Управление государственным, гарантированным государством и квазигосударственным долгом Министерство финансов Республики Казахстан Астана, май 2012г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рейтинги Банка «Таврический» (ОАО) на года Агентство По международной шкале По национальной шкале Прогноз по рейтингам Standard & PoorsB-ruBBBстабильный.
Advertisements

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ И ПЛАНОВ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ХОЛДИНГОВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЛДИНГОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ.
«Расчет и отражение показателей и приложений по муниципальному долгу при составлении проекта бюджета муниципального образования» 22 июня 2011г.
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ И ПЛАНОВ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ХОЛДИНГОВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЛДИНГОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ.
Зейналов А.А.1 Магистерская диссертация Зейналов Александр Алиевич «Совершенствование методического обеспечения принятия решений о привлечении.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
Федеральное казначейство О предоставлении краткосрочных бюджетных кредитов С.Е. Прокофьев - заместитель руководителя Федерального казначейства д.э.н.,
Взаимодействие в процессе формирования бюджета Астана год.
Тема 5. Доходы предприятия и финансовые результаты его деятельности.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Показатель На (место) На (место) На (место) На (место) Динамика за 2011 (мест) Динамика за (мест)
1 Тема 4. Международное движение капитала. 2 2-е занятие Вопросы: 4.Рынок международного кредита: понятие, классификация международных ссуд, экономические.
1 Министерство Финансов Азербайджанской Республики Государственное Казначейское Агентство.
Принципы построения бюджетной системы РК. Бюджетная система - совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ЗА 2010 ГОД, ЗАДАЧИ НА 2011 ГОД.
Росэксимбанк и система государственной поддержки экспорта в Российской Федерации 2008 год.
Политика России во внешних заимствованиях в условиях снижения экономического роста.
Транксрипт:

Управление государственным, гарантированным государством и квазигосударственным долгом Министерство финансов Республики Казахстан Астана, май 2012г.

Текущее состояние долга 2

3

4

5

6

Наименование Валовый внешний долг, млрд.долл.США18,322,932,943,574,096,7107,9112,9118,2123,8 государственный долг2,93,12,71,71,81,41,62,23,84,5 долг банковского сектора1,43,57,715,333,345,939,230,219,914,6 прочий долг13,916,322,526,538,949,367,180,594,5104,7 7 Текущее состояние долга

8

Абсолютные и относительные параметры государственного и квазигосударственного долга По состоянию на г. в млрд.долл.СШАв % к ВВП 1. Государственный долг22,012 Внутренний: 17,59,6 Внешний: 4,52,4 2. Квазигосударственный долг21,011,5 Внешний: 21,011,5 Итого43,023,5 Текущее состояние долга 9

Наименование платежа квартал2 квартал3 квартал4 квартал1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал погашение обслуживание всего по кварталам всего по годам Текущее состояние долга 10

Расходы РБ на погашение и обслуживание правительственного долга к доходам РБ Текущее состояние долга 11

Текущее состояние долга 12

Текущее состояние долга 13

млрд.тенге 14 Корреляция адекватного уровня заимствования с накопленными активами Национального фонда РК Наименование показателя 2011 год2012 год2013 год2014 год план Условный фиксированный инвестиционный доход Нацфонда в 4,5% Расходы РБ на обслуживание правительственного долга В целях предотвращения замещения средств Национального фонда правительственным заимствованием предусмотрено, что ежегодные расходы на обслуживание правительственного долга не должны превышать ежегодный условный фиксированный инвестиционный доход Национального фонда в 4,5%. Данное ограничение соблюдается, превышение его в среднесрочном периоде не прогнозируется.

По состоянию на 1 января 2012 года средства Фонда составляют млрд. тенге. Средний годовой прирост активов Фонда за годы составил около 47%. * Прогноз без учета инвестиционного дохода в поступлениях и оплаты расходов по управлению Фондом и аудиту Корреляция адекватного уровня заимствования с накопленными активами Национального фонда РК 15

Поступления и использование средств Национального фонда Республики Казахстан в * годах (млрд.тенге) С 1 июля 2006 года в механизм формирования и использования Фонда были внесены изменения в части перечисления напрямую в Фонд поступлений прямых налогов от предприятий нефтяного сектора, от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям, и от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения. Среднегодовое поступление в Фонд в годах составляет порядка млрд. тенге. Среднегодовое использование средств Фонда в годах составляет около 805 млрд.тенге. Обзор состояния долга 16 Корреляция адекватного уровня заимствования с накопленными активами Национального фонда РК * Прогноз без учета инвестиционного дохода в поступлениях и оплаты расходов по управлению Фондом и аудиту

В Налоговом кодексе РК предусмотрены ограничения по отнесению на вычет вознаграждений, выплачиваемых взаимосвязанным сторонам и лицам, зарегистрированным в государстве со льготным налогообложением, в зависимости от отношения среднегодового капитала к среднегодовой сумме обязательств (Правило достаточной капитализации); В соответствии с Налоговым кодексом РК прибыль юридического лица- нерезидента, зарегистрированного в государстве со льготным налогообложением, включается в налогооблагаемый доход резидента РК пропорционально доли его участия в уставном капитале нерезидента; В соответствии с Законом РК «О трансфертном ценообразовании» при отклонении цены сделки от рыночной цена, примененная участниками внешнеторговых операций, корректируется. 17 Существующие механизмы, ограничивающие внешнее заимствование и отток капитала

18 Согласно международной практике (ограничения по ЕЭП, Маастрихтское соглашение) уровень государственного долга не должен превышать 60% к ВВП. Государственный долг РК по отношению к ВВП на г. составил 12%; В соответствии с рекомендациями международного рейтингового агентства Standard&Poors лимит долговой нагрузки на бюджет должен быть в пределах 10-15%. Отношение расходов на погашение и обслуживание правительственного долга к доходам республиканского бюджета сложилось в 2011 году на уровне 8,9%; Казахстан в Индексе глобальной конкурентоспособности по показателю «Государственный долг» занимает 12 место (отчет ВЭФ за годы); В 2010 году Всемирным банком проведена Оценка эффективности управления государственным долгом (DeMPA ) в Казахстане. Сильные стороны в управлении государственным долгом: нормативно-правовая база, общие основы управления, управление операционными рисками, согласованность с налогово-бюджетной и денежно- кредитной политик, учет и отчетность по долговым обязательствам. В целом, установленные предельно допустимые уровни индикаторов государственного долга находятся в зоне допустимых значений и не оказывают опасения. Возможные риски долга Риски государственного долга

Риски долга корпоративного сектора Основная часть валового внешнего долга приходится на корпоративный сектор (89,6 млрд.долл США или 72,4% ВВД). Из них 59,9 млрд.долл. приходится на долю межфирменной задолженности, которая является частью прямых иностранных инвестиций. Риск давления на государство со стороны внешних кредиторов в связи с проблемами погашения межфирменной задолженности крайне низок, т.к. в данном случае кредитор, участвуя в управлении деятельностью заемщика, разделяет ответственность за его неплатежеспособность. Существует риск давления на реальный обменный курс (валютный риск) в результате объемных оттоков капитала по обслуживанию и погашению долга, риск девальвации тенге из-за падения цен на экспортные товары. Возможные риски долга 19

Риски квазигосударственного долга Субъекты квазигосударственного сектора могут стать источником фискального риска из-за: - чрезмерного роста обязательств, просроченных платежей, дефолта; - возможной субсидиарной ответственности государства и необходимости предоставления помощи со стороны госбюджета. Назрела необходимость принятия мер по управлению квазигосударственным долгом Возможные риски долга 20

Министерство финансов РК Национальный банк РК Уполномоченные государственные органы МЭРТ РК осуществляет прогноз и устанавливает возможные пределы валового внешнего долга, в целом координирует деятельность государственных органов по регулированию валового внешнего долга Обеспечение выполнения государственной политики по государственному долгу и условным обязательствам государства Обеспечение выполнения государственной политики по долгу организаций финансового сектора, а также ведение мониторинга состояния внешнего долга организаций с преобладающим участием государства Обеспечение выполнения государственной политики по долгу организаций с преобладающим участием государства и долгу организаций с участием менее 50% акций государства Общая координация по управлению валовым внешним долгом согласно Концепции по управлению государственным и валовым внешним долгом 21

Мониторинг и контроль долга: - контроль соответствующими государственными органами соблюдения параметров долга и наличия Системы управления рисками через планы развития и отчеты по исполнению планов развития; - согласование с уполномоченным органом соответствующей отрасли новых заимствований субъектов квазигосударственного сектора. Сводный учет и анализ: -передача Национальным банком РК данных о финансовых условиях договоров (и иных форм) внешних займов, привлекаемых субъектами квазигосударственного сектора; - предоставление Национальным банком РК на периодической основе сведений о текущем состоянии внешнего долга в разрезе каждого субъекта квазигосударственного сектора. Государственное регулирование - установление допустимых пределов долга субъектов квазигосударственного сектора на макроуровне; - установление приоритетных отраслей для заимствования субъектами квазигосударственного сектора. Управление рисками: -установление ограничений для субъектов квазигосударственного сектора, имеющих право привлекать внешние займы; - установление требований по наличию Системы управления рисками у субъектов квазигосударственного сектора; - установление ограничений по долгу для каждого субъекта. Предложения по управлению квазигосударственным долгом Концептуальная модель управления квазигосударственным долгом 22

Механизм контроля квазигосударственного долга На макро уровне: Установление верхнего предела для государственного долга и квазигосударственного долга, в совокупности, в размере 60% к ВВП; Ограничение допустимого уровня долга квазигосударственного сектора на уровне субъектов (за исключением БВУ) исходя из установленных отраслевых приоритетов заимствования субъектов квазигосударственного сектора и верхнего предела долга. На микро уровне: Запрет на осуществление внешних заимствований субъектами квазигосударственного сектора за исключением АО «ФНБ «Самрук-Казына» и его дочерних и зависимых организаций, АО «НХ «КазАгро», Банка Развития Казахстана; Установление требований о наличии в компаниях систем управления рисками. Привлечение дополнительных займов может производиться только компаниями с устойчивым финансовым состоянием. Устойчивость оценивается по ряду финансовых индикаторов, используемых для анализа финансового состояния компаний. Предложения по управлению квазигосударственным долгом 23

Действующая система управления рисками АО «ФНБ «Самрук-Казына» выделяет четыре основные финансовые риски Фонда: Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств в определенном временном промежутке; Кредитный риск возникает при неисполнении либо ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств в срок и полном объеме; Валютный риск возникает в результате изменения курсов иностранных валют к национальной валюте при осуществлении Фондом своей деятельности. С целью раннего выявления факторов риска проводится постоянный анализ изменения курсов валют. Разрабатывается методика хеджирования. Возможные потери Фонда, связанные с валютным риском, определяются в соответствии с Правилами управления валютным риском. Процентный риск возникает в следствие неблагоприятного изменения ставок вознаграждения и измеряется как размер его возможного негативного влияния на два основных показателя деятельности Фонда: оценочную стоимость процентных активов и чистый процентный доход/расход процентных активов. Управление процентным риском на уровне Фонда осуществляется путем установления плавающей ставки по предоставляемым займам, если источником для Фонда является займ с плавающей ставкой. Также Фондом прорабатывается вопрос об ограничении привлечения со стороны дочерних компаний заемных средств под плавающие ставки вознаграждения. По своим финансовым последствиям риск ликвидности и кредитный риск в практике относятся к числу наиболее опасных. 24 Система управления рисками АО ФНБ Самрук-Казына

Управление риском ликвидности АО «ФНБ «Самрук-Казына» Погашение основного долга и вознаграждения по внешним займам + чистый денежный поток, в млн.долл.США Мониторинг финансовой устойчивости компаний, входящих в группу Фонда Коэффициент К3 Долг/EBITDA – это показатель долговой нагрузки на организации, ее способности погасить имеющиеся обязательства. В качестве показателя поступления средств используется показатель EBITDA – прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации. 25

26 Управление кредитным риском АО «ФНБ «Самрук-Казына» Мониторинг общего уровня адекватности кредитного риска и достаточности размера собственного капитала, для управления совокупными рисками активов осуществляется Фондом через коэффициент «достаточность собственного капитала». Это показатель деятельности компании, выражаемый в виде отношения собственных средств к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска. Данный коэффициент отражает наличие у компании капитала, достаточного для ее нормального функционирования. Начиная с 2011 года мониторинг кредитного риска дочерних компаний осуществляется ежегодно по итогам года Фондом через анализ показателя «Уровень сформированных провизий к активам». Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги АО «ФНБ «Самрук-Казына» по обязательствам в иностранной валюте до "ВВВ+/А-2", по обязательствам в национальной валюте до ВВВ+/Стабильный/А-2. Это отражает низкие ожидания по кредитным рискам Фонда и безусловную вероятность получения своевременной экстренной поддержки от Правительства РК, достаточной для обслуживания всех долговых обязательств в стрессовой ситуации. Норматив минимального значения Факт на конец 2011 года 0,25 0,29 Система управления рисками АО ФНБ Самрук-Казына

В реализацию Концептуальной модели необходимо внести следующие изменения в действующие НПА: Отражение верхнего предела квазигосударственного долга исходя из политики управления государственным и гарантированным государством долгом в отдельном разделе ежегодного Прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан (МЭРТ РК) - распределение предела квазигосударственного долга исходя из установленных отраслевых приоритетов заимствования субъектами квазигосударственного сектора (МЭРТ РК); Отражение основных задач по соблюдению указанных пределов долга в стратегических планах уполномоченных государственных органов (отраслевых министерств); Отражение показателей мониторинга долга в рамках СУР в планах развития субъектов квазигосударственного сектора (Правила разработки, утверждения стратегий и планов развития) (МЭРТ РК, ……); Внесение форм отчетности о состоянии долга, планируемых заимствованиях в планы развития и отчеты по исполнению планов развития в целях формирования статистики долга и мониторинга соблюдения установленных ограничений (МЭРТ РК, МФ РК - КГИП); Внесение изменений в Совместный приказ МФ РК и НБРК об информационном обмене в части предоставления информации по квазигосударственному долгу. Предложения по управлению квазигосударственным долгом 27

28 Спасибо за внимание!