ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ. Финансы – это совокупность экономических отношений по поводу распределения ВВП, доходов от внешнеэкономической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Advertisements

Тема работы: «Бюджетная система Российской Федерации»
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 1.Бюджет и его функции 2.Бюджетная система и её структура 3.Доходы бюджета 4.Расходы бюджета 5.Дефицит бюджета 6.Резервные фонды в структуре.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Бюджет Дударевского сельского поселения Шолоховского района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Восколович Н.А. Экономика общественного сектора Лекция 10
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Муниципальные финансы как ресурс муниципального социально-экономического развития.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Центральный банк России Центральный банк Российской Федерации (Банк России) главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
ЗАСЕДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 28 августа 2013 года г. Уфа.
Финансовая система и её состав Финансовое право. Понятие финансовой системы Финансовая система – совокупность различных финансовых отношений, в процессе.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
LOGO Основные сведения о бюджете МО ГО «Сыктывкар» (в соответствии с решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от / «О бюджете МО ГО «Сыктывкар»
«ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тема 4. Финансовые ресурсы. Понятие финансовых ресурсов Поскольку финансы - экономические отношения, опосредованные деньгами, под финансовыми.
Бюджет и бюджетная система РФ Сущность бюджета Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового.
Транксрипт:

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Финансы – это совокупность экономических отношений по поводу распределения ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства, в результате которого (распределения) формируются денежные доходы, поступления, накопления субъектов хозяйствования, а также органов государственной власти и местного самоуправления в целях социально-экономического развития Совокупность денежных доходов, поступлений, накоплений субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления – финансовые ресурсы Субъекты хозяйствования – коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели

Специфические черты финансовых отношений Денежный характер Распределительный характер Формирование и использование денежных доходов, поступлений и накоплений субъектов хозяйствования, государства и муниципальных образований

стоимость валового внутреннего продукта часть национального богатства поступления от внешнеэкономичес кой деятельности. Источники финансовых ресурсов на макроуровне Финансовые ресурсы - это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей

Участие финансов в распределении и перераспределении ВВП амортизация Зар. плата и отч-я на соц.страх-е Косвенные налоги Доходы от собств-сти Смешанные доходы I прибыль Денежные доходы, накопления, поступления государства Денежные доходы, накопления, поступления домохозяйств Денежные доходы, накопления, поступления организаций Доходы от внешнеэкономи ческой деятельности Часть национального богатства III Накоплени е Потребление V II IV

накопительная (формирование денежных фондов);. 1 Распределительная (использование денежных фондов);. 2 контрольная. 3 Функции финансов

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях: во- первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей. Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей. Финансовая система - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками. Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре. Финансовая система

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев. Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.

1 федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2 бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов; 3 бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты) Бюджетная система Российской Федерации

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов Государственный и муниципальный кредиты

Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства Через регулирующую функцию государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов Через учетную и контрольную функцию осуществляется контроль за целевым и рациональным использованием кредита Функции государственного и муниципального кредитования

Принципы осуществления финансовой деятельности Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами.. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы методы собирания денежных средств метод установ ления налогов метод обязате льных платеж ей (взносо в ) метод добров ольных взносов метод кредит ования метод финан сирова ния методы их распределения и использования

Управление финансами

интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего – путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов ; улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны; создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета; повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг; эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований. Приоритетные задачи бюджетной политики

2011 год2012 год2013 год2014 год Всего по государственным программам (41 программа) , , , ,0 в % к общему объему расходов 92,596,494,392,1 I Новое качество жизни (13 программ) 4 588,15 623,85 847,45 841,2 II Инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ) 1 781,61 837,81 832,61 844,9 III Обеспечение национальной безопасности (2 программы) 1 876,01 977,32 438,52 758,4 IV Сбалансированное региональное развитие (4 программы) 818,1744,7621,4554,9 V Эффективное государство (5 программ) 1 136,81 578,81 927,92 160,5 Аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на годы по направлениям государственных программ Российской Федерации* млрд. рублей

Доходы в реальном выражении, в % к 2008 году 100,072,775,688,185,789,492,1 Расходы в реальном выражении, в % к 2008 году 100,0117,3112,9115,5120,6125,8127,5 Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в % к 2008 году 100,0117,3112,9115,5118,2123,3127,5 Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %

Основные параметры бюджетной системы РФ млрд. рублей Показатели Доходы, всего , , , , , , ,3 % к ВВП 38,834,935,036,335,535,434,6 в том числе: Федеральный бюджет 9 275,97 337,88 305, , , , ,5 Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 253,33 789,24 814,55 540,26 675,57 373,18 130,5 Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 196,15 923,66 534,27 025,87 295,47 746,48 277,1 Расходы, всего , , , , , , ,5 % к ВВП 34,042,139,237,738,638,437,1 в том числе: Федеральный бюджет 7 570,99 660, , , , , ,9 Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 2 897,83 587,24 779,55 529,76 672,87 367,28 122,5 Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 250,56 252,96 634,17 081,97 516,87 942,78 425,9 Дефицит (-), всего 2 028, , ,0-764, , , ,2 % к ВВП 4,8-7,2-4,2-1,4-3,1-3,0-2,5

2010 год (отчет) 2011 год (закон) проект 2012 год2013 год 2014 год Доходы, всего 8 305, , , , ,5 % к ВВП 18,519,318,518,4 18,0 Расходы, всего , , , , ,9 % к ВВП 22,520,721,2 20,3 в том числе условно утверждаемые 335,8 714,7 % к общему объему расходов 0,0 2,5 5,0 Дефицит ,1-719, , , ,4 % к ВВП-4,0-1,3-2,7 -2,3 Основные характеристики федерального бюджета на годы млрд. рублей

Показатель 2010 год (отчет) 2011 год (закон) проект 2012 год2013 год2014 год Доходы, всего 8 305, , , , ,5 в % к ВВП 18,519,318,518,418,0 в том числе: Нефтегазовые доходы 3 830,75 228,24 942,25 228,65 444,3 в % к ВВП 8,59,88,68,27,7 Ненефтегазовые доходы 4 474,75 075,25 685,66 458,97 201,2 в % к ВВП 10,09,59,910,210,3 Доля в общем объеме доходов, % 100,0 в том числе: Нефтегазовые доходы 46,150,746,544,743,1 Ненефтегазовые доходы 53,949,353,555,356,9 Динамика доходов федерального бюджета млрд. рублей

Показатель 2011 год (закон) Прогноз 2012 год2013 год2014 год Всего источников1 391,01 727,01 785,71 638,4 Государственные заимствования, всего1 311,31 592,31 601,71 626,1 в том числе: привлечение1 801,12 181,72 284,02 474,1 погашение-489,8-589,4-682,3-848,0 Приватизация298,0276,1309,4300,0 Иные источники-218,3-141,4-125,4-287,7 Источники финансирования дефицита федерального бюджета млрд. рублей

Показатель 2011 год2012 год2013 год2014 год закон% к ВВПпрогноз% к ВВПпрогноз% к ВВПпрогноз % к ВВП Доходы, всего ,419, ,818, ,618, ,5 18,0 в том числе: Нефтегазовые доходы 5 228,29,84 942,28,65 228,68,25 444,3 7,7 Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % 50,7-46,5-44,7-43,1 - НДПИ 1 862,43,51 804,43,11 962,43,12 076,9 2,9 Таможенные пошлины 3 365,86,33 137,85,53 266,25,13 367,4 4,8 Ненефтегазовые доходы 5 075,29,55 685,69,96 459,010,27 201,2 10,3 Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % 49,3-53,5-55,3-56,9 - НДС 2 988,95,63 447,66,03 901,66,24 445,1 6,3 Налог на прибыль организаций 316,20,6352,20,6369,20,6385,8 0,5 Акцизы 272,70,5396,20,7567,30,9718,1 1,0 НДПИ (без нефтегазовых доходов) 15,90,019,60,026,70,031,2 0,0 Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) 716,01,3752,51,3836,01,3942,21,3 Прогноз доходов федерального бюджета млрд. рублей

2011 год 2012 год2013 год2014 год (закон) % к предыдущ ему году проект % к предыдущ ему году проект % к предыдущ ему году проект % к преды дущем у году ВСЕГО ,5108, ,3110, ,9110, ,9 106,4 Условно утвержденные 335,8 714,7 ВСЕГО (без учета условно утвержденных) ,5108, ,3110, ,1107, ,2 103,7 в том числе: Общегосударственные вопросы 870,6123,9794,691,3802,0100,9784,6 97,8 Национальная оборона 1 532,8119,91 847,4120,52 334,3126,42 750,8 117,8 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 229,9110,91 687,2137,21 903,3112,81 994,6 104,8 Национальная экономика 1 834,4118,71 762,296,11 681,495,41 653,9 98,4 Жилищно-коммунальное хозяйство 232,590,499,742,986,386,662,2 72,1 Охрана окружающей среды 17,5126,519,6111,719,9101,721,4 107,1 Образование 552,4120,7559,9101,4521,593,2467,6 89,7 Культура, кинематография 87,6118,080,992,478,596,976,4 97,4 Здравоохранение 466,8107,0498,8106,9454,091,0445,0 98,0 Социальная политика 3 153,293,93 796,9120,44 102,3108,04 134,2 100,8 Физическая культура и спорт 42,4125,838,791,330,779,324,4 79,5 Средства массовой информации 61,4111,462,6102,056,490,150,3 89,1 Обслуживание государственного и муниципального долга 350,7179,8438,9125,1538,0122,6640,5 119,0 Межбюджетные трансферты общего характера 590,298,6510,886,5487,395,4473,697,2 Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов млрд. рублей

2012 год2013 год2014 год Проект % к предыд ущему году Проект % к предыду щему году Проект % к предыду щему году Всего 186,293,9191,598,5185,797,0 в том числе: Законодательная власть 4,1102,53,790,23,8102,7 Судебная власть 26,4109,526,6100,827,0101,5 Управление делами Президента Российской Федерации 13,495,013,7102,213,094,9 в том числе: Аппарат Правительства Российской Федерации 1,6106,71,6100,01,6100,0 Счетная палата Российской Федерации 0,6100,00,62,10,7116,7 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации 3,314,65,8175,85,8100,0 Федеральные органы исполнительной власти - всего 138,4104,2141,1102,0135,496,0 Бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций государственными органами власти млрд. рублей

2011 год2012 год2013 год2014 год оценк а в % к преды- дущему году прогноз в % к преды- дущем у году прогно з в % к преды- дущем у году прогно з в % к преды- дущем у году Доходы, всего7 025,8107,57 295,4103,87 746,4106,28 277,1106,9 в том числе: налоговые и неналоговые доходы 5 682,5114,16 160,5108,46 729,9109,27 312,5108,7 межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней 1 343,397,51 134,984,51 016,589,6964,794,9 Расходы, всего7 081,9106,87 516,7106,17 942,7105,78 425,9106,1 Дефицит-56,1 -221,3 -196,3 -148,8 Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах млрд. рублей

Государственный внутренний и внешний долг рублевые долги относятся к внутреннему долгу валютные - к внешнему

МОУ ВПО "Муниципальный институт г.Жуковского", 2011 г. государственный корпоративный Внешний долг Внешний долг – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов. Государственный внешний долг России, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, – это «обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».

МИЖ 2011 По времени заимствования общий внешний долг России можно разделить на наследие СССР в размере 2,6 млрд и 29 млрд – новые долги.

совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов выпуск новых займов выплата процентов по ранее выпущенным займам проведение конверсий и консолидаций займов проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту погашение ранее выпущенных займов, срок действий которых истёк. МОУ ВПО "Муниципальный институт г.Жуковского", 2011 г. Управление внешним долгом

Управление государственным долгом Российской Федерации на 2012 – 2014 годы Направления: - обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости - развитие эффективног о национальног о рынка государственн ых ценных бумаг - обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований. - развитие эффективного национального рынка государственных ценных бумаг МОУ ВПО "Муниципальный институт г.Жуковского", 2011 г.

201 1 год (закон) 2012 год2013 год2014 год про ект % к предыду щему году про ект % к предыду щему году про ект % к предыду щему году Обслуживание государственного и муниципального долга, всего 350, 7 438, 9 125, 1 538, 0 122, 6 640, 3 119, 0 в том числе: Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации 271, 3 360, 9 133, 1 450, 4 124, 8 543, 4 120, 6 Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации 79,477,998,187,6 112, 5 97,1 110, 8 Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации млрд. рублей

МОУ ВПО "Муниципальный институт г.Жуковского", 2011 г. Внешние долги стран мира

На финансовом рынке объектом купли-продажи выступают финансовые ресурсы Мировой финансовый рынок по своей экономической сущности представляет собой систему определенных отношений и своеобразный механизм сбора и перераспределения на конкурентной основе финансовых ресурсов между странами, регионами, отраслями и институциональными единицами Мировой финансовый рынок это совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал Финансовый рынок

Механизм функционирования финансового рынка

Первичные Целью является привлечение привлечения дополнительных финансовых ресурсов для инвестирования в производство Вторичные Целью является перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования Виды финансовых рынков

Структура финансового рынка

Структура и участники валютного рынка

Ямайская валютная система - современный международный валютный механизм (Кингстон 1976г.) Функция золота в качестве меры стоимости и точки отсчета валютных курсов упразднялась Бреттонвудская валютная система (1944г.) Резервной валютой стал доллар США, который наравне с золотом стал признан в качестве меры ценности и международного кредитного средства платежа Генуэзская система золотослиткового стандарта (1922г.) банкноты размениваются не на золото, а на девизы (банкноты, векселя, чеки) других стран, которые затем могли быть обменены на золото В качестве девизной валюты были избраны американский доллар и английский фунт стерлингов Парижская, т.н. золотого стандарта ( конец ХIХ в.) конвертируемостью каждой валюты в золото обеспечивается как внутри, так и за пределами границ отдельного государства Механизм международных расчетов, основанный на золотом стандарте, устанавливал фиксированный курс валют Мировая валютная система - валютная система, регулирующая применение валют при межгосударственных и межрегиональных расчетах Этапы развития МВС

Форекс - инструмент валютного рынка

Фондовый рынок (рынок капиталов, рынок ценных бумаг) Фондовый рынокСрочныйФорвардныйФьючерсныйОпционныйРынок своповСпотовый Обмен ЦБ на ДС осуществляется во время сделки

Биржевые индексы фондовый индекс представляет собой совокупный показатель определенной группы акций

Биржевые индексы онлайн