Практические вопросы разработки уставов образовательных организаций в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
Advertisements

Устав и локальные акты образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
О соблюдении образовательными организациями требований законодательства РФ в сфере образования к документам, регламентирующим образовательную деятельность.
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования май 2012 года.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Нижневартовска ДЕТСКИЙ САД 15 «СОЛНЫШКО» О внутренних нормативных локальных актах.
Права и обязанности руководителя образовательной организации Федеральный закон от N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"закон.
Требования к уставу и локальным актам образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации » ДЕПАРТАМЕНТ.
Сафонова Н.В., начальник отдела организации общего образования Разработка локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения.
* Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»
Локальные нормативные акты общеобразовательной организации Тюмень, 2013.
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Фролов В.В. Начальник отдела дополнительного.
О соблюдении образовательными организациями требований законодательства РФ в сфере образования к документам, регламентирующим образовательную деятельность.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Машковцева С.А.начальник дошкольного отдела департамента образования администрации г.Кирова.
{ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Совещание руководителей образовательных учреждений 26 апреля 2013 года.
Современные требования к организации и осуществления деятельности организаций дополнительного образования детей Логинова А.Н., директор ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк.
Локальные нормативные акты общеобразовательного учреждения, регулирующие образовательные отношения г. Рязань 23 октября 2013 года.
Транксрипт:

Практические вопросы разработки уставов образовательных организаций в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Гуманитарные проекты – XXI век» Зайченко Олег Михайлович, Афанасьев Константин Владимирович

Вопросы юридической техники 1.Структурные элементы основных законов, используемых при разработке устава: Гражданский кодекс РФ: … глава статья пункт подпункт абзац; ФЗ «Об образовании в РФ» : глава статья часть пункт подпункт (а, б, в) абзац; ФЗ «О некоммерческих организациях» : глава статья пункт абзац; ФЗ «Об автономных учреждениях» : глава статья часть пункт. 2.Нарушением юридической техники является дублирование норм вышестоящего уровня нормами нижестоящего уровня Одним из принципов юридической техники является максимальная экономия норм при изложении правовых предписаний, недопущение их повторов

Оформление реквизитов согласования и утверждения устава Правильное написание в соответствии с ГОСТ Р Неправильное написание Учредитель – муниципальный орган управления образования, Собственник имущества - КУМИ Учредитель и Собственник имущества – администрация муниципального образования Утвержден приказом управления образования администрации города Невинномысска от ________ _____ Утвержден постановлением Администрации Пестовского муниципального района от ________ _____ Утвержден приказом управления образования администрации города Невинномысска от ________ _____ Начальник управления образования администрации города Невинномысска ___________ В.М. Филиппов Согласовано Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края ___________ З.В. Владычкина

Заглавные буквы в наименовании образовательных организаций В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» ЕГРЮЛ стал «нечувствительным» к регистру букв. Все буквы наименования организации в документах, оформляемых УФНС, указываются заглавными

Пример

Обязательные содержательные компоненты устава ТребованиеНормаАвтономноеБюджетноеКазённое Наименование организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму ГК РФ, п.3 ст.14 7-ФЗ -++ Наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер ее деятельности, организационно-правовую форму, а также на собственника его имущества (слово «автономное» может не указываться) п.1 ч.2 ст ФЗ +-- Место нахождения п.2 ст.52 и п.3 ст.54 ГК РФ п.3 ст.14 7-ФЗ п.2 ч.2 ст ФЗ +++ Тип образовательной организации п.1 ч.2 ст ФЗ +++ Тип учреждения п.3 ст.14 7-ФЗ п.1.1 ч.2 ст ФЗ +++ Учредитель образовательной организации п.2 ч.1 ст ФЗ +++ Сведения о собственнике имущества п.3 ст.14 7-ФЗ п.3 ч ФЗ +++ Предмет и цели деятельности п.2 ст.52 ГК РФ п.3 ст.14 7-ФЗ, п.4 ч.2 ст ФЗ +++ 6

Обязательные содержательные компоненты устава ТребованиеНормаАвтономноеБюджетноеКазённое сведения о филиалах и представительствах п.3 ст.14 7-ФЗ, п.6 ч.2 ст ФЗ +++ виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности п.3 ч.2 ст ФЗ +++ исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано п.3 ст.14 7-ФЗ п.5 ч.2 ст ФЗ +++ в том числе виды деятельности, отнесённые к основной ч.2 ст ФЗ +++ иные, не отнесённые к основной ч.7ст ФЗ +++ источники формирования имущества п.3 ст.14 7-ФЗ -++ структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий п.4 ч.2 ст ФЗ +++ порядок назначения или избрания органов юридического лица [в уставе должна быть описана процедура назначения или избрания органов юридического лица, в том числе директора/заведующего] п.1 ст.53 ГК РФ

Обязательные содержательные компоненты устава ТребованиеНормаАвтономноеБюджетноеКазённое компетенция учредителя [в ст. 52 ГК РФ – порядок управления деятельностью юридического лица] п.2 ст.52 ГК РФ +++ порядок организации деятельности органов управления образовательной организации п.7 ч.2 ст ФЗ +-- порядок управления деятельностью организации п.3 ст.14 7-ФЗ -++ порядок приятия решений органами управления образовательной организации и выступления от имени образовательной организации ч.5 ст ФЗ +++ порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией п.17 ч.1 ст ФЗ +++ условия проведения собраний и митингов по вопросам защиты своих нарушенных прав п.3 ст ФЗ +++ форма участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении организацией п.7 ч.3 ст ФЗ +++ порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления п.9 ч.3 ст ФЗ

Обязательные содержательные компоненты устава ТребованиеНормаАвтономноеБюджетноеКазённое права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией ч.6 ст ФЗ +++ [могут быть включены – рекомендуется] случаи и порядок возникновения трудовых отношений на основании трудового договора ст.16, 19 ТК РФ +++ порядок внесения изменений в устав (?) п.3 и п.4 ст.14 7-ФЗ --- порядок использования имущества в случае ликвидации (при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации) п.3 ст.14 7-ФЗ ч.3 ст ФЗ

Обязательные содержательные компоненты устава ТребованиеНормаАвтономноеБюджетноеКазённое права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности педагогических, инженерно-технических, административно- хозяйственных, производственных, учебно- вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции ч.3 ст ФЗ +++ порядок принятия локальных нормативных актов образовательной организации, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения ч.1 ст ФЗ +++ порядок утверждения положения о соответствующем структурном подразделении (в том числе филиале или представительстве) ч.4 ст ФЗ +++ включение в исчерпывающий перечень видов деятельности научной и (или) творческой деятельности в образовательной организации (если такие сведения в уставе не указаны, то данную деятельность вести нельзя) ч.4 ст ФЗ +++ устав может содержать иные не противоречащие законодательству положения п.3 ст.14 7-ФЗ

ФЗ «Об образовании в РФ» не предусмотрены следующие типы образовательных организаций Тип образовательной организации в соответствии с законом РФ «Об образовании» Тип образовательной организации в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная организация образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста общеобразовательная организация учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи определяется учредителем организации

Тип образовательной организации в соответствии с законом РФ «Об образовании» Тип образовательной организации в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяется учредителем организации образовательное учреждение дополнительного образования детей организация дополнительного образования образовательное учреждение дополнительного образования взрослых организация дополнительного образования вечерняя (сменная) общеобразовательная школа общеобразовательная организация общеобразовательная школа-интернатобщеобразовательная организация ФЗ «Об образовании в РФ» не предусмотрены следующие типы образовательных организаций

Тип образовательной организации в соответствии с законом РФ «Об образовании» Тип образовательной организации в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональная образовательная организация образовательное учреждение среднего профессионального образования профессиональная образовательная организация учебно-производственный комбинатопределяется учредителем организации ФЗ «Об образовании в РФ» не предусмотрены следующие типы образовательных организаций

Организации, осуществляющие образовательную деятельность Образовательные организации Организации, осуществляющие обучение [«необразовательные» организации] Индивидуальные предприниматели Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В соответствии с п.1 ст ФЗ организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к организациям, осуществляющим обучение, т.е. не являются образовательными организациями. Одновременно, они не являются организациями, осуществляющими лечение, оздоровление и (или) отдых, организациями, осуществляющими социальное обслуживание, а также не являются иными юридическими лицами. Согласно п.1 ст.155.1Семейного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от N 167-ФЗ) под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Т.е. при несемейной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, они могут быть устроены только в указанные организации

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вместе с тем, в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, нормам 273-ФЗ применяются нормы 273-ФЗ (ч.5 ст ФЗ). При этом, Семейный кодекс РФ действует в редакции Федерального закона от ФЗ, т.е. закона, принятого после принятия 273-ФЗ от В то же время, устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Семейным кодексом РФ

Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Законодатель не указал (как это он сделал в отношении организаций для детей- сирот) относятся ли эти учреждения к образовательным организациям или к организациям, осуществляющим обучение; В случае отнесения этих учреждений к образовательным организациям их наиболее вероятным типом будет «дошкольная образовательная организация» или «общеобразовательная организация» (дошкольные образовательные организации не могут реализовывать образовательные программы начального, основного, среднего общего образования); При отнесении этих учреждений к организациям, осуществляющим обучение, это могут быть организации: –осуществляющие лечение, оздоровление; –иные юридические лица (центры психолого-педагогической, медицинской и социально помощи). ч.1 ст ФЗ предусмотрено создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Наименование образовательных организаций Наименование дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций не изменяется, если оно не противоречит требованиям законодательства. Наименования образовательных организаций, типы которых не предусмотрены ФЗ «Об образовании в РФ», приводятся в соответствие с действующим законодательством. По всем предусмотренным ФЗ «Об образовании в РФ» 6 типам образовательных организаций виды не установлены

Примеры наименований образовательных организаций 1.[Муниципальное]* [автономное] учреждение дополнительного образования «Фирменное наименование» наименование муниципального образования**. 2.[Муниципальное] [бюджетное] общеобразовательное учреждение «Фирменное наименование» [наименование муниципального образования]. 3.[Автономное] [государственное] профессиональное образовательное учреждение Новгородской области «Колледж сервиса и управления». 4.[Муниципальное] [бюджетное] дошкольное образовательное учреждение «Фирменное наименование» [наименование муниципального образования]. _______ * в квадратных скобках [] указаны необязательные сведения ** указание на собственника имущества является обязательным только для автономных учреждений

Примеры наименований образовательных организаций 1.[Областное] [государственное] [бюджетное] учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи 1». 2.[Государственное] [бюджетное] учреждение [Новгородской области] «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи 1». 3.[Автономное] учреждение Новгородской области «Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи 1». 4.[Областное] [государственное] [бюджетное] учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат 5». 5.Учреждение дополнительного профессионального образования Новгородской области «Институт развития образования»

Разделы устава образовательной организации 1.Общие положения. 2.Цели, предмет и виды деятельности учреждения. 3.Права и обязанности обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 4.Работники учреждения. 5.Управление учреждением (включая порядок принятия локальных нормативных актов). 6.Заключительные положения

Раздел 1. Общие положения (избранное) Краткая история учреждения. Место нахождения учреждения (ранее – юридический и фактический адрес). Сведения о филиалах и представительствах: Вариант 1: «Учреждение не имеет филиалов и представительств». Вариант 2: «Учреждение имеет следующие филиалы: Точное название филиала из выписки из ЕГРЮЛ. Учреждение не имеет представительств

Раздел 1. Общие положения Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городского округа – город Невинномысск Ставропольского края. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет управление образования администрации города Невинномысска (далее – Учредитель). Функции и полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края (далее – Собственник имущества)

Раздел 1. Общие положения Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Плюсский район» Псковской области. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляет Администрация муниципального района

Раздел 1. Общие положения Учреждение является некоммерческой организацией и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Ставропольского края, иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Ставропольского края, муниципальными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления города Невинномысска*, настоящим Уставом и локальными актами Учреждения ____ * пример для муниципальных учреждений

Источники формирования имущества учреждения Источник формирования имуществаАвтономноеБюджетноеКазённое имущество, закрепленное за учреждением Собственником имущества на праве оперативного управления +++ имущество, приобретенное за счет средств бюджета городского округа/муниципального бюджета/бюджета субъекта РФ +++ бюджетные ассигнования в виде субсидий ++- бюджетные инвестиции ++- средства бюджета городского округа/муниципального бюджета/бюджета субъекта РФ --+ плата, взимаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации с родителей (законных представителей) обучающихся (для учреждений, имеющих группы детей дошкольного возраста) +++ средства от приносящей доход деятельности ++- добровольные имущественные взносы и пожертвования +++ имущество, полученное по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности для бюджетных и автономных учреждений – Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения; для казённых учреждений – Учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с уставом. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в областной/городской бюджет

Открытость и доступность информации об образовательном учреждении Учреждение предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, Учредителю и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с уставом

Основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по: образовательным программам дошкольного образования (для дошкольной образовательной организации), присмотр и уход за детьми;* образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (для общеобразовательной организации); дополнительным общеобразовательным программам (для организации дополнительного образования); образовательным программам среднего профессионального образования (для профессиональной образовательной организации). __________________ *При реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать понятие «адаптированная образовательная программа» Раздел 2. Цели, предмет и виды деятельности учреждения

Основная цель/цели деятельности учреждения: для центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; для учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : –создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; –обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; –осуществление воспитательного процесса в интересах личности, общества и государства; –обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; –охрана прав и интересов воспитанников

Не являются основной целью деятельности учреждения (ч.4 ст ФЗ) Деятельность учреждения направлена также на реализацию: Образовательные программы Тип образовательной организации дополнительных общеразвивающих программдля дошкольной образовательной организации –образовательных программ дошкольного образования, –дополнительных общеобразовательных программ, –основных программ профессионального обучения для общеобразовательной организации –образовательных программ дошкольного образования, –основных программ профессионального обучения для организации дополнительного образования –основных общеобразовательных программ, –дополнительных общеобразовательных программ, –основных программ профессионального обучения, –дополнительных профессиональных программ для профессиональной образовательной организации

Не являются основной целью деятельности учреждения (ч.4 ст ФЗ) Деятельность учреждения направлена также на реализацию: Образовательные программы Тип образовательной организации –образовательных программ дошкольного образования, –дополнительных образовательных программ, –основных программ профессионального обучения для центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи

Не являются основной целью деятельности учреждения (ч.4 ст ФЗ) Образовательные программы Тип образовательной организации в 273-ФЗ не указано, по каким видам образовательных программ данные организации вправе осуществлять образовательную деятельность. Предлагается вариант: Деятельность учреждения направлена также на реализацию: –образовательных программ дошкольного образования; –образовательных программ начального, основного среднего общего образования; –дополнительных общеобразовательных программ; –основных программ профессионального обучения. В соответствии с ч.3 ст ФЗ лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях. для учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Предмет деятельности учреждения для образовательных организаций – обучение и воспитание в интересах человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности; для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – содержание, воспитание, обеспечение социальной адаптации и охрана прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Направленность образовательных программ образовательных программ дошкольного образования – Учреждение реализует образовательные программы дошкольного образования общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности; образовательных программ начального, основного и среднего общего образования – Учреждение реализует образовательные программы начального, основного и среднего общего образования гуманитарной, технической, художественно-эстетической и физкультурной направленности

дополнительных общеобразовательных программ – Учреждение реализует дополнительные общеобразовательные программы следующей направленности: 1.художественно-эстетическая; 2.научно-техническая; 3.военно-патриотическая; 4.социально-педагогическая; 5.эколого-биологическая; 6.спортивно-техническая; 7.физкультурно-спортивная; 8.культурологическая; 9.естественнонаучная; 10.туристко-краеведческая; 11.социально-экономическая. (приложение к приказу Минобразования России от ) Направленность образовательных программ

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано в учреждении как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах

Основные виды деятельности учреждения реализация образовательных программ дошкольного образования; реализация адаптированных образовательных программ дошкольного образования; реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; реализация адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; реализация дополнительных образовательных/общеобразовательных/ /общеразвивающих программ; реализация основных программ профессионального обучения; реализация образовательных программ среднего профессионального образования; … В соответствии с данными видами деятельности учредитель формирует и утверждает муниципальное задание для учреждения

Основные виды деятельности для центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся; комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации; осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии; осуществление комплекса мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказание им социальной помощи; взаимодействие с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями; оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся. 39

Основные виды деятельности для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется Правительством РФ(абзац третий п.1 ст Семейного кодекса РФ). До дня вступления в силу нормативных правовых актов Правительства РФ, предусмотренных абзацем третьим п.1 ст Семейного кодекса, устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. (ч.8 ст.12 ФЗ от N 167-ФЗ) –осуществление присмотра и ухода за детьми; –содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; –обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; –обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; –охрана прав и интересов воспитанников

Иные виды деятельности учреждения в уставе, помимо основных видов деятельности, указываются иные виды деятельности, в том числе приносящие доход: –присмотр за обучающимися после окончания занятий; –создание и реализация любых видов интеллектуального продукта; –…

«Закрытый» перечень видов деятельности учреждения Указанные в уставе виды деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, являются исчерпывающими. Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом (п.3 ст.14 ФЗ «О некоммерческих организациях»/п.5 ч.2 ст.7 ФЗ «Об автономных учреждениях»)

Раздел 3. Права и обязанности обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся К обучающимся относятся (ст ФЗ): –воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации; –учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; –студенты – лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования; –слушатели – лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения; –экстерны - лица, зачисленные в образовательную организацию по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. По тексту устава рекомендуется использовать слово «обучающиеся»

Права обучающихся устанавливаются: частью 1 статьи 34 ФЗ «Об образовании в РФ»; иными положениями ФЗ «Об образовании в РФ»; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; локальными нормативными актами образовательного учреждения

Обязанности обучающихся устанавливаются: частью 1 статьи 43 ФЗ «Об образовании в РФ»; иными положениями ФЗ «Об образовании в РФ»; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; договором об образовании (при его наличии)

Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются: статьёй 44 ФЗ «Об образовании в РФ»; иными положениями ФЗ «Об образовании в РФ»; иными федеральными законами; договором об образовании (при его наличии)

Требование ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» Обучающиеся на ступени основного общего и среднего общего образования могут проводить во внеурочное время собрания и митинги на территории и в помещениях Учреждения, по вопросам защиты своих нарушенных прав с уведомлением директора Учреждения не позднее, чем за 5 дней до дня проведения мероприятия, о цели мероприятия, форме, месте проведения, дате, времени начала и окончания мероприятия, предполагаемом количестве участников. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам

Права, обязанности и ответственность работников учреждения устанавливаются: –законодательством Российской Федерации; –уставом образовательного учреждения; –правилами внутреннего трудового распорядка учреждения; –иными локальными нормативными актами учреждения; –должностными инструкциями; –трудовыми договорами. Раздел 4. Работники учреждения

Работники учреждения Педагогической деятельностью в Учреждении имеют право заниматься лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч.1 ст ФЗ). В образовательной организации наряду с должностями педагогических работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно- вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Право на занятие указанных должностей имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч.1 ст ФЗ)

К педагогической деятельности не допускаются лица (ст. 331 ТК РФ) лишённые права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения

К трудовой деятельности в Учреждении не допускаются лица (ст ТК РФ) имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности

Права и обязанности работников учреждения Права всех работников учреждения – статья 21 Трудового кодекса РФ Обязанности работников учреждения – статьи 21, 213 Трудового кодекса РФ

Права и социальные гарантии педагогических работников учреждения Педагогические работники учреждения: пользуются академическими правами и свободами, установленными частью 3 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; имеют трудовые права и социальные гарантии, установленные частью 5 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательством субъекта РФ и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ (для педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа))

Права и социальные гарантии руководящих работников учреждения Директору Учреждения (заведующему Учреждением), заместителям директора Учреждения (заместителям заведующего Учреждением), руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47* Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ______ *Указанным правом пользуются руководящие работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)

Раздел 5. Управление учреждением

Органы управления образовательной организации (обязательные) –учредитель и собственник имущества; –заведующий/директор учреждения; –общее собрание трудового коллектива учреждения (в профессиональной образовательной организации - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации); –педагогический совет учреждения

Органы управления учреждением в зависимости от типа учреждения и типа образовательной организации Тип учрежденияАвтономноеБюджетноеКазённое Орган управления ДОУОУДОПООДОУОУДОПООДОУОУДОПОО [управляющий] совет учреждения +/ наблюдательный совет совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся совет обучающихся Условные обозначения: ДОУ – дошкольное образовательное учреждение ОУ – общеобразовательное учреждение ДО – учреждение дополнительного образования ПОО – профессиональная образовательная организация

Распределение компетенции образовательной организации, предусмотренной ч.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» КомпетенцияОрган управления разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов органы управления учреждением, за исключением педагогического совета материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами --- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования директор установление штатного расписаниядиректор

Распределение компетенции образовательной организации, предусмотренной ч.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» КомпетенцияОрган управления прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников директор разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации педагогический совет разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации директор прием обучающихся в образовательную организациюдиректор

Распределение компетенции образовательной организации, предусмотренной ч.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» КомпетенцияОрган управления определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями педагогический совет осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения органы управления учреждением индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях директор

Распределение компетенции образовательной организации, предусмотренной ч.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» КомпетенцияОрган управления использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения педагогический совет проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования директор обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся --- создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации директор создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом директор

Распределение компетенции образовательной организации, предусмотренной ч.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» КомпетенцияОрган управления приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации директор установление требований к одежде обучающихсясовет учреждения содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации директор; совет учреждения организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров директор; педагогический совет обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" директор

Компетенция учредителя (избранное) установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) обучающихся за присмотр и уход за ребенком, и ее размера, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч.1 ст ФЗ); принятие решения о снижении размера родительской платы или о не взимании ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) обучающихся в случаях и порядке, определяемых органом местного самоуправления (ч.2 ст ФЗ)

Компетенция учредителя (избранное) принятие решения о реорганизации или ликвидации Учреждения, ликвидации филиала Учреждения на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения и с учётом мнения жителей* населённого пункта, в котором расположено Учреждение (филиал Учреждения); _____ ч.12 ст ФЗ – для сельских дошкольных и общеобразовательных учреждений

Компетенция учредителя (избранное) КомпетенцияАвтономноеБюджетноеКазённое утверждение формы плана финансово- хозяйственной деятельности ++- установление порядка составления и утверждения плана финансово- хозяйственной деятельности Учреждения в соответствии с требованиями, определёнными Министерством финансов Российской Федерации ++- утверждение плана финансово- хозяйственной деятельности Учреждения - (отнесено к компетенции директора и наблюдательного совета) +- установление порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Учреждения

Компетенция учредителя (избранное) перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), в случае прекращения деятельности Учреждения, аннулирования соответствующей лицензии, лишения его государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности (ч.9 ст ФЗ); перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности (ч.9 ст ФЗ)

Компетенция учредителя (избранное) разрешение Учреждению на приём детей в Учреждение на обучение по образовательным программам начального общего образования до достижения возраста шести лет шести месяцев или старше восьми лет по заявлению родителей (законных представителей) детей (ч.1 ст ФЗ); согласование программы развития Учреждения (ч.3 ст ФЗ); установление порядка комплектования специализированных структурных подразделений Учреждения, созданных в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности (ч.5 ст ФЗ); проведение аттестации руководящих работников Учреждения; выдача разрешения Учреждению на организацию индивидуального обучения обучающегося на дому;

Компетенция учредителя (избранное) проведение перед сдачей учреждением в аренду имущества, закреплённого за ним на праве оперативного управления, экспертной оценки последствий заключения договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно- профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей; проведение перед принятием учредителем решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации учреждения экспертной оценки последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания

Если учредитель – Администрация муниципального образования или субъекта Российской Федерации добавляются следующие компетенции: установление порядка внесения изменений в устав образовательного учреждения (для бюджетных и казённых учреждений); заключение соглашения об открытии учреждению лицевых счетов в территориальном органе Федерального казначейства; установление видов особо ценного движимого имущества; установление порядка определения перечней особо ценного движимого имущества;

Компетенция собственника имущества Если собственник имущества – КУМИ, КУГИ (или иное юридическое лицо): –закрепление на праве оперативного управления за учреждением муниципального (государственного) имущества; –изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закреплённого за учреждением Собственником имущества либо приобретённого учреждением за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества; –осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством. Решения по вопросам, указанным в пунктах 5.3.1, , , – устава, принимаются учредителем по согласованию с собственником имущества

Компетенция заведующего/директора в области управления учреждением Нормативные источники определения компетенции заведующего/ директора учреждения: Гражданский кодекс РФ; ФЗ «Об образовании в РФ»; ФЗ «О некоммерческих организациях»/ФЗ «Об автономных учреждениях»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования»; Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»

Порядок формирования совета учреждения (управляющего совета) Конференция коллектива Учреждения Все работники Учреждения Представители родителей (2 человека от каждого класса) Представители обучающихся старших классов по норме 2 человека от каждого из старших классов Совет Учреждения (min – 9 чел.) От Учредителя Общественные деятели (кооптированные члены) Директор По должности По приказу учредителя По предложению членов совета

Компетенция совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (избранное) рассмотрение и разработка предложений по совершенствованию локальных нормативных актов Учреждения, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников; участие в разработке и обсуждении программы развития Учреждения; рассмотрение вопроса о выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося; выборы в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений своих представителей; рассмотрение ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчёта о результатах самообследования; …

Компетенция совета обучающихся/студенческого совета (избранное) рассмотрение и разработка предложений по совершенствованию правил внутреннего распорядка обучающихся, иных локальных нормативных актов Учреждения, затрагивающих права и законные интересы обучающихся; планирование и организация внеучебной деятельности обучающихся, различных мероприятий с участием обучающихся; рассмотрение вопроса о выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося; представление интересов коллектива обучающихся; участие в планировании работы Учреждения; создание инициативных групп обучающихся при проведении различных мероприятий; внесение предложений иным органам управления Учреждением по актуальным для коллектива обучающихся вопросам

В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством в уставе требуется указывать компетенции органов управления учреждением (совет учреждения, наблюдательный совет учреждения, собрание трудового коллектива учреждения, педагогический совет учреждения, совет родителей и совет обучающихся), порядок их формирования, сроки полномочий, порядок деятельности и принятия решений, разработка специальных локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность данных органов, не требуется

Порядок принятия локальных нормативных актов Направление директором проекта л.н.а. коллегиальным органам Формирование коллегиальным органом мотивированного мнения Направление коллегиальным органом мотивированного мнения директору Согласие коллегиального органа с проектом л.н.а. Утверждение л.н.а. приказом директора Проведение директором дополнительных консультаций да нет С учётом замечаний коллегиального органа Достижение согласия да нет Оформление разногласий протоколом

Порядок выступления органов управления учреждением от имени учреждения Совет учреждения (управляющий совет), общее собрание трудового коллектива учреждения, педагогический совет учреждения, совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и совет обучающихся вправе самостоятельно выступать от имени учреждения, действовать в интересах Учреждения добросовестно и разумно, осуществлять взаимоотношения с органами власти, организациями и общественными объединениями исключительно в пределах полномочий, определенных настоящим Уставом, без права заключения договоров (соглашений), влекущих материальные обязательства учреждения

Порядок выступления органов управления учреждением от имени учреждения В случае нарушения принципа добросовестности и разумности виновные представители указанных органов управления учреждением несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы управления учреждением вправе выступать от имени учреждения на основании доверенности, выданной председателю либо иному представителю указанных органов директором Учреждения в объёме прав, предусмотренных доверенностью. При заключении каких-либо договоров (соглашений) органы управления учреждением обязаны согласовывать предусмотренные ими обязательства и (или) планируемые мероприятия, проводимые с органами власти, организациями и общественными объединениями, с директором Учреждения

Заключительные положения - порядок внесения изменений в устав Для автономных учреждений Для бюджетных и казённых учреждений Изменения в устав рассматриваются и принимаются общим собранием трудового коллектива учреждения, согласовываются с органом управления образованием, собственником имущества (при необходимости) и утверждаются учредителем. Учредитель принимает решение об утверждении изменений в устав после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета учреждения. Изменения в устав вносятся в порядке, установленном местной администрацией/высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ

При ликвидации учреждения его имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования (только для образовательной организации). Заключительные положения

статус образовательного учреждения; цели образовательного процесса; основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: – язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; – правила приема обучающихся, воспитанников; – продолжительность обучения на каждом этапе обучения; – порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; – система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; – режим занятий обучающихся, воспитанников; – наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); С в уставах не требуется указывать

– порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей) – Порядок обучения по индивидуальным учебным планам; структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: – использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением – финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения – осуществления приносящей доходы деятельности С в уставах не требуется указывать

– запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами – порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности – открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений) С в уставах не требуется указывать

порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; права и обязанности участников образовательного процесса (обучающихся и родителей (законных представителей)); перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения; открытость и доступность информации С в уставах не требуется указывать

Спасибо за внимание! Наши контакты: Тел. +7 (816-2) , факс +7 (816-2) Электронная почта Адрес в сети Интернет