Ю. Троицкий ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ю. Троицкий ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДИДАКТИКИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИЛИ РАЗРЫВ? Проблемы: Постнеклассическая дидактика Приоритеты коммуникативной дидактики.
Advertisements

Организация коммуникативного пространства урока как эффективное средство формирования универсальных учебных действий Осинцева Татьяна Владимировна, учитель.
Инновационные технологии в естественно-математическом образовании.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МБОУ «СОШ п.Мариец» УВАЕВА А.Ю. 6 ноября 2012 г. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
«Проект как средство формирования образовательного пространства, способствующего повышению географической культуры» Выполнила Хагина А. Е Выполнила Хагина.
Оценка образовательных достижений Е. В. Смирнова, ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
* Целью данного исследования является общение- диалог и его функции в образовательно- воспитательном процессе, участие в диалоге учащихся и дидактическая.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
«Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся » Выполнил: Выполнил: Пархоць К.А., учитель Пархоць К.А., учитель английского языка английского.
Транксрипт:

Ю. Троицкий ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Концептуальная рамка Концептуальной рамкой образования является концепция «СМЫСЛ ТЕКСТ», предполагающая создание образовательной среды, которая бы инициировала смыслополагание и текстопорождение у всех участников учебного коммуникативного события.

Приоритет коммуникации над информацией Глубоким заблуждением является распространенное представление, будто учебная информация составляет содержание урока, а коммуникация его форму. Учебная информация в большинстве своем не затрагивает сферу личного опыта ребенка; усвоение информации здесь по существу оказывается заучиванием языка взрослых языка соответствующей области науки или культуры, а на деле языка данной учебной дисциплины. В этом процессе внутренняя речь ребенка, оформляющая его опыт личностного присутствия в мире, практически остается не затронутой. Приоритет понимания над знанием Школьные знания, уровень которых доступен непосредственному контролю и оценке со стороны другого человека, суть набор некоторых усвоенных сознанием конвенций, социальных договоренностей, общезначимостей. Проверка знаний есть проверка репродуктивных возможностей мышления. Понимание же представляет собой перевод с общепринятого языка внешней речи на уникальный личностный код речи внутренней. Непосредственный контроль уровня понимания неосуществим, здесь возможен лишь косвенный, опосредованный контроль выявление креативных (творческих, порождающих) возможностей мышления. Приоритет диалога согласия над дискуссией «Несогласие, писал Бахтин, бедно и непродуктивно. Существеннее разногласие; оно, в сущности, тяготеет к согласию, в котором всегда сохраняется разность и неслиянность голосов. Согласие никогда не бывает механическим или логическим тождеством, это не эхо; за ним всегда преодолеваемая даль и сближение (но не слияние). Диалогическое согласие по природе своей свободно. Школа, работающая в модальности согласования позиций, реабилитирует знание перед релятивизмом мнений, делающим и сам диалог фактически избыточным. Однако культивируемое здесь знание это поисковое знание креативного мышления. Приоритеты коммуникативной дидактики:

Обработка информации СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛОК I (Homo quaerens) БЛОК II (Homo investigans) БЛОК III (Homo scribens) Добывание информации Получение предметных значений Эвристи- ческие стратегии Перевод предметных значений в личностные смыслы Исследовательские стратегии смыслополагания Описание новой информации Перевод новых смыслов в предмет- ные значения Риторические стратегии

Единицами измерения коммуникативного пространства выступают коммуникативные стратегии – определённые типы действий учащихся по достижению понимания в учебном диалоге. Коммуникативную стратегию (КС) можно определить как значимую для речевого поведения соотнесённость типа позиции в коммуникации и соответствующего способа выражения этой позиции при помощи слова (или другого знака). Типы КС различаются по отношению к четырём основным компонентам познавательного процесса Ядром диалога являются коммуникативные стратегии понимания. Основные речевые жанры: реплика версия Коммуникативные стратегии и речевые жанры Школы понимания знанию мнению убеждению пониманию

Коммуникативная личность Типы КС различаются по отношению к четырём основным компонентам познавательного процесса – знанию, пониманию, убеждению. Ядром диалога являются коммуникативные стратегии понимания; Основной репертуар составляют: КС-развитие, КС-толкование, КС-переоформление, КС- отрицание, КС-применение, КС-оценивание, КС- переопределение, КС-комментирование. Эти КС, выделенные на широком текстовом материале, образуют систему, продуктивность применения которой обнаруживается по отношению к самым широким сферам речепроизводства, в том числе – по отношению к сфере учебного диалога.

Школа понимания и качество образования ЗНАНИЕПОНИМАНИЕ УБЕЖДЕНИЕ Факт АргументЦенность

УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ВНЕКОНТЕКСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОСПЕКТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ МОНОКОНТЕКСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ПОЛИКОНТЕКСТНОЕ ПОНИМАНИЕ

УРОВНИ ПОНИМАНИЯ