Восприятие порядка событий как продукт «сквозных» психических процессов Е.В. Печенкова МГУ им. М.В. Ломоносова Симпозиум памяти профессора Л.М.Веккера.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВременнЫе смещения при восприятии порядка событий Екатерина Печенкова Семинар «Великая иллюзия сознания…», 24 сентября 2011 г.
Advertisements

Москва, 17 ноября 2004 г. ВРЕМЕННЫЕ СМЕЩЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ НЕСКОЛЬКИХ ОБЪЕКТОВ Екатерина Печенкова Московский государственный университет.
РОЛЬ ОБЪЕКТНОЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ОТБОРА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ВРЕМЕННЫХ СМЕЩЕНИЙ ОБЪЕКТОВ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ПОРЯДКА СОБЫТИЙ Екатерина Печенкова Лаборатория.
Временные смещения: возможности объяснения Екатерина Печенкова факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Исследование поддержано.
Влияние модальности сенсорного входа на распределение ошибок испытуемых при воспроизведении запомненных последовательностей движениями руки Боброва Е.В.,
Различия ВП у человека при предъявлении изображений незнакомых лиц и строений. Верхлютов В.М. Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН,
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РЕШЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ЗАДАЧИ Екатерина Печенкова Мария Фаликман The Virtual CogLab.
Психология и педагогика высшей школы Лекция 1 Преподаватель: к.психол.н. Романова Екатерина Александровна.
The Theory of Event Coding: интеграция признаков и файлы событий Осокина Евгения, стажер - исследователь НУГ когнитивной психофизиологии.
Роль подсказки-оператора в решении инсайтных задач Лифанова Светлана.
М.В. Фаликман Е.В. Печенкова Зрительный поиск в пространстве и времени Вторые общепсихологические чтения Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова Исследование поддержано.
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
Сравнительный анализ особенностей восприятия иррелевантной информации при визуальном предъявлении стимула в парадигме слепоты по невниманию Кувалдина М.Б.
Как человек познает МИР ? Группа 7361 – Бакалавры педагогики Великий Новгород 2008.
Шеремет Н. В. Учитель начальных классов. - внимание - память - восприятие - воображение - мышление.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВНИМАНИЯ И.С. Уточкин
Классификация памяти Классификация памяти производится на основе следующих критериев: по длительности хранения информации, в зависимости от типа информации,
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Внимание и деятельность: двадцать лет спустя М.В. Фаликман Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова РГГУ, 17 ноября 2004 г. Исследование поддержано.
Транксрипт:

Восприятие порядка событий как продукт «сквозных» психических процессов Е.В. Печенкова МГУ им. М.В. Ломоносова Симпозиум памяти профессора Л.М.Веккера Санкт-Петербург, октября 2008 г.

Восприятие времени время самостоятельный объект отражения; для восприятия времени у человека не существует специализированных анализаторных систем; восприятие длительности и порядка событий объясняются через продолжительность физиологических процессов, связанных с возникновением образа. Альтернативная концепция, предложенная Л.М. Веккером психическое время – необходимый компонент психических процессов; «сквозные» психические процессы (память, внимание, воображение, речь) связаны с психическим временем. Традиционная концепция

Традиционные аспекты восприятия времени: восприятие длительности, восприятие порядка, психологическая временная перспектива.

искажения в восприятии порядка событий ВременнЫе смещения: одновременные события кажутся последовательными, последовательные – одновременными или произошедшими в другом порядке (перестановки событий во времени). Интервал между стимулами: до 500 мс DEMO

Показано Видно P G D M t P D G M t перестановка Эффект дефицита отчета о середине ряда (Holcombe et al., 2001) Метод: быстрое последовательное предъявление зрительных стимулов (БППЗС)

Рассматривается связь перестановок событий во времени с вниманием и кратковременной памятью. Переориентация современных исследований в сторону альтернативной концепции Порядок событий при БППЗС хранится в зрительной кратковременной памяти, но предопределяется на входе в нее (Reeves & Sperling, 1986): Различная степень внимания к событиям при кодировании в КП Различная активация следов зрительной КП о событиях Воспринимаемый порядок событий

Воспринимаемый порядок зрительных событий определяется непосредственно в зрительной кратковременной памяти. Гипотеза нашего исследования Перечень факторов, определяющих воспринимаемый порядок зрительных событий, не ограничивается интенсивностью внимания к этим событиям.

Эксперимент I: влияние задачи t 3 2 … … Задача 1: назвать первую белую цифру Задача 2: назвать вторую белую цифру Задача 3: назвать обе белые цифры по порядку

Эксперимент I: результаты **

Эксперимент I: дополнительные результаты ***

Эксперимент II: влияние перцептивного контекста t 3 2 … … Задача: Назвать первую белую цифру Изменение яркости, не осознаваемое испытуемыми

Эксперимент II: результаты **

RAPID SERIAL t Б A Ф С Х Т И Щ М Ь Ю Эксперимент III: влияние схем СТИХ ХСТИ ИЛИ… Reeves & Sperling, 1986

Влияние схемы слова: результаты

Выводы Воспринимаемый порядок событий является продуктом интеграции информации непосредственно в зрительной кратковременной памяти, а не предопределен на стадии кодирования в нее.

«восприятие времени невозможно исследовать без учета памяти, которая органически включена в процесс воспроизведения времени» (Л.М. Веккер, 1998, с. 544)

Выводы Воспринимаемый порядок событий является продуктом интеграции информации непосредственно в зрительной кратковременной памяти, а не предопределен на стадии кодирования в нее. Таким образом, восприятие порядка событий, следующих друг за другом в пределах кратких временных интервалов, является продуктом интеграции разноуровневых психических процессов.

Спасибо за внимание!