РОЛЬ ОБЪЕКТНОЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ОТБОРА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ВРЕМЕННЫХ СМЕЩЕНИЙ ОБЪЕКТОВ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ПОРЯДКА СОБЫТИЙ Екатерина Печенкова Лаборатория.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВременнЫе смещения при восприятии порядка событий Екатерина Печенкова Семинар «Великая иллюзия сознания…», 24 сентября 2011 г.
Advertisements

Москва, 17 ноября 2004 г. ВРЕМЕННЫЕ СМЕЩЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ НЕСКОЛЬКИХ ОБЪЕКТОВ Екатерина Печенкова Московский государственный университет.
Восприятие порядка событий как продукт «сквозных» психических процессов Е.В. Печенкова МГУ им. М.В. Ломоносова Симпозиум памяти профессора Л.М.Веккера.
Временные смещения: возможности объяснения Екатерина Печенкова факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Исследование поддержано.
Этапы научного познания Наблюдение Исследовательский вопрос Формулировка гипотезы (предполагаемый ответ на исследовательский вопрос) Проведение эксперимента.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Постулаты СТО. Следствия, вытекающие из постулатов СТО Подготовила учитель физики Насипова А.А. МОУ «СОШ с. Козловка»
КАК НАПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ? Москвіна Наталя Олексіївна практичний психолог Маріупольська гімназія 2.
Технология обогащения зрительного опыта детей в соответствии: с характером особенностей развития и протекания процесса зрительного восприятия; с этапами,
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
Сравнительный анализ особенностей восприятия иррелевантной информации при визуальном предъявлении стимула в парадигме слепоты по невниманию Кувалдина М.Б.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РЕШЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ЗАДАЧИ Екатерина Печенкова Мария Фаликман The Virtual CogLab.
Роль подсказки-оператора в решении инсайтных задач Лифанова Светлана.
Развитие пространственного мышления на уроках географии.
Подготовила: Учитель физики МБОУ СОШ 20 г. Королев, Московская область Гуськова Наталья Алексеевна.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВНИМАНИЯ И.С. Уточкин
Лекция 3 1.Понятие образа 2.Проблема обучения распознаванию образов 3.Геометрический и структурный подходы 4.Гипотеза компактности 5.Обучение и самообучение.
Мир иллюзий Ближе и ближе…. Зрительные искажения.
Транксрипт:

РОЛЬ ОБЪЕКТНОЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ОТБОРА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ВРЕМЕННЫХ СМЕЩЕНИЙ ОБЪЕКТОВ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ПОРЯДКА СОБЫТИЙ Екатерина Печенкова Лаборатория «Восприятие» Факультета психологии Московского государственного университета Всероссийская школа-семинар «Психология познания: исследовательские традиции и новые подходы», 5 декабря 2005 г.

Временные смещения – явления искажения в восприятии порядка событий, разделенных кратким временным интервалом (до 500 мс ). Явление впервые описано в 1795 г. в обсерватории Гринвича. Пример: какое событие было одновременно с заданным? Событие 2 Событие 1Событие 3Событие 4Задано

Временные смещения – явления искажения в восприятии порядка событий, разделенных кратким временным интервалом (до 500 мс ). Пример: какое событие было одновременно с заданным? Событие 1 ОБЪЕКТИВНО Событие 3 Явление впервые описано в 1795 г. в обсерватории Гринвича.

Временные смещения – явления искажения в восприятии порядка событий, разделенных кратким временным интервалом (до 500 мс ). Пример: какое событие было одновременно с заданным? Событие 1 ВОСПРИНЯТО Событие 2 Явление впервые описано в 1795 г. в обсерватории Гринвича.

Объектная и пространственная основы отбора материала Данное явление традиционно связывается с переключением внимания человека от одного события к другому. Является ли такое переключение: последовательным отбором информации о двух объектах ? последовательным отбором информации о двух местах в пространстве ? согласно гипотезе об объектной природе зрительного внимания согласно гипотезе о пространственной природе зрительного внимания Теоретические представления х гг.

Гипотезы Из гипотезы об объектной природе зрительного внимания следует, что Из гипотезы о пространственной природе зрительного внимания следует, что человек успешнее определяет одновременность событий в задаче называния события, одновременного с данным, в том случае, когда оба события происходят с одним и тем же объектом человек успешнее определяет одновременность событий в задаче называния события, одновременного с данным, в том случае, когда оба события происходят в одной и той же области пространства (Holcombe, Cavanagh, 2001)

Эксперимент: план и стимуляция Ключевой признак и целевой элемент Относятся к одному объекту Относятся к разным объектам Совме- щены в прост- ранстве Разне- сены в прост- ранстве Holcombe, Cavanagh, 2001

Эксперимент: результаты Ключевой признак и целевой элемент Относятся к одному объекту Относятся к разным объектам Совме- щены в прост- ранстве Разне- сены в прост- ранстве Порог: 91 мс Порог: 161 мс Порог: 176 мс Порог: 178 мс При t=67 мс: 61% ответов При t=67 мс: 74% ответов При t=67 мс: 40% ответов При t=67 мс: 48% ответов

Выводы в качестве необходимого условия для возникновения временных смещений в задачах определения события, одновременного с заданным, может выступать как принадлежность ключевого и целевого события к разным объектам, так и разнесение этих событий в пространстве; определение одновременности событий требует отбора информации о событиях как на основе принадлежности их к одному объекту, так и по пространственному расположению; объектно-ориентированный отбор информации обеспечивает фокусировку на материале перцептивной задачи, требующей установления одновременности.

Спасибо за внимание!