И.В. Абанкина - Директор Института развития образования НИУ ВШЭ, профессор Экономическая деятельность в сфере образования в проекте федерального закона.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономическая деятельность в сфере образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Advertisements

И.В. Абанкина - Директор Института развития образования НИУ ВШЭ, профессор Экономическая деятельность в сфере образования в проекте федерального закона.
И.В. Абанкина - Директор Института развития образования НИУ ВШЭ, профессор Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: социальный.
Заместитель начальника Департамента образования О.Г. Антонова Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
И.В. Абанкина - Директор Института развития образования НИУ ВШЭ, профессор Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», версия 3.0.
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Правой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников. Гарантии их реализации. Выполнила: Габидуллина А.И.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Поручение президента российской федерации 19 апреля 2011 г. … Дискуссию продолжайте, но при этом, конечно, у нас есть уже ключевые параметры законопроекта,
Выступление директора школы Константиновой Г.Х. 01 ноября 2011 года.
Доклад Вялых Валентины Алексеевны, руководителя отдела образования и молодежной политики администрации городского округа – город Нововоронеж.
2012 год Секретарь Профсоюза – заведующий правовым отделом Авдеенко М.В.
КОМПЕТЕНЦИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ). ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ.
Основные положения проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации Проект нового Федерального Закона «Об образовании»
I форум учителей сельских школ в Смоленской области «Современная сельская школа: проблемы и перспективы развития» Роль Профсоюза в разработке проекта федерального.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Малунова. Г.С. д.п.н. профессор.
273-ФЗ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Финансирование системы образования Высшая школа экономики, Москва, 2013.
Транксрипт:

И.В. Абанкина - Директор Института развития образования НИУ ВШЭ, профессор Экономическая деятельность в сфере образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Принципы экономической деятельности в сфере образования Экономическая деятельность в сфере образования основывается на принципах: 1) признания равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность 2) признания свободы граждан в принятии решения о получении образования соответствующего уровня и направленности, в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, лица, ведущего индивидуальную педагогическую деятельность, образовательной программы, формы обучения 3) обеспечения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, лицами, ведущими индивидуальную педагогическую деятельность, открытости, общедоступности и полноты информации о ведущейся ими образовательной деятельности для потребителей образовательных услуг Глава 13. Статья 101.

рынок Баланс социальной ответственности и эффективности Социальные гарантии Эффективность учредители КУ Негосударственные учебные заведения БУ, АУ содержание по смете на реализацию социальных гарантий спрос на образовательные услуги со стороны потребителя спрос на образовательные услуги со стороны потребителя задания на услуги (работы) и контракты на основе открытого конкурса задания на предоставление услуг, выполнение работ

Новые механизмы финансирования услуг Предоставление государственных услуг СТАНДАРТЫ государственных услуг РЕГЛАМЕНТЫ предоставления государственных услуг требования к качеству и доступности услуг контроль мониторинг принятие решений обратная связь

МЕХАНИЗМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ Категории расходовМеханизмы финансирования Расходы на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным заданием Предоставление субсидий на возмещение нормативных затрат в связи с выполнением государственного задания Расходы на строительство, реконструкциюПредоставление бюджетных инвестиций Расходы на: капитальный ремонт разовые закупки оборудования расходы на реализацию национальных проектов иные расходы разового характера Предоставление иных целевых субсидий Расходы бюджетных и автономных учреждений на осуществление социальных выплат Осуществление расходов на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме

Р азвитие государственного и негосударственного секторов в образовании Позволит Обеспечит Стимулирует Осуществить экономическую реструктуризацию рынка образовательных услуг Обеспечить равный доступ к бюджетным ресурсам Перейти от управления затратами к управлению результатами Сокращение неэффективных обязательств государства Переход от ценовой конкуренции к конкуренции по качеству образовательных программ Отбраковку слабых образовательных программ Развитие конкурентоспособных образовательных программ Повышение финансово-экономической самостоятельности и ответственности учебных заведений Внедрение новых механизмов финансирования

Точки опоры креативности в меняющемся глобальном мире: В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, если образование данного уровня получается впервые…В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, если образование данного уровня получается впервые… Российская Федерация оказывает содействие лицам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством создания и (или) поддержки специализированных образовательных организаций, предоставления им специальных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом;Российская Федерация оказывает содействие лицам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством создания и (или) поддержки специализированных образовательных организаций, предоставления им специальных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом; полностью или частично несет расходы на содержание лиц, нуждающихся в социальной поддержке в период получения ими образования.полностью или частично несет расходы на содержание лиц, нуждающихся в социальной поддержке в период получения ими образования. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации Статья 5.

. Основные права и меры социальной поддержки обучающихся Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) полное государственное обеспечение, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации; 2) обеспечение местами в общежитиях в порядке, установленном законодательством об образовании; 3) транспортное обеспечение в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации; 4) стипендии, материальная помощь и другие денежные выплаты, предусмотренные законодательством об образовании; 5) предоставление в установленном порядке образовательного кредита. Переход с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования Статьи 34-40

Правовой статус педагогических работников Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии и компенсации: право на сокращенную продолжительность рабочего времени; право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы; право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; предоставление нуждающимся в жилых помещениях вне очереди жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в пределах соответствующей нормы предоставления жилых помещений; иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Статья 48, пункт 6

Размер заработной платы педагогического работника Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация. Статья 48, пункт 8

Возмещение расходов педагогическим работникам 10. Педагогическим работникам возмещаются расходы, связанные с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности книгоиздательской продукции и периодических изданий. 11. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. 13. В целях стимулирования педагогической деятельности, развития творческого и профессионального потенциала педагогических работников органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут разрабатывать специальные механизмы поддержки педагогических работников, в том числе устанавливать специальные денежные поощрения для педагогических работников, достигших успехов в выявлении и подготовке граждан, проявивших выдающиеся способности, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 14. Для привлечения выпускников образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам, в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 48

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников 1. Педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю деятельности педагогического работника не реже одного раза в пять лет. 3. Финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников осуществляется за счет средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях. Статья 51

Финансовое обеспечение образовательной деятельности Финансовое обеспечение образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основе нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, размер которых должен обеспечивать государственные гарантии на получение гражданами образования. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности определяются по каждому уровню образования, виду и направленности образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, иных особенностей организации образовательного процесса в расчете на одного обучающегося. Для образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и отнесенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации к малокомплектным и (или) сельским, норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения его деятельности за счет средств учредителя. Статья 102

Дошкольное образование Статья 8 Дошкольное образование Присмотр и уход Софинансирование по аналогии с общим образованием Ограничения родительской платы Бюджет субъекта + Бюджет муниципалитета Бюджет + средства семей Повышение ресурсного обеспечения дошкольного образования Разделение на образовательные услуги и услуги по присмотру и уходу

Финансирование программ развития Для модернизации материально-технической базы, развития кадрового потенциала, обновления содержания образовательных программ, развития и проведения научных исследований и для решения иных задач, обеспечивающих повышение качества предоставляемого образования, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться на конкурсной основе финансирование программ развития государственных и муниципальных образовательных организаций. Финансирование программ развития государственных и муниципальных образовательных организаций предусматривается соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Орган государственной власти (орган местного самоуправления), выполняющий функции и полномочия учредителя государственных или муниципальных образовательных организаций, определяет требования к программе развития подведомственных ему образовательных организаций, учреждает комиссию по оценке и отбору проектов программ развития и утверждает регламент деятельности комиссии, организует проведение контроля за реализацией программ развития. Статья 102

Образовательное кредитование 1. Образовательные кредиты предоставляются гражданам, поступившим в образовательную организацию для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми. 2. Образовательные кредиты могут быть направлены на оплату обучения в образовательной организации в размере стоимости обучения (основной образовательный кредит) и (или) на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и другие бытовые нужды в период обучения (сопутствующий образовательный кредит). 3. Основной образовательный кредит предоставляется гражданам, которые полностью или частично оплачивают свое обучение в образовательной организации. Сопутствующий образовательный кредит может предоставляться гражданам, обучающимся в образовательной организации как за плату, так и бесплатно. 4. В Российской Федерации предоставляется государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. Условия, размеры и порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Статья 107

Частно-государственное партнерство в сфере образования 1. Частно-государственное партнерство в сфере образования осуществляется в целях повышения качества образования, более полного удовлетворения потребностей в образовании, а также эффективного использования бюджетных средств, выделяемых в соответствии с расходными обязательствами соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 2. Формами частно-государственного партнерства в сфере образования могут быть концессионные соглашения о строительстве, эксплуатации и управлении объектов образовательной деятельности, передача в доверительное управление управляющим компаниям государственного и муниципального имущества, относящегося к объектам образовательной деятельности, взаимное предоставление в пользование имущества, в том числе на безвозмездной основе, совместная деятельность на основе договора о совместной деятельности. 3. При осуществлении частно-государственного партнерства в сфере образования не допускается передача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, функций по осуществлению образовательной деятельности. Статья 108

Возмещение ущерба от некачественного образования 1. Обучающийся (родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся) вправе требовать возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием. Под ущербом, причиненным некачественным образованием, понимается ущерб, причиненный вследствие невыполнения в существенном объеме по вине организации, осуществляющей образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, образовательными стандартами, устанавливаемыми университетами, и (или) образовательной программой. 2. Обучающийся (родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося), которому причинен ущерб некачественным образованием, по своему выбору вправе потребовать от организации, осуществляющей образовательную деятельность, и за ее счет: 1) прохождения повторного обучения в необходимом объеме в этой же организации; 2) прохождения повторного обучения в необходимом объеме в другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей соответствующую лицензию и государственную аккредитацию и реализующей тождественные или близкие по содержанию образовательные программы в рамках одного и того же федерального государственного образовательного стандарта; 3) выплаты соразмерной денежной компенсации без прохождения повторного обучения. При этом обучающийся (родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося) вправе потребовать также полного возмещения убытков и морального вреда, причиненных некачественным образованием. Статья 46

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников 1. Педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю деятельности педагогического работника не реже одного раза в пять лет. 3. Финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников осуществляется за счет средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях. Статья 51

И.В. Абанкина СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ