ 1. Самые первые и сильные впечатления о человеке зависят от его внешнего вида 2. Решающими для формирования впечатления являются первые четыре минуты общения: в этот промежуток времени активно работают все наши органы чувств, с помощью которых мы создаем целостное представление о другом человеке

Правила эффективного общения 3. Начинайте беседу только с дружелюбного тона, поддерживайте положительную установку в общении 4. Не забывайте о том, что своеобразным мимическим знаком расположения является улыбка. Даже «искусственно» улыбаясь, Вы включаете механизмы, которые обеспечивают нам естественную улыбку

Правила эффективного общения 5. Используйте метод утвердительных ответов. Не начинайте разговор с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь с собеседником во мнениях 6. Будьте хорошим слушателем

Правила эффективного общения 7. Избегайте критики собеседника и других людей 8. Избегайте излишних споров

Правила эффективного общения 9. Проявляйте искренний интерес к другим людям 10. Прежде чем убеждать человека в чем-либо, постарайтесь понять его позицию

Правила эффективного общения 11. Добиваясь чего-либо от человека, постарайтесь пробудить в нем желание сделать это 12. Уважайте мнение других людей

Правила эффективного общения 13. Запоминайте и не путайте имена людей 14. Помогайте людям ощущать свою значимость

Правила эффективного общения 15. Дайте человеку возможность сохранить свою репутацию 16. Помните о врагах общения – раздражительности и бестактности

Тренинг «Самопрезентация» Формируем группы по 5 человек Рассказываем о себе Обмениваемся впечатлениями друг о друге

2. Что я люблю? В себе В людях Искусство Спорт Умею… И т.д. 3. Что я не люблю? 4. Мои достижения? 5. Мои планы на будущее? Когда… Обучение ВУЗ Профессия Семья И т.д…. Профессиональные Учебные Управленческие IT, иностран. яз И т.д... Личностные 1. Кто я? Учеба Семья Занятия, увлечения Личностные качества Литература Музыка Фильмы Спорт Животные Социальные сети И т.д……

1. В такой ситуации Легче всего Несмотря на то, что Чем дольше По сравнению с Каждый Жаль, что В результате Если Несколько лет тому назад

11. Самое важное то, что На самом деле Только Настоящая проблема в том, что Неправда, что Придет такой день, когда Самое большое Никогда В то, что Вряд ли возможно, что Главное в том, что

22. Иногда Лет так через двенадцать В прошлом Дело в том, что В настоящее время Самое лучшее Принимая во внимание Если бы не Всегда Возможность В случае

33. Обычно Если бы даже До сих пор Условие для Более всего Насчет С недавнего времени Только с тех пор

«Индекс эгоцентризма» определяют путем выявления информации о самом субъекте. Эта информация выражается местоимением первого лица единственного числа, всеми притяжательными и собственными местоимениями, образованными от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т.п.). Информацию о субъекте несут также предложения, законченные не до конца, но содержащие указанные местоимения, и предложения, в которых самих местоимений нет, но зато они явно подразумеваются, если имеется глагол первого лица единственного числа. В числовом выражении индекс эгоцентризма равен количеству обозначенных предложений

НизкийСреднийВысокий 4 класс мальчики девочки класс мальчики девочки класс мальчики девочки класс мальчики девочки класс мальчики девочки класс мальчики девочки класс мальчики девочки

Тест «Эгоцентрические ассоциации» Эгоцентризм как черта личности, проявляется в преувеличенном подчеркивании своего «Я». Эгоцентрическая направленность как тенденция личности может проявляться в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах. Личность с такой направленностью может испытывать затруднения в непонимании переживаний других людей, отсутствии эмоциональной отзывчивости, в неумении учитывать точки зрения других людей и координировать их со своей собственной точки зрения

МЕТОДИКА «ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ» Автор - В. В. Бойко

Показатели и сужденияБаллы Неприятие или непонимание индивидуальности человека: медлительные люди обычно действуют мне на нервы меня раздражают суетливые, непоседливые люди шумные детские игры переношу с трудом оригинальные, яркие, нестандартные личности чаще всего действуют на меня отрицательно безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня 2Использование себя в качестве эталона при оценке других: меня обычно выводит из себя несообразительный собеседник меня раздражают любители поговорить я бы тяготился разговором с безличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу я бы тяготился разговором со случайным попутчиком, который уступает мне по уровню знаний и культуры мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня

3Категоричность или консерватизм в оценках людей: современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды) так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне есть тип мужчин (женщин), который я не выношу терпеть не могу партнеров с низким профессиональным уровнем 4Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров: считаю, что на грубость надо отвечать тем же мне трудно скрыть, если человек мне чем-нибудь неприятен меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем мне неприятны самоуверенные люди обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте Показатели и сужденияБаллы

5Стремление переделать, перевоспитать партнеров: я имею привычку поучать окружающих невоспитанные люди возмущают меня я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания я люблю командовать близкими 6Стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным: меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня я проявляю нетерпение, когда мне возражают меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне хочется Показатели и сужденияБаллы

Показатели и сужденияБаллы Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренное причинение вам неприятностей: обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам меня часто упрекают в ворчливости я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю и уважаю нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него тем не менее обижусь 8Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера: я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг) мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей 9Неумение приспосабливаться к партнерам: как правило, мне трудно идти на уступки партнерам мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе я сторонюсь отношений с несколько странными людьми чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав

Подсчитайте сумму баллов Баллы по всем девяти признакам. Чем боль­ше баллов вы наберете, тем ниже ваш уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно набрать 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Невероятно и получить 0 баллов. Следует обратить внимание на то, по каким из девяти поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов