Армен Егиазарян Макроэкономическая структура для реализации СПГР (опыт Армении) Презентация для конференции Программный бюджет и Среднесрочная программа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Переход от системы годового бюджетного планирования к среднесрочной программе государственных расходов. Опыт Армении Армен Егиазарян (Армения)
Advertisements

Республика Молдова Министерство финансов Прогресс реформ в процессе подготовки бюджета гг.Варшава Февраль 2005.
Практика установления приоритетов государственных расходов на среднесрочную перспективу : Опыт Армении Презентация Сентября 2007г. Самарканд Ваграм.
Практика приоритизации государственных расходов на среднесрочную преспективу : Опыт Армении Ваграм Аванесян.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Прирост денежной массы М2 (в % к предыдущему году)
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Опыт и перспективы российских суверенных фондов Дробышевский С.М. Презентация на семинаре «Новые вызовы для суверенных фондов благосостояния на постсоветском.
1 Что такое среднесрочная структура расходов бюджета (MTEF) и почему она важна? Краткий обзор Мигара Де Силва Старший экономист Всемирного банка.
Государственный бюджет. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за.
Макроэкономический климат в Кыргызской Республике Семинар «Наращивание потенциала по оценке воздействия торговой политики на человеческое развитие в странах.
Государственный бюджет. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за.
ВВП 1980 ©Институт народнохозяйственного прогнозирования Москва2008 Оценка инвестиционных потребностей экономики в рамках выработки.
Статистика государственных финансов. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Государственные финансы Бюджеты различных уровней государственного управления Внебюджетные фонды Государственные кредиты Финансы государственных предприятий.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
ПРОГНОЗ ЗАРПЛАТЫ ПО ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ДО 2015 ГОДА МОСКВА, ИЮНЬ 2004 ©Институт народнохозяйственного прогнозирования ПРИЛОЖЕНИЕ.
Взаимодействие в процессе формирования бюджета Астана год.
Транксрипт:

Армен Егиазарян Макроэкономическая структура для реализации СПГР (опыт Армении) Презентация для конференции Программный бюджет и Среднесрочная программа государственных расходов сентября г. Самарканд, Узбекистан

Макроэкономическая структура для СПГР Основа и стартовый пункт для реализации СПГР Основа и стартовый пункт для реализации СПГР Содержит Содержит 1. Систему сбалансированных показателей развития экономики (систему показателей ВВП, инфляцию, внешние экономические связи (торговля, инвестиции, платежный баланс), секторные показатели развития, секторная структура производства и распределения ВВП, показатели финансирования развития, включая госдолг, агрегированные показатели госдоходов 1. Систему сбалансированных показателей развития экономики (систему показателей ВВП, инфляцию, внешние экономические связи (торговля, инвестиции, платежный баланс), секторные показатели развития, секторная структура производства и распределения ВВП, показатели финансирования развития, включая госдолг, агрегированные показатели госдоходов 2. Систему прогнозирования государственных доходов (налоговые и неналоговые) 2. Систему прогнозирования государственных доходов (налоговые и неналоговые) 3 Систему прогнозирования бюджетного дефицита и его покрытия 3 Систему прогнозирования бюджетного дефицита и его покрытия Выходные параметры – суммарный объем государственных расходов Выходные параметры – суммарный объем государственных расходов

Схема взаимодействия блоков макро- экономической структуры в процессе составления СПГР Схема взаимодействия блоков макро- экономической структуры в процессе составления СПГР Макроэкономическая структура Блок прогноза макропоказателей Блок налоговых и Неналоговых доходов ВВП, инфляция % налогов и доходов к ВВП, инвестиции и т.д. Величина дефицита и Источники финансирования Объем налоговых и неналоговых госдоходов Блок определения и финансирова- ния бюджетного дефицита Блок госрасходов Расходы по секторам (текущие и капитальные)

Прогноз Макропоказателей – требования и модели Сбалансированность, блочность, консервативный характер, возможности итеративного изменения, по возможности широкий охват Сбалансированность, блочность, консервативный характер, возможности итеративного изменения, по возможности широкий охват Сбалансированность обеспечивается совместным применением следующих видов моделей; Сбалансированность обеспечивается совместным применением следующих видов моделей; Системы Финпрог (IMF) для прогнозирования основных агрегированных макроэкономических показателей – ВВП, инфляция, монетарные агрегаты и т.д. Системы Финпрог (IMF) для прогнозирования основных агрегированных макроэкономических показателей – ВВП, инфляция, монетарные агрегаты и т.д. Балансовая модель для балансирования и дезагрегации макропоказателей из системы Финпрог Балансовая модель для балансирования и дезагрегации макропоказателей из системы Финпрог Отдельные модели (в основном эконометрического типа) для прогноза экзогенных параметров балансовой модели Отдельные модели (в основном эконометрического типа) для прогноза экзогенных параметров балансовой модели

Схема взаимодействия моделей в процессе составления макропрогноза Система Finprog Система агреги- рованных показателей Балансовая модель Балан- сиро- вание ВВП Сек- тора Внеш. пото- ки Фин. блок Труд и зар- плата Другие N, N+i Параметры модели Модели для определения параметров балансовой модели Система дезагреги- рованных показателей

Прогноз Макропоказателей – требования к модели Для достижения сбалансированности и непротиворе- чивости система прогноза должна быть единой как для целей СПГР так и для стратегического плани- рования (например, программ борьбы с бедностью) Для достижения сбалансированности и непротиворе- чивости система прогноза должна быть единой как для целей СПГР так и для стратегического плани- рования (например, программ борьбы с бедностью) Это достигается блочным характером балансовой модели – например, в программе PRSP добавлены блоки доходов населения, регионального развития, материальной и человеческой бедности, качества бизнес-среды, качества гос. управления и т.д. Это достигается блочным характером балансовой модели – например, в программе PRSP добавлены блоки доходов населения, регионального развития, материальной и человеческой бедности, качества бизнес-среды, качества гос. управления и т.д. Консервативный характер прогноза – темпы развития и основные макропоказатели берутся ниже чем потенциальные с максимальным учетом рисков Консервативный характер прогноза – темпы развития и основные макропоказатели берутся ниже чем потенциальные с максимальным учетом рисков

Прогноз Макропоказателей – требования к модели Черезчур консервативный прогноз приводит к потенциальному сокращению гос.доходов и появлению неопределенности в вопросе на какие направления их потратить в случае превышения. Черезчур консервативный прогноз приводит к потенциальному сокращению гос.доходов и появлению неопределенности в вопросе на какие направления их потратить в случае превышения. Основные способы уменьшения неопределенности – пересчет макропрогноза и резервирования опреде- ленной доли расходов (они не распределяются по направлениям в блоке гос. доходов, причем чем длиннее период планирования, или чем больше темпы развития, тем больше величина резерва) Основные способы уменьшения неопределенности – пересчет макропрогноза и резервирования опреде- ленной доли расходов (они не распределяются по направлениям в блоке гос. доходов, причем чем длиннее период планирования, или чем больше темпы развития, тем больше величина резерва) В Армении первый макропрогноз делается в декабре, уточняется в марте, в апреле должна быть готова расчетная база СПГР и третий пересчет – уже в сентябре, при завершении подготовки годового бюджета В Армении первый макропрогноз делается в декабре, уточняется в марте, в апреле должна быть готова расчетная база СПГР и третий пересчет – уже в сентябре, при завершении подготовки годового бюджета

Государственные доходы и бюджетный дефицит (1) Технически прогноз государственных доходов, бюджетного дефицита а также государственных расходов по агрегированной номенклатуре с соответствующими потолками осуществляется в рамках балансовой модели в соответствующих блоках бюджетных доходов, дефицита и его покрытия, и расходов государственного бюджета Технически прогноз государственных доходов, бюджетного дефицита а также государственных расходов по агрегированной номенклатуре с соответствующими потолками осуществляется в рамках балансовой модели в соответствующих блоках бюджетных доходов, дефицита и его покрытия, и расходов государственного бюджета Соответствующие параметры задаются: основной входной параметр для блока госраходов – доля налоговых доходов в ВВП, основной входной параметр для блока дефицита – дефицит в процентах к ВВП - из системы FinProg Соответствующие параметры задаются: основной входной параметр для блока госраходов – доля налоговых доходов в ВВП, основной входной параметр для блока дефицита – дефицит в процентах к ВВП - из системы FinProg

Прогноз налоговых доходов Дезагрегация налоговых доходов по формам налогов осуществляется в соответствующих моделях по определению параметров балансовой модели по следующей схеме (на примере НДС): Дезагрегация налоговых доходов по формам налогов осуществляется в соответствующих моделях по определению параметров балансовой модели по следующей схеме (на примере НДС): Определяется величина необходимого прироста НДС по сравнению с базовым годом Определяется величина необходимого прироста НДС по сравнению с базовым годом Прирост делится на две части – с импорта и с внутреннего производства Прирост делится на две части – с импорта и с внутреннего производства Для внутреннего производства и импорта рассчитывается уровень потенциального поступления и разница его с фактическим, Разница для внутреннего производства является оценкой уровня теневого оборота как по всему производству так и по отдельным отраслям (например, в строительстве уровень теневого оборота около 80%) Для внутреннего производства и импорта рассчитывается уровень потенциального поступления и разница его с фактическим, Разница для внутреннего производства является оценкой уровня теневого оборота как по всему производству так и по отдельным отраслям (например, в строительстве уровень теневого оборота около 80%)

Прогноз налоговых доходов Разрабатывается система мер по повышению уровня налогового и таможенного администрирования и изменению законодательства Разрабатывается система мер по повышению уровня налогового и таможенного администрирования и изменению законодательства оценивается эффект мер на уровень налогообложения в данной макроотрасли и соответствующие цифровые параметры вкладываются в модель оценивается эффект мер на уровень налогообложения в данной макроотрасли и соответствующие цифровые параметры вкладываются в модель Аналогичный механизм применяется и для других видов налогов, а также неналоговых поступлений (в частности платежи в пенсионный фонд) Аналогичный механизм применяется и для других видов налогов, а также неналоговых поступлений (в частности платежи в пенсионный фонд) Существенную роль играет здесь секторная структура экономического роста Существенную роль играет здесь секторная структура экономического роста Основной принцип – максимально стараться избежать повышения ставок налогообложения и основной эффект получать через улучшение администрирования и расширение налоговой базы Основной принцип – максимально стараться избежать повышения ставок налогообложения и основной эффект получать через улучшение администрирования и расширение налоговой базы

Схема прогноза налоговых доходов

Прогноз бюджетного дефицита Бюджетный дефицит един как для текущих так и капитальных расходов Бюджетный дефицит един как для текущих так и капитальных расходов Величина дефицита консолидированного бюджета планируется на уровне заданном моделью FinProg (согласовывается с МВФ) Величина дефицита консолидированного бюджета планируется на уровне заданном моделью FinProg (согласовывается с МВФ) Все уже утвержденные кредитные и грантовые программы по которым есть соглашения и графики выделения средств включаются в государственный бюджет Все уже утвержденные кредитные и грантовые программы по которым есть соглашения и графики выделения средств включаются в государственный бюджет Потребность в чистом финансировании рассчитывается с учетом определяемых правительством показателей внутреннего долга Потребность в чистом финансировании рассчитывается с учетом определяемых правительством показателей внутреннего долга

Темпы роста ВВПДефлятор ВВП Доля доходов госбюджета в ВВП Дефицит бюджета, %ВВП Доля расходов госбюджета в ВВП ФактСПГРФактСПГРФактСПГРФактСПГРФактСПГР 2003 СПГР ,25,2318,016,2-1,3-2,419,318, СПГР ,576,93,315,816,3-1,5-2,717,419, СПГР ,9-2,620, СПГР ,63,516,716,4-1,7-2,418,418, СПРГ ,1-2,220, СПГР ,0-2,218, СПГР ,465,33 18,3-1,1-21,120, СПГР ,3-218, СПГР ,2-2,919,1

Доходы госбюджета Расходы госбюджетаДефицитВВП ФактСПГРФактСПГРФактСПГРФактСПГР 2003 СПГР ,0235,6312,7271,0-20,7-35,41624,61454, СПГР ,2261,5334,0305,5-31,7-44,01907,91604, СПГР ,5330,4-41,91611, СПГР ,7290,7417,5333,8-42,8-43,12244,01772, СПРГ ,5357,2-38,71759, СПГР ,8354,7-42,91948, СПГР ,6350,8455,0389,1-15,3-38,32665,01916, СПГР ,1389,7-42,62129, СПГР ,2440,0-66,82303,7