Проблемы и пути модернизации литейного производства в Самарской Области НИКИТИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ – заведующий кафедрой СамГТУ, д.т.н., профессор, председатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состояние и пути модернизации литейного производства в Самарской Области НИКИТИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ – заведующий кафедрой СамГТУ, д.т.н., профессор, председатель.
Advertisements

О РОЛИ СИСТЕМЫ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
Некоммерческое партнерство «Центр кластерного развития Курганской области» Директор НП «Центр кластерного развития Курганской области» Маслов Д.А.
Тульский государственный университет ИНФОРМАЦИЯ о выполнении I этапа Программы развития инновационной инфраструктуры ТулГУ «Развитие инновационно- технологического.
1 « О дальнейшем развитии инновационной научно-образовательной инфраструктуры отраслевых вузов» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Реформирование профессиональной подготовки молодых инженеров и экономистов для промышленного комплекса России Направление «Молодые профессионалы»
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Материалы к совещанию по вопросам обеспечения отечественной промышленности квалифицированными инженерно-техническими кадрами Докладчик: Генеральный директор.
Молодежное общественное движение молодых ученых и специалистов Республики Татарстан Движение молодых ученых и специалистов Республики Татарстан г. Казань,
2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
16 мая 2011 года "Круглый стол" на тему: "Законодательное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности" ФЕДЕРАЛЬНОЕ.
О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ Докладчик Л.А. Свисткова.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
«Сервис технических и технологических систем». История создания кафедры Кафедра «Сервис технических и технологических систем» была создана одной из первых.
Программа правительства г. Москвы Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Василенко Е.А. директор Инновационного центра Тел/факс.
Машиностроительный комплекс: роль, значение, проблемы развития, факторы размещения. Тема урока 27 октября 2010.
Молодежное общественное движение молодых ученых и специалистов Республики Татарстан Движение молодых ученых и специалистов Республики Татарстан ,
1 «Устойчивое развитие: опыт внедрения Лин-технологий в Республике Татарстан» Заместитель Премьер-министра РТ ̶ Министр промышленности и торговли РТ Зарипов.
Транксрипт:

Проблемы и пути модернизации литейного производства в Самарской Области НИКИТИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ – заведующий кафедрой СамГТУ, д.т.н., профессор, председатель правления СО РАЛ, председатель комитета цветного литья РАЛ XI съезд Российской ассоциации литейщиков сентября 2013 г. Екатеринбург 1

Структура доклада I.О состоянии литья в машиностроении. II.О состоянии науки и литейного производства в Самарской области. Подготовка кадров. III.Действия СО РАЛ и кафедры в гг. IV.Заключение. 2

I. О состоянии литья в машиностроении Несколько слов… Технологическое ядро промышленности любой страны - Машиностроение. Экспорт из России машиностроительной продукции крайне мал – до 10%. Самые отстающие отрасли – авиация и общее машиностроение. Технологии в ОПК устарели (~75%). Инноваций в крупных госкомпаниях крайне мало. В промышленности России 70% сырьевой экономики. Развитие машиностроения зависит от состояния литейной отрасли (наука, технология, кадры) 3 Горная отрасль Металлургия черных и цветных металлов Литейное производство до 70% Заготовительные производства 100% МАШИНОСТРОЕНИЕ Автомобили, тракторы, станки, самолеты, ракеты, танки, прокатные станы, прессы, литейные машины и т.д. ВВП России

Еще несколько слов… Мировое сообщество признает: Литье позволило человеку производить машины, поезда, самолеты и т.д. Литье остается базовой основополагающей отраслью, необходимой для производства любых машин. Общество не может развиваться быстрыми темпами без силы, изобретательности и выносливости литейщика. С давних (доисторических) пор литейщики были и будут уважаемыми и нужными людьми в любом обществе. Наиболее перспективные отрасли потребляющие литейную продукцию : автомобилестроение (до 300 шт. литых деталей в автомобиле); аэрокосмическая техника (до 7 тыс. литых деталей в самолете); станкостроение, вагоностроение и многие др. 4

Пример. Применение легких сплавов в мировом автомобилестроении. Рост легких сплавов (алюминиевых, магниевых) – «алюминиевые и магниевые автомобили» (до 200 кг и >): -до 30 деталей из Al-сплавов (рис.); -до 20 деталей из Mg-сплавов. Замена стали на алюминиевые сплавы в Nissan позволила снизить вес автомобиля на 45%. Широкое применение рециклируемых алюминиевых сплавов – до 100% от общего объема. 5

II. О состоянии науки и литейного производства в Самарской области. Подготовка кадров. Литье в России, как отрасль, находится в наиболее униженном состоянии. Рассмотрим на примере Самарской области. Область имела и имеет многие преимущества: географическое, энергетическое, транспортное, промышленное, наличие интеллектуальных кадров. В XX веке в области интенсивно развивалось: литье слитков (до 400 тыс. т/год); автомобильное, авиационное и космическое литье; для станкостроения и многое другое! Общий объем литья в 80-е годы составлял >> 600 тыс. т. 6

2.1. О состоянии литейного производства Самарской области в гг. (см. статью – Никитин В.И., Сушко Н.Н. ЛР, 2012, 8. С.17-21). Всего несколько цифр: Закрылись многие литейные производства – ЗиМ, Экран, Рейд, ССЗ и др. Резко сократили производство литья – Авиакор, ЗиТ, Моторостроитель (КУЗНЕЦОВ), Салют, ВЦМ, Тяжмаш и др. Действует около 100 разных предприятий - крупных, средних и малых. Предприятия расположены в области крайне неравномерно – Самара (>35), Тольятти (>10), Сызрань (4), Чапаевск (3), Нефтегорск (2) и др. Многие МП находятся в «тени»; многие – банкротятся из-за отсутствия какой-либо поддержки от власти. Основные производители литья : Отливки – АВТОВАЗ (Al-литье – 35 – 36 тыс. т., чугуны – 115 тыс. т., ремонтное литье ~ 2 – 3 тыс. т.); Al-слитки – Алкоа СМЗ (~ 200 – 220 тыс. т.). 7

Реальные проблемы в регионе (на 2013 г.) 1.Спад производства литья. Только что прекратил существование завод технического литья (бывший ССЛЗ). Общий объем литья составляет ~ тыс. т. 2.Применение устаревших способов литья (ЛПФ, ЛК, ЛПД). Технологии в аэрокосмическом кластере на уровне гг. XX века. 3.Крайне мало инновационных технологий. 4.Низкая квалификация рабочих кадров. 5.Отсутствует социальная поддержка молодых специалистов. 6.Уничтожена отраслевая наука. 8

2.2. О состоянии литейной науки в регионе ( см. статью Никитин В.И., Никитин К.В. ЛР, 2012, 8. С.14-17) Всего несколько фактов… 1.В 70 – 90 гг. в Куйбышеве (Самаре) работали крупные филиалы ведущих НИИ СССР. ВИАМ, НИАТ, НИИД, АВИТИ. Существовало реальное сотрудничество с головными НИИ: ВИЛС, ВАМИ, оборонные НИИ (разные п/я). В научных работах принимали участие крупные ученые СССР: Фридляндер И.Н., Добаткин В.И., Макаров Г.С., БелоусовН.Н., Постников Н.С., Напалков В.И. и др. В филиалах отраслевых НИИ и на предприятиях работали известные Самарские ученые-металлурги и литейщики: Гецелев З.Н. (д.т.н.), Рутман М.М. (к.т.н.), Коврижных Н.И. (к.т.н.), Балахонцев Г.А. (к.т.н.), Черепок Г.В.(к.т.н.), Шадрин Г.Г. (к.т.н.), Рева И.Л. (к.т.н.), Гришин В.М. (к.т.н.), Назарцев Н.И. (к.т.н.), Ивашкевич А.Г. и др. 9

2.В результате такого сотрудничества «Предприятия – НИИ – Вузы» создавались уникальные технологии: литье Al-слитков в ЭМК и фильтрация больших объемов Al-расплавов; литье монокристаллических лопаток; получение высокопрочных силуминов; литье крупногабаритных отливок по ВМ и в керамические формы; литье погружением (ЛП); технологии генной инженерии (ТГИ). 3.Сегодня в регионе НЕТ отраслевой науки. 10

Сегодня наука сконцентрирована только на кафедре «Литейные и высокоэффективные технологии» (ЛиВТ) и Центре литейных технологий (ЦЛТ) Литейная кафедра СамГТУ – это «центр кристаллизации» будущей отраслевой науки в регионе: В 2004 г. создан уникальный ЦЛТ (рис.). 11 Разрабатывает приоритетные научные направления (ЯСН и ТГИ, СВС-композиты, переработка Al-шлаков, рециклинг, моделирование процессов и др.); Проводит технологический аудит предприятий (Тула, Вольск, Тольятти); Ежегодно выполняет НИР и получает гранты по различным тематикам; Наиболее эффективно выполняет НИР с ОАО «АВТОВАЗ» (х/д работы, участие в долгосрочных программах).

2.3. О подготовке инженерных кадров 1.Проводится подготовка бакалавров (и инженеров) по трем специальностям – Литейное производство черных и цветных металлов (в 2013 г. – набор 18 бакалавров); – Машины и технология литейного производства (в 2013 г. – набор 20 бакалавров); – Машины и технологии высокоэффективных процессов обработки (в 2013 г. – набор 20 бакалавров). 2.Проводится подготовка специалистов высшей квалификации – Аспирантура (в 2013 г. – обучается 6 аспирантов); Защиты к.т.н. и д.т.н. 3.Крупные предприятия обеспечены квалифицированными специалистами (АВТОВАЗ, СМЗ, Прогресс, КУЗНЕЦОВ, СамЛит, Вершина и др.). 4.Существующие проблемы на кафедре: Низкие зарплаты преподавателей; Недостаточная оснащенность лабораторий. 12

III. Действия СО РАЛ и кафедры в гг. Возникают вопросы: 1.Каково реальное состояние науки и литейного производства в регионе? ОТВЕТ – застойное, кризисное! 2.ЧТО ДЕЛАТЬ? (по Чернышевскому Н.Г.) ОТВЕТ – Есть 2 варианта: Ничего не делать; Что-то делать. - Второй вариант более оптимистичен. 13

3. НАШИ действия Письмо Никитина В.И. губернатору Самарской области Меркушкину Н.И. ( г.). Из письма: «Высокий уровень литейных технологий определяет качественные критерии любой машины… Наши предложения долгие годы не находили реальной поддержки у предыдущей администрации… За последние годы в области ликвидированы все НИИ… Внедрение предлагаемых технологий требует реального участия администрации области… Предлагается… провести совещание и обсудить предложения по формированию региональной программы». Письмо министра промышленности и технологий Самарской области Безрукова С.И. председателю правления СО РАЛ Никитину В.И. ( г.). Из письма: «Предлагаю Вам направить в адрес министерства предложения для формирования концепции развития… литейных и металлургических производств Самарской области». 14

По инициативе Минпромтех создан НТС и образована секция «Инновационные литейно-металлургические технологии» ( г.). Подготовлены и переданы предложения по развитию литейно-металлургического производства. Организована и проведена с участием министерства 5-я Всероссийская научно-практическая конференция «Взаимодействие науки и литейно-металлургического производства (24-25/ г.). 15 Выступление Никитина В.И. (слева Безруков С.А.) Выступление Диброва И.А. Выступление Министра Безрукова С.А.

Письмо Никитина В.И. Министру Безрукову С.А. ( г.). Из письма: «… Анализ технического задания по разработке целевой программы «Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области на гг.» показывает, что в ней не отражено развитие литейных технологий … СО РАЛ подготовлены многие предложения по развитию… Из письма зам. министра Жадаева О.Н. Никитину В.И.: … Предлагаем Вам подготовить и направить… актуальную информацию… и перечень инвестиционных проектов…, которые могли бы стать локомотивами развития металлургической отрасли… Данная информация будет направлена разработчику Программы…» И кто же стал разработчиком Программы по машиностроению??? - РЭА им. Плеханова (г. Москва). 16 За активную работу и в связи с 15-летием СО РАЛ награждены СО РАЛ и её члены.

4. Некоторые практические результаты наших действий. Поступило до 60 предложений и проектов (см. статью Никитин В.И. «О взаимодействии науки с литейным производством», 5ВНиЛМП, С.5-16.). Структура поступивших предложений (таблица). Участники: Предприятия – 13-15; ВУЗы – 10; НИИ – 2; Общественные организации - 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ Подпрограмма 1Подпрограмма 2Подпрограмма 3Подпрограмма 4Подпрограмма 5 Технологический аудит литейных производств. Разработка рекомендаций. Научные разработки. Инновационные технологии. Подготовка высококвалифицированных специалистов. Создание новых производств и рабочих мест. Расширение производства. Совершенствование технологий. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ СамГТУ СО РАЛ РАЛ СамГТУ СГАУ, МАТИ ВлГУ, УрФУ ВИАМ СПбГТУ ФТИМС ТТУ, УГАТУ СамГТУ ООО «ТЛМЗ»- «АКРОН» ЗАО «АЛМЕТ» ОАО «ВЦМ» ООО ПКФ «Вершина» ООО «ГазИнтерТехника» ОАО «КУЗНЕЦОВ» ОАО «АВТОВАЗ» ОАО «Салют» ОАО «Гидроавтоматика» ООО «СамЛит» 5-6 проектов Всего (на г.) ~60 предложений и проектов 17

IV. Заключение 1.Уровень литейных технологий на большинстве предприятий области – вчерашний день! 2.Уничтожены все НИИ в литейной отрасли. 3.Литейная отрасль – в стадии стагнации (наука, оборудование, объемы производств). 4.Региональные и федеральные власти– не решают проблемы заготовительного производства. 5.Необходимо усиливать роль литейных кафедр (Белов В.Д. О литейном производстве в машиностроительной отрасли России и роль литейных кафедр в его развитии. Наукоемкие технологии в машиностроении С.20-23). 6.В регионах необходимо инициировать и создавать литейные секции при НТС Минпромтех. 7.Региональным отделениям РАЛ необходимо инициировать формирование инвестиционных программ по литью. 8.Президенту и исполкому РАЛ необходимо инициировать формирование федеральных программ по литью (или заготовительному производству). Надо действовать по 2-му варианту: что-то делать! 18

19 Наши координаты:443100, г. Самара, ГОУ ВПО СамГТУ, ул. Молодогвардейская, 244, Главный корпус СамГТУ, Кафедра «Литейные и высокоэффективные технологии». Тел/факс (846) , Пишите! Сайт: http//livt.samgtu.ru БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!