1 Центр бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia КАЗАХСТАНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Факторы стимулирующие/препятствующие развитию предпринимательства в России. Анализ экспертных интервью Агния Алесина (O+K Маркетинг + Консалтинг) Декабрь.
Advertisements

Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса Отчет по.
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
Перспективы развития г. Новошахтинска как приграничной территории.
Результаты социологического опроса населения «Комплексный анализ формирования «нулевой терпимости» к правонарушениям» Результаты социологического опроса.
19 июня 2012 г.. это показатель, рассчитываемый на базе опроса индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных частных предприятий.
Состояние и уровень коррупции в органах местного самоуправления г.о. Тольятти г.о. Тольятти, 2011г.
Влияние административной и регуляторной среды на развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Результаты экспертного опроса «КСО проекты украинских компаний в современных условиях» Результаты экспертного опроса «КСО проекты украинских компаний в.
1 Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября февраля 2015 "Педагогическая технология и мастерство учителя" Часовских Наталия.
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
Языковая ситуация в Казахстане. Языковые процессы можно отнести к процессам социальным, выражающие изменения, происходящие в обществе. Проведение исследований.
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
Отношение студенческой молодежи к развитию малого бизнеса и возможности участия в нем Результаты социологического исследования.
Оценка качества товаров и услуг и защита прав потребителей глазами петербуржцев Экспресс-анализ Санкт-Петербург – декабрь 2009 г.
Аналитика показателей развития малого и среднего бизнеса в СЗФО и его государственной поддержки в регионах в рамках проекта ТАСИС Баденко Александр Львович.
SME-Toolkit Project Ukraine Business Technologies Development Center Межрегиональная конференция Механизмы и новые направления в.
Анализ деятельности МСБ в РК в условиях новой экономической политики государства на основе опроса субъектов МСБ 2016 г., апрель Департамент развития МСБ.
Транксрипт:

1 Центр бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia КАЗАХСТАНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОГО ИСССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «БИЗНЕС-СОВЕТНИК»

2 Методология исследования Кабинетное исследование (изучение вторичных источников информации) Анкетный опрос предпринимателей Фокус-группы Глубинные интервью с субъектами МСБ, не принимавшими участие в Экспресс-курсе Посттренинговое исследование –Глубинные интервью с участниками «Экспресс- курса» –Телефонный опрос участников курса

3 Методология исследования Опрос слушателей «Экспресс-курса» предпринимательства. Выборка респондентов Респонденты - слушатели Экспресс-курса предпринимательства, проведенного в рамках программы «Бизнес-советник». Методика - GANG SURVEY или групповое самозаполнение с элементами интервьюирования. Основные преимущества методики: -анкета заполнялась под руководством опытного модератора, который объяснял суть вопроса и помогал респонденту правильно заполнить анкету; -визуальная проверка анкет непосредственно на месте опроса. Состав респондентов по категориям предпринимателей согласно градациям выборки (в % от всех слушателей Экспресс-курса)

4 Методология исследования Сравнительная таблица структур генеральной и выборочной совокупности

5 Методология исследования Фокус-группы Фокус группы были проведены с населением с предпринимательской инициативой, имеющим в прошлом опыт ведения собственного дела, ведущим свое дело в настоящее время, а также с главами крестьянских и фермерских хозяйств. В Алматинской, Южно-Казахстанской, Восточно- Казахстанской, Костанайской, Мангыстауской и Карагандинской областях было отобрано типизирующее село, в котором проводилось по 1 фокус-группе с главами фермерских/крестьянских хозяйств.

6 Методология исследования Глубинные интервью с субъектами МСБ, не принимавшими участие в Экспресс-курсе Глубинные интервью проводились для детализации мнений, представлений и оценок респондентов. В качестве ключевых информаторов выступали представители субъектов МСБ, не принимавшие участие в Экспресс-курсе. Глубинные интервью были проведены в 14 областях Казахстана, а также в гг. Алматы и Астана.

7 Методология исследования Посттренинговое исследование Глубинные интервью с участниками «Экспресс- курса» Телефонный опрос участников курса

8 Ключевые результаты и выводы Главными позитивными результатами государственной политики в области предпринимательства стали вовлечение в предпринимательство широких слоев населения и кардинальное изменение массового общественного восприятия бизнеса. Малым и средним предпринимательством сегодня занято около четверти экономически активного населения, а в крупных городах Казахстана этот показатель приближается к 40%. О выраженной тенденции к росту массовости бизнеса свидетельствует то, что с 2001 по 2009 год в организационно-правовой структуре МСБ доля юридических лиц сократилась в 1,8 раза, в то время как доля индивидуальных предпринимателей увеличилась в 1,4 раза. Более 75% опрошенных в рамках Программы «Бизнес-советник» предпринимателей убеждены, что отношение населения к бизнесу существенно изменилось в лучшую сторону. Как показали качественные исследования, в массовом сознании перестали доминировать стереотипы «предприниматель- это спекулянт», «бизнес не бывает честным». У рядовых казахстанцев исчезла широко бытовавшая в начале рыночных реформ ненависть к предпринимателям, основанная на зависти.

9 Ключевые результаты и выводы О достигнутой органичной вплетенности бизнеса в социальную ткань казахстанского общества говорит то, что выявленная проведенным исследованием социально-демографическая и этническая структура МСБ в основных характеристиках воспроизводит структуру населения. Развитие предпринимательства способствует решению гендерных проблем. Более 60% слушателей Экспресс-курса предпринимательства, которые представляли активную часть «глубинки» казахстанского бизнеса, составили женщины.

10 Ключевые результаты и выводы Распределение опрошенных предпринимателей по возрасту (в % от всех слушателей Экспресс-курса) Этнический состав опрошенных предпринимателей (в % от различных категорий предпринимателей) Распределение опрошенных предпринимателей по образованию (в % от разных категорий предпринимателей)

11 Ключевые результаты и выводы Исследование в значительной степени опровергло широко распространенные в научных, политических и общественных кругах утверждения о господстве упаднических настроений в среде малого и среднего бизнеса. Несмотря на сильное, подчас болезненное ощущение трудностей и проблем, казахстанские предприниматели настроены, в большинстве, позитивно, стремясь найти возможности и перспективы для развития своего бизнеса. О ясных перспективах своего бизнеса заявили более 47% опрошенных участников Экспресс-курса предпринимательства. Более половины респондентов намерены в той или иной мере увеличить масштабы бизнеса. Более 59% ищут пути диверсификации бизнеса. Несмотря на отсутствие средств для внедрения серьезных инноваций, в последние 3 года 54% опрошенных предпринимателей смогли приобрести и установить новое оборудование, 37% - модернизировать действующее оборудование, 39% - произвести капитальный ремонт.

12 Ключевые результаты и выводы Если на уровне «государство-бизнес», несмотря на естественные, подчас достаточно острые противоречия в подходах и оценках, отношения в целом характеризуются взаимопониманием и диалогом, то в отношениях контролирующих и регулирующих государственных органов, с одной стороны и бизнеса, с другой стороны, на местном уровне сложился настоящий социально-психологический антагонизм. Предприниматели, как показали фокус-группы и глубинные интервью, убеждены, что местные чиновники относятся к ним с ненавистью, основанной на зависти. Типичный образ местного чиновника, сложившийся в среде массового бизнеса, это не проводник государственных интересов, а беззастенчивый коррупционер, рассматривающий бизнес исключительно как «дойную корову».

13 Ключевые результаты и выводы В кругах малого и среднего бизнеса, особенно в провинции, как норма и непоколебимая данность воспринимается наличие коррупционной таксы на те или иные действия или решения местных контролирующих и регулирующих органов. Сложились градации натуральных подношений чиновникам в виде всякого рода подарков. Отмечены случаи, когда чиновники диктуют выбор таких подарков в соответствии со своими вкусами. Гоголевские ситуации «взяток борзыми щенками», т.е. подбора подношений под вкусы получателя, получают все большее распространение. То, что все это, несмотря на кампанию борьбы с коррупцией, рассматривается представителями МСБ как привычное состояние, подтверждается и тем, что обо всех подобных вещах участники фокус-групп говорили спокойно и откровенно.

14 Ключевые результаты и выводы Исследование выявило вопиющие факты чиновничьего произвола, основанного на использовании лазеек в законодательстве. Особенно это касается выделения земельных участков, разрешений на строительство. Произвол, давление, вымогательство со стороны чиновников являются одной из главных причин, тормозящих вовлечение населения в предпринимательскую деятельность. Из тех предпринимателей, которые в настоящее время намерены прервать бизнес, более 17% обуславливают свое решение невыносимыми отношениями с контролирующими и регулирующими органами. Сравнение причин прекращения предпринимательской деятельности у респондентов, прерывавших бизнес в прошлом и у респондентов, намеренных прервать бизнес в настоящее время Причины прекращения бизнеса Предприниматели, прекращавшие бизнес в прошлом (% ответов по данной категории) Предприниматели, намеренные прекратить бизнес в настоящее время (% ответов по данной категории) Не было/нет работы (заказов, потребителей моей продукции/услуг) 35,827,5 Не выдержал/ не выдерживаю конкуренции 13,630,4 Являлся/ являюсь жертвой рейдерства 3,83,9 Не выдержал / не выдерживаю произвола, давления/ вымогательства со стороны контролирующих и регулирующих органов 11,517,8 Понял/ понимаю бесперспективность данного бизнеса 14,313,6 Понял, что в силу своих личных качеств и способностей не гожусь для данного бизнеса 5,48,1

15 Ключевые результаты и выводы Исследование показало, что предприниматели высоко ценят проведенную налоговую реформу, однако, не видят значимых изменений в налоговом администрировании. Более того, широко распространено мнение, что снизившаяся налоговая нагрузка компенсируется ужесточившимися штрафами.

16 Ключевые результаты и выводы Исследование установило, что в процессе осуществления государственной антикризисной программы и связанных с ней мер государственной поддержки бизнеса, образовалась широкая коррупционная ниша в коммерческих банках. В среде малого и среднего бизнеса сложились стойкие стереотипы: - средства, выделяемые государством банкам для поддержки МСБ, не доходят по назначению; - без взятки нельзя получить льготный кредит, даже если источниками средств являются специализированные государственные и международные организации; Банки игнорируют принципы антикризисных программ государства и правила, установленные государственными структурами поддержки предпринимательства.

17 Ключевые результаты и выводы Широкие круги предпринимателей осведомлены о государственных программах поддержки МСБ, в том числе в рамках специальных антикризисных мер. Однако эта осведомленность носит поверхностный характер. О конкретных проектах и возможностях предприниматели осведомлены слабо. Особое внимание хотелось бы обратить на возникающий потенциал сознательного отказа от государственной поддержки. Это связано с тем, что в самом начале участия или даже на подступах к участию в государственных программах предприниматели становятся объектом повышенного внимания государственных контролирующих органов, непрерывных проверок с их стороны. Участники фокус-групп и респонденты глубинных интервью жаловались также на неоправданную сложность процедур оформления государственной поддержки.

18 Ключевые результаты и выводы В стимулировании предпринимательства негативную роль играет выявившееся исследованием стремление предпринимателей не переходить в более высокий организационно-правовой статус. Распределение ответов на вопрос «Насколько важно для Вас – Вашего предприятия оставаться субъектом малого бизнеса, не переходя в средний бизнес, чтобы сохранить предусмотренные для малого бизнеса льготы?» - согласились с этим суждением 49,6%, - не согласились – 48,1%, - затруднились ответить - 2,3% Около 70% опрошенных считают для себя важным, в том числе около 16% - очень важным, сохранить статус субъекта малого бизнеса. Второй вопрос предлагал выразить личное согласие или несогласие с утверждением «Я сознательно сдерживаю масштабы деятельности, обороты, чтобы не утратить статус субъекта малого бизнеса и вытекающие из него льготы».

19 Ключевые результаты и выводы Подавляющее большинство предпринимателей высоко оценило планы Фонда ДАМУ по организации Центров поддержки предпринимательства. Однако на фокус-группах выявилось несколько скептическое отношение к ЦПП. Главные опасения состоят в том, что данная структура воспроизведет формальные подходы, характерные для действующих организаций государственной и неправительственной поддержки бизнеса. Участники исследования убеждены, что для того, чтобы стать эффективными и полезными, ЦПП должны сосредоточиться не на просветительстве, а на оказании реальной помощи предпринимателям в решении конкретных проблем. Кроме того, рекомендации, консультации ЦПП должны иметь вес, чтобы предприниматели могли их использовать как аргументы в возможных спорах с налоговыми и иными государственными органами. Из тестировавшихся программ Фонда ДАМУ наиболее позитивный отклик нашло создание специального банка для МСБ

20 Ключевые результаты и выводы Экспресс-курс предпринимательства получил высокую оценку слушателей. В той или иной мере его идею и ее реализацию одобрило более 90% опрошенных слушателей. Оценка респондентами уровня Экспресс-курса предпринимательства (в % от всех участников Экспресс-курса)