Ю. Троицкий ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Концептуальная рамка Концептуальной рамкой образования является концепция «СМЫСЛ ТЕКСТ», предполагающая создание образовательной среды, которая бы инициировала смыслополагание и текстопорождение у всех участников учебного коммуникативного события.
Приоритет коммуникации над информацией Глубоким заблуждением является распространенное представление, будто учебная информация составляет содержание урока, а коммуникация его форму. Учебная информация в большинстве своем не затрагивает сферу личного опыта ребенка; усвоение информации здесь по существу оказывается заучиванием языка взрослых языка соответствующей области науки или культуры, а на деле языка данной учебной дисциплины. В этом процессе внутренняя речь ребенка, оформляющая его опыт личностного присутствия в мире, практически остается не затронутой. Приоритет понимания над знанием Школьные знания, уровень которых доступен непосредственному контролю и оценке со стороны другого человека, суть набор некоторых усвоенных сознанием конвенций, социальных договоренностей, общезначимостей. Проверка знаний есть проверка репродуктивных возможностей мышления. Понимание же представляет собой перевод с общепринятого языка внешней речи на уникальный личностный код речи внутренней. Непосредственный контроль уровня понимания неосуществим, здесь возможен лишь косвенный, опосредованный контроль выявление креативных (творческих, порождающих) возможностей мышления. Приоритет диалога согласия над дискуссией «Несогласие, писал Бахтин, бедно и непродуктивно. Существеннее разногласие; оно, в сущности, тяготеет к согласию, в котором всегда сохраняется разность и неслиянность голосов. Согласие никогда не бывает механическим или логическим тождеством, это не эхо; за ним всегда преодолеваемая даль и сближение (но не слияние). Диалогическое согласие по природе своей свободно. Школа, работающая в модальности согласования позиций, реабилитирует знание перед релятивизмом мнений, делающим и сам диалог фактически избыточным. Однако культивируемое здесь знание это поисковое знание креативного мышления. Приоритеты коммуникативной дидактики:
Обработка информации СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛОК I (Homo quaerens) БЛОК II (Homo investigans) БЛОК III (Homo scribens) Добывание информации Получение предметных значений Эвристи- ческие стратегии Перевод предметных значений в личностные смыслы Исследовательские стратегии смыслополагания Описание новой информации Перевод новых смыслов в предмет- ные значения Риторические стратегии
Единицами измерения коммуникативного пространства выступают коммуникативные стратегии – определённые типы действий учащихся по достижению понимания в учебном диалоге. Коммуникативную стратегию (КС) можно определить как значимую для речевого поведения соотнесённость типа позиции в коммуникации и соответствующего способа выражения этой позиции при помощи слова (или другого знака). Типы КС различаются по отношению к четырём основным компонентам познавательного процесса Ядром диалога являются коммуникативные стратегии понимания. Основные речевые жанры: реплика версия Коммуникативные стратегии и речевые жанры Школы понимания знанию мнению убеждению пониманию
Коммуникативная личность Типы КС различаются по отношению к четырём основным компонентам познавательного процесса – знанию, пониманию, убеждению. Ядром диалога являются коммуникативные стратегии понимания; Основной репертуар составляют: КС-развитие, КС-толкование, КС-переоформление, КС- отрицание, КС-применение, КС-оценивание, КС- переопределение, КС-комментирование. Эти КС, выделенные на широком текстовом материале, образуют систему, продуктивность применения которой обнаруживается по отношению к самым широким сферам речепроизводства, в том числе – по отношению к сфере учебного диалога.
Школа понимания и качество образования ЗНАНИЕПОНИМАНИЕ УБЕЖДЕНИЕ Факт АргументЦенность
УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ВНЕКОНТЕКСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОСПЕКТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ МОНОКОНТЕКСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ПОЛИКОНТЕКСТНОЕ ПОНИМАНИЕ
УРОВНИ ПОНИМАНИЯ