Новые подходы к содержанию начального образования Солодилова Марина Григорьевна, заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия 2 г.Владивостока»
Федеральный закон от – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»Федеральный закон от – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» Приказ Минобрнауки РФ от г. 373 – «О введении федерального государственного стандарта начального общего образования с г.»Приказ Минобрнауки РФ от г. 373 – «О введении федерального государственного стандарта начального общего образования с г.» Приказ Департамента образования и науки Приморского края от г. 565-а «Об организации работы по обеспечению введения государственного образовательного стандарта начального общего образования в ОУ ПК»Приказ Департамента образования и науки Приморского края от г. 565-а «Об организации работы по обеспечению введения государственного образовательного стандарта начального общего образования в ОУ ПК» Перечень нормативных документов по подготовке к введению ФГОС начального общего образования
Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: подготовлено и издано в
Анализ готовности к реализации основной образовательной программы начального общего образования по заданным критериямАнализ готовности к реализации основной образовательной программы начального общего образования по заданным критериям Принятие решения о переходе на ФГОС органом самоуправления учреждения не позднее г. и его согласование с муниципальным органом управления образованияПринятие решения о переходе на ФГОС органом самоуправления учреждения не позднее г. и его согласование с муниципальным органом управления образования Проведение собрания родителей будущих первоклассников для рассмотрения вопроса о зачислении на обучение в соответствии с государственным образовательным стандартом и предоставляемых в ОУ образовательных услугахПроведение собрания родителей будущих первоклассников для рассмотрения вопроса о зачислении на обучение в соответствии с государственным образовательным стандартом и предоставляемых в ОУ образовательных услугах Обеспечить прием заявлений от законных представителей на обучение их детейОбеспечить прием заявлений от законных представителей на обучение их детей Провести мероприятия по утверждению новой нормативной базы в соответствии с требованиями ФГОС не позднее г.Провести мероприятия по утверждению новой нормативной базы в соответствии с требованиями ФГОС не позднее г. Обеспечить информирование общественности о действиях при введении ФГОСОбеспечить информирование общественности о действиях при введении ФГОС Перечень мероприятий для перехода к ФГОС
образовательная программа;образовательная программа; нормативная база;нормативная база; должностные инструкции;должностные инструкции; список учебников и учебных пособий;список учебников и учебных пособий; локальные акты, доп. соглашения;локальные акты, доп. соглашения; организация внеурочной деятельности;организация внеурочной деятельности; план методической работы;план методической работы; повышение квалификации учителей;повышение квалификации учителей; кадры, финансы, материально-технические условиякадры, финансы, материально-технические условия Критерии готовности ОУ
ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Базисный учебный план Фундаментальное ядро содержания образования Программа формирования универсальных учебных действий Примерные учебные программы Образовательный процесс Планируемы е результаты Система оценки: модель обеспечения качества образования вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность адекватность процедур и механизмов особенностям подхода уМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙуМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙ Рабочие (авторские) п р о г р а м м ы и У М К Программа ДН развития и воспитания Концепция духовно- нравственного развития и воспитания
Стандарт – социальная конвенциональная норма, общественный договор Стандарт – социальная конвенциональная норма, общественный договор СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Школа - Дом здоровья Проектная деятельность Лечебно-оздоровительные мероприятия Классы с фитомодулями Психологическая поддержка Клубы, спортсекции, игротерапия Здоровьесберегающая школьная среда Здоровьесберегающая организация учебного процесса Гигиенические условия обеспечения учебного процесса Диагностические осмотры
Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение Морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Мыследеятельностное обучение Новая школа Учебное исследование Содержание образования УчительУченик Креативное письмоТворческие мастерские Тьюторство Метод проектов Портфолио
Система оценки: портфолио Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав портфолио 1.Результаты стартовой диагностики 2.Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы 3.Результаты и материалы тематических работ 4.Результаты и материалы итогового контроля 5.Достижения во внеучебной деятельности 6.Выборки детских работ
Стремление к профессиональному cамосовершенствованию Умения и навыки работы в команде Психологическая готовность к к самообразованию Умения и навыки взаимодействия с родителями Уважение к личности ребенка Умения и навыки участия в управлении школой
Подумаем - ? В чём причины В чём причины неуспешности в учении? неуспешности в учении? Каковы резервы качественного образования? Каковы резервы качественного образования? Что делать? Что делать?
Способности и компетентности Техники и способы мышления и деятельности Виды и средства деятельности ЗУН Знаниево- информационный подход Деятельностный подход Мыследеятельностный подход Антропологический подход в мыследеятельностной педагогике Наращивание потенциала учащихся
Национальный воспитательный идеал Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
« … ШКОЛА – ДОЛЖНА ОПЕРЕЖАТЬ ЖИЗНЬ … » Пусть этот год будет успешным!