ВЛИЯНИЕ АВИАЦИИ НА АЭРОЗОЛЬНЫЙ СОСТАВ АТМОСФЕРЫ ОМЭ, НИИЯФ МГУ (ОМЭ, НИИЯФ МГУ) ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОГЛОЩЕНИЯ ВОДЫ НА АВИАЦИОННОЙ САЖЕ o t, мин (4 2) при Т = 293 К N[H 2 O] ИЗОТЕРМЫ АДСОРБЦИИ ВОДЫ НА АВИАЦИОННОЙ САЖЕ 1 - авиационная сажа при Т = 295 К 2 - то же после цикла адсорбция- десорбция на бензоле 3 - графит первичная адсорбция на активных центрах Образование кластеров и заполнение пор 10 nm PC. Изучаются последствия эмиссии авиации на сажевый аэрозольный слой тропосферы, формирование конденсационного следа самолета и образование инициированной облачности. Определены основные физико- химические характеристики саж, эмитируемых из камеры сгорания самолета: - структура, микропористость, гидроскопичность, состав и химия поверхности. Изучается способность сажевых аэрозолей адсорбировать пары воды в условиях верхней тропосферы. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ЯДЕР КОНДЕНСАЦИИ Сажа эффективно поглощает пары воды, не нужна химическая активация (S, O, …), но значительна зависимость от структуры и морфологии. Наличие микропор нм сохраняет адсорбированную воду в жидком состоянии до 200 К, что может инициировать нуклеацию и вносить вклад в формирование конденсационного следа самолета и перистых облаков