Состав и требования к разработке ООП ИжГТУ. Болонская декларация призвала европейские университеты ввести единую систему академических кредитов European.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
Разработка основной образовательной программы по ФГОС ВПО По материалам методических семинаров, выступлений разработчиков ФГОС ВПО, представителей УМО.
Реализация образовательных программ при переходе на ФГОС по специальностям – педиатрия, фармация Марина Михайловна Цветкова.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Транксрипт:

Состав и требования к разработке ООП ИжГТУ

Болонская декларация призвала европейские университеты ввести единую систему академических кредитов European Credit Transfer System («Европейская система взаимозачета кредитов»)

«Европейская система взаимозачета кредитов» для поддержки широкомасштабной студенческой мобильности; для обеспечения качества образования; для разработки сравнимых критериев и методов контроля; для развития в рамках мобильности совместных образовательных и исследовательских программ.

Основное положение ECTS: 60 кредитов - нагрузка студента за уч.год. Нагрузка студента в ECTS – реальное время, необходимое для выполнения всех запланированных видов учебной деятельности: посещение лекций, семинаров, лабораторных занятий, самостоятельная работа, подготовка проектов, сдача экзаменов

Зачетная единица (кредит) ECTS -суммарная трудоемкость дисциплин каждого из четырех лет бакалаврской подготовки приравнивается к 60 зач. ед.; -ряд дисциплин (иностранный язык, физическая культура и др.) обязательны для изучения, но не подлежат кредитованию; - между полугодиями зачетные единицы могут распределяться неравномерно

Внедрение системы зачетных единиц (ECTS): - использование балльно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин; - полная обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах; - личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана на основе большой свободы выбора дисциплин.

Использование балльно-рейтинговой системы позволит стимулировать регулярную работу студентов в течение семестра, повысить мотивацию к освоению образовательных программ, использовать дифференцированный подход при оценке учебной работы студентов, сократить перегрузки студентов и преподавателей в зачетную неделю.

- Преподаватель выбирает форму промежуточного контроля, методику проведения которого отражает в рабочей программе дисциплины - Промежуточный контроль успеваемости осуществляется два раза в семестр в установленные графиком учебного процесса 1 и 2 курсов сроки (аттестации).

Схема получения баллов должна быть разработана по каждой дисциплине и доведена до сведения каждого студента в начале занятий по данной дисциплине.

Особенности ФГОС по сравнению с ГОС-1 и ГОС-2 Трудоемкость ООП в зачетных единицах. Возможность модульного построения ООП. Ориентация на результаты обучения (компетенции). Разработка совместно с работодателями. Базовая часть: Б – не более 50%; М – не более 30%; С – не менее 70%. Нет деления на федеральный и другие компоненты. Определены виды и задачи деятельности.

Термины ФГОС результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции; компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

Используемые сокращения ВПО - высшее профессионально образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Основные общеобразовательные программы обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся

ООП подготовки бакалавра включает в себя * учебный план, *рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и *другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, *программы учебной и производственной практик, *календарный учебный график и * методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Структура ООП 1. Общие положения Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки ______ Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки ___________.

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют: Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правитель- ства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года 71 (далее – Типовое положение о вузе);

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________200__ г. ____; Нормативно-методические документы Минобрнауки России; Примерная основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная________________ (носит рекомендательный характер); Устав ГОУ ВПО ИжГТУ

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы ВПО (бакалавриат) Цель (миссия) ООП Срок освоения ООП бакалавриата Трудоемкость ООП бакалавриата Требования к абитуриенту.

Zb «…ФГОС ВПО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки …»

Zb Таблица 1 ФГОС Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск - 4 года Трудоемкость (в зачетных единицах) 240** * одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. ** трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки ________________ Объекты профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки ________________ Виды профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки _______________ Задачи профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки

Zb Виды профессиональной деятельности – организационно-управленческая участие в организации процесса разработки и производства машиностроительных изделий, средств технологического оснащения и автоматизации производственных и технологических процессов; участие в организации выбора технологий, средств технологического оснащения, автоматизации, вычислительной техники для реализации процессов проектирования, изготовления, технологического диагностирования и программных испытаний изделий машиностроительных производств;

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки __________, формируемые в результате освоения ООП ВПО. Zb организационно-управленческая деятельность: способностью участвовать в организации процесса разработки и производства изделий, средств технологического оснащения и автоматизации производственных и технологических процессов ПК-37 способностью участвовать в организации выбора технологий, средств технологического оснащения, вычислительной техники для реализации процессов проектирования, изготовления, технологического диагностирования и программных испытаний изделий машиностроительных производств ПК-39

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки __________ Годовой календарный учебный график 4.2. Учебный план подготовки бакалавров 4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Программы учебной и производственной практик.

Zb – вопросы по ФГОС Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять редакцию компетенций, приведенных во ФГОС? Ответ: Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы.

Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять требования к знаниям, умениям и навыкам, приведенные во ФГОС (таблица 2 «Структура ООП»)? Ответ: Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам.

Являются ли обязательным для вуза наименования дисциплин, приведенных во ФГОС (таблица 2 «Структура ООП»)? Ответ: Наименования дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» не могут быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ бакалавриата и подготовки специалистов. Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным в ФГОС (таблица 2).

Обязаны ли вузы точно следовать примерным программам дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», разработанным соответствующими научно-методическими советами по заданию Минобрнауки РФ, в части объема и содержания этих дисциплин? Ответ: Все примерные программы дисциплин, разработанные по заданию Минобрнауки и размещенные на сайте Федерального института развития образования, носят для вузов рекомендательный характер.

Могут ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь одинаковое название? Ответ: Нет. В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, математика 1, математика 2).

Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата? Ответ: Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышается при проектировании ООП и реализации образовательного процесса в модульном формате. Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС.

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно- методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Место и роль рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО

содержательный базис ООП ВПО и принципиальная особенность - в их компетентностной ориентации, вытекающей из принятой концепции ФГОС ВПО; тесная взаимосвязь рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик между собой; сопряженность в разработке всех программных документов ООП

Шаблон рабочей программы дисциплины (модуля)

1. Цели освоения дисциплины 2.Место дисциплины в структуре ООП 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) 4.Структура и содержание дисциплины (модуля), объем и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единиц _______ часов Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

5. Образовательные технологии 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)