Обновление содержания образования по курсам: «Новейшая история России. и «Обществознание» Методист Департамента образования г.Баксана Кабардино – Балкарской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ. (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ) Подготовила учитель истории МБОУ.
Advertisements

Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Проблемное обучение как средство мотивации учебной деятельности учащихся на основе УМК «История России » Автор: учитель истории МОУ «СОШ 2» п.
1 2 Новая цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
Новые цели – новые результаты образования в ФГОС ОО Терещенко И.Е., к.п.н., зам.директора ИМЦ.
Транксрипт:

Обновление содержания образования по курсам: «Новейшая история России. и «Обществознание» Методист Департамента образования г.Баксана Кабардино – Балкарской Республики ЛУКОВА АНЖЕЛИКА АЛЕКСАНДРОВНА

План: 1.Анализ ситуации в области отечественного школьного исторического образования в мировом контексте. 2. Проблемы и подходы к модернизации школьного исторического образования в контексте модернизации общего образования Обновление и совершенствование исторического образования 2.2. Что не удалось сделать в области школьного исторического образования 2.3. Что предполагается сделать

План: 3. Нерешенные проблемы и перспективы их решения: характеристика современных учебников истории 4.Особенности изучения истории и обществознания на старшей ступени общего образования 5. Современные технологические подходы к созданию школьных учебников.

План: 6. Курс «Новейшая история России. 1945– 2007 гг.» для учащихся 11 класса 7. Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11 класса 8. Учителя истории и обществознания – это тот мощный ресурс развития нашей страны

Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте: эффективность и качественный уровень не в полной мере соответствуют индивидуальным и общественным запросам; не завершено создание целостной системы исторического образования, отвечающей современным требованиям глобализирующегося и динамично развивающегося мира.

Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте: слабая заинтересованность образовательных учреждений в удовлетворении изменившихся образовательных запросов граждан, направленных на получение качественного образования, отвечающего современным требованиям личности, общества и государства;

Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте: недостаточный уровень восприятия отечественной системой образования мировых тенденций развития образования, которые выражаются в ориентации на достижение школьниками конкретных образовательных результатов, способных обеспечить социальные эффекты;

Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте: недостаточное внимание к формированию у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальных жизненных ситуациях.

В чем причины? Концентрическая структура ? Линейная структура?

Главная проблема! в отечественной системе образования не преодолено концептуальное противоречие между классической и компетентностной парадигмами педагогики.

Главная задача российской образовательной политики : обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Что такое «модернизация» образования? формирование модели образования, отвечающей вызовам XXI в., т.е. разработка и реализация комплекса мер, направленных на приведение этой системы в соответствие с потребностями времени, на достижение нового качества и эффективности образования.

Качество образования степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. (из проекта Концепции ОСОКО)

Модернизацию системы образования часть социальной модернизации Социальная модернизация - совокупность экономических, демографических, социальных, политических, психологических и иных изменений, которые претерпевает общество традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа.

Условия построения современной российской системы школьного исторического образования: поиск оптимальной для российского общества пропорции между подходами к развитию образования, принятыми в современном мире, и традициями российского образования и культуры, в основе которых лежит менталитет народа.

Факторы модернизации российского образования: профессиональная и личная готовность педагогических кадров воспринимать новые цели образования и обеспечить изменения в области содержания образования, в образовательных технологиях, в решении воспитательных задач.

Приоритетные направления модернизация образования: совершенствование содержания и методов образования на основе разработки и внедрения нового поколения государственных образовательных стандартов, ориентированных на достижение образовательных результатов;

Приоритетные направления модернизация образования: разработка и внедрение в педагогическую практику информационно- коммуникативных технологий (ИКТ); изменение экономических основ финансирования школ и условий оплаты учителей; разработка механизма государственно- общественного управления школой.

Аспекты качества образования в условиях глобального общества: актуальность и значимость образования для потребностей современной экономики и гражданского общества; ориентация образования на гибкость, самостоятельность, инициативность и «инновационность» выпускников школ (способность воспринимать и генерировать новые подходы).

Модель выпускника: «Человек обучаемый (способный учиться) сегодня нужен обществу (и самому себе) в большей степени, чем человек обученный. Знать сегодня означает, в сущности, знать, где это есть,и как это знание извлечь и применить» (Е.Вяземский)

Характеристика учебников истории: советский период: описательно- репродуктивный характер; 90-е гг XX века: описательно- аналитический характер; современный период: проблемно-аналитический характер

Требования к современным учебникам истории: соответствовать обязательному минимуму содержания и авторской программе по истории; обеспечиваться и дополняться разноплановыми учебно-методическими пособиями; издаваться на основе единой программы в составе учебно-методического комплекса; обеспечивать преемственность школьного исторического образования по "вертикали";

Требования к современным учебникам истории: отказаться от политических пристрастий. быть более взвешенными в освещении спорных и конфликтных тем; в равной степени знакомить учащихся с разными аспектами исторического прошлого - культурными, социальными, духовными и др.; быть вариативными, отражать особенности регионов России, ее многонациональность и поликультурность;

Требования к современным учебникам истории: быть многофункциональными, совмещая в себе авторский текст, хрестоматийные и справочные материалы, иллюстрации, методический аппарат, оценочный инструментарий; раскрытие истории в эмоционально- насыщенных образах; построение материала в виде рассказов, форме книги для чтения;

Требования к современным учебникам истории: ориентация читателя на стимулирование творческого воображения и совершенствование эмоционально- ценностного восприятия учащихся; раскрытие классического набора фактов, составляющих фундаментальную основу исторической науки и вместе с тем опора на новые достижения исторической науки; обеспечение специфики исторического образования в различных видах и типах учебных заведений;

Требования к современным учебникам истории: построение учебника в форме, удобной для организации учебного процесса; подготовка учащихся к восприятию цивилизационного подхода в старших классах; формирование исторического сознания школьников; возможная форма построения учебного процесса - введение курса истории мировых цивилизаций;

Особенности изучения истории и обществознания в 11 классе: Изменения в концептуальных, структурных и содержательных особенностях курса; Издание новых УМК для 11 класса; Информационные ресурсы в сети Интернет: информационно­методическое пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (

Современные технологические подходы к созданию школьных учебников: Современный алгоритм создания школьных учебников: - выпуск книг для учителя; - обсуждение на региональных конференциях содержания книг для учителя широкой педагогической общественностью - создание учебника с учетом реальной педагогической практики.

Состав УМК по истории:

Курс «Новейшая история России. 1945–2007 гг.» для учащихся 11 класса учебник «История России гг.» под редакцией А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В. Филиппова (базовый уровень – 26 часов, профильный уровень – 70 часов); книга для учителя методическое пособие для учителя под редакцией А.А.Данилова; образовательная программа для ОУ; картографические материалы и цифровые образовательные ресурсы; электронное приложение к учебнику.

Чем объясняется потребность в новом учебном курсе «Новейшая история России (1945–2007 гг.)? исторические и социальные науки в России вступили в новую фазу своего развития; необходимость обновления содержания и методов исторического образования в курсе общеобразовательной школы; поверхностное освещение в существующих учебных программах по истории России ХХ века процессов становления суверенного Российского государства в конце ХХ – начале ХХI века.

Особенности целей и задач нового учебного курса: соответствие современному пониманию миссии образования в информационном обществе, приоритетам историко- обществоведческого образования, особенностям новой информационно­образовательной среды.

Цель курса: помочь молодым людям в контексте всемирной истории осознать ключевые события отечественной истории второй половины ХХ – начала ХХI века и важнейшие тенденции развития нашей страны, сформировать представление о месте и роли России в современном мире, новом стратегическом курсе российского руководства, приоритетах внутренней и внешней политики.

Задачи курса: актуализировать ценностные приоритеты нового учебного курса и показать пути их целостной реализации в содержании предложенного курса; обеспечить теоретико­проблемный уровень изучения данного курса, сообразный возрастным познавательным возможностям старшеклассников и целям изучения истории во втором концентре;

Задачи курса: создать учителям и школьникам условия для понимания ведущих тенденций, ключевых фактов, явлений и процессов истории России и мира второй половины ХХ – начала ХХI века; максимально использовать историко- педагогический потенциал предлагаемых для изучения исторических материалов (авторского текста, документов, иллюстраций, познавательных заданий) для формирования у старшеклассников всесторонних представлений об изучаемом ими времени, для развития умений и ценностных установок, необходимых для формирования исторического мышления, гражданско- патриотической самоидентификации личности и опыта жизни в поликультурном мире;

Задачи курса: предложить такой формат построения курса и соответствующего УМК, который позволит педагогам внедрять современные формы учебных занятий, основанные на самостоятельной работе с различными видами исторической информации, на разнообразных приемах сбора, обработки и анализа исторических источников.

Методологическая основа курса: новейшие разработки российских ученых, актуализирующие оценки нашей истории с точки зрения задач защиты и укрепления государственного суверенитета, воспитания гражданина – патриота России.

Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории? Как оценить победу СССР в Великой Отечественной войне? Как эта победа повлияла на статус СССР в послевоенном мире? Как отразилась наша победа над фашистской Германией и ее союзниками на окружающем мире? Чем объясняется начало «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции? В чем выражалось глобальное политическое соперничество в послевоенном мире? Что позволило советскому народу в кратчайший срок восстановить народное хозяйство?

Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории? Как стоявшая на грани исчезновения страна сумела стремительно достичь поразительных успехов в науке и технике (создание передовых научных центров, исследование космоса, использование термоядерной реакции в мирных целях, массовое строительство мощнейших гидротехнических сооружений – каналов и гидроэлектростанций и др.)? Какой характер имело советское общество? Каковы основные тенденции и направления его эволюции во второй половине ХХ века? Почему экономика СССР не смогла обеспечить советским гражданам уровень жизни, сравнимый с высокоразвитыми странами?

Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории? Почему Советский Союз, который в ХХ веке был новатором в социальном развитии человечества, постепенно утерял темпы социального развития? Что понимается под «застоем»? Как можно оценить национальную и федеративную политику СССР? Чем объяснялась эскалация национализма и сепаратизма в союзных и автономных республиках в конце 1980­х годов? Почему руководство страны не смогло найти эффективного ответа на вызовы сепаратизма? Каковы причины социально­политического и экономического кризиса в СССР в конце 1980­х годов?

Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории? Каковы были общественные предпосылки масштабных перемен в жизни Советского Союза, что подтолкнуло страну на поиск нового пути? Каковы были мотивы у политических лидеров при выборе этого пути? Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость советского государства, почему национальные и социальные проблемы не получили своевременного решения и привели к кризису? Почему кризис и распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века?

Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории? Как происходило становление нового Российского государства и почему это развитие было столь трудным? Какие приоритетные проблемы пришлось решать руководству России? В силу каких причин Президент Б.Н. Ельцин передал бремя правления В.В. Путину? Почему был выбран новый стратегический курс развития России в XXI веке? В чем заключаются особенности этого курса?

Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории? Как понимается суверенитет России? Каковы его основы? В чем заключаются главные угрозы российскому суверенитету? Какое содержание имеет стратегия качественного обновления России как «суверенной демократии»? Каковы первые результаты реализации нового стратегического курса? Каковы место и роль России в современном мире? Как понимается тезис «Россия – энергетическая сверхдержава»?

Значимость нового учебного курса: в методологическую основу заложены новейшие разработки российских ученых, актуализирующие оценки нашей истории с точки зрения задач защиты и укрепления государственного суверенитета; вносит вклад в формирование национально­ государственной идеологии России; ориентирован на воспитание гражданского патриотизма молодежи России как высшей нравственной ценности и гражданственности – как качества личности.

Состав УМК по обществознанию:

Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11 класса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» под редакцией Л.В.Полякова (базовый уровень – 35 часов, профильный уровень – 70 часов). методическое пособие для учителя; образовательная программа для ОУ; книга для учителя; электронное положение к учебнику

Чем объясняется потребность в новом учебном курсе «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11 класса? концептуальные подходы к построению действующего курса «Обществознание», сформированные в 1990­е годы в настоящее время не отвечают новым тенденциям развития России в глобальном мире, новой стратегии российского руководства.

Особенности целей и задач нового учебного курса: соответствие современному пониманию миссии образования в информационном обществе, приоритетам историко - обществоведческого образования;

Цель курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» обеспечение условий для понимания глобального контекста происходящих в обществе явлений, а также их исторических корней; понимание роли России в современном мире, геополитических перспектив развития страны; сформировать у учащихся широкий взгляд на происходящие события, умение видеть их в контексте общих процессов, понимать значимость своего участия в общественной жизни, формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы.

Задачи курса: анализ сложившейся ситуации в области преподавания обществознания; определение четких целевых установок и ценностных направлений в обществознании, которые должны быть реализованы при построении курса;

Задачи курса: выстраивание логической последовательности и структуры обществоведческого образования на всех ступенях школы с учетом преемственности и избегания дублирования; формирование гражданской культуры школьников, которая включает политическую, правовую, экономическую и нравственно­патриотическую составляющие.

Задачи курса: моделирование и проектирование ожидаемых результатов обществоведческого образования по ступеням обучения; определение специфических особенностей построения УМК по курсу обществознания для выпускников 11 класса и учет этих особенностей при подготовке УМК.

Наиболее важные вопросы курса: Как устроен современный глобальный мир? Что сближает всех жителей планеты и что разъединяет их? Какие силы определяют пути и способы развития нашего мира? Какие ресурсы обеспечивают лидерство тех или иных сил

Наиболее важные вопросы курса: Какие стратегии используются этими силами для утверждения своего лидерства и установления глобального контроля? Какое место в этом мире жесткой конкуренции занимает Россия? Изучение курса призвано помочь школьникам сформировать собственное мировоззрение – гражданскую позицию гражданина России.

Методологическая основа курса: современне достижений философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии,правоведения; интеграция социально­гуманитарного знания.

Новизна и значимость нового учебного курса: педагогическое обоснование нового научного и политического взгляда на геополитическую ситуацию в мире и место России в глобальном мире ХХI века; введены, обоснованы, наполнены актуальным научным содержанием важнейшие понятия, характеризующие современное мировое развитие, роль России в мире в условиях информационного общества (новые подходы к терминам «нация», «гражданское общество», новое представление о власти и политических механизмах, суверенная демократия и др.).

Важнейшая задача педагогов: раскрыть позитивный идеал гражданственности, патриотизма, формирование осознания сопричастности к судьбам и истории России, своей гражданской идентичности; осознание личной сопричастности к общегосударственному делу, персональную ответственность за формирование, прежде всего, гражданско-патриотических качеств личности подростка.

Внимание!!! Учителя истории и обществознания – это тот мощный ресурс развития нашей страны, от которого, во многом зависит вектор мировоззренческого, ценностно-ориентационного становления будущих поколений.