Хлунов А.В. директор Департамента научно- технической и инновационной политики Минобрнауки России 26 октября 2006 г. Санкт-Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральное Агентство по науке и инновациям А.В. Суворинов октябрь 2006 г.
Advertisements

ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Основные показатели системы высшего профессионального образования Количество вузов – 1108, из них - государственные – негосударственные – 450 Общая.
XI ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРУМ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич октябрь 2008 года, Томск Значение образования.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Федеральная целевая научно- техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на годы.
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на годы.
Проект документа подготовлен Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
1 УЧАСТИЕ ВУЗОВ В НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНТРУКТОРСКИХ РАБОТАХ ВОЕННОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
-Магнитогорск – 2013г.-. ФЦП развития образования на гг. (разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования.
The Ultimate PowerPoint Design Package Министерство образования и науки Российской Федерации Участие ведущих ученых - победителей конкурсов на получение.
Центры коллективного пользования научным оборудованием в секторе исследований и разработок Мастерских Е.С. начальник отдела Департамента науки и технологий.
Транксрипт:

Хлунов А.В. директор Департамента научно- технической и инновационной политики Минобрнауки России 26 октября 2006 г. Санкт-Петербург

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года Цель - формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Основные принципы 1. Концентрация ресурсов федерального бюджета, предназначенных для финансирования НИОКР 2. Расширение частно-государственного партнерства в сфере исследований и разработок и технологической модернизации экономики Решаемые задачи 1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства 2. Создание эффективной национальной инновационной системы. 3. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок 4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года Ожидаемые результаты Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке. Создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран. Технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий. Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%) 2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г. 10%12%13,50%15%16%17%18%19%20%

План мероприятий по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки на годы. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 года 1993-р Основные направления реформирования государственного сектора науки 1. Структурное (оптимизация имущественных комплексов организаций и инфраструктуры, оптимизация параметров организаций по структуре и численности, акционирование и приватизация организаций) 2. Институциональное (реструктуризация количества государственных учреждений госсектора науки, применение новых организационно-правовых форм, формирование организаций со смешанной формой собственности) 3. Финансовое (совершенствование программно-целевого подхода функционирования госсектора науки, оптимизация соотношений между базовым и программным финансированием 4. Управленческое (формирование целевых программ развития науки, технологий и техники, развитие системы мониторинга и контроля за результативностью деятельности госсектора науки, развитие системы статистической отчетности).

Программа модернизации структуры, функций и механизмов финансирования Российской академии наук и академий наук, имеющих государственный статус Разработана во исполнение Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшегося 26 октября 2004 г. Одобрена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 11 октября 2005 г. 4/04) Основные направления: 1. модернизация организационной структуры и системы управления академического сектора науки 2. Повышение бюджетной обеспеченности академического сектора науки 3. Модернизация механизмов финансирования академического сектора науки 4. Развитие механизмов управления государственным имуществом в академическом секторе науки

Реализация пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук 1. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2006 г. 236 «О реализации в годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук» 2. Разработаны виды, порядок и условия применения стимулирующих выплат, обеспечивающих повышение результативности деятельности научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук

Виды стимулирующих выплат 1. Надбавки стимулирующего характера научным работникам научных учреждений и научных центров Российской академии наук: по индивидуальным показателям результативности научной деятельности (ПРНД); за выполнение исследований по результатам конкурсов в рамках ведомственных целевых программ. 2. Надбавки стимулирующего характера руководителям научных учреждений. 3. Премиальные выплаты. Индивидуальный ПРНД научных работников является суммой баллов: за публикации в рецензируемых периодических журналах; за монографии; за участие в конференциях; за разработку научно-образовательных курсов; за патенты; за руководство соискателями ученой степени и дипломниками.

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на годы» (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. 613) Цель - развитие и реализация научно-технического потенциала Российской Федерации в соответствии с Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Приоритетные направления Программы, соответствующим Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: живые системы; индустрия наносистем и материалов; информационно-телекоммуникационные системы; рациональное природопользование; энергетика и энергосбережение. Объем финансирования: средства федерального бюджета - 133,83 млрд. руб., средства из внебюджетных источников - 61,06 млрд. руб.

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на годы» (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. 613) Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами: комплексность - максимальная широта охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса; комплексность - максимальная широта охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса; концентрация ресурсов на критически значимых направлениях, концентрация ресурсов на критически значимых направлениях, последовательность и поддержка полного инновационного цикла (генерация знаний – трансформация знаний в опытные разработки – коммерциализация технологий); последовательность и поддержка полного инновационного цикла (генерация знаний – трансформация знаний в опытные разработки – коммерциализация технологий); софинансирование и привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения мероприятий; софинансирование и привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения мероприятий; распределение бюджетных средств на конкурсной основе. распределение бюджетных средств на конкурсной основе.

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на годы» (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. 613) Структура Программы - блоки мероприятий: «Генерация знаний», «Разработка технологий», «Коммерциализация технологий», «Институциональная база исследований и разработок», «Инфраструктура инновационной системы» Предусмотрено: выполнение комплексных проектов, которые должны обеспечивать эффективное использование результатов исследований при разработке передовых технологий, выполнение важнейших инновационных проектов государственного значения, формируемых на условиях партнерства государства с бизнес – сообществом.

Объем финансирования ВУЗовской науки в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на годы

Взаимодействие России и ЕС в сфере науки и технологий ЕВРОСОЮЗ 7-я Рамочная программа исследований и технологического развития ЕС гг Бюджет ~ 51 млрд. евро РФ Федеральная целевая программа «Исследования и разработки в приоритетных направлениях развития научно-технологического комплекса России на период гг Бюджет ~ 133,83 млрд.руб Цели: объявление скоординированных конкурсов на реализацию исследовательских проектов в областях совпадения приоритетов проведение совместной экспертизы и отбора проектов

Совместные рабочие группы Россия-ЕС по развитию сотрудничества в приоритетных направлениях (под эгидой Минобрнауки России) 1.Нанотехнологии 2.Неядерная энергетика 3.Сельскохозяйственные биотехнологии 4.Исследования в области здравоохранения

Наноиндустрия Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно- технологического комплекса России на годы» ФЦП «Национальная технологическая база» на годы ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на годы Реформирование оборонно- промышленного комплекса Обеспечение мероприятий по развитию наноиндустрии

Осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 26 августа 2005 г Состав программы Мероприятие 1.Проведение фундаментальных исследований в рамках тематических планов. Мероприятие 2.Проведение фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук. Научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры вузовской науки. Мероприятие 3.Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования. Объем финансирования проектов мероприятий 2 и 3 - до 2 млн. рублей срок выполнения проектов – 2 года. В 2006 году начат мониторинг проектов, выполняемых в рамках программы. Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы ( годы)»

субъекты федерации, местные бюджеты 3.8% другие источники 6.7% Рособразование 15.3% РФФИ, РГНФ 3.7% зарубежные источники 6.8% хозяйствующие субъекты 51.6% Роснаука 8.2% министерства, другие агентства, службы, РАН, отраслевые академии 3.9% Распределение объемов научных исследований и разработок по источникам финансирования в 2005 г.

Распределение объемов финансирования научных исследований и разработок по источникам получения средств. Рособразование (Минобразование) Роснаука (Минпромнаука) субъекты федерации, местный бюджет хозяйствующие субъекты другие источники

Распределение объема финансирования научных исследований и разработок вузов и научных организаций из федерального бюджета по годам.

Финансирование научных исследований и разработок

Распределение объема финансирования научных исследований и разработок вузов и научных организаций из средств хозяйствующих субъектов по годам.

10 вузов с наибольшими объемами НИР финансирования

Вузы, у которых привлеченные (внебюджетные) средства составили 70 – 90% от общего объема финансирования НИР

Предложения по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 17 октября 2006 г. 1. Разработать комплекс мер, направленных на формирование и развитие партнерства государства и бизнеса в области науки, образования и технологий, имея в виду: а) при формировании федеральных и ведомственных целевых программ и отчетности по этим программам рассматривать государственно-частное партнерство в научно-технологической сфере в качестве одного из важнейших целевых индикаторов, в том числе при разработке и коммерциализации передовых и высокорисковых технологий для создания конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках; б) предусмотреть создание специальной структуры по координации всех форм инновационной деятельности, в том числе осуществляемых в рамках государственно-частного партнерства, ускорить создание Правительственной комиссии для координации деятельности по реализации научной, инновационной и технологической политики; в) создание механизмов софинансирования, в том числе из средств бюджетов всех уровней, НИОКР, выполняемых по заказам частного бизнеса и по направлениям, приоритетным для государства;

г) организацию взаимодействия государственной науки с частнопредпринимательским сектором для стимулирования передачи технологий из организаций государственного сектора науки в частные компании для промышленного освоения, а также повышение заинтересованности заказчиков в приобретении разработок, технологий и оборудования на внутреннем рынке; д) создание эффективных организационно-управленческих структур, правовой основы и механизмов совместного финансирования проектов государственного значения по новым и приоритетным направлениям развития современных технологий, деятельности крупных национальных исследовательских и технологических центров, консорциумов; 2. Подготовить предложения по внесению изменений в нормативно правовые акты, направленные на существенное снижение налоговой нагрузки для предприятий и организаций государственного и негосударственного секторов, ведущих научную и инновационную деятельность (поручив Правительству разработать четкие критерии для определения объектов такого льготного налогообложения), в том числе: а) увеличить норматив расходов с 0,5% до 1,5%, осуществляемых в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ.

б) расширить права налогоплательщиков, ведущих инновационную деятельность, при исчислении база налога на прибыль: списывать расходы на НИОКР в период их понесения; исключить из объекта налогообложения налогом на прибыль средства, безвозмездно полученные организациями науки и фондами поддержки науки и образования. в) по средствам, направленным на финансирование капитальных вложений для научных организаций и инновационных предприятий, норматив расходов на капвложения, включаемый в состав расходов налогоплательщика («амортизационную премию»), увеличить с 10 до 30 процентов. г) ввести специальный коэффициент ускорения амортизации для оборудования, используемого научными и образовательными организациями и инновационными предприятиями для целей научных исследований и инновационной деятельности. д) освободить от уплаты НДС затраты на выполнение любых научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ на всех стадиях инновационного цикла, в том числе операций по реализации патентов и лицензий, связанных с промышленной собственностью; е) ввести пониженную ставку единого социального налога в размере 15,5% для работодателей; ж) внести изменения в части расширения перечня расходов, на которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уменьшает полученные доходы.

Удельные показатели научных и учебных публикаций в гг.

Число организаций, ведущих подготовку аспирантов

Численность аспирантов, человек

Персонал, занятый исследованиями и разработками

Структура распределения контингента аспирантов по научным отраслям в 1995 и 2005 годах

Распределение численности исследователей и контингента аспирантов по отраслям наук

Распределение лицензированных образовательных программ ППО по отраслям наук (2002 – 2005 г.г.)

Первоочередные меры в сфере подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации Подготовка комплекта нормативных правовых документов, определяющих статус и условия функционирования ВАК как комиссии Минобрнауки России Реструктуризация сети диссертационных советов Повышение требований к диссертациям и повышение уровня открытости Разработка уточненного порядка лицензирования организаций по программам послевузовского профессионального образования Разработка порядка аттестации программ послевузовского профессионального образования Реструктуризация сети аспирантур и докторантур

Нормативные документы Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. 227 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. 74» Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. 228 «О внесении изменений в положение о порядке присвоения ученых званий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. 194» Приказ Минобрнауки России 177 от 3 июля 2006 г. «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 10 августа 2006 г. 8142) Приказ Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. 226 «Об утверждении Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации» Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении положения о Диссертационном совете»

ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 августа 2006 г. Пр-1321 по докладу Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию о воспроизводстве кадров в научно-образовательной сфере разработать федеральную целевую программу "Научные и научно- педагогические кадры инновационной России" на годы, предусмотрев меры по привлечению молодежи в сферу науки и образования и закреплению ее в этой сфере подготовить предложения по повышению эффективности государственной системы присуждения грантов молодым ученым и поддержки проектов в сфере науки и образования, а также совместно с Общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) предложения по привлечению возможностей бизнес-сообщества для расширения грантовой поддержки молодых ученых и преподавателей

разработать в рамках федеральной целевой программы "Жилище" подпрограмму "Жилье для молодых ученых" на годы, меры по жилищному кредитованию на льготных условиях молодых ученых и преподавателей высшей школы разработать совместно с крупными отраслевыми компаниями предложения по укреплению кадрового потенциала отраслевой науки разработать предложения по развитию системы отбора, подготовки и привлечения к научной деятельности талантливой молодежи, поддержки научно-технического творчества школьников, студентов и молодых ученых, а также по расширению участия регионов в данной работе представить предложения по формированию кадрового резерва, ротации кадров, замещающих средние и высшие должности в научных организациях и вузах

Частно - государственное партнерство в научной и инновационной деятельности Формирование правовой базы для: -Стимулирования международной кооперации; -Финансирования и совместного использования перспективных разработок и объектов интеллектуальной собственности; -Создание совместных межгосударственных исследовательских центров и проблемных лабораторий. Внесение изменений в нормативно-правовые акты, стимулирующие инновационную деятельность в т.ч.: -Увеличить норматив отчислений с 0,5% до 1,5% на формирование Российского фонда технологического развития; -Расширить права налогоплательщиков, ведущих инновационную деятельность; -Списывать расходы НИОКР в период их понесения; -Ввести коэффициент ускоренной амортизации; -Освободить от уплаты НДС затраты на выполнение любых НИР и опытно- конструкторских работ на всех стадиях инновационного цикла.