Доц. Мартыненко Т.В. Лекция1 по курсу государственное регулирование экономики «Модели взаимоотношений экономики и государства. Особенности национальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили: Маркова Е.С. ГУБ-41 Кистанова В.И. ГУБ-43 Федоров Д.Я. ГУБ-41.
Advertisements

Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
Уровень жизни – важнейший показатель и результат экономической жизни общества Как добиться высокого уровня развития и процветания? Уровень жизни – степень.
ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО СТРУКТУРА Цель лекции: выявить объективные причины появления и условия существования рыночной экономики, ее основные черты,
Презентация по предмету: «Региональная экономика и управление» на тему: «Основные угрозы экономической безопасности.» 2011.
Р Ы Н О К Витебский государственный профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
1. Современный этап мирового развития 2. Глобализация – характеристика современного мира 3. Глобальные проблемы современности Противоречивость и целостность.
Презентация учителя обществознания МОУ «Одесская СОШ 2» Бородавкиной Ирины Александровны.
Презентация учителя обществознания МОУ «Одесская СОШ 2» Бородавкиной Ирины Александровны.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Понятие, назначение и состав государственной политики
Экономика и государство. Экономические функции государства Рыночная экономика Условие эффективности: Активная регулирующая роль государства Конкретные.
Презентация учителя обществознания МОУ «Одесская СОШ 2» Бородавкиной Ирины Александровны.
ТЕМА 1. C УЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Кафедра: «Экономика » Предмет: экономика социальной сферы Лектор: ст.преп. Керимова Т.Г.
Роль экономики в жизни общества 11 класс 7-9 уроки профиль.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Основные цели Основные цели инвестиционной системы муниципального образования Создание условий для экономического роста муниципального образования и увеличения.
Транксрипт:

Доц. Мартыненко Т.В. Лекция1 по курсу государственное регулирование экономики «Модели взаимоотношений экономики и государства. Особенности национальной экономики как объекта ГРЭ»

Вопросы лекции 1.Модели взаимоотношений экономики и государства. 2.Сущность и цели государственного регулирования экономики. 3. Необходимость и принципы ГРЭ. 4.Особенности экономики РФ как объекта ГРЭ.

Концепции государства: 1.Теория договора. Г.Гроций ( ), Б.Спиноза ( ), Т.Гоббс ( ), Дж.Локк ( ), Ж-Ж.Руссо ( ). Государственная власть – результат объединения людей, заключивших между собой договор; идея божественного происхождения отвергается, так как государство и право – это продукты воли и деятельности людей. 2. марксистская концепция. К.Маркс ( ), Ф.Энгельс ( ), В.И.Ленин ( ). Главные причины возникновения государства и права видели в сфере экономики, в разделении общества на богатых и бедных; рабов и эксплуататоров. Считают государство результатом имущественного расслоения ; непримиримость классовых противоречий. После ликвидации эксплуататорских классов отпадет необходимость в государстве. Подчеркивается классовая сущность государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса. традиционными функциями государства считается: обеспечение и защита прав собственности и свободы предпринимательства; обеспечение и защита прав собственности и свободы предпринимательства; организация общественных работ; организация общественных работ; обеспечение экономики деньгами; обеспечение экономики деньгами; обеспечение взаимосвязи с заграницей и поддержание платежного баланса страны. на всепроникающей власти государства; наличие единого властного центра все планирующего и предписывающего; произошло расширение функций государства: перераспределение доходов (через общественные фонды потребления в социалистических странах перераспределялось до 1/3 доходов); Государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров. Говорить о регулировании не приходится : некого регулировать. Влияние на экономику:

Концепции государства: 3. Теологическая теория. Философ и богослов Фома Аквинский ( гг.), Августин Блаженный. Бог сотворил мир, он сотворил и государство, и законы, следовательно государственная власть вечна и незыблема, а государственный правитель – помазанник божий. 4. Теория социального рыночного государства. Базовыми положениями социального государства можно считать: разделение власти и собственности; высокий уровень социальной ответственности бизнеса и государства. 4. Теория социального рыночного государства. Базовыми положениями социального государства можно считать: разделение власти и собственности; высокий уровень социальной ответственности бизнеса и государства. В основе этой концепции лежит понимание экономики не как замкнутой системы, а неразрывная ее связь с социальными отношениями, политикой и идеологией. В основе этой концепции лежит понимание экономики не как замкнутой системы, а неразрывная ее связь с социальными отношениями, политикой и идеологией. есть только две абсолютные, вечные и священные ценности БОГ и Человек, все же остальное, в том числе и государство, во-первых, ограничено по самой своей природе, по принадлежности до конца только «сему миру», а, во-вторых, является благом лишь в ту меру, в какую служит Божьему замыслу о человеке». появляются уже социальные функции: достижение макроэкономической стабильности; поддержание уровня занятости; стабилизация цен и борьба с инфляцией; борьба с монополизмом; поддержка отдельных приоритетных отраслей; социальная защита населения; регулирование доходов с целью уменьшения социального неравенства; проведение региональной политики с целью уменьшения диспропорциональности территориального развития. Основой для расширения социальных функций государства послужила концепция общественных благ. появляются уже социальные функции: достижение макроэкономической стабильности; поддержание уровня занятости; стабилизация цен и борьба с инфляцией; борьба с монополизмом; поддержка отдельных приоритетных отраслей; социальная защита населения; регулирование доходов с целью уменьшения социального неравенства; проведение региональной политики с целью уменьшения диспропорциональности территориального развития. Основой для расширения социальных функций государства послужила концепция общественных благ. Влияние на экономику:

Концепции государства: 5. концепция сервисного государства, оказывающего услуги населению. Стала широко рекламироваться в США при президенте Клинтоне вице- президентом А.Гором. 6. происходит разрушение иерархических связей, усиливаются горизонтальные связи между ведомствами; центр тяжести при принятии решений переносится на региональный и местный уровни; служащим предоставляется большая самостоятельность при усилении ответственности. Фактически происходит внедрение принципов корпоративного управления в государственные структуры. Современные подходы к государству еще больше расширяют его функции: поддержание экономического роста с помощью бюджетных расходов; увеличение конкурентоспособности страны и создание для этого правовой и институциональной среды; координация деятельности хозяйствующих субъектов; стимулирование спроса в наукоемких отраслях через систему государственных заказов; государственное субсидирование и дотации сельскому хозяйству; поддержка фундаментальной науки; направленность государственных программ на конкретные отрасли и регионы; решение экологических проблем и энергетической безопасности; проблемы демографии.[1] Современные подходы к государству еще больше расширяют его функции: поддержание экономического роста с помощью бюджетных расходов; увеличение конкурентоспособности страны и создание для этого правовой и институциональной среды; координация деятельности хозяйствующих субъектов; стимулирование спроса в наукоемких отраслях через систему государственных заказов; государственное субсидирование и дотации сельскому хозяйству; поддержка фундаментальной науки; направленность государственных программ на конкретные отрасли и регионы; решение экологических проблем и энергетической безопасности; проблемы демографии.[1][1] [1] В.Клавдиенко. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт)//Проблемы теории и практики управления С [1] В.Клавдиенко. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт)//Проблемы теории и практики управления С [1] Влияние на экономику:

Альтернативная концепция российского государства на базе консервативной традиции Своеобразную концепцию государства, основанную на преемственности национальных традиций, предлагают представители «Русской доктрины», созданной коллективом авторов и экспертов под эгидой центра динамического консерватизма.[1] Максим Калашников рекомендует Русская доктрина. М. «Яуза-пресс» [1] Основные идеи данной концепции – это восстановление традиционного для России понимания природы государства как самодержавия, понимаемого прежде всего как «Верховная Власть, покоящаяся на собственной силе» (правовед П.Е.Казанский). Речь идет прежде всего о независимости от внешних иностранных влияний и олигархических группировок. Главная цель такого государства – это служение нации, Отечеству.

Его главные составляющие : духовная суверенность; социальная справедливость; сохранение традиции и преемственности; идея чести державы; имперская система ценностей; Россия как собирательница земель и народов; развитие истинной народной, а не формальной демократии ( прежде всего через референдумы и систему сословного представительства; власть, основанная на авторитете и оптимальном сочетании демократии, автократии и аристократии; права и возможности власти подкрепляются реальной ответственностью. Для подкрепления непосредственной демократии предлагается система, при которой ключевые политические решения принимаются всенародным обсуждением (возрастает роль референдумов), а также объединениями граждан – советами, имеющими «право обсуждать и открытым или закрытым голосованием выносить решения по важнейшим вопросам.»; другим элементом является институт народных защитников (подобных древнеримским трибунам), обладающим право вето на решения любых органов власти, нарушающих права гражданина; следующий принцип – «это принцип компетенции тех общественных групп, которые оказывают реальное квалифицированное влияние на общественное управление»; принцип единоначалия, проявляющийся в том, что Глава Государства является признанным национальным лидером.[1] [1] Там же. С духовная суверенность; социальная справедливость; сохранение традиции и преемственности; идея чести державы; имперская система ценностей; Россия как собирательница земель и народов; развитие истинной народной, а не формальной демократии ( прежде всего через референдумы и систему сословного представительства; власть, основанная на авторитете и оптимальном сочетании демократии, автократии и аристократии; права и возможности власти подкрепляются реальной ответственностью. Для подкрепления непосредственной демократии предлагается система, при которой ключевые политические решения принимаются всенародным обсуждением (возрастает роль референдумов), а также объединениями граждан – советами, имеющими «право обсуждать и открытым или закрытым голосованием выносить решения по важнейшим вопросам.»; другим элементом является институт народных защитников (подобных древнеримским трибунам), обладающим право вето на решения любых органов власти, нарушающих права гражданина; следующий принцип – «это принцип компетенции тех общественных групп, которые оказывают реальное квалифицированное влияние на общественное управление»; принцип единоначалия, проявляющийся в том, что Глава Государства является признанным национальным лидером.[1] [1] Там же. С [1]

2. Сущность грэ Государство в любой экономической системе выступает в следующих качествах: 1) как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и воздействующая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов; 2) как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования, и 3) как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами права собственности. Государственное регулирование экономики включает в себя: Государство в любой экономической системе выступает в следующих качествах: 1) как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и воздействующая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов; 2) как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования, и 3) как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами права собственности. Государственное регулирование экономики включает в себя: - регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов (кодекс) для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности; - регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов (кодекс) для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности; - формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения; - формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения; - выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации.[1] - выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации.[1][1] [1] Кириченко В. Уточнение ориентиров экономических реформ. //Экономист [1] Кириченко В. Уточнение ориентиров экономических реформ. //Экономист [1]

Государственное регулирование и власть Государственное регулирование – это применение государством власти над экономикой. Государственное регулирование – это применение государством власти над экономикой. «…суть власти состоит в праве и способности владеть, пользоваться и распоряжаться теми совокупными ресурсами, которые создают объединяемые данным видом власти люди и результаты их труда.» Вся сила власти в доступе к ресурсам. Следовательно, борьба за ресурсы – это борьба за власть. (Г.В.Атаманчук. управление: сущность, ценность, эффективность.М. Культура. Академический проект С.43) «…суть власти состоит в праве и способности владеть, пользоваться и распоряжаться теми совокупными ресурсами, которые создают объединяемые данным видом власти люди и результаты их труда.» Вся сила власти в доступе к ресурсам. Следовательно, борьба за ресурсы – это борьба за власть. (Г.В.Атаманчук. управление: сущность, ценность, эффективность.М. Культура. Академический проект С.43) Ресурсы власти: люди, материальные ценности, духовные ценности, право, финансы, информация и связь (вся инфраструктура), аппарат власти. (там же. С.43) Ресурсы власти: люди, материальные ценности, духовные ценности, право, финансы, информация и связь (вся инфраструктура), аппарат власти. (там же. С.43)

Цели государственного регулирования экономики: Это вопрос прежде всего об идеалах и ценностях власти. Единственной целью власти является управление жизнедеятельностью людей: сохранение целостности общества, государства; самореализация человека; реализация в правовых формах потребностей, интересов идеалов и ценностей людей. Субъекты власти постоянно стоят перед выбором как употребить власть для себя (собственное обогащение) или для общества, которым они управляют? (С.45-46) Это вопрос прежде всего об идеалах и ценностях власти. Единственной целью власти является управление жизнедеятельностью людей: сохранение целостности общества, государства; самореализация человека; реализация в правовых формах потребностей, интересов идеалов и ценностей людей. Субъекты власти постоянно стоят перед выбором как употребить власть для себя (собственное обогащение) или для общества, которым они управляют? (С.45-46)

От чего зависят цели государственного регулирования? 1. От идеологии и мировоззрения управляющих субъектов (личностный фактор). 2. От общественного строя, конкретной экономической ситуации, уровня развития страны. 3.От уровня экономического мышления в стране(мировоззрение управляемых объектов). 1. От идеологии и мировоззрения управляющих субъектов (личностный фактор). 2. От общественного строя, конкретной экономической ситуации, уровня развития страны. 3.От уровня экономического мышления в стране(мировоззрение управляемых объектов). 4. От избранной концепции ГРЭ. 4. От избранной концепции ГРЭ.

Цели ГРЭ в 2008г.: Управление развитием, включая формирование национальных институтов развития и масштабного государственно-частного партнерства. Управление развитием, включая формирование национальных институтов развития и масштабного государственно-частного партнерства. Переход от стратегии управления затратами к стратегии проектного управления результатами. Переход от стратегии управления затратами к стратегии проектного управления результатами.

Цели, связанные с повышением уровня и качества жизни: повышение рождаемости и средней продолжительности жизни; повышение рождаемости и средней продолжительности жизни; переход от эмиграции интеллектуалов к их иммиграции; переход от эмиграции интеллектуалов к их иммиграции; снижение дифференциации доходов; снижение дифференциации доходов; обеспечение личной безопасности граждан и сокращение преступности; обеспечение личной безопасности граждан и сокращение преступности; поддержание высоких стандартов образования и здравоохранения для всех граждан; поддержание высоких стандартов образования и здравоохранения для всех граждан; возврат к трудовой мотивации в обществе; возврат к трудовой мотивации в обществе; создание благоприятной морально- психологической ситуации в обществе. (Л.Григорьев,В.Тамбовцев.Модернизация через коалиции.Вопросы экономики с59.) создание благоприятной морально- психологической ситуации в обществе. (Л.Григорьев,В.Тамбовцев.Модернизация через коалиции.Вопросы экономики с59.)

3. Необходимость ГРЭ в России: 1-я группа факторов: несовершенство конкуренции, проявляющееся в тенденции к монополизации рыков; 1-я группа факторов: несовершенство конкуренции, проявляющееся в тенденции к монополизации рыков; наличие внешних отрицательных эффектов, таких как загрязнение окружающей среды, несовершенство и неравный доступ различных рыночных субъектов к информации; наличие внешних отрицательных эффектов, таких как загрязнение окружающей среды, несовершенство и неравный доступ различных рыночных субъектов к информации; неспособность рынка обеспечить граждан общественными товарами (содержание армии, организация управления и внутренней безопасности, образование, медицина, наука, культура); неспособность рынка обеспечить граждан общественными товарами (содержание армии, организация управления и внутренней безопасности, образование, медицина, наука, культура); дифференциация доходов сверх разумной нормы, приводящая к социальной напряженности; дифференциация доходов сверх разумной нормы, приводящая к социальной напряженности; наличие членов общества не имеющих средств к существованию (инвалиды, пенсионеры, дети); наличие членов общества не имеющих средств к существованию (инвалиды, пенсионеры, дети); безработица и инфляция; наличие фундаментальной науки, дающей отдачу через много лет; безработица и инфляция; наличие фундаментальной науки, дающей отдачу через много лет; необходимость содержания и развития отраслей инфраструктуры, требующих больших капиталовложений и обеспечивающих общие условия функционирования экономики, но не приносящих больших доходов; необходимость содержания и развития отраслей инфраструктуры, требующих больших капиталовложений и обеспечивающих общие условия функционирования экономики, но не приносящих больших доходов; становлением новых отраслей экономики, которые вначале обычно малорентабельны; становлением новых отраслей экономики, которые вначале обычно малорентабельны; необходимость контроля за использованием природных ресурсов; необходимость контроля за использованием природных ресурсов; контроль за исполнением государственных стандартов и качеством товаров; контроль за исполнением государственных стандартов и качеством товаров; Контроль за использованием земельных ресурсов и строительством; Контроль за использованием земельных ресурсов и строительством; обеспечение экономики денежной массой и установление процентных ставок; необходимость в координации частно-государственных проектов. обеспечение экономики денежной массой и установление процентных ставок; необходимость в координации частно-государственных проектов.

2-я группа факторов: связана с переходным характером экономики: связана с переходным характером экономики: неустойчивость развития и его многовариантность; неустойчивость развития и его многовариантность; кризисное состояние экономики; кризисное состояние экономики; смена технологических и экономических укладов; смена технологических и экономических укладов; структурные сдвиги в экономике. структурные сдвиги в экономике.

3-я группа факторов: связана с процессом глобализации экономики: связана с процессом глобализации экономики: происходят изменения в положении стран в международном разделении труда; происходят изменения в положении стран в международном разделении труда; формируются и распадаются интеграционные группировки; формируются и распадаются интеграционные группировки; происходит разрыв кооперационных связей и уход с освоенных рынков; происходит разрыв кооперационных связей и уход с освоенных рынков; возрастает конкурентная борьба за лидерство на мировом рынке; возрастает конкурентная борьба за лидерство на мировом рынке; истощение природных ресурсов и невиданные темпы роста приводят к обострению борьбы за ресурсы (минеральное сырье, энергетические ресурсы, лесные и биоресурсы, чистая вода); истощение природных ресурсов и невиданные темпы роста приводят к обострению борьбы за ресурсы (минеральное сырье, энергетические ресурсы, лесные и биоресурсы, чистая вода); усиливается проникновение транснациональных корпораций на национальные рынки государств с переходной экономикой и возникновением угрозы вытеснения национальных товаропроизводителей. усиливается проникновение транснациональных корпораций на национальные рынки государств с переходной экономикой и возникновением угрозы вытеснения национальных товаропроизводителей.

Принципы ГРЭ: Воздействие государства на социально- экономические отношения должно опираться на научно-обоснованные принципы. Воздействие государства на социально- экономические отношения должно опираться на научно-обоснованные принципы. Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. Суть экономических принципов выражается в том, что они представляют собой руководящие положения, основные начала экономики, выражают объективные закономерности ее развития, отражают тенденции развития общества. Принципы всегда действуют в рамках конкретной экономической системы. Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. Суть экономических принципов выражается в том, что они представляют собой руководящие положения, основные начала экономики, выражают объективные закономерности ее развития, отражают тенденции развития общества. Принципы всегда действуют в рамках конкретной экономической системы.

Основные принципы: 1.Принцип научности – государственное регулирование необходимо базировать на тщательно проработанной научной основе, при обеспечении системного подхода и интеграции наук. 2.Принцип государственности – национально-государственные интересы страны должны лежать в основе госрегулирования. 3.Принцип социальности – улучшение состояния социальной сферы, повышение жизненного уровня населения, усиление социальной защищенности нуждающихся в этом его слоев. 4.Принцип стабильности - необходимо разрабатывать концепцию социально – экономического развития страны и все виды экономической политики государства на длительную перспективу. 5.Духовно-нравственный подход – все, что противоречит человеческому духу должно быть исключено из хозяйственной практики страны (загрязнение окружающей страны, сверхурбанизация, отсутствие трудовой мотивации и др.) 6.Принцип народнохозяйственной оптимальности - нужно стремиться к такой ситуации, в которой взаимодействие всего множества предприятий давало бы наибольший синергетический эффект в масштабе народного хозяйства. 7.Принцип открытости – госрегулирование должно носить прозрачный, открытый характер, его общий курс и конкретные мероприятия должны разъясняться руководителями государства народу, оно должно подлежать контролю общественности. 8. Принцип системности - система государственного регулирования рассматривается как единое целое. 9.Принцип учета внешней среды. Он позволяет учитывать воздействие факторов внешней среды.

4. Особенности национальной экономики как объекта ГРЭ. национальная экономика есть многомерная система. Исследование ее природы и закономерностей требует декомпозиции – выделения подсистем. На развитие национальной экономики оказывают - влияние различные факторы, как внутренние, так и внешние: национальная экономика есть многомерная система. Исследование ее природы и закономерностей требует декомпозиции – выделения подсистем. На развитие национальной экономики оказывают - влияние различные факторы, как внутренние, так и внешние: - международное разделение труда, формирующее определенный профиль национальной экономики; - международное разделение труда, формирующее определенный профиль национальной экономики; - место и роль страны на мировом рынке; - место и роль страны на мировом рынке; - рыночная конъюнктура; - рыночная конъюнктура; - емкость и уровень монополизации рынков; - емкость и уровень монополизации рынков; - уровень развития производительных сил страны; - уровень развития производительных сил страны; - темпы внедрения НТП в производство; - темпы внедрения НТП в производство; - качество и количество природных, производственных и трудовых ресурсов; - качество и количество природных, производственных и трудовых ресурсов; - инфраструктурная обеспеченность страны; - инфраструктурная обеспеченность страны; - пространственные и природно-климатические условия; - пространственные и природно-климатические условия; - уровень и равномерность регионального развития; - уровень и равномерность регионального развития; - особенности и традиции государственной власти и склонность к централизации. - особенности и традиции государственной власти и склонность к централизации.

Особенности экономики РФ как объекта ГРЭ: огромная территория, суровый климат, низкая плотность населения, удачное геополитическое пространство (граничит с 16 государствами, являясь транзитным путем между Востоком и Западом);богатейшие природные ресурсы - занимает второе место в мире по добыче редкоземельных металлов (платина и палладий); крупнейший производитель алмазов, 45% лесных массивов принадлежит России, но почти не перерабатываем лес (на нашем лесе поднялась бумажная и лесоперерабатывающая промышленность Финляндии, выпускаем в 5 раз бумаги меньше Финляндии);высокие энергозатраты и в целом издержки производства - добыча основной массы ресурсов требует больших затрат труда и капитала (Север и Сибирь); огромные расстояния между центрами добычи и переработки, что повышает издержки из-за транспортных расходов; недооценка научно- исследовательского и инновационного секторов. огромная территория, суровый климат, низкая плотность населения, удачное геополитическое пространство (граничит с 16 государствами, являясь транзитным путем между Востоком и Западом);богатейшие природные ресурсы - занимает второе место в мире по добыче редкоземельных металлов (платина и палладий); крупнейший производитель алмазов, 45% лесных массивов принадлежит России, но почти не перерабатываем лес (на нашем лесе поднялась бумажная и лесоперерабатывающая промышленность Финляндии, выпускаем в 5 раз бумаги меньше Финляндии);высокие энергозатраты и в целом издержки производства - добыча основной массы ресурсов требует больших затрат труда и капитала (Север и Сибирь); огромные расстояния между центрами добычи и переработки, что повышает издержки из-за транспортных расходов; недооценка научно- исследовательского и инновационного секторов.

Что нужно учитывать при ГРЭ в РФ: Реальные геополитические условия как результат истории; Реальные геополитические условия как результат истории; Богатейшие природные богатства; Богатейшие природные богатства; Знать объективные условия своей жизнедеятельности и уже под них подбирать новации (географические, природно-климатические, коммуникации). Нужно понимать, что в России именно по этим причинам нельзя создать образ жизни, сравнимый со странами Срединоземноморья или Атлантики; Знать объективные условия своей жизнедеятельности и уже под них подбирать новации (географические, природно-климатические, коммуникации). Нужно понимать, что в России именно по этим причинам нельзя создать образ жизни, сравнимый со странами Срединоземноморья или Атлантики; Естественно-общественные формы жизнедеятельности (структура, механизмы и технологии труда и быта, типы поселений. технологии земледелия, традиции, обычаи и менталитет). Естественно-общественные формы жизнедеятельности (структура, механизмы и технологии труда и быта, типы поселений. технологии земледелия, традиции, обычаи и менталитет). Соотношение национальной самобытности и заимствования, а для этого нужно знать и изучать достижения всего человечества. Соотношение национальной самобытности и заимствования, а для этого нужно знать и изучать достижения всего человечества. Учет культурно-исторического наследия и накопленного национального богатства. В России у нему относятся: вече, собор, казачий круг, дума, артель, община; Учет культурно-исторического наследия и накопленного национального богатства. В России у нему относятся: вече, собор, казачий круг, дума, артель, община; коллективистские начала в противовес западному индивидуализму; коллективистские начала в противовес западному индивидуализму; Имеющуюся на сегодняшний дел материальную базу страны.; Имеющуюся на сегодняшний дел материальную базу страны.; Социальную сферу общества и социальную инфраструктуру; Социальную сферу общества и социальную инфраструктуру; Духовную культуру общества; Духовную культуру общества; Научно-технический прогресс; Научно-технический прогресс; Состояние и развитость субъективного фактора, в котором аккумулируется исторический опыт людей. Состояние и развитость субъективного фактора, в котором аккумулируется исторический опыт людей.